Это технология написания курсовой работы за 3-4 часа

Автор Антон Федоров, материал написан в свободной форме. Принимаются пожелания по доработке.

Примерная схема комплекса физкультурно-оздоровительных ме­роприятий в старшей группе на сентябрь—май

Мероприятия

1. Температура воздуха в группе — 20"С

 

во время сна — 18—19°С

На физкультурных занятиях температура в спортзале – 17 С

На воздухе – температура воздуха. В основном круглогодично занятия проводятся на свежем воздухе.

2. Обязательность сквозного проветривания

Пребывание на свежем воздухе в летний период около 7 ч, в зимний период- около4,5 ч.

3. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный режим дня для детей разных групп здоровья

4. Создать оптимальный психологический климат для каждого ребенка. С этой целью шире использовать подвижные и спортивные игры и игровые задания

5. Обеспечить удовлетворение биологической потребности ребенка в движении

6. Закаливание:

—умывание прохладной водой рук, лица, шеи;

—полоскание горла холодной водой после каждой еды;

—воздушные и солнечные ванны;

—ходьба босиком;

—контрастный душ (лучше организовывать в домашних условиях, так как в детских садах нет достаточных условий для проведения данной процедуры);

—обтирание всего тела влажной варежкой с последующим растиранием сухим полотенцем;

—по возможности проведение физических упражнений на воздухе круглогодично;

—обливание ног;

—оздоровительные прогулки;

—проведение Дней здоровья 1 раз в квартал

Всего: 60—85 мин

Примерный план организованных физкультурных мероприятий:

—ежедневная утренняя гимнастика — 10—12 мин; включение висов ежедневно с целью формирования правиль­ной осанки и использование комплекса ритмической гимнас­тики (не менее 3 в год), которые повторяются многократно. В нее включаются несколько акробатических упражнений;

—занятия по обучению новым движениям 2 раза в не­делю — 15—30 мин;

—ежедневные занятия на тренажерах в спортивном ком­плексе по подгруппам — 10—15 мин (используются висы, лазание по канатам, шестам, гимнастической стенке, вере­вочной лестнице, подтягивание на турнике, упражнения на кольцах, детском велоэргометре, беговой массажной дорож­ке, используются элементы рефлексотерапии: ходьба боси­ком по ребристым доскам, массажерам и другим приспособ­лениям подобного характера).. Одновременно эта форма ра­боты является и воздушной ванной, так как дети занимаются босиком в трусиках и маечках;

— ежедневные занятия тренировочного характера — 10—15 мин.

Эта форма работы проводится со всей группой или по подгруппам. Ее содержание составляют любые знакомые и хорошо освоенные движения. Вначале проводится неболь­шая разминка в виде ходьбы и бега, 2—3 физических упраж­нения обычно в движении. Затем проводится деление на 2 группы: мальчики, например, играют в футбол 6—8 мин, а девочки выполняют различные прыжки через скакалку. Пос­ле этого воспитатель дает минуту на успокоение (в виде расслабления или дыхательных упражнений в движении), а затем подсчитывает пульс у некоторых детей, определяет период его восстановления. Реакцию на нагрузку у осталь­ных детей воспитатель определяет по внешним признакам. Во время пика нагрузки воспитатель у нескольких детей за­меряет пульс и соотносит с нормой (на пике пульс может повышаться на 100—120% по отношению к исходной вели­чине и составлять от 180 до 200 уд/мин). Эту форму работы могут составлять только одни подвижные или спортивные игры:

— физкультминутки, двигательные компоненты на заня­тиях, не связанных с движениями, и двигательные перерывы — 10 мин;

—г подвижные и спортивные игры на 2-й прогулке — 15^20 мин;

— дополнительные занятия по интересам (1—2 раза в неделю).

Эта форма работы в основном используется для моторных детей и детей, проявляющих двигательные способности и интерес к той или иной двигательной деятельности. Напри­мер, могут проводиться занятия с элементами акробатики (кувырки, шпагат, полушпагат, "березка", "мостик", "стойка у стенки", "жабка", "кольцо" и др.) или занятия по спортив­ному тонусу (включают элементы ритмической гимнастики и акробатики или спортивных игр).

Самостоятельная двигательная деятельность ребенка имеет место в течение всего пребывания его в детском саду и составляет около 180—220 мин.

Самостоятельная двигательная активность наполняет весь режим пребывания ребенка в детском саду и составляет примерно 4,5—5 ч. В целом, ребенок должен находиться в состоянии двигательной активности, соответствующей воз­расту и индивидуальным потребностям, 80% времени пре­бывания в детском саду.

В общую систему физкультурно-оздоровительной работы включается индивидуальная и дифференцированная с под­группами детей по диагностическим признакам.

Работа по оздоровлению начинается с определения для каждого ребенка его "ближайшей зоны здоровья", т.е. с прог­нозирования. Прогнозирование — предвидение состояния здоровья к концу года на основе данных, имеющихся в нас­тоящее время, и предполагаемых для использования средств оздоровления.

Для группы часто и долго болеющих детей ближайшим прогнозом может быть снижение количества и продолжи­тельности болезней, наилучшим результатом — переход в более высокую группу здоровья — ЭБ. Данные исследований и практики свидетельствуют о том, что при хорошей органи­зации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях у 1 /3 детей показатели здоровья улучшаются настолько, что из группы ЧБ они стойко переходят в группу ЭБ.

В группе ЭБ для одних детей убедительным результатом будет снижение количества и продолжительности заболева­ний, для других — переход в группу ЗД. Следует подчер­кнуть, что самым важным и информационным показателем здоровья детей группы является "индекс здоровья" — коли­чество детей, ни разу не болевших в году (в %-ном отноше­нии). Анализ показывает, что и при нынешних экологичес­ких сложностях "индекс здоровья" в отдельных детских уч­реждениях составляет 45—53%, т.е. половина детей группы относится к здоровым, а это прекрасный результат (конечно, при условии малого количества или отсутствия часто боле­ющих детей).

Для здоровых детей также должен быть свой прогноз. Нельзя допустить перехода этих детей в более низкую группу здоровья. Для этого необходимо предусмотреть для них уси­ленный закаливающе-тренирующий режим: использование специальных мер закаливания, большие физические нагруз­ки в организованных формах работы и в самостоятельной двигательной деятельности, облегченная одежда как в поме­щении, так и во время прогулок (например, отказаться от теплого шарфа, меховой шапки с завязывающимися "уша­ми'', не заставлять ребенка надевать варежки, если он не хочет, больше полагаться на "саморегуляцию" организма).

Особого внимания требуют дети группы ЧБ. Обязатель­ными мерами для них являются:

— индивидуализация режимных процессов. Необходимо обеспечить для них продолжительность дневного сна по пот­ребности: эти дети могут раньше лечь спать, а подъем их осуществляется только по мере самостоятельного пробужде­ния; их можно раньше или позже покормить, уменьшить про­должительность прогулки в холодные дождливые дни и т.п.;

-— к этим детям нельзя предъявлять на занятиях общие для всех требования: умственная и физическая нагрузка для них снижается. Они.должны сидеть на занятиях в первых рядах, чтобы быть все время в поле зрения воспитателя; необходимо помогать им выполнять наиболее трудные зада­ния, сокращать их объем, чаще использовать поощрения;

— в течение всего дня эти дети должны быть под прис­тальным вниманием воспитателя: загрустил, проявляет аг­рессивность — восстановить положительный эмоциональ­ный тонус; устал — дать возможность отдохнуть; бездеяте­лен — помочь найти интересное дело, вовлечь в игру со сверстниками; вспотел — сразу переодеть в сухую одежду; поставить кровать в спальной комнате дальше от окна. Ежед­невно для себя отмечать, каков у ребенка аппетит, сон, нас­троение, активность бодрствования и т.д.;

—для часто болеющих назначается дополнительная ви­таминотерапия, специальные лечебные средства — ингаля­ции, кислородные пенки, ультрафиолетовое облучение и пр.;

—больше внимания следует уделить достаточной двига­тельной активности.

Коррекционная работа по физическому развитию имеет четкую индивидуальную направленность, определяемую дан­ными диагностики. Предусматриваются коррегирующие уп­ражнения для детей с отклонениями в осанке и плоскосто­пием. Детям с повышенным весом дают более высокие (но обязательно дозированные) физические нагрузки, устанав­ливают высокий двигательный режим, в некоторой степени ограничивают объем пищи, увеличивают количество водных процедур. Для детей низкого роста полезны прыжковые и беговые упражнения, кратковременные висы на переклади­нах, высокая двигательная активность, дополнительная ви­таминизация пищи, соки, увеличение калорийности пищи. Для детей с пониженным объемом грудной клетки полезны упражнения для укрепления мышечного корсета, специаль­ные дыхательные упражнения.

Дифференцированные группы по определенным призна­кам могут быть общесадовские (межгрупповые). В этом слу­чае специальные комплексы лечебной гимнастики четко впи­сываются в режим дня, проведение их закрепляется за оп­ределенными лицами. Так, если они предусмотрены после сна, то с одной из подгрупп (например, с теми, у кого плос­костопие) занимается один из воспитателей, с другой (с на­рушениями в осанке) — старшая медсестра, с остальными — заведующая, старший воспитатель, приглашенный специ­алист или профессионал-родитель. После занятий физичес­кими упражнениями полезны водные и другие закаливающие процедуры. Предусматриваются коррегирующие упражне­ния и в комплексах физкультурных занятий, утренней гим­настики.

Консультации для воспитателей и родителей проводят специалисты из физдиспансера, врач.

Коррекционная работа с детьми разного уровня физичес­кой подготовленности строится с учетом индивидуальных особенностей их двигательного развития. Так, группе детей, отличающихся высокими показателями физической подго­товленности, полезны задания, направленные на совершен­ствование их двигательных умений и навыков. Этому спо­собствует выполнение знакомых движений в новых сочета­ниях (упражнения в парах), из необычных исходных поло­жений (прыжки в длину с места из низкого приседа, бег из исходного положения лежа и т.п.), в необычных условиях (на спортивных снарядах, тренажерах). Возможно использо­вание доступных для детей элементов акробатики и художес­твенной гимнастики (перекат "звездный", кувырки, "берез­ка", "ласточка", "мостик", "кольцо").

Детям со средними показателями физической подготов­ленности наряду с совершенствованием техники основных видов движений полезны двигательные задания, направлен­ные на развитие физических и волевых качеств. Так, разви­тию ловкости может способствовать выполнение знакомых движений в новых сочетаниях (упражнения в парах, игры с постоянно изменяющимися игровыми ситуациями).

Задания по развитию силы включают динамическое нап­ряжение при прыжковых упражнениях, лазании по шесту, канату, общеразвивающих упражнениях, выполняемых из исходного положения лежа (на спине, животе).

Для развития быстроты необходимы знакомые упражне­ния, включающие движение ног, рук, туловища, т.е. упраж­нения для развития частоты движений и быстроты мышеч­ных сокращений (бег, плавание, подвижные и спортивные игры). Могут быть использованы и игровые конкурсы-зада­ния.

Гибкость развивается при выполнении маховых движе­ний с постепенным увеличением амплитуды и количества повторений, пружинящих движений (наклоны, покачива­ния), упражнений с отягощениями или партнером.

Задания, направленные на развитие физических качеств, следует подбирать так, чтобы их выполнение требовало про­явления воли. Этому могут служить условия, побуждающие детей к преодолению трудностей.(выполнение упражнений на спортивных снарядах, в парах, тройках, с отягощающими пособиями, в необычном положении тела и др.). Например, прыжок в длину с закрытыми глазами развивает решитель­ность, смелость; ходьба и бег по ограниченной площади опо­ры — выдержку, целеустремленность; игра в кольцеброс — настойчивость.

Дошкольникам с низкими показателями физической под­готовленности необходимы доступные задания, способству­ющие их общему физическому и волевому развитию. Этому могут служить знакомые детям физические упражнения, подвижные и спортивные игры, рекомендуемые программой воспитания. Особое внимание следует уделять развитию всех основных видов движений, создавая условия для игр с движениями (место для движений, оборудование, игрушки-двигатели). Надо чаще проводить игры, во время которых всё дети выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение. Примером таких игр могут быть белорусские народные игры с драматизированными дей­ствиями.

Некоторые физические упражнения могут выполняться вдвоем с воспитателем (игры в мяч, упражнения в равнове­сии и т.п.), что стимулирует двигательную активность ребен­ка, регулирует ее.

Характер физической подготовленности детей нужно учитывать и при организации физкультурных занятий, в со держание которых вносятся изменения и уточнения, учиты­вающие индивидуальные различия детей.

Важным направлением в коррекционной работе по физи­ческому воспитанию является формирование двигательной активности у детей. Гиподинамию, или недостаток двигатель­ной активности, следует рассматривать как фактор риска, отрицательно сказывающийся на здоровье, физическом и об­щем развитии ребенка. Конечно, потребность в движении у детей различна: есть дети большой, средней и малой подвиж­ности. Однако следует помнить, что малая подвижность — отрицательный показатель, она объясняется нездоровьем ре­бенка, отсутствием условий для движений, отрицательным психологическим климатом, слабыми двигательными умени­ями или тем, что ребенок уже приучен к малоподвижному образу жизни, что особенно тревожно.

Для детей разной подвижности имеются свои направле­ния и методы коррекции. Малоподвижные дошкольники вов­лекаются в активную двигательную деятельность на протя­жение всего дня. Главное — чтобы эта деятельность была для них интересной, непринудительной. Чтобы исключить утомление детей, надо обеспечить условия для разнообраз­ных движений в физкультурной, игровой, трудовой, индиви­дуальной, коллективной деятельности, с воспитателем, с раз­личным физкультурным и игровым материалом. Полезно вспомнить здесь наставления физиологов: ребенок никогда не устанет, если он часто будет менять вид движений, их темп, амплитуду, место выполнения. В этом случае происхо­дит естественный отдых. Разнообразная двигательная- дея­тельность не только не утомляет ребенка, а снимает утомле­ние, активизирует его память, мышление, все психические процессы.

Иногда высказывается утверждение о том, что надо сдер­живать, ограничивать в движениях детей большой подвиж­ности. Руководство здесь должно быть направлено не на уменьшение двигательной активности в целом, а на регули­рование интенсивности движений. Пусть по времени эти дети двигаются как можно больше — важно запрограммиро­вать определенный состав таких движений, которые требуют сосредоточенности внимания, сдержанности, точности. Ре­бят надо специально учить точным движениям — метанию в цель, прокатыванию мяча по ограниченной площади (поло­вице, дорожке из двух палок или шнуров, гимнастической скамейке и пр.), ловле мяча; полезны все виды и способы лазания. Особым регулирующим приемом в таких случаях является внесение осмысленности, содержательности в дви­гательную деятельность. Детей, у которых двигательная де­ятельность, не имеющая определенной направленности, за­нимает более 50% времени, характеризует несдержанность, расторможенность, крикливость, агрессивность; бесцель­ность движений утомляет их — они с трудом засыпают, не могут сосредоточиться на видах деятельности, требующих внимания.

Объективно оценить уровень двигательной активности можно по ее объему, продолжительности, содержанию.

В конце учебного года проводится повторная диагностика по всем показателям физического состояния, оцениваются результаты, намечаются очередные задачи по укреплению здоровья детей, их физического и двигательного развития.

ЛИТЕРАТУРА

Березин Ф.Б. и др. Методика многостороннего исследования личности. М., 1986.

Благуш П. К теории тестирования двигательных способностей. М., 1982.

Бондаревский Е.Я., Зациорский В.М. Структура и измерение физической пригодности //Теория и практика физической куль­туры. 1968. № 6.

Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. М., 1983.

Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. М., 1979.

Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1990.

Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста (Методические рекомендации). М., 1983.

Определение физической подготовленности школьников /Под ред. Б.В.Сергеева. М., 1973.

Радионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. М., 1973.

Физическая подготовленность дошкольников: Сб. науч. трудов. М., 1988.

Филин В.П. Педагогические методы исследования в спорте. М., 1969.

СОДЕРЖАНИЕ

Диагностика физического развития

Диагностика физической подготовленности

Основные движения............

Физические качества....

Волевые качества..............

Диагностика двигательной активности...
Литература...............

Копирование и использование материала разрешено J

Это не методичка! И это не выдержки из методички!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: