Месяцев. В) ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему

В) ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.

А) во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления.

Месяца

В) при поддержке подмышки крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.

Б) удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).

А) лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 мин).

Б) ищет глазами ребенка, издающего звуки.

Месяца

Б) длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.

А) быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.

Б) поворачивает голову в сторону голоса взрослого.

А) ищущие повороты головы при длительном звуке.

Б) длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым.

Месяца

Месяц

Дней

Дней

1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение).

Материал –погремушка с шаром (диаметр 5-10 см).

Методика выявления: игрушку держат на расстоянии 40 -50 см над грудью ребенка, лежащего на спине, и медленно пе­ремещают два-три раза вправо и влево (до 30 см).

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, при­влекают к ней внимание, вызывая звук погремушки, потряхи­вая ею 2-3 раза.

Примечание. В периоде новорожденности и в последующем, если ребенок не фиксирует взглядом звучащий предмет или лицо взрослого, надо найти то положение его головы и направление взгляда, при котором он воспринимает зрительный раздражитель.

Поведение ребенка: фиксирует взглядом игрушку (следит) до 10 см. Движения глаз скачкообразные. Может следить за игруш­кой в одну сторону.

2. Слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и мор­гает при резком звуке.

Методика выявления: вне поля зрения ребенка, лежащего на спине, на расстоянии 25-40 см два-три раза хлопают в ладо­ши справа и слева (можно использовать колокольчик или шур­шащую бумагу).

Помощь ребенку: если реакции нет, можно произвести звук ближе (до 25 см). Можно заменить хлопок в ладоши звоном ко­локольчика. В помещении должно быть тихо.

Поведение ребенка: при звуке вздрагивает и моргает или ре­агирует одним способом на звук с обеих сторон.

1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).

Методика выявления: привлекают внимание лежащего на спине ребенка, раскачивая в руке игрушку или разговаривая с ним. Вызвав сосредоточение, взрослый остается неподвиж­ным или держит игрушку на высоте 40-50 см от глаз ребен­ка.

Помощь ребенку: если сосредоточения нет, взрослый на­клоняется, удаляется, одновременно гремя погремушкой или разговаривая. Как только глаза ребенка фиксируют предмет, звук погремушки и разговор взрослого прекращаются.

Поведение ребенка: движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5-10 с.

2. Слуховые ориентировочные реакции: плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке.

Материал –погремушка с сильным звуком.

Методика выявления: когда ребенок, лежащий на спине, беспокоен, кричит или плачет, взрослый ласково говорит с ним, гремит погремушкой или хлопает в ладоши, находясь вне поля зрения ребенка.

Помощь ребенку: если ребенок не успокаивается и не ре­агирует, громче говорят с ним или гремят погремушкой, можно два-три раза похлопать в ладоши.

Поведение ребенка: через 5-15с успокаивается. Движе­ния заторможены. Слуховое сосредоточение в течение 10-15с.

1. Зрительные ориентировочные реакции: плавное просле­живание движущегося предмета.

Материал –яркая игрушка (без звука).

Методика выявления: внимание лежащего на спине ребен­ка привлекают к игрушке (приближают, удаляют в сторону на расстояние до 10 см и вверх на расстояние до 70 см), которую затем медленно передвигают вправо и влево на 20-30 см на вы­соте 40-50 см от глаз ребенка.

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит или отвлекается, его внимание к игрушке привлекают повторно, при отсутствии реакции надо поговорить с ним. Можно использовать звучащую игрушку и звуком привлечь к ней внимание. При передвижении игрушки звук убирают.

Поведение ребенка: сосредоточивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 30 см), не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону не менее два раз.

2. Слуховые ориентировочные реакции: длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, зву­ку игрушки).

Материал –погремушка с сильным звуком.

Методика выявления: на расстоянии 50 см от ребенка, лежащего на спине, вне поля его зрения, гремят погремушкой 5-10 с.

Помощь ребенку: если прислушивания нет, гремят погре­мушкой еще три раза, подносят погремушку ближе (20-30 см).

Поведение ребенка: прислушивается во время и после звучания погремушки (10-15 с), движения заторможены

3. Эмоции и социальное поведение: первая улыбка в от­вет на разговор взрослого.

Методика выявления: с ребенком, лежащим на спине, ласково говорят, улыбаются, вызывая у него зрительное со­средоточение на лице говорящего взрослого. Повторяют об­ращение до 4 раз. Не следует тормошить или гладить ребен­ка.

Помощь ребенку: если улыбки нет, можно потормошить, погладить его два-три раза.

Поведение ребенка: неярко улыбается в ответ на 3-4 об­ращения к нему.

4. Движения общие: лежа на животе, пытается подни­мать и удерживать голову (до 5 с).

Методика выявления: ребенка кладут на живот, выправ­ляя ему руки, и наблюдают.

Помощь ребенку: если ребенок не приподнимает голову, ему помогают, поглаживая спину вдоль позвоночника, от за­тылка до копчика.

Поведение ребенка: сразу приподнимает голову после по­глаживания спины, удерживает ее до 5 с и опускает.

5. Подготовительные этапы развития активной речи: из­дает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

Методика выявления: взрослый наклоняется над ребен­ком, лежащим на спине, на расстоянии 25-30 см от его глаз, вызывает сосредоточение на своем лице, ласково раз­говаривает, произносит певучие звуки (до 5 раз).

Помощь ребенку: если ребенок не произносит звуки, раз­говор с ним продлевается до 1-2 мин. Если по-прежнему нет звуков, то надо погладить, потормошить ребенка.

Поведение ребенка: после нескольких обращений взросло­го ребенок отвечает отдельными звуками. Допустима отсро­ченная реакция (от нескольких секунд до 1 мин).

1. Зрительные ориентировочные реакции:

а) длительное зрительное сосредоточение: смотрит на при­влекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого.

Материал –яркая игрушка (диаметр – 5-10 см).

Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим под игрушкой, подвешенной на высоте 50-70 см над его грудью, или на этой же высоте неподвижно держат игрушку.

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит, привлекают его внимание, двигая игрушкой, приближая и удаляя ее, вызы­вая звук.

Поведение ребенка: смотрит на игрушку в течение 20-25 с, не двигается;

Материал –яркая игрушка (диаметр – 5-10 см).

Методика выявления: привлекают внимание лежащего на спине ребенка к игрушке и медленно передвигают ее впра­во и влево от средней линии на высоте 40-50 см, один раз в каждую сторону.

Помощь ребенку: если ребенок отвлекается, теряет иг­рушку из поля зрения, разрешается повторно привлечь к ней внимание и повторно (до 3 раз) плавно передвигать игрушку вправо и влево от средней линии.

Поведение ребенка: следит непрерывно (10-15 с) за иг­рушкой (до 50 см), поворачивая голову вправо и влево.

2. Слуховые ориентировочные реакции:

Материал –громко звучащая игрушка или шуршащая бумага.

Методика выявления: гремят погремушкой 3-5 с на расстоянии 40-50 см сбоку, вне поля зрения лежащего на спине ребенка.

Помощь ребенку: если реакции нет, следует повторно 2-3 раза погреметь погремушкой справа и слева.

Поведение ребенка: слушает в течение 5 с и после этого или сразу поворачивает голову вправо и влево. Возможен преимущественный поворот головы в одну сторону;

Методика выявления: взрослый ласково говорит с ребен­ком, лежащим на спине под подвешенной игрушкой, вне поля его зрения (на расстоянии 40-50 см) в течение 1 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не поворачивает голову в сторону взрослого, можно или продолжить разговор с ним, говорить более радостно, оживленно, или встать перед ребенком так, чтобы он посмотрел на говорящего, затем опять отойти в сторону, но так, чтобы ребенок не следил за ним. После проверки обязательно, разговаривая, по­казаться ребенку.

Поведение ребенка: сосредоточенно слушает в течение 5-10 с и поворачивает голову в сторону голоса взрослого, ищет глазами, пытается "увидеть".

3. Эмоции и социальное поведение:

Методика выявления: наклоняясь над лежащим на спине ребенком, ласково говорят с ним (не прикасаясь), обращаясь три раза.

Помощь ребенку: если улыбка не появляется, надо еще два-три раза ласково поговорить с ребенком, более оживленно.

Поведение ребенка: широко и длительно улыбается после трех обращений к нему;

Методика выявления: по обе стороны на расстоянии 30-40 см от лежащего на спине ребенка кладут детей, им в руки дают игрушки, провоцируют действия с ними, радуют де­тей, вызывая звуки.

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на соседа, для привлечения внимания позвать ребенка оттуда, где лежат другие дети.

Поведение ребенка: случайно увидев лежащего рядом ре­бенка, услышав его голос, поворачивает голову и сосредото­чивает на нем взгляд в течение 15-30 с. Движения затор­можены.

4. Движения общие: лежа на животе, поднимает и неко­торое время удерживает голову.

Материал –яркая звучащая игрушка.

Методика выявления: ребенка кладут на живот и наблю­дают в течение 2 с. Если ребенок не поднимает голову, на расстоянии 30-40 см перед ним ставят игрушку, гремят ею, медленно поднимают ее, говорят с ребенком.

Помощь ребенку: если ребенок не поднимает голову, по­правляют ему руки под грудью, придерживают ноги, слегка нажимая, гладят спину вдоль позвоночника, от затылка до копчика.

Поведение ребенка: поднимает невысоко и удерживает го­лову не менее 5с.

5. Подготовительные этапы развития активной речи: по­вторно произносит отдельные звуки.

Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим на спине.

Помощь ребенку: если за время наблюдения ребенок не произносит звуки, у него вызывают зрительное и слуховое сосредоточение на лице взрослого, а затем (несколько раз, повторно) произносят гласные и гортанные звуки (а, гы, кх, э). При длительном отсутствии звуков можно погладить, потор­мошить ребенка.

Задают вопрос взрослому, сопровождающему ребенка, из­дает ли ребенок звуки, какие.

Поведение ребенка: издает отдельные гласные и соглас­ные звуки без учитываемого раздражителя, может повторять звуки за взрослым. Взрослый отвечает, что ребенок издает звуки, и приво­дит пример.

1. Зрительные ориентировочные реакции: зрительное сосре­доточение в вертикальном положении (на лице разговарива­ющего с ним взрослого, игрушке).

Материал –яркая звучащая погремушка.

Методика выявления (проверяют только у ребенка, удержи­вающего голову в вертикальном положении): ребенок в вертикаль­ном положении на руках у взрослого, головой опирается о его плечо, второй взрослый на расстоянии 50 см разговаривает с ребенком; взрослый одной рукой держит ребенка в вертикаль­ном положении, а другой показывает ему игрушку, держа ее неподвижно.

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, к ней привлекают внимание звучанием, передвижением в сторону, вверх, вниз, а затем держат неподвижно.

Поведение ребенка: после двух-трех обращений смотрит на лицо говорящего взрослого или игрушку в течение 10 с.

2. Эмоции и социальное поведение:

а) проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональ­ное общение с ним (разговор).

Методика выявления: наклонившись над лежащим на спине ребенком, ласково, улыбаясь ему, оживленно говорят с ним в те­чение 25-30 с, обращаясь три раза.

Если ребенок не контактирует, задают вопрос лицу, сопровождающему ребенка, радуется ли ребенок в ответ на обращение, как проявляет радость.

Поведение ребенка: смотрит на лицо взрослого. После одного-двух обращений широко улыбается, издает тихие и короткие звуки, сгибает и разгибает ноги и руки. Оживление нарастает и сохраняется после обращения в течение 5-10 с. Может проявлять комплекс оживления без какого-нибудь одного компонента.

В ответах взрослого, сопровождающего ребенка, перечисляются эти же компоненты;

Методика выявления: взрослый наблюдает за ребенком, лежащим в манеже на спине между другими детьми.

Помощь ребенку: если ребенок не проявляет интереса к ним, взрослый перекладывает детей так, чтобы рядом с наблюдаемым ребенком были дети, находящиеся в положительном эмоциональном состоянии; взрослый, разговаривая с этими детьми, тормошит, радует их.

Поведение ребенка: услышав звуки, издаваемые лежащим рядом ребенком, ищет взглядом источник звука, а найдя, сосредоточивает взгляд на соседе, затем может реагировать комплексом оживления.

3. Движения руки: случайно наталкивается руками игрушки, низко висящие над грудью.

Материал –две погремушки (шарики на кольцах диаметр 10-15 см), висящие на цветных лентах на высоте 10-15 над грудью ребенка, справа и слева (в манеже и в кроватке, к которой игрушки подвешивают на перекладине над кроватью).

Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим под игрушками.

Помощь ребенку: если ребенок неподвижен, вызывают у него комплекс оживления. Если движения рук слабые, ребенок поднимает их невысоко и нешироко разбрасывает, игрушки опускают ниже, на необходимую высоту, и сдвигают ленты до ширины размаха рук.

Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, на какой высоте подвешены игрушки в кроватке, наталкивается ли на них руками ребенок.

Поведение ребенка: оживляясь, выпрямляет руки и наталкивается на игрушку (одну или обе) два-три раза. Разжимая пальцы, пытается захватить ее и прослеживает глазами движения рук. Взрослый отвечает положительно на оба вопроса.

4. Движения общие:

Материал –яркая погремушка.

Методика выявления: ребенка кладут на живот и наблюдают в течение 2с

Помощь ребенку: если ребенок не поднимает голову, разговаривают с ним, гремят погремушкой на высоте 20-30 см над подстилкой на расстоянии 50-70 см от ребенка. Если он не пытается поднять голову, ему помогают, проводя рукой вдоль позвоночника.

Поведение ребенка: сразу высоко поднимает голову, опираясь на предплечья, грудь приподнята, ноги спокойно лежат. Сохраняет это положение в течение 1 мин;

Методика выявления: ребенка держат на руках вертикально, поддерживая одной рукой под ягодицы, другой — подмышки (под грудью).

Поведение ребенка: удерживает голову прямо в течение 30 с;

Методика выявления (разрешается проверять только у ребенка, удерживающего голову в вертикальном положении): взрос­лый берет ребенка под мышки лицом к себе и опускает на твердую опору. Не следует ставить его.

Помощь ребенку: если при прикосновении к подстилке упора ног не возникает, надо положить ребенка на спину и, прижав обе ступни его ног к твердой вертикальной опоре или свое­му животу, погладить обе ноги ребенка от передней внутренней и наружной боковой стороны бедра до ступни; перевернув ребенка на живот и прижав обе ступни его ног к своему животу, поглаживать его ноги по задней поверхности бедра от ягодиц до ступни, затем провести легкое поглаживание ступней ног, захватывая внутренний и наружный своды стопы и пальцы, после чего необходимо проверить возникновение упора ног ребенка в вертикальном положении.

Поведение ребенка: при прикосновении к опоре выпрямляет ноги в коленном суставе и упирается обеими ступнями.

1. Зрительные ориентировочные реакции: узнает мать или близкого человека (радуется).

Методика выявления: к лежащему на спине ребенку поочередно (с паузой

3-5 с) повторно подходят и наклоняются над ним мать (или близкий человек) и незнакомый взрослый. Ласково говорят с ним. При отсутствии реакции (в доме ребенка) на знакомого человека вызывающим радость может быть музыкальный воспитатель, логопед, один из воспитате­лей, няня группы.

Поведение ребенка: на знакомого человека смотрит выжи­дающе, радостно улыбается. При повторном появлении ожив­ляется, внимательно смотрит, иногда гулит и тянется. Недо­волен, когда взрослый отходит, и не сразу переводит взгляд на незнакомого; смотрит на него спокойно, отвлекается. В доме ребенка реакция может отсутствовать.

2. Слуховые ориентировочные реакции:

а) поворачивает голову в сторону невидимого источни­ка звука и находит его глазами.

Материал –громко звучащая погремушка, шуршащая бумага.

Методика выявления: вне поля зрения ребенка, лежаще­го на спине, на расстоянии 50-70 см, гремят погремушкой 3-4 раза (паузы – 2с) или шуршат бумагой. В помещении должно быть тихо.

Поведение ребенка: слушает в течение 2-3 с и четко по­ворачивает голову в сторону звука, ищет и быстро находит глазами погремушку или бумагу, смотрит на нее в течение 10 с;

б) по-разному реагирует на спокойную и плясовую ме­лодии.

Материал (можно без материала) – металлофон, губная гармошка.

Методика выявления: ребенок лежит на спине, спокоен. Взрослый, стоя над ним, играет или поет колыбельную (спо­койную) песню. Пауза — 15-30 с. Затем играет или поет ре­бенку оживленную плясовую мелодию. После паузы (15-30с) опять поет колыбельную.

Помощь ребенку: если у ребенка не появляется адекват­ной ответной реакции на мелодию, разрешается повторно петь или играть плясовую мелодию, одновременно оживлен­но двигая его руками и ногами, а во время звучания колыбельной мелодии поглаживая ручки и ножки.

Поведение ребенка: спокойно слушает колыбельную, смотрит на поющего. Движения заторможены. Оживляется при звуках плясовой, радостно смотрит на взрослого, появляется комплекс оживления. После окончания пения оживление сохраняется в течение 5-10 с. При звуках колыбельной опять становится спокойным.

3. Эмоции и социальное поведение:

Методика выявления: ситуация естественная. Ребенок ле­жит на спине под низко подвешенными игрушками. Взрослый наблюдает за его поведением, оставаясь вне поля зрения, в течение 30 мин.

Помощь ребенку: если комплекс оживления не возникает, разрешается привлечь внимание ребенка к висящим игруш­кам, вызывая их звучание, приводя их в движение и каса­ясь рук ребенка. При необходимости взрослый может погово­рить с ребенком, вызвав сосредоточение на своем лице и ответную улыбку, после чего удаляется из поля зрения ре­бенка.

Примечание. Если ответную реакцию удается вызвать с помощью до­полнительных приемов и воздействий, если она возникает не сразу, трудно, длится недолго, ее нельзя считать сформированной. Развитие ребенка по данному умению не соответствует возрасту.

Поведение ребенка: рассматривает игрушки, захватывает их, следит за окружающим, приходит в оживленное состояние, которое может длиться 3 мин. и более;

б) громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обще­ние с ним.

Методика выявления: наклоняясь над ребенком, лежащим на спине, ласково, оживленно говорят с ним, обращаясь к нему до трех раз.

Если ребенок не контактирует, задают вопросы взрослому, сопровождающему ребенка: как радуется ребенок, умеет ли сме­яться?

Поведение ребенка: радуется, громко смеется.

Взрослый отвечает положительно на второй вопрос;

Методика выявления: наблюдаем за ребенком, лежащим на спине, на расстоянии 40-50 см от других детей.

Поведение ребенка: активно ищет и находит взглядом соседа. Рассматривает его лицо, оживляется, тянется, пытается дотронуться, иногда поворачивается. Второй ребенок в ответ улыбается.

4. Движения руки и действия с предметами: рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудьюигрушки.

Материал –погремушка (шарик на кольце диаметром 15 см) подвешена на длинной ленте на высоте 5-10 см над грудью ребенка по средней линии.

Методика выявления: наблюдают издали за ребенком, ле­жащим под игрушкой. Если ребенок бездействует, касаются его рук игрушкой, раскачивают ее.

Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка: играет ли ребенок подвешенными над грудью игрушками, что он де­лает с игрушками, как действует?

Поведение ребенка: смотрит на игрушку, протягивает руки, ощупывает, рассматривает, захватывает, держит, толкает, следит за ней взглядом и т.д. (3 мин. и более).

В ответе взрослого перечислены все эти действия ребенка

5. Движения общие: то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено.

6. Подготовительные этапы развития активной речи: гулит.

Методика выявления: наблюдают издали за ребенком, лежа­щим на спине под игрушками (до 30 мин). В помещении тихо.

Помощь ребенку: если ребенок не гулит, то, наклонившись над ним, вызвав зрительное сосредоточение на лице говорящего взрослого, произносят повторно гласные звуки и наблюдают. Ре­комендуется наблюдать за ребенком в период наибольшей голо­совой (речевой) активности, т.е. через 10-15 мин. после еды, при засыпании, после эмоционального общения со взрослым и после занятия.

Задают вопросы взрослому, сопровождающему ребенка: про­износит ли ребенок звуки, какие, как он их произносит?

Поведение ребенка: гулит сам или через 1-3 мин. после общения с ним взрослого.

Из ответов взрослого видно, что ребенок гулит.

7. Навыки и умения в процессах: во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.

Материал –бутылочка с соской при искусственном или смешанном кормлении.

Методика выявления: ребенка держат на руках в положении полулежа. Бутылочку взрослый держит так, чтобы, протянув руки, ребенок мог взять ее; направляют соску в рот ребенка и поддерживают бутылочку, поправляя его руки.

Задают вопросы взрослому: где руки ребенка во время кормления, придерживает ли он руками то, из чего ест?

Поведение ребенка: при виде груди матери или бутылочки тянется руками и захватывает, во время кормления – руки на бу­тылочке.

Лицо, сопровождающее ребенка, отвечает положительно на второй вопрос.

1. Зрительные ориентировочные реакции: отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).

Методика выявления: ребенок находится в вертикальном по­ложении на руках у взрослого или лежит на спине. Знакомый взрослый подходит на расстояние 50 см и улыбается, затем сразу подходит незнакомый и, если реакция нечеткая, опять знакомый взрослый.

В доме ребенка при проверке у де­тей развития способности различать рекомендуется вызывать узнавание взрослых, наи­более часто общающихся с ребенком (музыкальный воспитатель, логопед, врач группы, няня и др.).

Задают вопросы взрослому, как ребенок реагирует на незна­комого.

Поведение ребенка: при виде знакомого взрослого радуется, оживляется, при виде незнакомого оживление угасает, тормо­зятся движения, он хмурится, может заплакать.

Из ответов взрослого видно, что ребенок по-разному реаги­рует на знакомых и незнакомых.

2. Слуховые ориентировочные реакции:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: