В) ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.
А) во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления.
Месяца
В) при поддержке подмышки крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.
Б) удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
А) лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 мин).
Б) ищет глазами ребенка, издающего звуки.
Месяца
Б) длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.
А) быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.
Б) поворачивает голову в сторону голоса взрослого.
А) ищущие повороты головы при длительном звуке.
Б) длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым.
Месяца
Месяц
Дней
Дней
1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение).
Материал –погремушка с шаром (диаметр 5-10 см).
Методика выявления: игрушку держат на расстоянии 40 -50 см над грудью ребенка, лежащего на спине, и медленно перемещают два-три раза вправо и влево (до 30 см).
|
|
Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, привлекают к ней внимание, вызывая звук погремушки, потряхивая ею 2-3 раза.
Примечание. В периоде новорожденности и в последующем, если ребенок не фиксирует взглядом звучащий предмет или лицо взрослого, надо найти то положение его головы и направление взгляда, при котором он воспринимает зрительный раздражитель.
Поведение ребенка: фиксирует взглядом игрушку (следит) до 10 см. Движения глаз скачкообразные. Может следить за игрушкой в одну сторону.
2. Слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и моргает при резком звуке.
Методика выявления: вне поля зрения ребенка, лежащего на спине, на расстоянии 25-40 см два-три раза хлопают в ладоши справа и слева (можно использовать колокольчик или шуршащую бумагу).
Помощь ребенку: если реакции нет, можно произвести звук ближе (до 25 см). Можно заменить хлопок в ладоши звоном колокольчика. В помещении должно быть тихо.
Поведение ребенка: при звуке вздрагивает и моргает или реагирует одним способом на звук с обеих сторон.
1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).
Методика выявления: привлекают внимание лежащего на спине ребенка, раскачивая в руке игрушку или разговаривая с ним. Вызвав сосредоточение, взрослый остается неподвижным или держит игрушку на высоте 40-50 см от глаз ребенка.
Помощь ребенку: если сосредоточения нет, взрослый наклоняется, удаляется, одновременно гремя погремушкой или разговаривая. Как только глаза ребенка фиксируют предмет, звук погремушки и разговор взрослого прекращаются.
|
|
Поведение ребенка: движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5-10 с.
2. Слуховые ориентировочные реакции: плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке.
Материал –погремушка с сильным звуком.
Методика выявления: когда ребенок, лежащий на спине, беспокоен, кричит или плачет, взрослый ласково говорит с ним, гремит погремушкой или хлопает в ладоши, находясь вне поля зрения ребенка.
Помощь ребенку: если ребенок не успокаивается и не реагирует, громче говорят с ним или гремят погремушкой, можно два-три раза похлопать в ладоши.
Поведение ребенка: через 5-15с успокаивается. Движения заторможены. Слуховое сосредоточение в течение 10-15с.
1. Зрительные ориентировочные реакции: плавное прослеживание движущегося предмета.
Материал –яркая игрушка (без звука).
Методика выявления: внимание лежащего на спине ребенка привлекают к игрушке (приближают, удаляют в сторону на расстояние до 10 см и вверх на расстояние до 70 см), которую затем медленно передвигают вправо и влево на 20-30 см на высоте 40-50 см от глаз ребенка.
Помощь ребенку: если ребенок не смотрит или отвлекается, его внимание к игрушке привлекают повторно, при отсутствии реакции надо поговорить с ним. Можно использовать звучащую игрушку и звуком привлечь к ней внимание. При передвижении игрушки звук убирают.
Поведение ребенка: сосредоточивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 30 см), не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону не менее два раз.
2. Слуховые ориентировочные реакции: длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).
Материал –погремушка с сильным звуком.
Методика выявления: на расстоянии 50 см от ребенка, лежащего на спине, вне поля его зрения, гремят погремушкой 5-10 с.
Помощь ребенку: если прислушивания нет, гремят погремушкой еще три раза, подносят погремушку ближе (20-30 см).
Поведение ребенка: прислушивается во время и после звучания погремушки (10-15 с), движения заторможены
3. Эмоции и социальное поведение: первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
Методика выявления: с ребенком, лежащим на спине, ласково говорят, улыбаются, вызывая у него зрительное сосредоточение на лице говорящего взрослого. Повторяют обращение до 4 раз. Не следует тормошить или гладить ребенка.
Помощь ребенку: если улыбки нет, можно потормошить, погладить его два-три раза.
Поведение ребенка: неярко улыбается в ответ на 3-4 обращения к нему.
4. Движения общие: лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (до 5 с).
Методика выявления: ребенка кладут на живот, выправляя ему руки, и наблюдают.
Помощь ребенку: если ребенок не приподнимает голову, ему помогают, поглаживая спину вдоль позвоночника, от затылка до копчика.
Поведение ребенка: сразу приподнимает голову после поглаживания спины, удерживает ее до 5 с и опускает.
5. Подготовительные этапы развития активной речи: издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
Методика выявления: взрослый наклоняется над ребенком, лежащим на спине, на расстоянии 25-30 см от его глаз, вызывает сосредоточение на своем лице, ласково разговаривает, произносит певучие звуки (до 5 раз).
Помощь ребенку: если ребенок не произносит звуки, разговор с ним продлевается до 1-2 мин. Если по-прежнему нет звуков, то надо погладить, потормошить ребенка.
Поведение ребенка: после нескольких обращений взрослого ребенок отвечает отдельными звуками. Допустима отсроченная реакция (от нескольких секунд до 1 мин).
1. Зрительные ориентировочные реакции:
а) длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого.
|
|
Материал –яркая игрушка (диаметр – 5-10 см).
Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим под игрушкой, подвешенной на высоте 50-70 см над его грудью, или на этой же высоте неподвижно держат игрушку.
Помощь ребенку: если ребенок не смотрит, привлекают его внимание, двигая игрушкой, приближая и удаляя ее, вызывая звук.
Поведение ребенка: смотрит на игрушку в течение 20-25 с, не двигается;
Материал –яркая игрушка (диаметр – 5-10 см).
Методика выявления: привлекают внимание лежащего на спине ребенка к игрушке и медленно передвигают ее вправо и влево от средней линии на высоте 40-50 см, один раз в каждую сторону.
Помощь ребенку: если ребенок отвлекается, теряет игрушку из поля зрения, разрешается повторно привлечь к ней внимание и повторно (до 3 раз) плавно передвигать игрушку вправо и влево от средней линии.
Поведение ребенка: следит непрерывно (10-15 с) за игрушкой (до 50 см), поворачивая голову вправо и влево.
2. Слуховые ориентировочные реакции:
Материал –громко звучащая игрушка или шуршащая бумага.
Методика выявления: гремят погремушкой 3-5 с на расстоянии 40-50 см сбоку, вне поля зрения лежащего на спине ребенка.
Помощь ребенку: если реакции нет, следует повторно 2-3 раза погреметь погремушкой справа и слева.
Поведение ребенка: слушает в течение 5 с и после этого или сразу поворачивает голову вправо и влево. Возможен преимущественный поворот головы в одну сторону;
Методика выявления: взрослый ласково говорит с ребенком, лежащим на спине под подвешенной игрушкой, вне поля его зрения (на расстоянии 40-50 см) в течение 1 мин.
Помощь ребенку: если ребенок не поворачивает голову в сторону взрослого, можно или продолжить разговор с ним, говорить более радостно, оживленно, или встать перед ребенком так, чтобы он посмотрел на говорящего, затем опять отойти в сторону, но так, чтобы ребенок не следил за ним. После проверки обязательно, разговаривая, показаться ребенку.
Поведение ребенка: сосредоточенно слушает в течение 5-10 с и поворачивает голову в сторону голоса взрослого, ищет глазами, пытается "увидеть".
|
|
3. Эмоции и социальное поведение:
Методика выявления: наклоняясь над лежащим на спине ребенком, ласково говорят с ним (не прикасаясь), обращаясь три раза.
Помощь ребенку: если улыбка не появляется, надо еще два-три раза ласково поговорить с ребенком, более оживленно.
Поведение ребенка: широко и длительно улыбается после трех обращений к нему;
Методика выявления: по обе стороны на расстоянии 30-40 см от лежащего на спине ребенка кладут детей, им в руки дают игрушки, провоцируют действия с ними, радуют детей, вызывая звуки.
Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на соседа, для привлечения внимания позвать ребенка оттуда, где лежат другие дети.
Поведение ребенка: случайно увидев лежащего рядом ребенка, услышав его голос, поворачивает голову и сосредоточивает на нем взгляд в течение 15-30 с. Движения заторможены.
4. Движения общие: лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову.
Материал –яркая звучащая игрушка.
Методика выявления: ребенка кладут на живот и наблюдают в течение 2 с. Если ребенок не поднимает голову, на расстоянии 30-40 см перед ним ставят игрушку, гремят ею, медленно поднимают ее, говорят с ребенком.
Помощь ребенку: если ребенок не поднимает голову, поправляют ему руки под грудью, придерживают ноги, слегка нажимая, гладят спину вдоль позвоночника, от затылка до копчика.
Поведение ребенка: поднимает невысоко и удерживает голову не менее 5с.
5. Подготовительные этапы развития активной речи: повторно произносит отдельные звуки.
Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим на спине.
Помощь ребенку: если за время наблюдения ребенок не произносит звуки, у него вызывают зрительное и слуховое сосредоточение на лице взрослого, а затем (несколько раз, повторно) произносят гласные и гортанные звуки (а, гы, кх, э). При длительном отсутствии звуков можно погладить, потормошить ребенка.
Задают вопрос взрослому, сопровождающему ребенка, издает ли ребенок звуки, какие.
Поведение ребенка: издает отдельные гласные и согласные звуки без учитываемого раздражителя, может повторять звуки за взрослым. Взрослый отвечает, что ребенок издает звуки, и приводит пример.
1. Зрительные ориентировочные реакции: зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице разговаривающего с ним взрослого, игрушке).
Материал –яркая звучащая погремушка.
Методика выявления (проверяют только у ребенка, удерживающего голову в вертикальном положении): ребенок в вертикальном положении на руках у взрослого, головой опирается о его плечо, второй взрослый на расстоянии 50 см разговаривает с ребенком; взрослый одной рукой держит ребенка в вертикальном положении, а другой показывает ему игрушку, держа ее неподвижно.
Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, к ней привлекают внимание звучанием, передвижением в сторону, вверх, вниз, а затем держат неподвижно.
Поведение ребенка: после двух-трех обращений смотрит на лицо говорящего взрослого или игрушку в течение 10 с.
2. Эмоции и социальное поведение:
а) проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор).
Методика выявления: наклонившись над лежащим на спине ребенком, ласково, улыбаясь ему, оживленно говорят с ним в течение 25-30 с, обращаясь три раза.
Если ребенок не контактирует, задают вопрос лицу, сопровождающему ребенка, радуется ли ребенок в ответ на обращение, как проявляет радость.
Поведение ребенка: смотрит на лицо взрослого. После одного-двух обращений широко улыбается, издает тихие и короткие звуки, сгибает и разгибает ноги и руки. Оживление нарастает и сохраняется после обращения в течение 5-10 с. Может проявлять комплекс оживления без какого-нибудь одного компонента.
В ответах взрослого, сопровождающего ребенка, перечисляются эти же компоненты;
Методика выявления: взрослый наблюдает за ребенком, лежащим в манеже на спине между другими детьми.
Помощь ребенку: если ребенок не проявляет интереса к ним, взрослый перекладывает детей так, чтобы рядом с наблюдаемым ребенком были дети, находящиеся в положительном эмоциональном состоянии; взрослый, разговаривая с этими детьми, тормошит, радует их.
Поведение ребенка: услышав звуки, издаваемые лежащим рядом ребенком, ищет взглядом источник звука, а найдя, сосредоточивает взгляд на соседе, затем может реагировать комплексом оживления.
3. Движения руки: случайно наталкивается руками игрушки, низко висящие над грудью.
Материал –две погремушки (шарики на кольцах диаметр 10-15 см), висящие на цветных лентах на высоте 10-15 над грудью ребенка, справа и слева (в манеже и в кроватке, к которой игрушки подвешивают на перекладине над кроватью).
Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим под игрушками.
Помощь ребенку: если ребенок неподвижен, вызывают у него комплекс оживления. Если движения рук слабые, ребенок поднимает их невысоко и нешироко разбрасывает, игрушки опускают ниже, на необходимую высоту, и сдвигают ленты до ширины размаха рук.
Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, на какой высоте подвешены игрушки в кроватке, наталкивается ли на них руками ребенок.
Поведение ребенка: оживляясь, выпрямляет руки и наталкивается на игрушку (одну или обе) два-три раза. Разжимая пальцы, пытается захватить ее и прослеживает глазами движения рук. Взрослый отвечает положительно на оба вопроса.
4. Движения общие:
Материал –яркая погремушка.
Методика выявления: ребенка кладут на живот и наблюдают в течение 2с
Помощь ребенку: если ребенок не поднимает голову, разговаривают с ним, гремят погремушкой на высоте 20-30 см над подстилкой на расстоянии 50-70 см от ребенка. Если он не пытается поднять голову, ему помогают, проводя рукой вдоль позвоночника.
Поведение ребенка: сразу высоко поднимает голову, опираясь на предплечья, грудь приподнята, ноги спокойно лежат. Сохраняет это положение в течение 1 мин;
Методика выявления: ребенка держат на руках вертикально, поддерживая одной рукой под ягодицы, другой — подмышки (под грудью).
Поведение ребенка: удерживает голову прямо в течение 30 с;
Методика выявления (разрешается проверять только у ребенка, удерживающего голову в вертикальном положении): взрослый берет ребенка под мышки лицом к себе и опускает на твердую опору. Не следует ставить его.
Помощь ребенку: если при прикосновении к подстилке упора ног не возникает, надо положить ребенка на спину и, прижав обе ступни его ног к твердой вертикальной опоре или своему животу, погладить обе ноги ребенка от передней внутренней и наружной боковой стороны бедра до ступни; перевернув ребенка на живот и прижав обе ступни его ног к своему животу, поглаживать его ноги по задней поверхности бедра от ягодиц до ступни, затем провести легкое поглаживание ступней ног, захватывая внутренний и наружный своды стопы и пальцы, после чего необходимо проверить возникновение упора ног ребенка в вертикальном положении.
Поведение ребенка: при прикосновении к опоре выпрямляет ноги в коленном суставе и упирается обеими ступнями.
1. Зрительные ориентировочные реакции: узнает мать или близкого человека (радуется).
Методика выявления: к лежащему на спине ребенку поочередно (с паузой
3-5 с) повторно подходят и наклоняются над ним мать (или близкий человек) и незнакомый взрослый. Ласково говорят с ним. При отсутствии реакции (в доме ребенка) на знакомого человека вызывающим радость может быть музыкальный воспитатель, логопед, один из воспитателей, няня группы.
Поведение ребенка: на знакомого человека смотрит выжидающе, радостно улыбается. При повторном появлении оживляется, внимательно смотрит, иногда гулит и тянется. Недоволен, когда взрослый отходит, и не сразу переводит взгляд на незнакомого; смотрит на него спокойно, отвлекается. В доме ребенка реакция может отсутствовать.
2. Слуховые ориентировочные реакции:
а) поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.
Материал –громко звучащая погремушка, шуршащая бумага.
Методика выявления: вне поля зрения ребенка, лежащего на спине, на расстоянии 50-70 см, гремят погремушкой 3-4 раза (паузы – 2с) или шуршат бумагой. В помещении должно быть тихо.
Поведение ребенка: слушает в течение 2-3 с и четко поворачивает голову в сторону звука, ищет и быстро находит глазами погремушку или бумагу, смотрит на нее в течение 10 с;
б) по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии.
Материал (можно без материала) – металлофон, губная гармошка.
Методика выявления: ребенок лежит на спине, спокоен. Взрослый, стоя над ним, играет или поет колыбельную (спокойную) песню. Пауза — 15-30 с. Затем играет или поет ребенку оживленную плясовую мелодию. После паузы (15-30с) опять поет колыбельную.
Помощь ребенку: если у ребенка не появляется адекватной ответной реакции на мелодию, разрешается повторно петь или играть плясовую мелодию, одновременно оживленно двигая его руками и ногами, а во время звучания колыбельной мелодии поглаживая ручки и ножки.
Поведение ребенка: спокойно слушает колыбельную, смотрит на поющего. Движения заторможены. Оживляется при звуках плясовой, радостно смотрит на взрослого, появляется комплекс оживления. После окончания пения оживление сохраняется в течение 5-10 с. При звуках колыбельной опять становится спокойным.
3. Эмоции и социальное поведение:
Методика выявления: ситуация естественная. Ребенок лежит на спине под низко подвешенными игрушками. Взрослый наблюдает за его поведением, оставаясь вне поля зрения, в течение 30 мин.
Помощь ребенку: если комплекс оживления не возникает, разрешается привлечь внимание ребенка к висящим игрушкам, вызывая их звучание, приводя их в движение и касаясь рук ребенка. При необходимости взрослый может поговорить с ребенком, вызвав сосредоточение на своем лице и ответную улыбку, после чего удаляется из поля зрения ребенка.
Примечание. Если ответную реакцию удается вызвать с помощью дополнительных приемов и воздействий, если она возникает не сразу, трудно, длится недолго, ее нельзя считать сформированной. Развитие ребенка по данному умению не соответствует возрасту.
Поведение ребенка: рассматривает игрушки, захватывает их, следит за окружающим, приходит в оживленное состояние, которое может длиться 3 мин. и более;
б) громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним.
Методика выявления: наклоняясь над ребенком, лежащим на спине, ласково, оживленно говорят с ним, обращаясь к нему до трех раз.
Если ребенок не контактирует, задают вопросы взрослому, сопровождающему ребенка: как радуется ребенок, умеет ли смеяться?
Поведение ребенка: радуется, громко смеется.
Взрослый отвечает положительно на второй вопрос;
Методика выявления: наблюдаем за ребенком, лежащим на спине, на расстоянии 40-50 см от других детей.
Поведение ребенка: активно ищет и находит взглядом соседа. Рассматривает его лицо, оживляется, тянется, пытается дотронуться, иногда поворачивается. Второй ребенок в ответ улыбается.
4. Движения руки и действия с предметами: рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудьюигрушки.
Материал –погремушка (шарик на кольце диаметром 15 см) подвешена на длинной ленте на высоте 5-10 см над грудью ребенка по средней линии.
Методика выявления: наблюдают издали за ребенком, лежащим под игрушкой. Если ребенок бездействует, касаются его рук игрушкой, раскачивают ее.
Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка: играет ли ребенок подвешенными над грудью игрушками, что он делает с игрушками, как действует?
Поведение ребенка: смотрит на игрушку, протягивает руки, ощупывает, рассматривает, захватывает, держит, толкает, следит за ней взглядом и т.д. (3 мин. и более).
В ответе взрослого перечислены все эти действия ребенка
5. Движения общие: то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено.
6. Подготовительные этапы развития активной речи: гулит.
Методика выявления: наблюдают издали за ребенком, лежащим на спине под игрушками (до 30 мин). В помещении тихо.
Помощь ребенку: если ребенок не гулит, то, наклонившись над ним, вызвав зрительное сосредоточение на лице говорящего взрослого, произносят повторно гласные звуки и наблюдают. Рекомендуется наблюдать за ребенком в период наибольшей голосовой (речевой) активности, т.е. через 10-15 мин. после еды, при засыпании, после эмоционального общения со взрослым и после занятия.
Задают вопросы взрослому, сопровождающему ребенка: произносит ли ребенок звуки, какие, как он их произносит?
Поведение ребенка: гулит сам или через 1-3 мин. после общения с ним взрослого.
Из ответов взрослого видно, что ребенок гулит.
7. Навыки и умения в процессах: во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.
Материал –бутылочка с соской при искусственном или смешанном кормлении.
Методика выявления: ребенка держат на руках в положении полулежа. Бутылочку взрослый держит так, чтобы, протянув руки, ребенок мог взять ее; направляют соску в рот ребенка и поддерживают бутылочку, поправляя его руки.
Задают вопросы взрослому: где руки ребенка во время кормления, придерживает ли он руками то, из чего ест?
Поведение ребенка: при виде груди матери или бутылочки тянется руками и захватывает, во время кормления – руки на бутылочке.
Лицо, сопровождающее ребенка, отвечает положительно на второй вопрос.
1. Зрительные ориентировочные реакции: отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).
Методика выявления: ребенок находится в вертикальном положении на руках у взрослого или лежит на спине. Знакомый взрослый подходит на расстояние 50 см и улыбается, затем сразу подходит незнакомый и, если реакция нечеткая, опять знакомый взрослый.
В доме ребенка при проверке у детей развития способности различать рекомендуется вызывать узнавание взрослых, наиболее часто общающихся с ребенком (музыкальный воспитатель, логопед, врач группы, няня и др.).
Задают вопросы взрослому, как ребенок реагирует на незнакомого.
Поведение ребенка: при виде знакомого взрослого радуется, оживляется, при виде незнакомого оживление угасает, тормозятся движения, он хмурится, может заплакать.
Из ответов взрослого видно, что ребенок по-разному реагирует на знакомых и незнакомых.
2. Слуховые ориентировочные реакции: