double arrow

Планировочные характеристики


Привлекательность романско-готического города заключалась в его нере­гулярности, в живописных сочетаниях узких, извилистых улиц,погруженных в глубокие тени, с ярко освещенными площадями, над которыми поднимались либо суровые зубчатые башни романского стиля, либо каменное кружево собо­ров готики. Каждая улица готического города, многократно ломаясь, получа­ла только замкнутые перспективы.

Стилевые особенности городов

Города средневековой Европы

В европейской архитектуре X—XVI вв. сложилась целостная художественно-архитектоническая система, в которой органично господствовали романский, а затем и готический стили. Определяющими сооружениями архитектуры ранне­феодального романского города являлись соборы, замки и внешние оборонитель­ные сооружения. Базиликанский романский собор размещался в середине горо­да, иногда входя в большие и сложные по форме монастырские ансамбли и аб­батства.

В монастырском строительстве дух романской архитектуры выражался в попытках рациональной организации пространства территории: собственно мо­настырского двора, его культовых, административных и хозяйственных пост­роек, сгруппированных вокруг монастырского центра — клуатра. Продолжи­лась традиция жилых укрепленных донжонов (замки в Арле и пр.). Дух ро­манского стиля был весьма выражен в нормандских замках Англии (лондонс­кий Тауэр).




В Германии характерной особенностью романского стиля было его широ­кое проникновение в градостроительство, в строительство многочисленных ук­репленных дворцов (пфальцев) и замков при поселениях (бургов).

В Италии во времена романской эпохи стали возникать и развиваться новые типы общественных гражданских зданий. Наряду с замками и крепостями сень­оров, укрепленными монастырями и церквами строились здания народных со­браний, судов, коммун, ремесленных цехов, городских самоуправлений, универ­ситетов.

На Севере Италии были созданы великолепные образцы романских ансамб­лей, состоящих из собора, баптистерия и кампанилы (Верона, Пиза).

В Испании значительное место в городе занимали паломнические церкви с кольцевым обходом и венцом капелл, а также большие соборы с круглым бара­баном и куполом на парусах.

Готическое искусство создало присущие только ему чрезвычайно сложные ба­шенные сооружения. Готика придала европейским городам особую живопис­ность,и, наконец, она сделала силуэты городов необыкновенно выразительны­ми.Возникнув первоначально как церковное архитектурное искусство, готиче­ский стиль распространился при строительстве общественных и жилых зданий средневековых городов, крепостей и замков, мостов, складов, производственных сооружений. Особенности стиля получили выражение в планировке и застройке городов.



В новых типах общественных зданий, возникавших тогда во Франции и дру­гих странах Европы — ратушах, дворцах правосудия, больничных и произвол ственных зданиях — композиционные и декоративные приемы готики использо­вались в полной мере с блеском и изяществом.

Жилые дома в городах Германии и Нидерландах в эпоху готики продолжали архитектурные традиции, сложившиеся еще в романский период, но дополняе­мые отдельными готическими деталями: торцовое расположение к улице, сомк­нутые уличные фасады, фахверковые конструкции, высокая кровля.

Небольшие размеры средневекового города сочетались с его высокой этаж­ностью и чрезвычайно интенсивной плотностью застройки. Планировочная структура раннефеодального западноевропейского города представляла собой сложный конгломерат обособленных районов, население которых жило замкну­тыми бытовыми и культурными интересами.

В зависимости от рельефа местности и конфигурации береговой полосы план города приобретал ту или иную композиционную структуру. Если город распо­лагался у реки, то улицы, как правило, тянулись вдоль побережья. Так, напри­мер, в средневековом Лондоне, занимавшем территорию современного Сити, все транзитные улицы шли вдоль Темзы с запада на восток, и лишь одна пересекала реку по линии старой римской дороги. В результате такого расположения улиц Лондон получил неясно выраженную, но прослеживаемую прямоугольную пла­нировочную систему.



Развиваясь на античной планировочной основе, очень многие итальянские и французские города сохранили прямоугольные планы. Таковы центральные кварталы Флоренции, Вероны, Милана и Болоньи. Однако за пределами цент­ральных кварталов улицы меняли свое направление, образуя у старых городс­ких ворот пучки неправильных радикальных магистралей.

Первоначальным ядром, из которого вырос средневековый город, является замок, кафедральный собор или рыночная площадь, украшенная зданием рату­ши. Если город располагался на берегу водоема, то в результате многовекового развития его структура становилась веерообразной.Среди обширной равнины радиальные дороги города направлялись во все стороны, часто образуя форму звезды.Такая планировочная система средневекового города называлась ради­ально-кольцевой.В настоящее время в европейской градостроительной практи­ке сохранились два типа городов: с прямоугольной и радиально-кольцевой пла­нировкой(Вена, Париж, Рим и др.).

Средневековый город делился на ряд районов согласно профессиональной принадлежности жителей. Мясники обычно расселялись у городских ворот, ко­жевники — вдоль рек, ювелиры и менялы — в самых оживленных центральных кварталах. В южных европейских городах дома строили продольным фасадом вдоль улицы. На Севере Европы, наоборот, дома сооружались перпендикулярно улице, а поскольку фахверковый дом имел двускатную крышу, силуэт улицы получал зазубренные очертания. Однако средневековые башни обладали на­столько большой высотой, что «зубья города» не создавали раздражающего бес­порядка.

Видимый извне, на значительном расстоянии, средневековый город с его сте­нами и могучими стрельчатыми башнями производил исключительно сильное впечатление. И, собственно, в решении силуэта города проявило себя наиболее ярко градостроительное искусство средних веков.

В противоположность средним векам эпоха Возрождения характеризуется более открытой структурой генерального плана.Если главной чертой средне­вековых городских центров являлись их обособленность и замкнутость в преде­лах небольшой территории, то в эпоху Возрождения эта замкнутость постепен­но нарушается. Расширяется архитектурное влияние центра города, улучшаются его связи с рядовыми городскими кварталами. Например, улица Уффици во Флоренции удачно соединяет гражданский центр города — площадь Синьории — с рекой Арно. Направление улицы было выбрано с таким расчетом, чтобы в ее просвете показать не только зубчатую башню дворца, но и отдаленно стоящий купол собора Санта-Мария дель Фьоре, т.е. обе вертикали двух главных цент­ров Флоренции.

Создавая центр города, архитекторы Возрождения не могли игнорировать его силуэта. И если высотный уровень рядовой застройки из века в век неуклонно возрастал, то тем более необходимым было повышение колоколен и башен, сто­явших среди центральных кварталов. В начале XVI в. архитектор Бартоломео Буоно надстроил колокольню Св. Марка, после чего силуэт венецианского горо­да стал более выразительным.

Крупным событием в градостроительном искусстве XV—XVI вв. стало воз­рождение купольных форм.Могучие римские и византийские купола не нахо­дили отзвука в готическом городе. Хотя искусство сооружения куполов в сред­ние века не было совершенно утрачено, но готический купол терялся в городс­ком силуэте и никогда не имел той отточенности формы, которой обладали ан­тичные купола. И только в эпоху Брунеллески, в силуэте городов появляются купола, контрастные башням и выгодно оттенявшие их остроконечные очерта­ния. С тех пор силуэт западноевропейского города сочетает в себе две принци­пиально различные формы: башню и купол.

Следует отметить, что города как в средние века, так и в эпоху Возрождения отличались низким уровнем благоустройства жилых районов. Значительная доля расходов городской казны уходила на оборонительные укрепления, строитель­ство рыночных площадей, дворцов и церквей, и лишь ничтожная часть городс­кого бюджета шла на строительство коммуникаций рядовых жилых кварталов. Контрасты между центрами и окраинами городов обостряли негативные настро­ения простого народа.

Рядом с обширной венецианской площадью Св. Марка начинались лабирин­ты настолько узких улиц, что нижние этажи жилых домов никогда не получали солнечного света. Рядовые венецианские каналы при отсутствии вывоза нечис­тот превращались в зловонные клоаки, по которым не всегда удавалось про­плыть даже в легкой гондоле. В еще меньшей степени были обеспечены города банями, больницами и другими коммунальными учреждениями (см. трактаты теоретиков градостроительного искусства).







Сейчас читают про: