double arrow
Показатели равновесия у дошкольников

Возраст, год Пол Удержание равновесия на одной ноге, с
М. 3,3—5
  Д. 5,2—8
м. 22—30
  д. 25—30
м. 40—60
  д. 50—60

ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА

Понятие "воля" отражает сознательное усилие человека в преодолении преград на пути к цели, в создании дополни­тельного мотива к действию, его поддержание и укрепление.

Выявлению особенностей развития волевых качеств, с которыми тесно связано двигательное поведение ребенка, могут способствовать подвижные игры и физические упраж­нения.

Выявлению настойчивости — способности длительно, не снижая активности, стремиться к намеченной цели, мо­жет способствовать игровое упражнение "достать погремуш­ку". Для его выполнения между двумя стойками натягивает­ся веревка, на которой висит погремушка. Высота для каж­дого ребенка устанавливается индивидуально с учетом вы­соты поднятых вверх рук с исходного положения, стоя на цыпочках, а также высоты выявленного ранее прыжка вверх с места. Ребенок подскакивает и бьет по погремушке рукой. Задание дается в такой форме: "Ты должен прозвонить пог­ремушкой столько раз, сколько сможешь. Для этого нужно подпрыгнуть и ударить по погремушке рукой". Это упражне­ние ребенок выполняет на протяжении 3 мин. Фиксируется время, на протяжении которого ребенок активно подскаки­вает, количество попыток, поведение ребенка во время вы­полнения задания.

Для определения состояния решительности — уверен­ности в действиях, способности своевременно находить и принимать обдуманные решения, возникающие в игровых си­туациях, может быть использована подвижная игра "У мед­ведя во бору". По условиям игры на одной стороне площадки размещается "берлога" Медведя. На расстоянии 30 м от нее делается разметка — дом, в котором "живут" дети. Со сло­вами:




У медведя во бору грибы, ягоды беру,

А медведь не спит и на нас рычит, -

дети подходят к "берлоге", после слова "рычит" — убегают.

Замечено, что часть детей не подходит близко к "медве­дю", а останавливается в пределах 3—4 м от него. С учетом этого обстоятельства определены правила игры, помогающие оценить решительность детей. Перед "берлогой" медведя проводятся три линии (кладут три разноцветные ступеньки), которые во время игры должны преодолеть дети. Первая — на расстоянии 1 м от "берлоги", условно она обозначает высокий уровень развития решительности. Вторая — на рас­стоянии 2 м. Она отвечает среднему уровню развития реши­тельности. Третья — на расстоянии 3 м. Условно она обоз­начает низкий уровень развития данного качества.



Фиксируется: расстояние, на котором остановились дети, ожидая сигнала к возвращению, а также поведение детей во время игры.

Выявлениювыдержки — способности управлять своими действиями в условиях эмоционального возбуждения — мо­жет способствовать игра "Лягушки и журавль". На земле чертится большой прямоугольник — это "болото". На одной стороне его на расстоянии 50 см друг от друга чертятся круги — "кочки" для лягушек. В стороне от "болота" обозначается "гнездо" журавля. Лягушки скачут в "болото" и двигаются по нему прыжками на двух ногах. На сигнал "Журавль!" они прыгают к своим "кочкам". Журавль идет большими шагами и стремится поймать лягушку. По условиям задания бегать в игре не разрешается. Показателем волевых усилий явля­ется выполнение игроками правил игры.

Фиксируется: время, на протяжении которого ребенок скачет на двух ногах, его поведение во время игры.

Можно использовать и физические упражнения, которые включают знакомые и доступные всем детям движения: при­седания, прыжки, подымание и опускание рук, бег. Знако-мость и доступность позволяет детям тратить меньше усилий на технику и качество упражнений и сконцентрировать вни­мание на выполнении требований задания.

Особенности выполнения упражнений:

1. Глубокое многоразовое приседание с произвольной скоростью. Исходное положение (И.п.): ноги на ширине ступни, руки на поясе. Выполнение (В.): низко присесть, вернуться в И.п., снова присесть, выпрямиться. Выполнять до тех пор, пока ребенок сам не остановится. Регистрируется время, количество приседаний и темп (на протяжении 10 мин).

2. Многоразовое перепрыгивание обеими ногами через набивной мяч — 20 см. И.п.: ребенок становится перед мя­чом» положение рук и ног произвольное. В.: перескочить через мяч, повернуться на 180° и опять перескочить через него. Выполнять до того времени, пока ребенок сам не оста­новится.

3. Многоразовое поднимание и опускание набивного мяча (масса 1 кг). И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу, в руках ребенок держит мяч. В.: поднять руки с мячом вверх, вер­нуться в И.п. Выполняется до того времени, пока ребенок сам не остановится.

4. Бег. И.п.: произвольное. В.: длительный бег с произ­вольной скоростью.

Перед обследованием детям показывается и объясняется двигательное задание. Дается инструкция: "Будешь выпол­нять следующее упражнение (дается название и описание упражнения), постарайся это упражнение выполнить много раз. Когда почувствуешь усталость, можешь остановиться". Таким образом создается возможность самому ребенку регу­лировать разные параметры движений в соотношении с воз­можностями организма. В силу продолжительности действий детям дается только одна попытка.

В процессе выполнения четырех контрольных упражне­ний дети преодолевают трудности разного характера: дли­тельность упражнения (бег), количество повторов (приседа­ние), масса поднимаемого предмета (мяча), высота преграды и т.д. Оцениваются разные показатели волевых качеств. Если принимать длительность физической работы в качестве ведущего показателя, то уровень развития целенаправлен­ности и настойчивости будет оцениваться на протяжении выполнения всего задания. Считается, что чем больше вре­мени ребенок может выполнять монотонное действие в од­нородных и тяжелых условиях, тем выше оценка уровня раз­вития, его качеств воли — целенаправленности и настойчи­вости.

Вторым показателем оценки проявления целенаправлен­ности и настойчивости является количество выполненных движений, или объем физической работы. Учитывается, что длительная двигательная деятельность не обязательно свя­зана со значительными волевыми усилиями, так как ребенок может при этом выполнить небольшой объем физической работы. Имеется в виду, что в тех случаях, когда общее время выполнения упражнений у разных детей совпадает, более высокий уровень проявления волевых качеств харак­терен для того ребенка, который успевает сделать большее количество движений.

Показателем степени проявления волевого усилия в про­цессе выполнения упражнений, связанных с необходимостью преодоления нарастающих трудностей, служит также интен­сивность физической работы. Она определяется по измене­нию частоты сердечных сокращений (ЧСС). Имеется в виду, что при легкой физической работе, т.е. небольшом напряже­нии, величина пульса изменяется незначительно. Выполне­ние детьми упражнений с максимальным напряжением вы­зывает у них более чувствительные сдвиги указанного пока­зателя. Частота пульса измеряется на 10-секундном интер­вале. Регистрация ЧСС у детей осуществляется пальпацией. Пульс подсчитывается до начала (ЧСС[) задания и после его окончания (ЧССг) на протяжении 3—5 мин. Кроме того, под­считывается относительная частота сердечных сокращений:

Чсс2-чсс1

чсс ----------

чсс1

Таким образом, при выполнении контрольных упражне­ний создается возможность фиксировать количественные и качественные показатели волевых качеств.

Количественные показатели:

1)общая длительность выполнения упражнения (секун­ды, минуты);

2)общее количество движений на протяжении выполне­ния задания (число);

3) изменение ЧСС при выполнении заданий (уд/мин).
Качественные показатели:

1)особенности поведения (стремится к более трудным заданиям, обращается за помощью, перенимает у товарища, проявляется активность, самостоятельность, придерживает­ся правил, отказывается от выполнения задания);

2)языковые реакции (выполняет задание молча, сопро­вождает словами, жалуется на условия, болезнь и др.);

3)отношение к физическим упражнениям (проявляет ин­терес, стремится к лучшему результату, с желанием выпол­няет любое упражнение).

ДИАГНОСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Обследование объема двигательной активности детей производится с помощью механического шагомера (выпуска­ется Пензенским ПО "Заря") или электронного ("Электро-ника-ШЭ-01, г. Пинск). Для измерения естественной днев­ной двигательной активности шагомер надевается всем де­тям и снимается в определенный временной диапазон (нап­ример, с 8 до 17 или 19). В этот день не следует стимулиро­вать активность обследуемого ребенка, лучше предоставить ему полную свободу деятельности. Целесообразно со сторо­ны внимательно наблюдать за ним, чтобы получить представ­ление о составе движений и содержании двигательной дея­тельности. Одновременно с помощью хронометража можно изучить и продолжительность двигательной активности. Для этой цели лучше всего использовать секундомеры, имеющие суммирующий циферблат. Такие индивидуальные наблюде­ния дадут воспитателю представления не только об особен­ностях двигательной активности, но и об интересах, особен­ностях поведения, общения каждого из детей. Один день такого наблюдения даст возможность узнать и понять ребен­ка если не во всех, то "во многих отношениях".

При диагностике двигательной активности дифференци­руются три группы детей по их подвижности: средняя, боль­шая и малая. Это необходимо для того, чтобы обеспечить методы руководства с учетом индивидуальных особенностей двигательной деятельности детей.

На основании полученных показателей воспитатель сос­тавляет диагностическую карту здоровья, физического и дви­гательного развития детей своей группы на предстоящий год, формирует дифференцированные группы по определенным признакам, составляет комплекс физкультурно-оздорови­тельных мероприятий,, определяет пути коррекции. В конце учебного года проводится повторное обследование детей, сравниваются исходные и итоговые данные, оцениваются ре­зультаты работы. Ниже приводится примерная схема ди­агностической карты; она может иметь другое название, в нее могут быть внесены и дополнительные показатели, нап­ример пульсовые данные, и т.п.






Сейчас читают про: