Технология и методы разрешения семейных конфликтов

От 30 июня 2012 г.

Заседания кафедры эмпирической социологии и конфликтологии

Выписка из протокола № 11

На 2012/2013 учебный год в рабочую программу учебной дисциплины «Диагностика конфликта» внесены следующие изменения:

В раздел 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины в часть – Основная литература добавлен новый источник:

1. Светлов, В.А. Введение в единую теорию анализа и разрешения конфликтов: учебное пособие / Светлов В.А. СПб.: Эдиториал УРСС, 2012.

В раздел Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы добавлены новые источники:

https://www.asu.ru/files/documents/00001657.pdf

https://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.

https://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.

Заведующий кафедрой /В.В. Нагайцев/

Виды семейных конфликтов:

Супружеские (конфликты между супругами).Общесемейные (когда в конфликт между супругами вовлекаются все члены семьи).

Детско-родительские (конфликты между родителями и детьми возникающие из-за деструктивности внутрисемейных отношений, недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей и детей).Бесконфликтному общению родителей с детьми способствут повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективных началах, подкрепление словесных требований организацией воспитания, интересом родителей к внутреннему миру детей.

Межпоколенные (тещи, свекрови и т.п.). Конфликты в семье возникают вследствие обьетивных или субъективных причин. Объективные причины - вследствие естественной динамики семьи: рождение ребенка, дети идут в школу, отделение детей от родного гнезда, появление в семье не родных детей или мачехи-отчима, утрата супруга(смерть, развод), утрата друзей, долгое отсутствие домочадца(по разным причинам) и т.д. +, действующие на семью извне и независимо от ее особенностей: уровень благосостояния общества, состояние культуры и образования, бытующие в обществе обычаи и традиции, экология окружающей среды и т. п. Субъективные причины: психологическая или сексуальная несовместимость, различия в целях и стремлениях, разногласия в представлениях, диссонанс в чувствах и т.п.

Тематика конфликтов в семье по исследованиям А.Волковой:

1.Ведение совместного хозяйства (распределение обязанностей. бытовая нагрузка. представление о роли быта во взаимоотношениях.).2.Воспитание детей (распределение родительских ролей. отношение к детям. различия в стилях воспитания).3.Финансы (экономический вклад каждого из членов семьи, распределение денег, контроль семейного бюджета).4. Вредные привычки супруга (пьянство, азартные игры, неряшливость).5. Партнерские отношения (статус в паре, проблема понимания, достоинства, уважения, верность).6.Взаимоотношения с родственниками и родителями супругов.

7.Проведение досуга.8.Жилищные проблемы (неустроенность быта, проживание с родственниками).

Стратегии поведения в конфликте. Наиболее предпочитаемые способы поведения в конфликте у супругов являются: попытка приспособления и понимания партнера, объяснения и беседы, ситуативный уход от столкновения, скандал и ругань, обида, попытки менять партнера.

Медиация – это специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием третей стороны процесса поиска конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволило бы прекратить конфликт.

Основные принципы медиации:Добровольность.Равноправие сторон.Принцип нейтральности медиатора.Конфеденциальность.

Функции медиатора:1.Медиатор выполняет аналитическую функцию, побуждая стороны тщательно анализировать конфликтную ситуацию.

2.Медиатор должен быть активным слушателем. Следует иметь в виду, что большинство людей не умеют отличать факты от их интерпритации и оценок, что приводит к непониманию позиции другой стороны. 3.Медиатор организует процес переговоров.4.Медиатор выступает как генератор идей, пытаясь помочь спорщикам найти иные решения. 5.Посредник расширяет ресурсы спорщиков. Он снабжает участников спора информацией или помогает им разыскать необходимую информацию. 6.Медиатор контролирует реалистичность высказываемых идей и выполнимость принятых соглашений.7.Посредник обучает стороны процессу ведения переговоров, учит стороны действовать с установкой на сотрудничество.В зависимости от степени контроля медиатора за принимаемым решением выделяют несколько ролей посредника:

Роль арбитра: изучает проблему и дает окончательное и обязательное для участников решение.Роль рекомендующего: аналогично арбитру, но решение носит рекомендательный характер.Роль контролера процесса: не вмешивается в содержание и принятые решения, направляет процесс коммуникации.Роль эксперта: делает анализ и заключение по поводу спорных вопросов.Роль содействующего: организация переговоров, создание условий для встречи сторон.

Три этапа понимания сем.конфликта:

1. этап. Социологические исследования (по частоте, стажу, размеру)

Факторы/причины конфликтности – взаимоотношения (несовершенство коммуникации)

Формы отношений

1) Конструктивные- сотрудничество (взаимная поддержка и помощь, добровольная, на искренней эмпатии)- паритет (отношения основаны на взаимной выгоде, пользы)

2) Неконструктивные- соревнование (стремление добиться лучшего для себя, хорошие отношения сохраняются)- конкуренция (стремление подавлять других, пренебрежительность в каких-то сферах)

- антогонизм (непримиримое противоречие)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: