Личности руководителя

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

Занятие 13.4

Приложение 13.3.1

Контрольные вопросы

1. Какие системные параметры в организации характеризуют качество и структура рабочих взаимоотношений в организации?

2. Какие критерии описывают рабочие взаимоотношения в организации?

3. Какие критерии характеризуют качество рабочих взаимоотношений и почему?

Номер Критерии Оценка
Не согласен     Полностью согласен
  Я открыт Со мной открыты 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9
  Я присоединяюсь Меня присоединяют 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9
  Я контролирую Меня контролируют 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9
  Я значим Меня считают значимым 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9
  Я компетентен Меня считают компетентным 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9
  Я привлекателен Меня считают привлекательным 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Вводные замечания. Соответствие личностных характеристик содержа­нию деятельности является непременным условием успешного ее осуществ­ления. Особенно важно такое соответствие для видов деятельности с высо­ким уровнем ответственности. К таковым, как известно, относится деятель­ность руководителя (управленца, организатора). При решении вопросов под­бора руководителей, формирования кадрового резерва существенную по­мощь могут оказать данные об уровне организаторских способностей и орга­низаторской направленности личности руководителя. Заключение об ука­занных качествах руководителя может быть сделано психологом на основа­нии оценки определенных психологических характеристик личности руко­водителя (ПХЛР).

Цель занятия. Овладение методикой экспертной оценки психологиче­ских характеристик личности руководителя.

Оснащение. Бланк экспертной оценки (см. прил. 13.4.1) в количестве, соответствующем числу экспертов.

В бланке экспертной оценки представлены девять психологических ха­рактеристик личности руководителя, которые диагностируются по проявле­нию в его деятельности семи признаков каждой характеристики:

1. Определенность — раскрывает структуру интересов к различным аспектам его деятельности.

2. Осознанность — осознание целей организаторской деятельности.

3. Целеустремленность — приоритет мотивов организаторской де­ятельности.

4. Избирательность — способность глубоко и полно отражать пси­хологические особенности коллектива.

5. Тактичность — способность соблюдать чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений.

6. Действенность — способность увлечь за собой людей, активизиро­вать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения.

7. Требовательность — способность проявлять требовательность в различных формах в зависимости от особенностей конкретной управлен­ческой ситуации.

8. Критичность — способность обнаружить и выразить значимые для деятельности отклонения от установленных норм.

9. Ответственность — способность брать на себя ответственность за результаты своей деятельности и деятельности коллектива.

Порядок работы. Психолог-исследователь определяет группу экспер­тов. Группа может быть представлена всем трудовым (учебным) коллекти­вом либо отдельными его представителями. Важно, чтобы эксперты хорошо знали как оцениваемого руководителя, так и характер его деятельности. Необходимо соблюдать однородность группы экспертов (эксперты — под­чиненные, эксперты — руководители равного с оцениваемым ранга, экспер­ты — руководители более высокого ранга). В зависимости от конкретных условий исследование может либо проводиться на собрании экспертов в ка­ком-нибудь помещении аудиторного типа, либо психолог-исследователь встречается с каждым экспертом индивидуально.

Экспертам разъясняется, что указанные в бланке экспертной оценки ка­чества должны быть оценены ими применительно к конкретному руководи­телю по 5-балльной шкале: низшая оценка — 1, высшая — 5. Эксперты выс­тупают анонимно и бланк экспертной оценки не подписывают.

Обработка и анализ результатов исследования. После того как экс­перты выставили оценки, психолог-исследователь должен в бланках экспер­тной оценки подсчитать сумму баллов по каждой из девяти характеристик, полученные результаты перенести в таблицу обобщенных экспертных оце­нок (форма 59) и вычислить:

1) сумму баллов, выставленных каждым экспертом по всем девяти показателям;

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 59

Исследуемый руководитель......................................................Дата...........................................


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: