Месяцев

В) ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Б) переворачивается со спины на живот.

А) долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.

Б) удерживает в руке игрушку.

А) берет игрушку из рук взрослого.

Б) различает строгую и ласковую интонации обращенной к ребенку речи, по-разному реагирует.

А) узнает голос матери или близкого человека.

Методика выявления: с ребенком, лежащим на спине, изда­ли, вне поля его зрения, ласково говорит незнакомый взрослый в течение 30 с, после паузы (30 с) – мать или другой знакомый взрослый и опять после паузы – незнакомый взрослый.

Помощь ребенку: если ребенок не реагирует на голос знако­мого человека, то следует проверить реакцию ребенка на голос мужчины и знакомого взрослого.

Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка: как реагирует ребенок на голос матери, узнает ли ее голос?

Поведение ребенка: к незнакомому голосу прислушивается, ищет говорящего глазами, к повторному звучанию бывает безразличен. К голосу знакомого взрослого прислушивается, ищет глазами, улыбается, поворачивается, беспокоится и ищет, если голос замолкает.

Из ответов взрослого понятно, что ребенок узнает его по голосу.

Методика выявления: с ребенком, лежащим на спине, не наклоняясь к нему и так, чтобы он не видел выражения лица взрослого, говорят ласково 3-4 раза, после паузы (5 с) – строго, опять ласково.

Помощь ребенку: если реакция отсутствует, разрешается повторить обращение к ребенку с разной интонацией, чтобы он увидел изменение мимики взрослого в соответствии с интонацией.

Задают вопросы взрослому: разговаривает ли он с ребенком строго, как тот ведет себя при этом, успокоится ли, если с ним потом заговорить ласково?

Поведение ребенка: на ласковую интонацию улыбается, оживляется, на строгую – сосредотачивается, хмурится, может заплакать.

Взрослый отвечает положительно на первый вопрос и описывает адекватное поведение на второй и третий вопросы.

3.Эмоции и социальное поведение: радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.

Методика выявления: ситуация естественная или провоцирующая. Ребенок лежит в манеже, где бодрствуют несколько детей. Взрослый наблюдает за его поведением.

Помощь ребенку: если общения между детьми не возникает, то взрослый кладет наблюдаемого ребенка ближе к другим детям (30-40 см) и выкладывает в руку одному из соседей наблюдаемого ребенка погремушку, гремит ею, тормошит ребенка, вызывая оживление, но не разговаривает с ним.

Поведение ребенка: осматривает все, находит глазами ребенка, издающего звуки, рассматривает его, меняет положение, тянется, старается взять игрушку (если ребенок ее держит), гулит, повторяет за ним звуки.

4. Движения руки и действия с предметами:

Материал – погремушка с длинной ручкой (10-12 см).

Методика выявления: на высоте 20-30 см над грудью ребенка, лежащего на спине, держат погремушку, привлекают к ней внимание, передвигая погремушку слегка в сторону и вызывая звук.

Помощь ребенку: если реакции хватания не возникает, рекомендуется поглаживание рук ребенка от плеча до кисти по внутренней и наружной сторонам руки, потряхивание кисти с фиксацией руки в локтевом суставе, потряхивание кисти с фиксацией руки в лучезапястном суставе, тормошение ребенка с целью вызвать общее оживление. После этого необходимо повторно проверить способность ребенка взять игрушку, которую взрослый держит над его грудью (можно прикоснуться игрушкой к тыльной стороне ладоней правой и левой руки, а затем опять показать игрушку).

Поведение ребенка: смотрит на игрушку, поднимает и выпрямляет руки, направляет их к игрушке и берет ее (воз­можно, одной рукой);

Примечание. Этот показатель проверяется только у тех детей, ко­торые умеют четко брать игрушку из рук взрослого.

Материал –погремушка с длинной ручкой (10-12 см).

Методика выявления: та же.

Помощь ребенку: если ребенок, взяв игрушку, сразу вы­пускает ее, необходимо побудить его опять взять ее, после чего взрослый своей рукой помогает ребенку удержать иг­рушку в течение 30 с. После этого повторяют проверку уме­ния удерживать игрушку.

Поведение ребенка: взяв игрушку, не роняет и удержива­ет ее в течение 30 с.

5. Движения общие:

Материал –яркая устойчивая игрушка.

Методика выявления: ребенка кладут на живот, перед ним ставят игрушку так, чтобы он не касался ее руками, и на­блюдают.

Помощь ребенку: если ребенок лежит, не опираясь на ладони выпрямленных рук, то надо несколько раз провести рукой от затылка до копчика вдоль позвоночника, поглаживая спину. Вызвать сосредоточение на игрушке, стоящей перед ребенком, после чего медленно поднимать ее вверх выше головы ребенка, на том же расстоянии от глаз ребенка.

Поведение ребенка: сразу после того, как положили на живот, или при виде игрушки, или после дополнительного воздействия выпрямляет руки, поднимает голову и верхнюю часть корпуса, лежит, опираясь на ладони выпрямленных рук;

Материал –яркая игрушка.

Методика выявления: внимание ребенка, лежащего на спине, привлекают к игрушке, ее передвигают сверху вниз и кладут рядом с ребенком так, чтобы он не мог взять ее.

Помощь ребенку: если у ребенка не возникает попытки перевернуться на живот, необходимо помочь ему, взяв кисть руки, слегка потянуть, чтобы помочь лечь на бок, если после этого ребенок сам не перевернулся на живот, проверка развития движений прекращается.

Если ребенок не переворачивается, задают вопросы взрослому, сопровождающему ребенка, пытается ли ребенок сам пере­вернуться на живот, быстро ли он это делает, часто ли пере­ворачивается.

Поведение ребенка: следит за игрушкой, поворачивает го­лову, корпус, ложится на бок и сразу переворачивается на живот, выпрямляет ноги в тазобедренных суставах и, опира­ясь на выпрямленные руки, высоко поднимает голову или выполняет это движение при помощи взрослого.

Взрослый отвечает положительно на все три вопроса;

Методика выявления: ребенка берут под мышки и опуска­ют ногами на твердую опору.

Помощь ребенку: если упор ног не возникает, кладут ре­бенка на спину, упирают его ноги в вертикальную опору или в свой живот и поглаживают ножки от бедра до ступни, пос­ле чего опять проверяют наличие упора ног.

Поведение ребенка: твердо опирается обеими стопами выпрямленных в коленном и тазобедренном суставах ног не менее 1 мин.

6. Подготовительные этапы развития активной речи: по­долгу певуче гулит.

Методика выявления: наблюдают в течение 30 мин. за лежащим ребенком. В помещении должно быть тихо.

Помощь ребенку: если за период наблюдения звуки у ребенка не возникли, то можно повторить наблюдение в благоприятное по режиму время (после кормления, при засыпании, после общения) или провоцировать у него произношение звуков (певучее гуление), вызывая "перекличку" со взрослым, подражание взрослому.

Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка: произно­сит ли ребенок звуки, какие звуки, как он их произносит?

Поведение ребенка: длительно, нараспев произносит гласные звуки (без видимых воздействий, при виде взрослого, игрушки или после общения со взрослым).

Взрослый отвечает положительно на первый вопрос и рассказывает, как гулит ребенок (долго, певуче).

7. Навыки и умения в процессах: ест с ложки полугустую и густую пищу.

Материал –глубокая детская тарелка или блюдце с ка­шей или пюре, чайная ложка. Методика выявления: к губам ребенка, который во время кормления полусидит на коленях у взрослого лицом к нему, подносят ложку, наполненную пищей на 1/3, и, разговаривая с ребенком, предлагают ему есть.

Помощь ребенку: можно прикоснуться кончиком ложки к губам и уголкам рта ребенка. Нельзя разжимать губы и надав­ливать на них.

Задают вопросы взрослому, кормит ли он ребенка с лож­ки, открывает ли тот сам рот, как он снимает пищу с ложки.

Поведение ребенка: открывает рот, когда ложка касается его губ. Снимает пищу губами понемногу. Ест медленно.

Взрослый отвечает положительно на первый вопрос и рас­сказывает, как реагирует ребенок.

1. Слуховые ориентировочные реакции: по-разному реа­гирует на свое и чужое имена.

Методика выявления: ребенок лежит на спине или живо­те. Взрослый вне поля его зрения называет чужое имя, рез­ко контрастное по звучанию с именем ребенка, повторяет его два раза с паузой 1-2 с, затем после паузы 2-З с – имя ребенка и после паузы – опять чужое. В помещении должно быть тихо, проверку проводит хорошо знакомый ребенку взрослый, оба имени произносятся с одинаковой интонацией и эмоциональной окраской.

Поведение ребенка: прислушивается. Если называют чужое имя, не всегда смотрит на взрослого, отвлекается, спокоен. Услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается в сторону взрослого, смотрит на него.

2. Движения руки и действия с предметами: уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую.

Материал –2-3 яркие погремушки, удобные для захватывания.

Методика выявления: рядом с лежащим на животе ребенком, перед ним или немного сбоку – справа и слева в пределах досягаемости, не касаясь рук ребенка, кладут игрушки, привлекают к ним внимание и наблюдают в течение 30 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не проявляет интереса, не берет игрушки, то взрослый действует ими в поле зрения, приближает игрушки к рукам ребенка так, чтобы он мог коснуться их.

Поведение ребенка: сразу после привлечения внимания или дополнительного стимулирования уверенно берет игрушку, перекладывает и пр. Каждый ребенок действует по-своему в течение 1 мин.

3. Движения общие:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow