Тематический план 5 страница

На втором месте в вавилонской иерархии государственных долж­ностей стоял жрец. Он выполнял религиозные обряды, руководил храмовыми хозяйствами с санкции правителя; вероятно, пользовался и судебными правами. Третье место занимал так называемый «человек приказаний», или советник. Собственных полно­мочий у него не было, он обязывался контролировать исполнение указаний правителя и координировал работу остальных чиновников с финансовыми, налоговыми и чисто административными функциями; в его распоряжении был штат писцов, некоторые из которых имели собственную сферу письменной деятельности. Затем следовал «высший посол», которому вменялось координировать внешнеполи­тическую деятельность, присутствовать на приемах иноземных по­слов и который считался постоянным представителем правителя в других государствах. Обязанности по вождению войск, их обучению и комплектованию лежали на главнокомандующем (назва­ние условно). Замыкал ряд высших должностей начальник дворца — нубанда, который со временем стал играть большую роль вообще в государственном аппарате: через него стали передаваться приказа­ния правителя, к нему поступали все отчетные документы с хо­зяйств, он организовывал деятельность царских судей.

Страна была разбита на области во главе с наместника­ми — чиновниками царя. Их главной задачей был сбор налогов и общая организация государственного хозяйства; в этих целях они могли творить и суд. Чиновники руководили главами местных об­щин — рабианумами, которых хотя и формально назначали сверху, но из старейшин общины. Они имели административные, финансовые и судебно-полицейские полномочия в своей общине.

Государственная администрация Вавилонских царств была глав­ным образом дворцовой и по своим задачам преимущественно финансово-хозяйственной; остальные институты государства только зарождались в самостоятельном виде.

4.2. Государство Древнего Египта

Египет стал вторым по времени после Шумера центром, где сформировались древние цивилизация, культура и государствен­ность, оказавшие мощное влияние на средиземноморские цивилиза­ции последующего и на всю мировую историю. В отличие от Месо­потамии древнеегипетская государственность практически не преры­валась, заложив единую традицию организации, мало изменившей­ся на протяжении более чем двух тысячелетий.

Основные этапы государственной истории

Земледельческие племена, положившие начало египетской цивилизации (многим обязанной в своих особенно­стях реке Нилу), появились в Египте в IV тыс. до н.э. в ходе той же волны заселения Ближнего Востока, что и шумеры. Как и в Шуме­ре, первые протогосударственные образования здесь возникли вок­руг городов-храмов (позднее греки назовут их «номами», но совпа­дали ли древнейшие области с административными номами I тыс. до н. э., неизвестно). Во главе древнего нома стоял, как правило, жрец-правитель; насчитывалось их в Египте до 38-39. Со временем номы образовали как бы второй «круг» концентрации: царства Верхнего и Нижнего Египта. Примерно в XXXIII в. до н.э. произошло объединение южных и северных номов под единой властью правите­лей первых; легендарный царь Скорпион стал основателем 1-й ди­настии правителей Египта. Необходимость объединения опиралась на формирующуюся уже тогда единую систему ирригации для всей страны. Хотя объединение это на протяжении периода Раннего цар­ства (XXX — XXVII вв. до н. э.), или тинисского периода (по сто­лице Тин)[8], было условным и общины жили изолированной жиз­нью, власть правителя (инсибайа) была сильной, опиралась на высший священный авторитет и совершенно особый, характерный только для Египта религиозный статус; почти сразу в Египте офор­милась сильная централизованная монархия.

Период Древнего царства (XXVII —XXII вв. до н.э.) был для Египта временем формирования государственной организации на ос­нове крупных перемен в общественном укладе. Ранняя монархия (в силу каких-то особенностей развития древнего общества) полностью подчинила себе общины, все оказалось растворено в едином государ­ственно-храмовом хозяйстве с принудительным трудом всего насе­ления страны; рабства в это время в Египте еще практически не бы­ло. Отношения собственности были мало развиты, но владения госу­дарственной знати отличались своей обособленностью. Управление государственным и вельможными хозяйствами и стало основой для обособления особой государственной администрации на центральном и областном уровне. Это была эпоха строительства знаменитых пи­рамид, великих правителей и сглаживания различий между древни­ми частями страны (к этой эпохе относится и правление самого долгоцарствующего в истории монарха — в XXII в. до н. э. Пиопи II якобы пробыл на троне 94 года). Рост значения областных владык привел Египет к распаду единого государства при сохранении номи­нальных правителей VI — XI династий — это был т. н. 1-й переходный период (XXII — XXI вв. до н.э.).

В период Среднего царства (XXI — XVIII вв. до н. э.) египет­ское государство вновь централизуется, власть укрепляется на цент­ральном и местном уровнях. Этому укреплению способствовала ре­лигиозная реформа правителей XII династии, поставивших среди многих египетских богов одного - Амона-Ра, или Бога Солнца, — на первое место. Усиливается военная организация центральной власти. Хотя египетское общество по-прежнему еще не вступило в бронзовый век, социальный уклад меняется в направлении большей «приватизации»: землю стали раздавать «слугам царя». Происходит

жесткое закрепление основной массы населения по их наследствен­ным профессиям: жрецы, воины, земледельцы, ремесленники, пас­тухи и др. (традиция считала 7 профессий-обязанностей). Появляет­ся рабство в хозяйствах частных лиц. Эволюцию египетского госу­дарства прервало вторжение кочевых племенгиксосов — время их владычества получило название 2-го переходного периода (XVIII — XVI вв. до н.э.).

Правители XVIII династии освободили и укрепили Египет, это стало началом Нового царства (XVI — XI вв. до н. э.) — самой знаменитой поры в истории страны. Египет превращается в миро­вую державу тогдашнего Востока, фараоны (именно тогда появляет­ся это звание) ведут многочисленные успешные завоевательные войны. В ходе административных реформ возникает новое областное деление — на 42 нома — во главе с наместниками, назначаемыми из центра. Войны и важная роль военного сословия преобразовали и социальный уклад: появляется служилый слой — немху, кото­рые занимают как бы промежуточное место между знатью и основ­ной массой населения, трудившегося в государственных или храмо­вых хозяйствах. Рабство по-прежнему играло вторичную роль.

В конце правления XX династии власть фараонов слабеет, она переходит к верховным жрецам главных святилищ Египта. Это бы­ло началом Позднего царства (XI в. — 343 г. до н. э.). После не­скольких завоеваний ливийцев, персов и, наконец, Александра Македонского — Египет, сохранив внутреннюю государственную организацию, попадает в состав Македонской империи, а затем и новых держав, пришедших на смену средиземноморской греческой монархии (см. § 12).

Система государственной администрации

Основы древнеегипетской государственной организации сложились уже в Древнем царстве и в дальнейшем оста­лись почти неизменными. Центральными институтами этой органи­зации были царская власть и особая система взаимоотношений цен­тра с отдельными областями страны.

Правителю Египта (инсибайа — древней эпохи, фара­он — Нового царства)[9] принадлежала царская власть, священная по своему происхождению и почти не ограниченная в своих полномо­чиях; фараоны были наиболее выраженными носителями принципов древневосточной монархии как типа государства (см. § 6). Согласно египетской доктрине, власть фараона создана и укреплена богами, правитель — носитель их воли в стране. Он ведет религиозные це­ремонии, регулирует управление, вмешиваясь в конфликты между администрацией и обычаями (сам не управляет!), реставрирует хра­мы, посылает экспедиции, организует работы, назначает главных администраторов. В управлении фараон проявляет волю бога Тога, издавая указы (уди), но в идее все должно соответствовать древ­ним обычаям и канонам. Поэтому одна из опор власти — архивы храмов. Правитель считался гарантом единства страны, в области внешней политики он поддерживал «космический порядок». Тради­ционно власть считалась наследственной, однако египетская ди­настия — это было более широкое понятие. Допускалось наследование престола женщинами (причем их последующий муж восп­ринимал от них звание правителя), другими родственниками. Есте­ственным считалось наследование родственниками-мужчинами (братьями); чтобы передать престол сыну, нужно было обосновать это политически — как правило, еще царствующий фараон прово­дил коронацию своего наследника.

Главной фигурой администрации был чати — великий упра­витель, должность которого возникла в Древнем царстве; примерно с XXII в. ее доверяли только родственникам царя. Он считался каз­начеем богов, «тайным советником для варварских стран», началь­ником всех работ и поручений — т. е. практически вся полнота уп­равления принадлежала ему, а не царю. Чати был также верховным судьей — начальником т. н. «6 великих палат». В египетских прави­лах, чати должен быть в курсе всех дел в стране: «Управителю дол­жно быть доложено и о закрытии мест в такой-то час и об открытии их, ему докладывают о крепостях юга и севера, и обо всем выходя­щем из царского дома, и о входящем туда, ибо все входит и выходит через его посланца; ему докладывают о себе наместники, затем он идет к царю на совет...»

Дворцовая подчиненная администрация была мало специализи­рованной. Выделялись главный раздатчик хлебов, виночерпий, интенданты, верховный маг, хранитель печати; одной из важных должностей было звание начальник книжной палаты и архива царя, контролировавший все государственные акты. Но должности эти были скорее почетными званиями и обязанностями, доверяемыми вельможам.

Египет административно делился на области — номы, номы — на округа-топы, затем на общинные округа. Правитель нома обла­дал административными и финансовыми полномочиями, он же был великим жрецом одного из культов. Номархи жили в столице, а де­лами ведали их официальные заместители. Помощниками были писцы и царские судьи. Рядом с номархами были и руководители военных отрядов.

Основной фигурой древнеегипетской администрации был пи­сец. Писцы вели все делопроизводство, выполняли администра­тивные поручения, раздавали продукты, собирали налоги, руково­дили общественными работами. Они были целым сословием, по­пасть в которое было сложно, а должность эта давала, вместе с госу­дарственным статусом, и право на ренту, земельные владения, даже рабов. Египетская знать была порождена государственной службой, и вельможу нельзя было себе представить без служебного поста, функций, полномочий должности.

Военная организация

Еще одной особенностью древнеегипетской государственной системы было раннее обособление и сильное развитие военной организации. Номинально верховным руководителем войска был фараон, но уже с самой древности рядом с ним была должность высшего воинского начальника, ответственного за комплектование, снаряжение, обуче­ние войск.

Постоянное войско появилось уже в период Раннего царства, хо­тя вооружено было только медными топориками и щитами. При фа­раонах XII династии (XIX —XVIII вв. до н.э.) обособилась своего рода гвардия, охранявшая царя и столицу; появилась и должность градоначальника столицы. Армия делилась на две части: пешее вой­ско и колесничное (конницы не было, хотя верховую езду 'египтяне освоили около 1500 г. до н.э.). Половина армии постоянно разме­щалась на юге страны, половина — на севере. Тактической едини­цей был отряд в 50-200 воинов со своим стягом; каждые 5 воинов подчинялись своему старшему. Оружие было государственным и вы­давалось только для похода (в пехоте были стрелки из лука и ко­пейщики). На особом положении были колесничные войска. Корпус колесничих был своего рода военно-дипломатической академией, его было необходимо пройти, чтобы получить высокие должности в армии. В XII в. до н. э. появился профессиональный флот.

Древний Египет дал истории права, пожалуй, первый пример специального военного законодательства, приписываемого фараону Сесострису. Поступившие в военную службу становились сословием воинов, они были обязаны жить сообща, постоянно упражняться во владении оружием и воинском мастерстве. Воины не имели права заниматься другими делами, не должны были отлучаться из мест расположения. Неподчинение начальникам, умышленное дезертир­ство считались тяжкими уголовными преступлениями.

Суд и законы

Египетский суд был значительно обособлен в своей организации, и это было также важной чертой всего государственного строя. Юстиция в це­лом основывалась на двух принципах: 1) незыблемое хранение при­вилегий царской власти; 2) традиционные привилегии жречества. Судебная деятельность тесно связывалась не с администрацией (хо­тя высшим судьей был главный управитель), а с традициями жрече­ской власти.

Деревенские общины располагали только полицейскими полно­мочиями в отношении своих членов. Полноценный суд был в обла­стях-номах. Для военных был свой особый суд по месторасположе­нию войска (председателями были глава нома и командир отряда). Суд был бесплатным для подданных (египетское право строго при­держивалось принципа правовой персонифицированности: египет­ский суд и законы только для египтян). Основной категорией дел номовых судов были финансовые и налоговые: ежегодно все египтя­не были обязаны объявить в области о своем имени, местожительст­ве, имуществе и доходах — с этого исчислялись продуктовые или натуральные повинности (до I тыс. до н. э. египтяне не знали денег в собственном смысле слова). Уголовные дела рассматривали специ­альные или более высокие суды: «6 великих палат». Во главе всей судебной системы был Высший суд из 30 судей (в период Позднего царства), в т. ч. 3 главных от столиц: Фив, Мемфиса и Гелиополя. Председатели носили особые знаки — золотые цепи. Египетский суд решал дела без мотивации: только «да» или «нет» в ответ на обвине­ние. Дача показаний обуславливалась принесением присяги, извест­ны случаи судебных пыток (битье палками) для понуждения к «го­ворению истины». В применении права судьи должны были, глав­ное, руководствоваться обычаями и традициями. Идеи о соответст­вии судебного решения точному предписанию закона еще, по-види­мому, не было. Хотя кодифицированные (т. е. объединенные в ко­декс и систематизированные) законы в Египте были. Легендарное начало таких законов приписывалось богу Тоту (Гермесу Тримегисту греческой традиции): еще при основании государства древности он якобы вручил жрецам 42 священные книги, из которых книги 2-13 посвящались прерогативам царя и законам правления. К VIII в. до н. э. относится издание фараоном Бокхорисом особого кодекса, где большое место отводилось регулированию сделок, торгового обо­рота, разного рода договорам (весьма своеобразным в египетском праве). Кодексы («свитки») содержались как величайшая святыня в архивах «6 палат»: в одном из древнеегипетских литературных про­изведений, описывавшем перипетии 1-го переходного периода, как о величайшей трагедии говорилось о гибели этих свитков.

Административный строй Древнеегипетского государства отли­чался большей и самостоятельной ролью храмовой администрации, замкнутой на области-номы; именно она главным образом выполня­ла (через писцов) хозяйственно-распределительные и финансовые функции. Общегосударственные задачи центральной власти концен­трировались на управлении дворцом и на развитии усиленной воен­ной организации.

4.3. Ассирийская держава

Во II — I тыс. до н. э. в Верхней Месопотамии и Передней Азии (современные Ирак, Сирия, частью Турция и Иран) сформирова­лось государство семитских народов — Ассирия, — ставшее первой в мировой истории наднациональной империей. Имперский строй Ассирийской державы был порожден особой административной и военной организацией, сложившейся в ходе активной завоевательной политики.

Становление и эволюция Ассирийского государства

На рубеже III — II тыс. до н. э. в Верхней Месопотамии, по среднему тече­нию р. Тигр, выделился город-протогосударство Ашшур. Вначале Ашшур входил в сферу политическо­го господства владык шумерского Ура (см. выше, 4.1). Однако удач­ное местоположение на перекрестье торговых путей Ближнего Вос­тока, использование торговых связей для укрепления единства с со­седними народами, быстрое обогащение города позволило его прави­телям выйти из-под реальной власти Шумера и обособиться в само­стоятельное государственное образование. Этот период истории де­ржавы носит название Староассирийского царства (XX-XVIII вв. до н. э.).

Государственная организация Ашшура этого времени типична для протогосударств, хотя большой вес торговцев в хозяйственной жизни внес в нее некоторые особенности. Правителем города счи­тался ишшиаккум (аналогично энси шумерийских городов-храмов) Его деятельность была направлена на организацию иррига­ционного хозяйства, учреждение храмов. Он же был верховным жрецом. Помимо этого, он осуществлял контроль за внешнеторго­выми операциями, первоначально в пользу шумерийских верховных властителей. Власть ишшиаккума считалась наследственной, с со­блюдением кланово-родовой преемственности. Полномочия главного администратора и судьи в городе выполнял укуллум (землеуст­роитель). В отличие от правителя его избирали члены город­ского совета, в состав которого входили избираемые (назначае­мые —?) на год городские казначеи — лимму. Как правило, должности ишшиаккума и укуллума занимало одно и то же лицо.

Выход из-под власти Шумера способствовал внутреннему росту и одновременно внешнему ослаблению Ашшура: он становится лег­кой добычей завоевателя. Глава одного из соседних племенных объединений Шамши-Адад (конец XIX — нач. XVIII в. до н. э.) стал основателем первой Ассирийской державы, просуществовав­шей около двух столетий. Под политическое влияние Ашшура по­пали многие окрестные народы, город постепенно становился цент­ром большой разнонациональной империи. Шамши-Адад провел коренную перестройку управления новой страной: подвластные земли были разделены на 14 округов с новыми административными центрами — большей частью в крупных крепостях на важнейших реках и торговых путях. Округа управлялись назначаемыми воен­ными наместниками, абсолютно не связанными с прежним населе­нием округа. В их задачи входили сбор налогов и военная админи­страция. Основным рычагом ассирийской государственности стано­вилась армия: появилось постоянное войско (царский полк), специ­альная царская охрана, комплектовавшаяся только евнухами богини Иштар, хотя количественно основную часть составляло общин­ное ополчение. В это время входит в употребление и особый титул «царя Ассирии».

В XVI-XIV в. до н. э. ассирийская держава растворяется в ново­образовавшемся Митаннийском царстве, подпадает под власть Вави­лонии. Исчезает особая политическая структура царской власти — городом по-стародавнему правит ишшиаккум. Только к XIV в. до н. э. ассирийским правителям удается возродить величие страны. Городское самоуправление теряет свое значение, усиливается власть царя, в том числе его роль как военачальника. Государство ставит под контроль общинную организацию: все общины-семьи обязаны выделить (как своего рода налог-повинность) особый надел в распо­ряжение центральной власти. Вначале обработка наделов осуществ­лялась государственными рабами из числа пленных. Позднее вошло в обиход раздавать эти наделы свободным людям в обмен на воин­скую повинность — это стало основной воинской силой державы. На общины налагается повинность предоставлять воинов царю; кроме этого, к вспомогательной воинской службе обязывались царские лю­ди, не имевшие наделов. Это позволило царям Среднеассирийской державы (XIV-XI вв. до н. э.) сформировать огромное по тем вре­менам войско в несколько десятков тысяч воинов (легендарные све­дения говорят даже о 120-тысячной армии), с помощью которой на­чать покорение окрестных народов. Расцвет ассирийской государст­венности приходится на время Новоассирийского царства (IX — VII вв. до н. э.), когда ассирийские владыки подчинили себе боль­шую часть народов Восточного Средиземноморья, переустроили внутреннюю организацию империи, создали сильно вооруженную и организованную армию. Основную военную силу ассирийцев соста­вили конница и колесницы. Кроме обычной пехоты (из ополченцев и рекрутов), в ассирийской армии впервые появляются специализи­рованные части: обоз, осадные отряды. Военной организации подчи­нялась и общая административная система державы: страна разде­лялась на области во главе с начальниками, подчинявшимися толь­ко царю как военачальнику; помимо того, специальные администра­тивные единицы составляли «крепости» и их гарнизоны. Государст­венная сила империи основывалась главным образом на прочной во­енной организации.

В середине VII в. до н. э. при царе Ашшурбанипале держава до­стигла пика своего могущества. Была отстроена новая столица — Ниневия, при дворе царя сложилась знаменитая библиотека клино­писных табличек. Однако после его смерти в Ассирии начинается период смуты, и держава попадает под власть сначала Вавилона, а затем персов.

Организация власти

Главой Ассирийской державы считался царь, уже в период первой державы порвавший всякую политическую связь с городской или общинной организацией. Способствовало этому то, что новые правители госу­дарства были выходцами из других этнических кланов, чем истори­ческое население Ашшура. Власть царя была не столько религиоз­ной сколько военно-политической, и армия была главной опорой правителя. В этой власти много было от власти верховного вождя клана. Формально царский трон был наследственным. Но реально наследование подчинялось прежним клановым и племенным тради­циям. Так, с XVIII по XIV в. до н. э. превалировало наследие власти братьями умершего правителя, затем сыновьями братьев; только в Новоассирийском царстве получило преимущество наследие от отца к сыну. При том, что сознание законности, правильности передачи престола и прав военачальника в ассирийской доктрине создавало не внутрисемейное родство, а статус города, откуда происходили прежний царь и его наследник.

Военный строй определил и жесткость иерархического построе­ния общегосударственной администрации Ассирии. Вторым лицом в государстве считался помощник царя, он же командир кре­постей и областной военной администрации; ему также поступали жалобы на судебные решения, которые или решались по существу, или передавались для нового рассмотрения. Следом шел главноко­мандующий армией — тартан, который занимался только веде­нием военных операций и собственно командованием войсками (со­зыв и организация армии были вне его полномочий). Дальнейшее государственное старшинство принадлежало главе царского совета, затем начальнику дворцовой стражи, или главе евнухов, начальнику виночерпиев, глав­ному жрецу. В новоассирийский период появилась специаль­ная должность начальника внутренней стражи государства, зани­мавшегося розыском преступников и другими делами, которые мож­но отнести к внутренним.

Власть царя опиралась на совещательные учреждения, главным образом военного происхождения. При царе было 3 совета: один — из старых воинов и бывших командиров, второй — из обла­стной и дворцовой знати, вельмож; третий — из представителей об­щинных старейшин. Ни в Среднеассирийском, ни в Новоассирий­ском царстве ничего неизвестно о народных собраниях, хотя значи­тельная роль совещательных учреждений и военной организации (построенной на служило-рекрутской системе) позволяла бы это предположить. Но известно понятие о «полноправном ассирийце», пользовавшемся равными правами с другими и особым покровитель­ством законов.

Судебная организация Ассирии также была своеобразна. Низшие суды, по-видимому, не разделялись с областным управлением, а вы­сшие представляли три специальных учреждения: суд по брачно-семейным делам (вопросы заключения брака и, особенно, брачных преступлений — неверности), суд для рассмотрения дел о кражах и суд по насильственным преступлениям. В отличие от древнеегипетского суд должен был строго придерживаться установленных и запи­санных законов (которые известны уже с XII — XI вв. до н. э.). Правоприменение в обществе полноправных воинов-ассирийцев прежде всего преследовало цели заставить подчиняться предписанным правителем правилам: в ассирийских законах редко встречается смертная казнь, зато широчайшее распространение, даже сравнительно с тем, что было обычно для стран Древнего Востока, приоб­рели членовредительские наказания.

В целом, административная организация Ассирийской державы в наименьшей степени охватывала регулирование экономической и хозяйственной деятельности страны. Главное состояло в подчинении ее построения военным и фискально-налоговым задачам. Это созда­вало основу для внешнеполитической силы державы, но это же было явной предпосылкой внутренней слабости государственной органи­зации, распадавшейся под влиянием случайных обстоятельств, сме­ны правителей, внутренних смут.

§ 5. Образование древнейших государств в Восточной Азии

5.1. Государственность в Древней Индии

Цивилизация Древней Индии представляет другой, в сравнении с Ближним Востоком, социальный и культурный мир. Однако фор­мирование государственности следовало тем же историческим стади­ям и только было более растянуто во времени. Ранние государствен­ные образования Древней Индии походили на острова в море дого-сударственного быта и дополитической социальной организации. И в дальнейшем общинный уклад надолго сохранит свою роль в ин­дийском обществе и свое особое влияние на всю государственно-политическую организацию.

Древнейшие государственно-политические объединения

В III — начале II тыс. до н. э. в долине реки Инд неизвестные пока народы образовали первые на территории Индии очаги цивилизации. Эти цивилизации были городскими (Мохенджо-Даро, Хараппа) и, очевидно, пережи­вали время социального расслоения и формирования надобщинных властных структур. Процесс их дальнейшего развития прервался в середине II тыс. до н. э., и последующее государственное развитие Древней Индии будет проходить на другой культурной и даже этни­ческой основе.

С середины II тыс. до н. э. на территорию Северной Индии нача­лось вторжение индоарийских племен (из нагорий Ирана и Прикаспия); с ними в Индию приходит другая культура, названная по основному памятнику религии и фольклора индоариев «Ригведы» — ведийской. Ведийское общество времени освоения Индии сто­яло накануне формирования в нем протогосударств. Население объ­единялось по большим патриархальным семьям. Поселения-деревни руководились не только по общинному, но и по родовому принципу: вождь — ганапати представлял доминирующую клановую ли­нию и, опираясь на нее, выделялся уже как правитель протогосударства. Ганапати обеспечивал совместное принесение жертв богам, общий труд и распределение плодов этого труда. Главные вопросы жизни племени и общин решались на собраниях полноправных общинников (кроме женщин), которые назывались у разных племен по-разному: сабхе, самити и др.

Ведийское общество подошло и к стадии подчинения общему правителю нескольких племен. Его звали раджа. Главной фун­кцией раджи была защита подданных, в т. ч. военная. Для этого, по ведийским легендам, и избирали первых царей. Усиление вла­сти царя постепенно приводило к сокращению влияния собраний, они превращаются в сходки знати и в судебные органы. Дружина племени становится постоянным войском во главе с сенапати (армия, особенно колесницы, играла особую роль в завоевании ариев). При царе большое значение обретает царский жрец — пурохита, который был первым советником и одновременно главным астрологом и предсказателем. Власть царей к расцвету ве­дийской культуры становится уже не избираемой, а наследствен­ной. В зависимости от соотношения влияния раджи и племенных собраний первые государства становились то монархиями, то ре­спубликами.

Государственная история Древней Индии с XIV по VI в. до н. э. скрыта за так называемой «ведийской ночью», когда о жизни индоариев нет никаких сведений, кроме культовых гимнов. В середине VI в. известно до 16 протогосударств — «великих стран», центром которых постепенно становится г. Магадха. К IV в. до н. э. эти обра­зования объединяются в подобие державы с организацией, типичной для раннего государства. С VI в. до н. э. в культуре индоариев рас­пространяется буддизм, который много способствовал поли­тической централизации и распространению новых представлений об отношении к власти и правителям. В правление династии Нандов магадхская держава отразила поход на Индию Александра Македон­ского, выставив устрашающих размеров армию. Сконца IV в. до н. э. в Магадхе воцаряется новая династия Маурьев, которые рас­пространяют свою власть на значительную часть Индостана и при которых — особенно при наиболее выдающемся правителе Ашоке (III в. до н. э.) — государство превращается в централизованную монархию, известную своим могуществом далеко за пределами Ин­дии. Но уже наследники Ашоки не смогли сохранить единство ран­ней державы, потеряли власть. Во II в. до н. э. Северная Индия пережила новое вторжение греко-бактрийцев — завоевание способст­вовало быстрой децентрализации. В конце I в. до н. э. прежняя де­ржава Маурьев распалась — и надолго — на десятки небольших княжеств.

Государственная организация державы Маурьев

В эпоху Маурьев индийская государственность, сохранив общие ведические традиции, значительно продвинулась по пути усиления монархии; древние институты родоплеменного са­моуправления или исчезли, или переродились в новые, государственные учреждения. Правитель и истекающая от него власть стали рассматриваться как главный элемент в державе: «Основными эле­ментами государства являются: государь, министр, сельская мест­ность, укрепленные города, казна, войско и союзники» («Артхаша-стра», 96).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: