Месяцев. Б) пьет из чашки, которую держит взрослый

Б) пьет из чашки, которую держит взрослый.

А) ест корочку хлеба, которую сам держит в руке.

В) переступает, держась за барьер.

Б) держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается.

А) сам садится, сидит и ложится.

Месяцев

1. Эмоции и эмоциональное поведение: смотрит на дей­ствия другого ребенка и смеется или лепечет.

Материал –игрушки, находящиеся на месте бодрство­вания ребенка.

Методика выявления: наблюдаемый ребенок бодрствует среди других детей. Наблюдают за ним не менее 20 мин.

Поведение ребенка: смотрит внимательно, с интересом на ребенка, привлекающего его внимание, движения могут быть заторможены, иногда повторяет слоги, смеется, глядя на со­седа, подражает его действиям, тянется к игрушке.

2. Действия с предметами:

а) игрушками занимается долго и разнообразно дей­ствует ими в зависимости от их свойств.

Материал –мяч, миска с шарами, кастрюля или бидон­чик с крышкой, погремушка.

Методика выявления: игрушки кладут так, чтобы ребенок их видел. Наблюдают не менее 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не действует игрушками, взрослый показывает ему одно-два действия, побуждая к игре: толкает рукой мяч, снимает крышку с бидончика, пододвигает игрушки к ребенку и наблюдает. Если ребенок не пытается действовать, взрослый его рукой достает шар из миски и толкает его, наблюдая за дальнейшими действиями ребенка.

Если ребенок не играет, спрашивают взрослого, какие у него игрушки, как он играет, может ли катать мяч или шар, гре­мит ли погремушкой, может ли вынуть шар из миски, снять крышку и др.

Поведение ребенка: толкает мяч один раз, еще раз, сбрасывает крышку с бидончика, действует сразу или после помощи взросло­го. Выполняет любые два действия.

Взрослый рассказывает, как играет ребенок, и отвечает утвер­дительно на 2-3 вопроса.

б) подражает действиям взрослого с игрушками (катает, сту­чит, вынимает и т.п.).

Материал –мяч, миска с шарами, кастрюля или бидончик с крышкой, погремушка.

Методика выявления: привлекают внимание ребенка к игруш­кам, повторно показывают и называют три действия с ними, име­ющиеся в опыте ребенка ("Покатили мяч, опять покатили..."). На­блюдают не менее 20 мин.

Если ребенок не играет, задают вопросы лицу, сопровождаю­щему ребенка, играет ли он с ребенком, показывает ли действия с игрушками, подражает ли ему ребенок, действует ли он повторно.

Поведение ребенка: смотрит на действия взрослого и подража­ет: толкает мяч, сбрасывает крышку, вынимает и пр. Действует по­вторно и однократно. Может выполнить два действия из трех.

Взрослый отвечает утвердительно на все вопросы.

3. Движения общие:

Материал –яркая звучащая игрушка.

Методика выявления: если ребенок лежит на животе, показы­вают ему игрушку сверху и сбоку на расстоянии 70 см, если си­дит — показывают сбоку и снизу и кладут вне его досягаемости. Наблюдают.

Помощь ребенку: если ребенок не садится, ему помогают лечь на бок, подтянув слегка за руку вверх, а затем, поддержав за спину и руку, помогают сесть. Если нет условий для диагностики, спрашивают у лица, сопровождающего малыша, сидит ли ребенок, сам ли садится или его сажают, как он опускается – падает или ложится.

Поведение ребенка: поворачивает голову, чтобы увидеть игрушку, ложится на бок, опираясь на руку, и садится; если ребенок овладел движением, он отвечает на помощь сам или с участием взрослого. Сидит прямо. Ищет игрушку, поворачивает голову, ложится на бок, опираясь на руку, и сразу ложится на живот. Может сесть и лечь другим способом.

Взрослый отвечает утвердительно на первый и второй вопросы и рассказывает, как ребенок ложится.

Материал –яркая звучащая игрушка.

Методика выявления: ребенку, лежащему на животе, пока­зывают и предлагают игрушку, ее поднимают и ставят на барь­ер. Потом игрушку кладут на подстилку сзади стоящего ребен­ка. Наблюдают не менее 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не может встать с колена, взрослый сам поднимает его и придерживает его руки на барь­ере.

Если нет условий для проверки, спрашивают взрослого, мо­жет ли ребенок сам, без поддержки, держась за опору, встать и стоять, может ли опуститься или падает, расслабляя руки.

Поведение ребенка: цепляясь руками за перекладину, встает на колено и одну ногу, затем сам или при помощи взрослого встает на обе ноги и выпрямляется. Держась, стоит на прямых расстав­ленных ногах в течение 1 мин. Оборачивается за игрушкой, пере­ставляя руки, опускается на одно колено, сгибает другую ногу и, придерживаясь, становится на четвереньки или садится.

Взрослый отвечает утвердительно на первый и второй вопросы;

Материал –яркая игрушка.

Методика выявления: ребенок стоит у барьера, игрушку мед­ленно передвигают по барьеру в сторону от ребенка на 70 см - 1 м и в течение 1 мин. наблюдают.

Если нет условий для проверки, задают вопросы ухаживаю­щему за ребенком взрослому, как и сколько ребенок стоит, дер­жась, может ли переступать, передвигается ли он вдоль барьера.

Поведение ребенка: идет за игрушкой, переставляя руки, пе­реступая приставным шагом, боком, медленно.

Взрослый утвердительно отвечает на вопросы.

5. Подготовительные этапы развития понимания речи:

а) на вопрос "Где …?"находит несколько (два-три) предметов на постоянных местах.

Материал – игрушки, известные ребенку, стоят на постоянных местах.

Методика выявления: спрашивают поочередно о двух-трех предметах ("Где...?"). Вопрос о каждом предмете задают до три раз с паузой 5 с.

Помощь ребенку: если ребенок не ищет взглядом предмет, взрослый подносит его ближе, чтобы ребенок увидел то, о чем его спрашивают (только к одному предмету).

Если ребенок не контактирует с проверяющим, спрашивают взрослого, понимает ли ребенок названия предметов, сколько слов он понимает, как его проверяют, спрашивают ли: "Где...?"

Поведение ребенка: на вопрос: "Где...?" – поворачивает голову и смотрит на называемый предмет, находит два предмета.

Взрослый отвечает утвердительно на первый вопрос и расска­зывает, как проверяет понимание слов и сколько слов понима­ет ребенок;

б) по слову взрослого выполняет разученные ранее дей­ствия (без показа), например "ладушки", "дай ручку" и др.

Методика выявления: ребенка просят "Сделай ладушки" (без показа) или "Дай ручку". Инструкцию повторяют два раза. Про­веряющий взрослый должен быть знаком ребенку.

Помощь ребенку: если ребенок не выполняет задание, мож­но показать требуемое движение 2-3 раза, действуя его ру­ками и сопровождая действия соответствующими словами, пос­ле чего опять повторить просьбу: "Сделай ладушки", "Дай руч­ку".

Если нет контакта с ребенком, спрашивают взрослого, может ли малыш по просьбе выполнить какое-либо движение, действие, просят назвать его.

Поведение ребенка: по просьбе выполняет одно из движений. Взрослый отвечает утвердительно и рассказывает, что делает ребенок.

5. Подготовительные этапы развития активной речи: гром­ко, четко и повторно произносит различные слоги.

Методика выявления: за ребенком наблюдают не менее 30 мин.

Помощь ребенку: если ребенок за время наблюдения не произносил какие-либо звуки, его надо вызвать на подражание, произнося перед ним повторно до 4-5 раз один-два слога (с паузами).

Задают вопросы взрослому, какие слоги произносит ребенок, долго ли он лепечет.

Поведение ребенка: произносит повторно слоги, имеющиеся в его лепете (несколько слогов).

Взрослый называет слоги, произносимые ребенком, и утвердительно отвечает на вопросы.

6. Навыки и умения в процессах:

Методика выявления: во время кормления наблюдают за ребенком, которому дали в руку кусочек хлеба (корочка с небольшим количеством мякиша), кормят, давая возможность одновременно есть хлеб.

Помощь ребенку: если ребенок не ест хлеб, взрослый, придерживая его руку, сам направляет хлеб к его рту. Если и пос­ле этого он не ест хлеб, проверка овладения умением прекра­щается.

Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, дают ли во время кормления ребенку корочку хлеба, ест ли он хлеб, ко­торый держит.

Поведение ребенка: держит хлеб в руке и направляет его в рот, откусывает хлеб зубами или деснами.

Взрослый утвердительно отвечает на вопросы.

Методика выявления: во время кормления наблюдают за ребенком. Взрослый подносит чашку с питьем к его рту и предлагает пить.

Помощь ребенку: если ребенок не начинает пить, взрос­лый подносит чашку к его губам, прикасаясь к ним, кладет руки ребенка на чашку. Если он приоткрыл рот, можно слег­ка наклонить чашку, чтобы ребенку легче было пить.

Задают вопросы взрослому, пьет ли ребенок из чашки, проявляет ли активность.

Поведение ребенка: при виде чашки протягивает к ней руки, открывает рот, пьет, слегка придерживая чашку руками.

Взрослый утвердительно отвечает на вопросы: «Протягивает ли малыш руки к чашке, открывает рот, пьет, слегка придерживая чашку?»

1. Слуховые ориентировочные реакции: плясовые движения под соответствующую мелодию.

Материал – металлофон.

Методика выявления: ребенок стоит или сидит. Взрослый играет или поет спокойную мелодию в течение 30 с, после паузы (3-5с) играет или напевает знакомую ребенку плясовую мелодию в течение 30 с, а затем, после паузы, — опять спокойную.

Помощь ребенку: если поведение ребенка не меняется во время плясовой мелодии, взрослый оживленно двигает его руками, приподнимает поочередно его ноги, покачивает. Во время спокойной мелодии стоит рядом с ребенком и спокой­но слушает. Если при повторной проверке ребенок не реагирует адекватно, проверка прекращается.

Взрослому задают вопросы: поет ли он ребенку какие-либо песни, пляшет ли с малышом, как тот реагирует на веселую плясо­вую мелодию?

Поведение ребенка: спокойно слушает спокойную мело­дию, под плясовую - воспроизводит освоенные плясовые дви­жения.

Взрослый утвердительно отвечает на все вопросы.

2. Эмоции и социальное поведение:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: