Отличительные особенности греческих и римских городов

Римские города

Для римского зодчества VI в. характерно влечение к колоссальности, кото­рое вытекало из осознания военного могущества всемирной империи и величия обожествлявшейся личности императора. И если греки, в особенности в класси­ческую эпоху, являлись творцами небольших зданий и архитектурных ансамб­лей, то римляне, покорившие Восток, стремились к столь же грандиозным по­стройкам, как пирамиды Египта и зиккураты Двуречья. И если в греческих аго­рах и акрополях человек чувствовал себя легко и свободно, то римляне при стро­ительстве пышно украшенных триумфальных арок, форумов, храмов стремились в своих постройках к идее полного превосходства «избранного народа» над по­рабощенными народами мира.

Греки приспосабливали планы своих городов к условиям местности, прояв­ляя глубокое понимание природы; римляне же в меньшей степени считались с природой и смело видоизменяли ее. Вместе с тем, усовершенствовав благоуст­ройство и инженерное оборудование своих городов, они внесли большой вклад в мировое градостроительное искусство.

Однако сравнение планов греческих и римских городов привело к заключе­нию, что греки были более тонкими мастерами градостроительного искусства. Почти все древнегреческие города занимали не только удобное, но и красивое место, превосходно вписываясь в окружающий ландшафт; римляне же, напро­тив, безупречно решали только стратегическую проблему (особенно это касает­ся военных лагерей), в силу чего очень многие города были размещены в не­привлекательной и даже нездоровой местности.

Римские города получили ту или иную планировку в зависимости от назна­чения, местоположения и занимаемой территории. В композиции военных лаге­рей и небольших городов преобладала прямоугольная планировочная система. Крупные города, особенно те из них, которые размещались на пересеченной ме­стности, не имели геометрической схемы. Остия, например, получила свободно трактованный план с главной улицей (Декуманус максимус), проложенной па­раллельно реке Тибр. Вдоль этой улицы сплошной шеренгой выросли обще­ственные здания: театры, термы и др. Пальмира имела живописную композицию, выстроенную вдоль главной магистрали, названной впоследствии улицей Ко лонн. Следует отметить, что главные улицы в римских городах играли гораздо большую композиционную роль, чем в городах Древней Греции.

Расположенный вдали от моря и связанный сухопутными дорогами со мно­гими населенными пунктами, лежащими вокруг него, Рим получил радиальную систему улиц. Лучевые магистрали связывали дальние районы города с городс­кими центрами. Улицы имели прямолинейное направление. В точках схода этих улиц были поставлены обелиски.

В архитектурном и планировочном отношении средневековые города резко отличались от городов античного мира, ибо их разделяло не только время, но и самые условия общественного бытия. Действительно, в эпоху расцвета Римской империи городские стены играли второстепенную роль, а в самом Риме даже вовсе отсутствовали. В средние века, как защита во время нескончаемых войн, крепостная стена стала непременной принадлежностью каждого города. Мало­населенный и слабый в экономическом отношении, раннефеодальный город был вынужден выбирать наиболее благоприятные для обороны места, размещаясь на небольших островах, полуостровах или вершине холмов.

Строители городских стен старались максимально экономить оборонитель­ный периметр города, следствием чего были и удушающая теснота средневеко­вого города, и рост зданий в высоту. Площади и улицы средневековых городов были узкими, тесными и неправильной формы, а главные здания в виде замков, соборов и ратуш неизбежно получали вертикальное развитие.

Большинство новых городов эпохи империи строились по типу римского военного лагеря с правильными прямоугольными или квадратными очертани­ями плана. Планировка городов, построенных в эллинистическую эпоху по Гипподамовой системе, сохранялась и поддерживалась, но в структуру городов вводятся новые типы сооружений: храмы римского пантеона, термы и т.п. В городах с нерегулярной планировкой производится либо полная их реконст­рукция по римской системе, либо возводятся мощные градообразующие комп­лексы, создающие образ города, принадлежащего «римскому миру» (форумы императорского Рима и т.д.). Новые сооружения столицы представляли со­бой целостный ансамбль обширных перетекающих площадей (обнесенных по периметру портиками с главными храмами по центральным осям), библиотек, статуй, садов, соединявшихся между собой проходами (форумы Августа, Вес-пасиана, Нервы, Траяна).

В культовом зодчестве императорского Рима в целом продолжается развитие планировочных, пространственных и декоративных традиций республиканского времени. К римской триаде верховных богов — Юпитеру, Юноне и Минерве, ко­торым посвящаются храмы, добавляются восточные боги, такие как египетские Исида и Серапис, иранский Митра и др., признаваемые официальной религией государства. Особое место занял появившийся культ обожествленных императо­ров. Храмы наиболее почитаемых богов, как и прежде, ставились в центрах фо­румов (храм Марса на форуме Августа в Риме, храм Диоскуров на Римском форуме).

Вершиной культовой архитектуры античного Рима явился Пантеон — храм «всех богов», построенный в 118—128гг., возможно, Аполлодором Дамасским, строителем наиболее развитого и сложного форума Траяна (авторство Пантеона приписывается самому Адриану).

Грандиозных размеров достигают и другие общественные сооружения по­здней империи, такие как римские термы Траяна, Каракаллы, амфитеатр Фла­виев в Риме — Колизей, самый совершенный по конструкции и форме в ряду римских амфитеатров, шедевр многоярусной арочно-сводчатой архитектуры. Особой популярностью в императорском Риме пользовались мемориальные и триумфальные сооружения; арки, колонны, статуи, алтари (арки Августа, Тита, Септимия Севера, Константина в Риме; колонны Траяна, Марка Аврелия в Риме и др.).

Те же тенденции к усложненности архитектурного языка и роскошности де­коративного убранства присутствовали и в жилой архитектуре. В городских до­мах, виллах и императорских дворцах развивались традиции атриумно-перис-тильного типа с увеличением количества помещений и дворов (дворец Флавиев на Палатине в Риме). Ведущим типом жилого дома стал многоэтажный дом (в 3—6 этажей) со сдававшимися внаем квартирами — прообраз доходных домов средневековой Европы.

В погребальной архитектуре с начала империи предпочтение отдавали мав­золею. Кроме цилиндрических, они были в плане квадратные, восьмигранные или в форме трапеции (мавзолеи Цецилии Метеллы в Риме), а также мавзолеи пирамидальной формы (мавзолей Цестия в Риме). Наибольшими размерами и пышностью отличались императорские мавзолеи Августа и Адриана в Риме, ук­рашенные ордерными портиками.

Будучи изначально эклектичной по происхождению и формам, архитектура Древнего Рима пыталась совместить стремление к рациональному решению за­дач с максимальным выражением величия римского духа. Ее главное значение в мировом зодчестве заключается в том, что она сумела показать универсальность и многозначность архитектурного языка, изобретенного эллинами, возможность решения его выразительными средствами совершенно разных художественных задач.

2. Назначение учреждений периодического пользования.

Учреждения периодического пользования включают в себя кино­театры, универмаги, спортивные сооружения, библиотеки, клу­бы. Эти учреждения обслуживают группы жилых районов или го­родской район. Этими учреждениями жители пользуются систе­матически. Они располагаются в районном общественном центре, в пределах пешеходной доступности или затрат времени на про­езд в общественном транспорте не более 15 мин.

3. Нарисовать схему «рядной» системы планировочной организации поселений

7 БИЛЕТ

1. Характеристика европейских городов в период Средневековья


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: