Б) формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).
А) хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками.
Б) знает свое имя.
Б) подражает действиям и движениям другого ребенка.
А) догоняет ребенка, ползет к нему навстречу.
Методика выявления: взрослый наблюдает за детьми, которые стоят у барьера или находятся на подстилке.
Помощь ребенку: если дети не общаются друг с другом, взрослый играет с ними – догоняет, убегает от них, идет навстречу, прячется (не все действия показывают сразу, а добавляют их, если наблюдаемый ребенок бездействует). Если после игры с детьми ребенок не продолжает ее, проверка прекращается.
Поведение ребенка: один ребенок, посмотрев на другого, уходит; другой устремляется за ним, оба радуются этому. Ползут друг другу навстречу и смеются (возможна игра в прятки и др.);
Методика выявления: взрослый наблюдает за двумя-тремя детьми, играющими рядом.
Помощь ребенку: взрослый дает детям игрушки из находящихся на подстилке, рядом с ними, стимулирует действия. Наблюдает за тестируемым ребенком.
|
|
Поведение ребенка: наблюдает за играющими детьми, начинает подражать им – стучит рукой по бубну, подползает к ведру или ящику и вынимает оттуда игрушки, повторяет действия детей.
3. Действия с предметами: с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.)
Материал –резиновая звучащая игрушка, бидончик с крышкой, погремушка, мяч.
Методика выявления: игрушки раскладывают в поле видимости ребенка, стоящего или сидящего, и наблюдают не менее 10 мин.
Помощь ребенку: если ребенок не играет или только бросает игрушки, берет их в рот, стучит, взрослый показывает ему действия, сопровождая их словами: "Покатаем мяч, смотри: покатился мяч", "Откроем крышку, открыли" и пр., каждое действие повторяется 2-3 раза. После показа первого действия взрослый не менее 5 мин. наблюдает за ребенком. При отсутствии действий взрослый показывает второе действие, при необходимости третье, четвертое. Если действия не возникают, проверка прекращается.
Спрашивают взрослого, как ребенок играет мячом, резиновой игрушкой, погремушкой, кастрюлей с крышкой.
Поведение, ребенка: резиновую игрушку сжимает, крышку открывает, погремушкой гремит, мяч катает, может выполнить только одно действие.
Взрослый рассказывает, как ребенок действует с предметами (в соответствии с показателем 9 мес.).
4. Движения общие: переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.
|
|
Материал –стол-барьер, горка, стул и др. на расстоянии 30-40 см друг от друга, игрушка.
Методика выявления: ребенка, стоящего у опоры, привлекают игрушкой на расстоянии 50-70 см к другой опоре. По мере его приближения переходят дальше. После двух-трех переходов дают ребенку игрушку, общаются с ним.
Помощь ребенку: если ребенок остается на месте и не делает ни одного шага, взрослый, стоя от него на расстоянии (до 70 см), жестом, игрушкой, словом зовет к себе. Можно потрогать ребенка за руку (локоть, ладонь) и, слегка притянув к себе, продолжать звать его словами. При отсутствии передвижения проверка прекращается.
Спрашивают у взрослого, бодрствует ли ребенок на полу, как он переходит от одной опоры к другой.
Поведение ребенка: смотрит на взрослого и направляется к нему, держась одной рукой, вполоборота, приставным или чередующимся шагом, передвигается вслед за игрушкой. Переходит к другой опоре приставным шагом, держась одной рукой и перенося другую на новую опору. Делает два-три перехода.
Взрослый, сопровождающий ребенка, отвечает утвердительно и рассказывает, как передвигается ребенок (в соответствии с показателем 9 мес.).
5. Подготовительные этапы развития понимания речи:
а) на вопрос "Где …?" – находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного местоположения.
Материал – три-четыре игрушки, которые ребенок находит, стоящие на постоянных местах (хорошо видны, стоят по одной, рядом нет других предметов).
Методика выявления: ребенка спрашивают: "Где собачка (лошадка, мишка)?" Игрушки переставляют и спрашивают: Где...?" Вопрос повторяют 2-3 раза. После того как ребенок находит две игрушки из трех, их меняют местами и задают еще раз вопросы о трех игрушках.
Помощь ребенку: если ребенок на вопросы: "Где...?" – не ищет названные игрушки, взрослый напоминает ему: "Где собачка? Посмотри: вот собачка!" Показывает. "Ой, нет собачки!" Прячет. "Где собачка?" Взрослый поворачивает голову, ищет игрушку. "А, вот она!" Показывает собачку. После этого спрашивает: "Где собачка?" И так же спрашивает о лошадке и мишке. Если после показа ребенок в ответ на вопрос не ищет взглядом ни одну игрушку, проверка прекращается.
Задают вопросы взрослому: какие слова малыш понимает, может ли найти знакомые предметы в разных местах?
Поведение ребенка: находит взглядом игрушки на постоянных местах, ищет и находит их на других местах.
Взрослый перечисляет предметы, названия которых понимает ребенок, и утвердительно отвечает на второй вопрос;
Методика выявления: ребенка зовут, называя по имени: "Иди ко мне". После паузы зовут, называя другое имя в том же контексте, и затем после паузы – опять имя проверяемого ребенка. Можно проверить второй раз.
Поведение ребенка: на зов приближается к взрослому или оборачивается, идет к тому, кто зовет, на чужое имя не реагирует.
6. Подготовительные этапы развития активной речи: подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в лепете.
Методика выявления: взрослый, сидя перед ребенком, четко, с небольшими паузами произносит слоги, имеющиеся в лепете ребенка. Проверку проводит близкий ребенку человек.
Помощь ребенку: если ребенок через 1-2 мин не повторяет слоги, взрослый продолжает в течение 15-20 мин произносить слоги так, чтобы ребенок видел движение его губ.
Задают вопросы взрослому, какие слоги есть в лепете ребенка, повторяет ли он слоги, какие слоги повторяет.
Поведение ребенка: слушает, следит за движением губ взрослого и сразу или через 1-2 мин повторяет слоги.
Взрослый называет слоги, произносимые ребенком, утвердительно отвечает на второй вопрос.
7. Навыки и умения в процессах:
Материал –широкая чашка с ручкой или маленькая пиала с небольшим количеством жидкости (100 г).
|
|
Методика выявления: во время кормления ребенок сидит за столом, взрослый протягивает ему чашку с питьем, придерживая ее за дно так, чтобы ребенок не уронил.
Помощь ребенку: взрослый изменяет положение чашки, если ребенок слишком наклоняет ее. Если он не направляет руки к чашке, взрослый может поднять их и положить на чашку, можно придержать руки ребенка на чашке, сопровождая действия словами.
Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, какую активность проявляет ребенок во время кормления, придерживает ли руками чашку.
Поведение ребенка: четко направляет руки к чашке и берет ее двумя руками, наклоняется к ней и пьет. Может поднять чашку ко рту, наклонить. Если взрослый перестанет поддерживать чашку, ребенок выронит ее.
Взрослый рассказывает, как ведет себя ребенок во время кормления, и положительно отвечает на второй вопрос;
Методика выявления: взрослый сажает ребенка на горшок (по потребности: после сна, в середине бодрствования, перед сном), сопровождая свои действия словами. Не следует задерживать его на горшке дольше 2 мин.
Помощь ребенку: можно остаться рядом с ребенком, придерживать его рукой, чтобы он не встал, не упал. При возникновении отрицательных эмоций проверку прекратить.
Задают вопросы взрослому, приучают ли ребенка к горшку и как он относится к высаживанию на горшок.
Поведение ребенка: ребенок спокойно и адекватно реагирует на предложение взрослого идти на горшок. Сидя на горшке,иногда лепечет, улыбается, не пытается встать. Результат положительный.
Взрослый положительно отвечает на первый вопрос и рассказывает о поведении ребенка, соответствующем 9 мес.
1. Эмоции и социальное поведение: действует рядом с другим ребенком или одной игрушкой с ним.
Материал –стержень с кольцами, прикрепленный к столу, шары со скатом, ящик с игрушками.
Методика выявления: взрослый наблюдает за детьми, играющими на полу около одного пособия (в течение 20-30 мин.).
Помощь ребенку: если наблюдаемый ребенок не начинает играть рядом или вместе с другими детьми (один-два ребенка), взрослый привлекает его внимание к действиям другого ребенка с игрушкой и может включиться в игру сам, чтобы вызвать активные действия наблюдаемого.
|
|
Поведение ребенка: действия одного ребенка привлекают другого, который приближается и включается в те же действия, или независимо друг от друга они действуют в одном месте, рядом (вынимают игрушки из одного ящика, улыбаются друг другу).
2. Действия с предметами: самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с игрушками (вынимает и вкладывает, открывает и закрывает, катает). Действия с предметами принимают устойчивый характер.
Материал – миска с шарами, кастрюля с крышкой, шар или мяч.
Методика выявления: взрослый ставит перед ребенком миску и рядом кладет игрушки для вкладывания, ставит кастрюльку с крышкой. Наблюдает 15-20 мин.
Помощь ребенку: если ребенок не действует игрушками или его действия хаотичны, взрослый просит (без показа): “Вынь шарик, еще вынь". Затем: "Вложи шарик, еще вложи, покатай шар (мяч), открой крышку, закрой крышку". Повторяет инструкцию до 3 раз. Можно показать, как вложить, вынуть, как открыть, закрыть, после чего продолжить наблюдение.
Если ребенок не берет игрушку, спрашивают взрослого, сопровождающего его, просят ли малыша что-нибудь делать, понимает ли тот просьбы, умеет ли вынимать и вкладывать, открывать и закрывать, может ли это сделать по просьбе (без показа).
Поведение ребенка: при виде игрушек выполняет отдельные разученные действия, по предложению взрослого выполняет требуемые действия. Может выполнить действия не до конца: все игрушки вложил, не все вынул.
Взрослый утвердительно отвечает на все вопросы.
3. Движения общие: