В2. Протокол психологического анализа занятий

Тема занятия

В1. Протокол психологического анализа занятия

Содержание анализа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

Психологический анализ занятия позволяет выявить уро­вень проведения занятия воспитателем (педагогом). Целью является выделение сильных и слабых сторон воспитателя (педагога), помощь ему в повышении своей квалификации в том или ином направлении.

Некоторые сферы применения:

• аттестация воспитателя (педагога),

• подготовка открытого занятия (к педагогическому сове­ту, семинару и пр.),

• анализ эффективности инновационных форм проведе­ния занятия,

• коллективное обсуждение открытого занятия.

Предлагаемая схема анализа позволяет компактно (в бал­лах) представить разноуровневые характеристики содержания и формы занятия.

0—3 балла — низкий уровень; 4-7 баллов — средний уровень; 8—10 баллов — средне-высокий уровень; 11-14 баллов — высокий уровень.

1. Создание начальных условий для эффективного прове­дения занятия (от 0 до 2 баллов).

2 балла дается при условии:

• отсутствие задержек и отступлений от темы на занятии;

• учебные пособия способствуют быстрому включению ре­бенка в работу, привлекательны для него.

2. Адаптация предлагаемого материала к детям

3 балла дается при условии:

• содержание материала обучение соответствует возрасту детей;

• детям даются разноуровневые задания;

• учитываются индивидуальные особенности.

3. Владение методами обучения (от 0 до 2 баллов).
2 балла дается при условии:

• методы разнообразны (не менее двух);

• методы оригинальны;

• информация и материал соответствуют теме занятия;

• стимулирование развития интеллектуальных функций
(память, внимание, мышление, речь и т. д.).

4. Техника объяснений (от 0 до 2 баллов).

2 балла дается при условии:

• материал соответствует эстетическим нормам;

• речь воспитателя грамотна;

• воспитатель разъясняет непонятные моменты.

5. Взаимодействие с детьми (от 0 до 3 баллов).

3 балла дается при условии:

• побуждение детей оценивать и корректировать работу
друг друга;

• избегание прямых указаний и коррекций действий ре­бенка, больше поощрений, чем замечаний;

• стимулирование активности детей на занятии;

• поддержание положительного эмоционального тона за­нятия.

6. Поведение в группе (от 0 до 2 баллов). 2 балла дается при условии:

• использование методов активизации внимания;

• не замечает мелкие непреднамеренные нарушения дис­циплины, а на серьезные нарушения — реагирует немед­ленно и взвешенно.

Ниже приводится несколько вариантов фиксации психологи­ческого анализа занятия в зависимости от цели его проведения:

вариант 1 — для анализа одного занятия (В1);

вариант 2 — для сравнительного анализа проведения за­нятий; позволяет выделить типичные ошибки воспитате­лей, наметить направления работы по повышению педа­гогического мастерства педколлектива (В2);

вариант 3 — для анализа деятельности педагога (ВЗ).

ФИО педагога Занятие по

группа

дата

N3 Критерий Балл Сильная сторона Резерв повышения уровня (что пока не получается)
  Создание начальных ус­ловий для эффективного проведения занятия,      
  Адаптация предлагаемо­го материала к детям      
  Владение методами обу­чения      
  Техника объяснений      
  Взаимодействие с детьми      
  Поведение в группе      
Всего баллов, уровень      

Занятие по__________________________ сроки____

  Группы (или воспитатели) Средний балл
                     
  Создание начальных ус­ловий для эффективного проведения занятия                      
  Адаптация предлагаемо­го материала к детям                      
  Владение методами обу­чения                      
  Техника объяснений                      
  Взаимодействие с детьми                      
  Поведение в группе                      
  Всего баллов, уровень                      

ВЗ. Протокол психологического анализа занятий

ФИО педагога__________________ группа________

Критерий Дата (число, месяц) Средний балл
                   
  Создание начальных ус­ловий для эффективного проведения занятия                      
  Адаптация предлагаемо­го материала к детям                      
  Владение методами обу­чения                      
  Техника объяснений                      
  Взаимодействие с детьми                      
  Поведение в группе                      
Всего баллов, уровень                      
Дата Рекомендации Отметка о выполнении  
     
     
     
     
     

Использованная литература

1. Амтхауэр Р. Структура интеллекта: Методическое руко­водство. Ярославль, 1992.

2. Калинина Р. Р. Становление нравственности в дошколь­ном возрасте и социальное окружение: Дисс.... канд. психол.наук. СПб., 1998.

3. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М. К. Тутушкиной. М., 1997.

4. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. М., 1983.

5. Рогов Е. И. Личность в педагогической деятельности. РнД, 1994.

6. Симонов В. П. Диагностика личности и профессиональ­ного мастерства преподавателя. М., 1995.

7. Станкин М. И. Профессиональные способности педаго­га: Акмеология воспитания и обучения. М., 1998.

8. Тесты творческого мышления: Методическое руковод­ство / Сост. Л. В. Огинец. СПб., 1992.

9. Энциклопедия психологических тестов: Общение, ли­дерство, межличностные отношения / Под ред. А. Карелина.
М., 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: