Месяцев. Б) пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи

Б) пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи.

А) переворачивается с живота на спину.

Материал –яркая устойчивая игрушка.

Методика выявления: у ребенка, лежащего на животе вызывают сосредоточение на игрушке, стоящей перед ним и перемещают ее по кругу за спину ребенка. Повторить 3 раза.

Помощь ребенку: если ребенок не пытается лечь на живот, можно помочь ему, взяв за руку и слегка согнув ножки, приподнимают его грудь и голову, помогают лечь на бок; если ребенок из положения "на боку" сам не поворачивается на спину, проверка развития умения прекращается.

Если ребенок отказывается лежать на животе, задают вопрос лицу, сопровождающему ребенка, умеет ли ребенок сам переворачиваться, быстро ли он переворачивается, часто ли.

Поведение ребенка: следит за игрушкой, поворачивает голову и быстро переворачивается на спину сам или при помощи взрослого.

Взрослый отвечает утвердительно на все вопросы.

б) передвигается, переставляя руки или немного подпол­зая.

Материал –яркая устойчивая игрушка.

Методика выявления: внимание ребенка, лежащего на животе, привлекают к игрушке, поставленной перед ним, нонедосягаемой.

Помощь ребенку: если ребенок не пытается подползти к игрушке, то ее приближают к ребенку, касаются его руки и оставляют игрушку очень близко от его рук. Можно помочь ребенку подползти, создав рукой опору для ног и другой рукой немного приподняв его грудь. При отсутствии попытки ползти проверка умения прекращается.

Просят взрослого рассказать, как ребенок передвигается на животе.

Поведение ребенка: в течение 3-5с смотрит на игрушку, пытается достать, подползает вперед, подтягиваясь на руках, двигается вбок, переставляя руки, или назад.

Взрослый положительно отвечает на вопрос и рассказывает, как передвигается ребенок.

4. Подготовительные этапы развития активной речи: произносит отдельные слоги.

Методика выявления: за ребенком, бодрствующим в любой позе, наблюдают 20-30 мин.

Поведение ребенка: однократно или изредка произносит ка­кой-либо один слог ("ба", "ма"), может, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог за ним.

Взрослый утвердительно отвечает на вопросы и приводит примеры произносимых звуков, слогов.

5. Навыки и умения в процессах:

а) хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

Методика выявления: ситуация естественная (во время кор­мления). Ребенок полусидит на руках у взрослого около стола для кормления. Взрослый держит его на коленях вполоборота, лицом к себе, набирает в ложку немного пищи (1/3 ложки без верха) и подносит к губам ребенка, сопровождая действия словами с со­ответствующей интонацией, предлагая есть. Нельзя давать ре­бенку полную ложку, вкладывать ее в рот, если губы закрыты.

Помощь ребенку: можно прикоснуться кончиком ложки к губам и уголкам рта ребенка.

Лицу, сопровождающему ребенка, задают вопросы, ест ли ребенок с ложки, сам ли снимает пищу губами или ждет, когда вложат пищу в рот, ссасывает ли пищу с ложки.

Поведение ребенка: раскрывает рот раньше, чем ложка коснется губ, и снимает пищу губами.

Взрослый утвердительно отвечает на первые два вопроса.

Материал –глубокое блюдце или неглубокая широкая чашка (пиала).

Методика выявления: ситуация естественная (во время кормления). Ребенок на руках у взрослого, в положении полусидя. Взрослый подносит к губам ребенка чашку или блюдце с неболь­шим количеством жидкой пищи (40-50 г), сопровождая свои действия предложением пить.

Поведение ребенка: прикасается губами к чашке и начинает пить. Выпивает всю порцию.

1. Движения руки и действия с предметами: игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает и пр.

Материал – погремушка или другая яркая звучащая иг­рушка.

Методика выявления: перед ребенком или рядом с ним кладут игрушку и наблюдают.

Если ребенок не играет, задают вопросы взрослому, ка­кие игрушки у ребенка, как он играет, повторяет ли он свои действия.

Помощь ребенку: если ребенок не играет, взрослый при­влекает внимание к игрушке – гремит ею, стучит, бросает вниз и пр., вкладывает игрушку в руку ребенка и гремит ею, нажимает его рукой на пищащую игрушку. Наблюдает.

Поведение ребенка: многократно перекладывает игрушку из руки в руку, извлекает звук, стучит по подстилке, бро­сает вниз (1 мин).

Взрослый перечисляет действия ребенка, характерные для 7 мес.

2. Движения общие: хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).

Материал –яркая звучащая игрушка (устойчивая).

Методика выявления: внимание лежащего на животе ре­бенка привлекают к игрушке, поставленной вне его досягае­мости, и, если ребенок начинает передвигаться, медленно отодвигают ее до 50 см (можно повторить), наблюдают за ре­бенком не менее 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не передвигается, игруш­ку передвигают ближе к нему, почти к кончикам пальцев. Если и это не побуждает ребенка изменить положение, то взрослый помогает ему: одну руку подкладывает под грудь ребенка, а другой нажимает на стопы, предварительно показав яркую звучащую игрушку и поставив ее близко к ребенку. Если движения вперед нет, проверку прекращают.

Если ребенок отказывается лежать на животе, спрашивают у взрослого, сопровождающего ребенка, лежит ли ребенок на животе, как он передвигается, может ли ползать долго, быстро, менять направление.

Поведение ребенка: сразу или после рассматривания игрушки и помощи ползет вперед к ней, делает четкие движе­ния руками и ногами, энергично, быстро любым способом меняет направление.

Взрослый рассказывает, как передвигается ребенок, харак­теризует его ползание, соответствующее показателю 7 мес.

3. Подготовительные этапы развития понимания речи: на вопрос "Где?"находит взглядом предмет, находя­щийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу и др.).

Материал – озвученная крупная игрушка (кукла, петух, собака и др.), стоящая на постоянном месте.

Методика выявления: ребенка подносят к игрушке так, чтобы он ее не видел (спиной или боком), и спрашивают: "Где...?" (повторяют 2-3 раза).

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, взрослый, взяв его на руки, подносит к игрушке, называет ее и спрашивает: "Где...?" – и сразу показывает, ставит на место так, чтобы ребенок проследил за игрушкой, и опять спрашивает: "Где...?" После паузы (25-30 с), поместив ребенка в манеж или взяв на руки, спиной или боком к игруш­ке, опять спрашивает: "Где...?" Проверку проводит человек, хорошо знакомый ребенку.

Если ребенок не реагирует на вопрос, спрашивают взрос­лого, сопровождающего ребенка, понимает ли тот название предмета, спрашивает ли он у ребенка, где предмет, находит ли ребенок глазами то, что он называет.

Поведение ребенка: поворачивается к игрушке и смотрит на нее, иногда хочет ее взять.

Взрослый отвечает утвердительно на все вопросы.

4. Подготовительные этапы развития активной речи: подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

Методика выявления: наблюдают за ребенком в течение 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не лепечет, то, стоя перед ним так, чтобы он видел движения губ говорящего взрослого, произносят повторно слоги, имеющиеся в лепете ребенка.

Если ребенок не контактирует, задают вопросы взрослому, произносит ли ребенок слоги, какие, произносит ли их повторно, долго ли лепечет.

Поведение ребенка: лепечет сам или, молча слушая, смотрит на губы говорящего и через 1-5 мин. произносит повторно слоги: "ба-ба, ма-ма" или др.

Взрослый утвердительно отвечает на все вопросы и приводит примеры произносимых ребенком слогов.

5. Навыки и умения в процессах: пьет из чашки, которую держит взрослый.

Материал –глубокое блюдце или широкая чашка, пиа­ла. Масса жидкости – до 100 г.

Методика выявления: к губам ребенка, который полуси­дит на коленях у взрослого, подносят чашку и предлагают пить.

Если проверяют развитие не во время кормления, зада­ют вопросы взрослому: дает ли он ребенку пить из чашки, как тот пьет из чашки?

Поведение ребенка: прикасается губами к краю чашки, пьет быстро, выпивает всю порцию (100 г).

Взрослый отвечает положительно на первый вопрос и рас­сказывает, как пьет ребенок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: