Методы оценки уровня развития речи у младших школьников

Выводы об уровне развития

Ключ

Обработка и анализ результатов

Выполнение заданий оценивается в баллах в соответствии с ключом: за каждый вильный ответ — 2 балла, за неправильный — 0.

1) Книга, 2) свеча, 3) очки, 4) лодка, 5) пчела, 6) бабочка, 7) дерево, 8) учитель, 9) пь
10)ветер, И)яблоко, 12)хлеб, 13)ягода, 14)вечер, 15) Иванов. '

Время выполнения задания рассчитывается с учетом поправки Т (таблица 17)

Интегральный показатель вербально-логического мышления А, объединяющий п казатель продуктивности В и время выполнения задания с учетом поправки вычисляет ся по формуле:

А =В + Т.

Получив индивидуальные данные по показателю вербально-логического мышле­ния, можно подсчитать среднюю арифметическую по группе в целом. Для получения групповых (возрастных) различий необходимо сопоставить рассчитанные эксперимен­тальные показатели между собой.

Таблица 17 Поправка Т на время выполнения заданий методики «Исключение лишнего»

       
  Время, с Поправка Т на время, баллы  
  Менее 250    
  250-300 -3  
  Более 330 -6  
       

Методика. «Матрица Равена»

Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

Конкретные задания, используемые для проверки уровня раз- вития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специаль­ным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняю­щихся матриц Равена (см. рис. 54 А, Б, В, Г, Д).

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняю­щихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в рас­положении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разны­ми рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ре­бенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице. т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этрго эремени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения.

Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.





10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Речь у детей дошкольного и младшего школьного возрастов обычно развивается параллельно с совершенствованием мыш­ления, особенно словесно-логического, поэтому, когда проводит­ся психодиагностика развития мышления, она частично затра­гивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в полу­чаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления. Однако в младшем школьном возрасте речь необхо­димо все же выделять и оценивать отдельно от мышления, при­чем ее диагностика может быть двоякой: лингвистической и пси­хологической. В первом случае выделяются и оцениваются те признаки речи, которые соответствуют ее лингвистическому ана­лизу, в том числе лексика, грамматика, стилистика, фонетика и т.п. Во втором случае изучению подлежит в основном то, как ре­бенок пользуется речью для управления своими познавательны­ми процессами, для регуляции поведения и общения с окружа­ющими людьми.

Полностью разделить лингвистический и психологический виды анализа речи на практике так же невозможно, как отдельно провести психодиагностику мышления и речи. Дело здесь в том, что речь человека в ее практическом виде содержит в себе как языковое (лингвистическое), так и человеческое (личностное, психологическое) начала.

В силу сказанного следующие далее методики психодиагностики речи необходимо рассматривать как такие, которые позволяют получить комбинированную, психолингвистическую информацию о соответствующем познавательном процессе, вклю- чая определения понятий (в данном случае в отличие от исследования мышления обращается внимание на владение словом при выражении мысли, а не на не на саму мысль), пассивного и активного словарного запасов ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: