double arrow

Астрологический ключ к значению пола для современного человека

Глава IX

Дуализм Прометея и Эпиметея связывается с ретроградным и директным направлением движения Меркурия (с геоцентрической и гелиоцентрической точек зрения). Это дает нам основание для четырехчленной классификации человеческой ментальности.

  1. Прометеанский ретроградный ум стремится к независимости от инстинктивной природы, более или менее активно противостоит ей. Это ум, переживающий тайну, посвящение в новую сферу бытия, пусть даже ограниченное или случайное. В результате ум утрачивает доверие или интерес к привычным импульсам и пытается освободиться от них. Ум устремлен, но часто связан многим из того, что желал бы забыть, или же ослеплен тем, что понял и возвещает. Этот конфликт может вести к внутреннему росту личности, а также к субъективному отождествлению себя с великими символами или образами, которые личность стремится актуализировать. Романтический композитор Шопен, официальный поэт британского империализма Киплинг, чешский политик Эдвард Венес, столкнувшийся с трудной задачей сохранить идеалы под сильным давлением, примеры такого типа Меркурия-ума.
  2. Прометеанский директный ум основывается на своей собственной природе и пребывает в гармонии с требованиями жизни. Он энергично устремляется к будущему и стремится задать личности ритм завтрашнего дня. Через несколько дней после начала директного периода Меркурий наиболее удален от Солнца с геоцентрической точки зрения. По-видимому, в это время Прометеанский ум более всего способен проецировать свои видения в символах или значимых образцах поведения, конкретизируя собой потенции и цели Солнца. Гелиоцентрически, Меркурий находится в фазе первой четверти по отношению к Земле. Интенсивная умственная деятельность проективного рода.
    Поворот происходит, когда геоцентрическая скорость движения Меркурия становится больше скорости Солнца. В подобный момент был рожден Рихард Вагнер, типичный обладатель прометеанского-директного ума в его наиболее проявленной форме интуитивного, вдохновенного, живущего будущим. Тот факт, что его натальное Солнце и асцендент приходятся на начало Близнецов, усиливает его способность создавать формы. Его друг и соратник Ф.Лист тоже имел в карте рождения Меркурий этого типа, расположенный чуть дальше того пункта, в котором его скорость становится большей, чем скорость Солнца. Наполеон I и основатель современной Чехословакии Масарик являют собой примеры этого типа ментальности в политике. Сталин родился в самом начале прометеанского-директного периода, тогда как Троцкий представляет эпиметеанский тип что проливает интересный свет на ментальность этих соперников.
    По мере возрастания геоцентрической скорости Меркурия он спешит, так сказать, встретить Солнце в верхнем соединении (фаза полного Меркурия), и эпиметеанские тенденции ума постепенно усиливаются. Быстрее всего Меркурий движется как раз перед верхним соединением или около этого времени; затем его движение замедляется. Другими словами, в прометеанской фазе ума движение Меркурия постоянно ускоряется отсюда его целеустремленость и забегание вперед. А для эпиметеанской фазы характерно понижение скорости, постоянное замедление, торможение умственной деятельности.
  3. Эпиметеанский-директный ум это полный ум, который стремится по мере возможности объективно отражать смысл жизни и событий после того, как они произошли. Это историчный, объективный ум, он составляет себе понятие о вещах на основе прошлого опыта. Часто он оказывается и наиболее эффективным, поскольку не забегает вперед жизни, но следует за вещами и людьми. Когда во время убывающей фазы меркуриального цикла скорость движения Меркурия равна скорости Солнца, условия для объективности ума становятся наилучшими. Это приблизительно последняя четверть фазы Меркурия, за которой следует эпиметеанский-ретроградный период.
    Карта рождения Карла Маркса дает пример Меркурия, близко подходящего к ретроградной фазе; его мышление чрезмерно привязано к объективным фактам и историческому анализу, представляя будущее с точки зрения исторических образцов, а не интуиции новых отношений, и тем самым акцентирует фактор детерминизма. Эпиметеанский ум склонен к формализму в подходе к жизненным отношениям и поведению; в лучшем случае, это олимпийский ум (в противоположность дионисийскому характеру прометеанского ума), а в худшем узко материалистический и детерминистский ум.
    Карта Франклина Рузвельта является еще одним примером прометеанского-директного ума, с Меркурием, поднимающимся на 160 после Солнца, хотя некоторых это может удивить. Очевидные прогрессивные тенденции принадлежат в значительной мере восходящему Урану, управляющему Солнцем, Меркурием и Венерой в Водолее, а косвенным образом остальными планетами (за исключением сильной Луны в Раке). Новый курс Рузвельта был основан на ясной оценке исторической необходимости откликнуться на многообещающий вызов новой индустриально-технологической эры.
    Даже таинственный ясноглазый Генри Уоллес имел эпиметеанский-директный тип ума, с Меркурием на наибольшем расстоянии от Солнца. В его случае, мистические наклонности объясняются тем, что кроме соединения Урана и Солнца, в его карте есть восходящие Нептун и Плутон тоже в соединении. В то же время Меркурий указывает на рассудительный и не знающий препятствий ум. У Кромвеля, с другой стороны, мы видим другой тип эпиметеанского ума, представленный Меркурием как раз после его полной фазы; этот тип ума старается запечатлеть в обществе все, что увидел и понял сам.
  4. Эпиметеанский-ретроградный ум представлен Меркурием, который движется к остановке чтобы вновь оплодотвориться волей и целью Солнца. В случаях, подобных папе Пию XI и Абдулу Баха (жизнь которого была целиком посвящена служению отцу, Баха-у-лле, почитавшемуся как воплощение Бога), мы видим этот тип ума, развившийся в религиозном направлении. В случае Бенджамина Франклина и генерала Я.Смэтса (политика, ученого и философа) можно увидеть ментальность философского характера. Ум обеих этих категорий ищет интроспективного единства с внутренней реальностью, ищет возвращения, так сказать, к источнику. Традиции отдается значительная дань но как средству, а не как цели. Ум не удовлетворяется мертвой буквой прошлого; его уделом может стать обостренное ощущение социальной неудовлетворенности, понимание того, что надо копать глубже и выступать против давления социальных шаблонов и ортодоксии, обновляясь в духе и истине.

Итак, четыре категории умственной деятельности (сказать ментальные типы было бы не совсем точно) могут дать нам ценные астро-психологические указания, но лишь в тех случаях, когда они связаны с огромным числом других факторов в карте рождения. Сказать, что ум Ф.Рузвельта был эпиметеанским-директным, значило бы сказать весьма мало о его характере и судьбе в целом; или назвать ум королевы Виктории рассудительным и не знающим препятствий(как его классифицирует Марк Джоунз), явно не означало бы сказать много о ее темпераменте женщины и королевы. Однако то, что может быть сказано, будет весьма существенным для психологической оценки индивидуального характера, дефектов или напряжений в темпераменте. Когда речь идет об известных людях, многие факторы могут привести к путанице или к чрезмерному подчеркиванию их ментальных особенностей. Однако астролог, который стремиться более полно понять собственные проблемы так же, как и проблемы своих клиентов, найдет в изучении ментального цикла Меркурия ключ к жизни ума.
Этот цикл не только дает возможность характеризовать основные врожденные тенденции ума, его можно использовать и для того, чтобы очертить развитие ума на протяжении всей жизни человека. Это делается в анализе прогрессий Меркурия в эфемеридах по обычной шкале, где один год принимается за один день после рождения, или берется предшествующий рождению день. Мы видели уже, что те годы, когда прогрессирующий Меркурий меняет директное движение на ретроградное или наоборот, являются важными переломными моментами. Соединения прогрессирующего Меркурия и прогрессирующего Солнца также весьма значимы, ибо они указывают переход от прометеанской к эпиметеанской полярности, или наоборот. Автор сам пережил подобные изменения, сказавшиеся в области его творческих отношений с искусством. В момент его рождения Меркурий был директным и восходил как утренняя звезда около 28о впереди Солнца (максимальное расстояние). В 43 года его прогрессирующий Меркурий оказался в верхнем соединении с прогрессирующим Солнцем в 15о Тельца. С 16 лет он сочинял музыку и писал на философские темы и темы культуры. Однако, как только приблизилось указанное время, ему по некоторым причинам пришлось оставить музыкальное творчество, и несколько месяцев спустя после прогрессирующего соединения Солнца и Меркурия он начал работать в совершенно новой области в живописи. Важно здесь то, что музыка представляет собой субъективное и динамическое искусство, поистине самое прометеанское из всех искусств, живопись же акцентирует объективность, форму и смысловую конкретность. Переход от музыки к живописи имел глубокое значение: автор испытал некое внутреннее открытие, как будто начала действовать новая область мозга или новая грань личности. Однако, поскольку ментальное основание натального Меркурия всегда остается основным фактором, тип живописи ясно выражает прометеанские элементы; то есть, это интуитивный тип живописи, связанный с так называемыми абстрактными, символическими формами. Некоторые критики отмечали, что ей присуще качество музыкальности.
Этот личный пример был упомянут лишь потому, что контраст между музыкой и пластическими искусствами очень хорошо выражает различие между прометеанским и эпиметеанским умом. Можно добавить также, что в этом случае направление движения в отношении нормально прогрессирующего Меркурия не менялось; но значимым оказался переход от директного движения к ретроградному и обратно к директному движению Меркурия в обратных прогрессиях (которые, напомним, вычисляются по эфемеридам в обратном порядке от рождения).
Знание об этих переменах в направлении и поляризации ментальной жизни может стать весьма полезным для ментальной гармонизации и психотерапии. Терапевту необходимо знать о приближении у клиента такого периода ментальной трансформации, ибо только работой в направлении движения Меркурия можно достичь хороших и устойчивых результатов. Это, конечно, не всегда возможно; но ведь Меркурий не единственный подлежащий рассмотрению фактор! Во многих случаях серьезные расстройства ментальной жизни больше связаны с Луной, чем с Меркурием. В таких случаях следует обратить внимание прежде всего на проблему био-психологического приспособления к повседневной жизни на уровне чувств.
Взаимоотношения между Меркурием и Луной изучались уже, конечно, в современной астрологии; Марк Джоунз установил психоментальные различия в темпераментах, комбинируя два фактора:

  1. является ли Меркурий при рождении утренней или вечерней звездой;
  2. движется ли натальная Луна быстрее или медленнее своей средней скорости 13о10` в сутки.

Быстрая Луна отождествляется с эмоциональным темпераментом, когда чувства бурлят, когда человек жадно стремится проживать свою жизнь день за днем. Медленная Луна характеризует личность, склонную к сдержанности и относительной осторожности в подходе к жизненной битве, даже к перестраховке. Четыре возможных сочетания этих двух лунных типов с двумя главными меркурианскими типами образуют четыре типа общего приспособления к жизни в которое входят не только практический обмен и эмоциональные реакции (Луна), но и потребность в поддержании и расширении субстанции Я за счет все более тесных связей с обществом и вселенной (Меркурий).
В основе своей личность является продуктом непрестанной взаимосвязи жизни и ума солнечно-лунного и меркурианского факторов, или родительского и социокультурного влияний. Можно увидеть в этом столь часто обсуждаемую взаимосвязь наследственности и окружения; но личность не результат взаимодействия наследственности со средой, а функциональное реагирование самости как на среду, так и на наследственность. Это выражение самости через деятельность биофизического организма человеческой личности проявляется в третьей из названных ранее основных функций. Эта третья функция связана с самовоспроизведением и имеет отношение к планетной паре Марса и Венеры.

Со времен Фрейда предметом самой популярной ветви современной психологии служат многообразные пути, которыми фрустрация и запреты в сфере секса приводят к эмоциональным затруднениям, психическим отклонениям или разрушению личности. Сомнительно, однако, чтобы секс как таковой (в широком современном смысле этого термина со всем его содержанием) интересовал большинство современных людей, включая и многих психологов нередко его сводят исключительно к проявлению инстинкта биологического воспроизведения. Психологические проблемы сексуального характера в наше время действительно неразрешимы до тех пор, пока нет строго различения между внеличностно-инстинктивным и личностно-сознательным аспектами половой деятельности.
Пол есть одно для человека родового и аграрного общества: здесь его отношение к жизни и мышлению обусловлено ритмическими процессами и проблемами плодородия земли. И пол есть совершенно другое для эго для управляемой личности современного горожанина. В первом случае сексуальные побуждения это внеличностное проявление прилива плодоносной жизни, ограниченной социально-религиозными табу. В половом акте выполняются веления Жизни. Истинными участниками этого события являются мужские и женские клетки; остальные части организма всего лишь поддерживают главных исполнителей, физические и эмоциональные факторы входят в действие как обертоны фундаментального ритма универсальной жизни. Для современного же человека секс стал, в первую очередь, удовлетворением личной эмоциональной потребности, при этом индивидуальные черты и отношения являются решающими и определяющими факторами, в то время как узко биологическое побуждение к воспроизведению считается пусть и неизбежным, но часто намеренно отвергаемым, ненавистным элементом.
Развитие современного отношения к полу происходило параллельно историческому процессу психологической дифференциации и индивидуализации, изменившему сам характер человеческого сознания и отношения к жизни. Люди стали (по-разному и в различной степени) индивидуализированными личностями, структуру которых задают разделяющие, сознающие, более или менее интеллектуальные эго. Произошло это в результате борьбы за освобождение от коллективных табу рода или общества, от слепого ритмического принуждения органических сил жизни в теле и душе. Насколько далеко простирается эта независимость, нужно еще выяснить. Обычно такая независимость поверхностна, и ее хрупкие основания легко рушатся, как только давление основных инстинктов и деятельность желез внутренней секреции достигнут чуть-чуть непривычной степени интенсивности. Но несмотря на то, что контроль эго может быть очень неадекватным, сам по себе факт существования структуры индивидуализированного эго достаточен не только для того, чтобы полностью реполяризовать сознательное отношение человека к сексу, но и для того, чтобы вызвать более или менее решительный ответ духа. С развитием эго и его самоутверждением возникают новые глубокие потребности, идущие от всего существа человека, а вместе с ними множество проблем и ряд кризисов. В ответ на них разворачивается процесс индивидуализации духа, в ходе которого дух включается в структуру эго и освещает всю личность.
Здесь происходит воплощение силы божественного Сыновства в индивидуальном человеке, который благодаря этому приобретает духовную ориентацию и становится вместилищем Духа. Рассматривая воплощение Христа в человеке Иисусе и тем самым единение божественной и человеческой природы как уникальное событие, которое не должно повторяться (поскольку оно полностью достаточно для спасения всего рода человеческого), христианские церкви отвлекают внимание людей от того, что этот процесс индивидуализации и воплощения Духа в сознательном и дифференцированном человеке является основным фактом духовного развития всех людей. Независимо от того, было ли единение Бога и человека в Иисусе Христе уникальным событием (в таком случае оно, возможно, обозначало собой начало огромного цикла в человеческой эволюции), от того, является ли Христос единственным возлюбленным сыном Божиим, и помимо всех теологических интерпретаций и догм о природе Христа, остается духовным фактом, что потенциально в каждом человеке может индивидуализироваться и воплотиться Дух. Любой из нас имеет внутри себя скрытое божественное семя, благодаря которому Дух может проявиться в нем личным образом.
Если эта деятельность Духа возникает (а это происходит в ответ на потребность эго, когда оно к этому готово), начинается процесс внедрения Духа то, что может быть названо прорастанием божественного семени в человеке. В символическом смысле оно представляет собой двухполушарный мозг (за исключением мозжечка, этого животного мозга с корнями в системе спинного мозга). Когда Дух начинает действовать в центре головы, человек постепенно изменяется. Это изменение очень медленно, но определяется оно индивидуализацией Духа и направлено к его полному воплощению.
В большинстве своем психологи ничего не говорят об этом процессе. Для них цель современного человека может быть полностью выражена в терминах интеграции личности. Но ведь интеграция личности это эволюционный процесс, разворачивающийся из глубины земной природы к Солнцу, от атома к клетке, от клетки к организму, от человека первобытного к цивилизованному. А процесс воплощения духа, о котором я говорю здесь, является инволюционным; это нисхождение Духа в человека. Это не восхождение от глубин к высотам, подобное хорошо известному в кундалини-йоге процессу, когда энергия поднимается от основания спины к макушке. Это постепенное одухотворение всей природы человека, начинающееся с головы и постепенно достигающее ног. (Осведомленный читатель поймет уместность здесь ссылки на Йогу Шри Ауробиндо Прим. перев.).
Астролога не должна удивлять такая последовательность фаз развертывания, ведь астрология, вероятно, и создавалась мудрецами (возможно, халдейскими), чтобы представить и зафиксировать для потомства именно этот процесс воплощения Духа. Это происходило, когда близилась к концу эра родовых обществ, и причастные Духу люди могли предвидеть возникновение проблем, вызванных будущим ростом эго и интеллектуального ума в индивидуалистических обществах. Процесс воплощения Духа в человеке является прямым ответом на эти проблемы; и мудрецы древности стремились зафиксировать в серии зодиакальных символов двенадцать основных этапов этого процесса.
Каждый астролог знает, что первый зодиакальный знак, Овен, соответствует голове, Телец области шеи, и т.д. Но почему-то астрологов не удивляет, что знак, соответствующий половым органам и половой деятельности вообще Скорпион это знак осенний, соответствующий тому времени, когда физическая природа затихает, готовясь к зимнему сну. Не должны ли мы взять какой-либо из зодиакальных знаков весны (особенно знак Тельца, символ плодородия, управляемый планетой любви и всех растительных процессов) в качестве астрологического фокуса всей половой деятельности, если под полом мы понимаем биологическую функцию воспроизведения физических организмов? Очевидно ведь, что деятельность желез и биохимическая деятельность, связанная с полом, пробуждается в природе весной. Жизнь пробуждается, вытягивая из стеблей листья и цветы, возбуждая любовь в человеческих телах и душах. И несмотря на это Телец соотносится с горлом, а не с половыми органами. В чем смысл этого очевидного несоответствия?
Прежде всего, последовательность зодиакальных знаков на уровне человека относится к инволюционному процессу воплощения Духа в личности и его проявлению в творческой работе через личность. Более того, на подлинно человеческом уровне, пол имеет значение, глубоко отличное от значения инстинктивного биологического воспроизведения. Хотя последнее является родовой необходимостью, эта необходимость может быть использована человеком для личностного самовыражения либо творческого, либо разрушительного.
Если рассмотреть ряд зодиакальных знаков с точки зрения процесса воплощения Духа, мы обнаружим в Овне, в первой фазе процесса, прорастание Божественного семени, то есть возникновение в уме нового видения и новых образов под влиянием воления Духа желания испытывать, чувствовать и любить, общаться с другими и через общение строить основание истинной общности всех людей в Духе. В Тельце прорастающее Божественное семя пускает корни в области горла; когда это происходит, пробуждается способность речи. В звуках речи слово может воплотиться и воздействовать на людей. В Близнецах Дух достигает центра на пересечении позвоночника и вытянутых рук, этот центр управляет руками и легкими; теперь Дух может выразить себя в умственной деятельности, в умении придавать форму вещам и превращать образы в понятия, слова и предложения. Фаза Рака продолжает процесс воплощения нисходящего Духа в личности, порождая способность обретать полное и объективное сознание себя в биофизическом организме.
То, что желание Духа провидит и облекает в образы в Овне, становится в Тельце голосом и выражением, а отнюдь не половой деятельностью. Животные охвачены биологическими импульсами, бессознательное принуждение которых тотчас приводит к половым актам; у людей, которые испытали власть Духа, биологическое принуждение затмевается желанием Духа, которое есть истинная любовь, а прямые сексуальные действия заменяются долгим ухаживанием, выражающимся во множестве обращений и в песнях любви. Они в собирательно человеческом смысле являют собой субстанцию того, что именуется культурой. Истинно культурным будет тот человек, в котором стремление Духа к жизни и любви, к дружбе и красоте, выражается в гармонических, сдержанных и осмысленных действиях. Он действует не под влиянием бессознательных биохимических импульсов, несдерживаемой жажды или возбуждения, а под влиянием сознательного видения и великих образов, которые возникают в его уме на фазе духовного прорастания, символизируемой Овном. Конечно же, многие люди, полностью обусловленные земными инстинктами, действуют импульсивно. Ими управляет биохимия желез, а не рожденная Духом культура, необузданные страсти, а не образы любви, созданные желанием Духа. Конечно, в громадном большинстве современные люди переживают конфликт между этими стремлениями, но доминирующим фактором все еще остается побудительная энергия слепого воспроизведения.
Однако, именно по тому, что чисто биологическое побуждение нередко становится жестокой и мучительной страстью, что так называемый секс становится навязчивой, сводящей с ума идеей, ясно видно, что секс такого рода совсем не то, что бессознательная весенняя активность растительной и животной природы. Что-то с ним произошло. Это уже не проявление плодовитости Тельца. Темное страдание вырывается из него; страх и отчаяние стоят за стремлением утратить свое изолированное эго в единстве с другим; это может стать даже страстью к смерти через врата желания.
Тьма и страсть ассоциируются со Скорпионом, однако, они представляют лишь негативный аспект этого знака. Скорпион символизирует человеческий пол пол как выражение личности, как высвобождение сил, порожденных формированием индивидуального и хотя бы относительно изолированного эго. Именно потому, что такое эго часто не в состоянии нести бремя своей изоляции и одиночества, что его мучают подавленность, страх и неуверенность, самовыражение в сексе пропитано болью, ревностью, собственничеством и похотью. Пол в этом случае оказывается не творческим выражением личности, а наоборот бегством от личности, формой самоубийства эго; тем самым секс как похоть становится вратами черного пути саморазрушения и тем скорее, чем больше Дух пробужден к деятельности в структуре эго.
Пробуждение Духа не означает, что все проблемы тотчас разрешаются! Нисхождение Духа в человеческий организм может закончиться духовным поражением, если энергии земной природы возобладают над его ритмом и извратят его характер. Дух может встретиться с поражением на любой из двенадцати ступеней своего воплощения в биопсихической личности. И одну из наиболее опасных ступеней, без сомнения, представляет Скорпион, поскольку именно здесь в области сознательного и персонализированного секса на современной стадии эволюции большинства людей эго отделяется от самости и становится негативным.
Люди до сих пор еще настолько неуверены в себе и одиноки в качестве индивидуальностей, что их эго замутняется страхом и тревогой. В перcонализированном сексе страх и тревога высвобождаются (в какой бы форме они ни возникли в раннем развитии личности) как бегство от себя и внутренняя усталость, как ревность, жадность, скука, чувство вины и пр. Однако, если при формировании эго не было давления неуверенности или жестокого отрыва от лона семьи, религии, общества, тогда секс может означать высвобождение его творческих устремлений. И если в жизни личности есть это позитивное значение, Дух в своем процессе спуска на целостную личность, может в сознательно и творчески реализованном сексе претворить в жизнь одну из своих основных способностей. Скорпион может стать полем творческого выражения интегрированной личности, преображенной духом, а не разрушительным смерчем, сокрушающим неуверенное, трагическое эго как часто случается в наше время.
Скорпион пятый по счету знак в зодиакальной последовательности, начинающейся с Рака, а пятая фаза любого жизненного процесса всегда должна нести черты самовыражения, творческого или разрушительного (как это можно увидеть в традиционных характеристиках пятого дома). Скорпион относится тогда к самовыражению того, что родилось в Раке; а Рак имеет значение центра интеграции в строго определенных и сознательных границах.
Такой центр интеграции эго (для человека, освобождающегося из лона семьи, рода и пр.), то есть индивидуализированное поле сознания, структурированное определенным пониманием: Я есть эта конкретная личность с определенным индивидуальным характером. Большинство цивилизованных людей стали сегодня в различной степени индивидуальными личностями. Но личность означает в этом смысле конечный результат эволюционного восхождения от корней родовой природы: плод определенной культуры, определенного общества, ответ на требования определенной географической и физической среды. Можно смело сказать, что человечество выражается в личности, человеческая природа вдохновляется и расцветает в индивидуальной личности *[Ср. C.G.Yung. The Integration of Personality. P.281.].
Это, однако, не единственное возможное значение термина. Личность (персона) означает этимологически маску актера на больших театральных представлениях в древней Греции и Риме. Эти маски предназначались не только для того, чтобы подчеркнуть резкими линиями определенное эмоциональное выражение или тип характера, но также для того, чтобы усилить голос актера (они были снабжены небольшим рупором). Личность, таким образом, может означать еще и инструмент для высвобождения чего-то: инструмент деятельности Духа. Это инволюционное значение нужно иметь в виду при рассмотрении зодиакального процесса индивидуализации и воплощения Духа. Дух принимает конкретную форму в личности. Он нисходит в структуру, в интегрированное поле индивидуального сознания, и когда это нисхождение (или рождение) происходит, эго рожденная землей личность преображается. Если нисхождение духа в личность символически происходит в Раке, тогда высвобождение творческой силы этой трансформированной личности происходит в Скорпионе (пятом знаке после Рака). И отсюда понятно, что такое по существу и в духовном смысле Скорпион, когда негативные черты эго искуплены и преображены воплощением в нем Духа. Понятно и духовное, опосредованное Духом значение пола в индивидуализированном и сознательном человеке.
Но этого еще недостаточно, чтобы с должной ясностью понять, в чем состоит цель, то есть полное духовное значение Скорпиона. Однако, мы можем уловить направление, куда нисхождение духа стремится переориентировать сознание человека относительно секса. Лишь такой переориентацией могут быть разрешены главные эмоциональные проблемы современного человека настолько, по крайней мере, насколько они коренятся в сексе.
Цель творческого высвобождения озаренной духом личности в Скорпионе можно уразуметь в общем смысле, если иметь в виду, что девятым знаком после Скорпиона является Лев. А что же символизирует Лев, как не солнечного человека, то есть индивидуальность, из которой излучается Дух в сознательном сиянии? Лев дитя Духа, и это духовное порождение сознательное порождение. Оно может принять форму действительного рождения ребенка, родители которого способны наделить его, наряду с здоровым телом, духовно сияющим психическим организмом. Оно может быть также Христом-младенцем в сердце христианских мистиков, алмазным телом азиатских оккультистов телом света, носителем духовного бессмертия человека. На каком бы уровне ни концентрировалось это творческое действие озаренной духом личности, результатом будет работа Духа. Дух порождает через сознательную, индивидуализированную и посвященную личность; а вот рождение сугубо биологическое и инстинктивное вызвано насильственной и слепой силой жизни, которая действует через бессознательные тела.
Это различение фундаментально: оно дает существенный ключ к пониманию проблем, смущающих эмоциональную жизнь множества современных мужчин и женщин, а зачастую разрушающих ее. Эти проблемы встают отттого, что человечество по крайней мере, наиболее развитая его часть пребывает сейчас в состоянии переориентации и реполяризации в состоянии перехода с уровня насильственных и бессознательных жизненных процессов на уровень сознательно индивидуализированного и свободного (поскольку оно самообусловлено) поведения, в котором и через которое выражает себя вдохновленная личность. Эта переориентация человеческой деятельности предполагает ясное сознание и хотя бы первую стадию индивидуализации духа. Предполагается наличие сформированного эго. Если эго ориентировано на дух в позитивном самоутверждении и безопасности, что возможно только в том случае, когда оно основано на вере и любви, исходящих от Духа, тогда это эго становится храмом живого Бога или, по крайней мере, строительными лесами, с которых будет сооружен этот храм. Но если эго наполнено страхом и беспокойством, отравлено ядами насильственного отрыва от психического лона семьи, религии и общества, тогда оно обременено собственными страхами или вынуждено бежать от невыносимого одиночества и усталости в тьму и бессмысленность грубых неистовых попыток сексуального выражения. Сексуальность современного человека обусловлена характером и качеством его эго. Эго служит источником, а пол выходом для того, что кажется целью или увы! столь часто бесцельностью существования. Эмоциональная жизнь человека наших дней обусловлена этими двумя фокусами: эго и полом. Вокруг них она и вращается в большинстве случаев, дисгармоническими и неуравновешенными эллипсами, и ее орбита населена призраками и ущербностью, муками тщетности и трагедийности. Единственную надежду на мир и подлинно творческую гармонию дает озаренное Духом понимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: