Римские города
Для римского зодчества VI в. характерно влечение к колоссальности, которое вытекало из осознания военного могущества всемирной империи и величия обожествлявшейся личности императора. И если греки, в особенности в классическую эпоху, являлись творцами небольших зданий и архитектурных ансамблей, то римляне, покорившие Восток, стремились к столь же грандиозным постройкам, как пирамиды Египта и зиккураты Двуречья. И если в греческих агорах и акрополях человек чувствовал себя легко и свободно, то римляне при строительстве пышно украшенных триумфальных арок, форумов, храмов стремились в своих постройках к идее полного превосходства «избранного народа» над порабощенными народами мира.
Греки приспосабливали планы своих городов к условиям местности, проявляя глубокое понимание природы; римляне же в меньшей степени считались с природой и смело видоизменяли ее. Вместе с тем, усовершенствовав благоустройство и инженерное оборудование своих городов, они внесли большой вклад в мировое градостроительное искусство.
Однако сравнение планов греческих и римских городов привело к заключению, что греки были более тонкими мастерами градостроительного искусства. Почти все древнегреческие города занимали не только удобное, но и красивое место, превосходно вписываясь в окружающий ландшафт; римляне же, напротив, безупречно решали только стратегическую проблему (особенно это касается военных лагерей), в силу чего очень многие города были размещены в непривлекательной и даже нездоровой местности.
Римские города получили ту или иную планировку в зависимости от назначения, местоположения и занимаемой территории. В композиции военных лагерей и небольших городов преобладала прямоугольная планировочная система. Крупные города, особенно те из них, которые размещались на пересеченной местности, не имели геометрической схемы. Остия, например, получила свободно трактованный план с главной улицей (Декуманус максимус), проложенной параллельно реке Тибр. Вдоль этой улицы сплошной шеренгой выросли общественные здания: театры, термы и др. Пальмира имела живописную композицию, выстроенную вдоль главной магистрали, названной впоследствии улицей Ко лонн. Следует отметить, что главные улицы в римских городах играли гораздо большую композиционную роль, чем в городах Древней Греции.
Расположенный вдали от моря и связанный сухопутными дорогами со многими населенными пунктами, лежащими вокруг него, Рим получил радиальную систему улиц. Лучевые магистрали связывали дальние районы города с городскими центрами. Улицы имели прямолинейное направление. В точках схода этих улиц были поставлены обелиски.
В архитектурном и планировочном отношении средневековые города резко отличались от городов античного мира, ибо их разделяло не только время, но и самые условия общественного бытия. Действительно, в эпоху расцвета Римской империи городские стены играли второстепенную роль, а в самом Риме даже вовсе отсутствовали. В средние века, как защита во время нескончаемых войн, крепостная стена стала непременной принадлежностью каждого города. Малонаселенный и слабый в экономическом отношении, раннефеодальный город был вынужден выбирать наиболее благоприятные для обороны места, размещаясь на небольших островах, полуостровах или вершине холмов.
Строители городских стен старались максимально экономить оборонительный периметр города, следствием чего были и удушающая теснота средневекового города, и рост зданий в высоту. Площади и улицы средневековых городов были узкими, тесными и неправильной формы, а главные здания в виде замков, соборов и ратуш неизбежно получали вертикальное развитие.
Большинство новых городов эпохи империи строились по типу римского военного лагеря с правильными прямоугольными или квадратными очертаниями плана. Планировка городов, построенных в эллинистическую эпоху по Гипподамовой системе, сохранялась и поддерживалась, но в структуру городов вводятся новые типы сооружений: храмы римского пантеона, термы и т.п. В городах с нерегулярной планировкой производится либо полная их реконструкция по римской системе, либо возводятся мощные градообразующие комплексы, создающие образ города, принадлежащего «римскому миру» (форумы императорского Рима и т.д.). Новые сооружения столицы представляли собой целостный ансамбль обширных перетекающих площадей (обнесенных по периметру портиками с главными храмами по центральным осям), библиотек, статуй, садов, соединявшихся между собой проходами (форумы Августа, Вес-пасиана, Нервы, Траяна).
В культовом зодчестве императорского Рима в целом продолжается развитие планировочных, пространственных и декоративных традиций республиканского времени. К римской триаде верховных богов — Юпитеру, Юноне и Минерве, которым посвящаются храмы, добавляются восточные боги, такие как египетские Исида и Серапис, иранский Митра и др., признаваемые официальной религией государства. Особое место занял появившийся культ обожествленных императоров. Храмы наиболее почитаемых богов, как и прежде, ставились в центрах форумов (храм Марса на форуме Августа в Риме, храм Диоскуров на Римском форуме).
Вершиной культовой архитектуры античного Рима явился Пантеон — храм «всех богов», построенный в 118—128гг., возможно, Аполлодором Дамасским, строителем наиболее развитого и сложного форума Траяна (авторство Пантеона приписывается самому Адриану).
Грандиозных размеров достигают и другие общественные сооружения поздней империи, такие как римские термы Траяна, Каракаллы, амфитеатр Флавиев в Риме — Колизей, самый совершенный по конструкции и форме в ряду римских амфитеатров, шедевр многоярусной арочно-сводчатой архитектуры. Особой популярностью в императорском Риме пользовались мемориальные и триумфальные сооружения; арки, колонны, статуи, алтари (арки Августа, Тита, Септимия Севера, Константина в Риме; колонны Траяна, Марка Аврелия в Риме и др.).
Те же тенденции к усложненности архитектурного языка и роскошности декоративного убранства присутствовали и в жилой архитектуре. В городских домах, виллах и императорских дворцах развивались традиции атриумно-перис-тильного типа с увеличением количества помещений и дворов (дворец Флавиев на Палатине в Риме). Ведущим типом жилого дома стал многоэтажный дом (в 3—6 этажей) со сдававшимися внаем квартирами — прообраз доходных домов средневековой Европы.
В погребальной архитектуре с начала империи предпочтение отдавали мавзолею. Кроме цилиндрических, они были в плане квадратные, восьмигранные или в форме трапеции (мавзолеи Цецилии Метеллы в Риме), а также мавзолеи пирамидальной формы (мавзолей Цестия в Риме). Наибольшими размерами и пышностью отличались императорские мавзолеи Августа и Адриана в Риме, украшенные ордерными портиками.
Будучи изначально эклектичной по происхождению и формам, архитектура Древнего Рима пыталась совместить стремление к рациональному решению задач с максимальным выражением величия римского духа. Ее главное значение в мировом зодчестве заключается в том, что она сумела показать универсальность и многозначность архитектурного языка, изобретенного эллинами, возможность решения его выразительными средствами совершенно разных художественных задач.
2. Назначение учреждений периодического пользования.
Учреждения периодического пользования включают в себя кинотеатры, универмаги, спортивные сооружения, библиотеки, клубы. Эти учреждения обслуживают группы жилых районов или городской район. Этими учреждениями жители пользуются систематически. Они располагаются в районном общественном центре, в пределах пешеходной доступности или затрат времени на проезд в общественном транспорте не более 15 мин.
3. Нарисовать схему «рядной» системы планировочной организации поселений
7 БИЛЕТ
1. Характеристика европейских городов в период Средневековья