Организационно-методический раздел
Курс «Диагностика конфликта» является дисциплиной по выбору студента (ОПД В.3).
Цель курса – изучение методологических и прикладных подходов к анализу и диагностике социальных конфликтов в обществе. Сформировать у студентов целостное представление о процессе диагностики социальных конфликтов, происходящих в современном российском обществе.
Задачи курса:
- способствовать формированию грамотного конфликтологического мышления студентов;
- сформировать у студентов разностороннее представление о сущности и формах проявления социального конфликта во всех сферах общественной и личной жизни;
- ознакомить студентов с комплексом конфликтологических теорий, методологией, методикой и техникой эмпирических исследований конфликтов разных типов;
- ознакомить студентов с общими правилами и технологией диагностики конфликтов и особенностей диагностики конфликтов разных типов;
- ознакомить студентов с набором моделей решения конфликтов, условий их применения и методов их реализации;
|
|
- ознакомить студентов с формами и технологиями посредничества в решении конфликте;
- ознакомить студентов со спецификой эмпирических исследований социальных конфликтов в современной России, достижениями и актуальными проблемами эмпирической конфликтологии;
- подготовить студентов к дальнейшей исследовательской деятельности по мониторингу конфликтности локальных социумов и социальной напряженности в них;
- предоставить студентам возможность активной самостоятельной работы по изучению социальных конфликтов в современных условиях.
Данный курс имеет особую актуальность и ярко выраженный проблемный характер вследствие наличия разнообразных нерешенных социальных конфликтов в современном российском обществе. Курс описывает не только общие методологические подходы к анализу и диагностике социальных конфликтов, но и конкретное применение конфликтологических методов, способов и приемов анализа информации о подобных социальных явлениях и процессах на разных уровнях: федеральном, региональном, местном. Поэтому предлагаемый конфликтологический инструментарий познания социальной действительности носит ярко выраженный прикладной характер. В целом сложность и многогранность дисциплины требует использования разнообразных общих и частных конфликтологических приемов, принципов, научных подходов, современных методов исследования.
Требования к уровню освоения содержания курса:
- студент должен усвоить общие принципы и методы анализа и диагностики социальных конфликтов;
|
|
- студент должен не только расширить свои знания о социальных конфликтах, но и уметь применять их в социальной практике;
- студент должен уметь организовывать, программировать и проводить социологические исследования конфликтов в организациях и территориальных социумах с использованием системы количественных, качественных и количественно-качественных методов сбора и анализа информации;
- студент должен ориентироваться в основных показателях социальных конфликтов и уметь сопоставлять глобальные, национальные и региональные аспекты познания данных социальных процессов;
- студент должен научиться применять конфликтологические знания при разработке социальных моделей, прогнозов и проектов.
Овладение каждым разделом курса предполагает:
- конспектирование учебных лекций;
- проработку рекомендуемой учебной литературы;
- самоподготовку к практическим занятиям;
- активную работу на практических занятиях и получение оценки за них;
Изучение курса «Диагностика конфликта» рассчитано на 1 семестр. В конце семестра студенты сдают экзамен.
2. Распределение часов курса по темам и видам работ
для студентов дневной формы обучения:
N | Наименованием тем и разделов курса | Всего (часов) | Аудиторных занятий (час.), в том числе | Самостоятельная работа (СРС) | |
Лекции | Семинары | ||||
1. | Основные методологические подходы к анализу и диагностике социальных конфликтов | ||||
2. | Программа и методы диагностического исследования социальных конфликтов | ||||
3. | Характеристики социального конфликта, выясняемые в процессе его диагностики | ||||
4. | Специфика диагностики различных видов социальных конфликтов | ||||
5. | Основные модели решения социальных конфликтов | ||||
6. | Посредничество в решении социальных конфликтов | ||||
Итого: |