Января музей работает с ______________. 8 МАРТА - ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ
Приложение 1
К Договору № ___ от «__» ____ 20__
«О режиме работы /наименование музея/ в 20____ году»
1. «Исполнитель» принимает туристов «Заказчика» в /наименование музея/
с «___» ___________ по «___» ____________ ежедневно, кроме _______ - выходной день
с экскурсионным обслуживанием:
сотрудником «Исполнителя» с _____ до ________, в _________ до ________ (указать часы),
(указать часы) день недели
сотрудником «Заказчика» с _____ до ________, в _________ до ________ (указать часы)
(указать часы) день недели
с «___» ___________ по «___» ____________ ежедневно, без выходных дней
с экскурсионным обслуживанием:
сотрудником «Исполнителя» с _____ до ________, в _________ до ________ (указать часы),
(указать часы) день недели
сотрудником «Заказчика» с _____ до ________, в _________ до ________ (указать часы)
(указать часы) день недели
В _____________________________приём туристов только с экскурсионным
день недели
обслуживанием сотрудником «Заказчика».
Открыты /наименование залов, экспозиций, филиалов/: ________________________________
___________________________________________________________________________
1 и 7 января, 23 февраля, 25 марта (среда) и 4 ноября - РАБОЧИЕ ДНИ.
2. В дни проведения в __________________________________________соборе богослужений «Исполнитель» принимает туристов по следующему графику: с 1 октября по 30 апреля в соборе совершаются еженедельные воскресные службы.
Приём туристов осуществляется в воскресенье с 11.00, накануне в субботу - до 17.45.
7 и 19 января, 15 февраля, 7 апреля, 28 мая, 7 июня, 19 и 28 августа, 12, 21 и 27 сентября, 4, 6 и 7 декабря приём туристов осуществляется с 11.00.
6 и 18 января 14 февраля, 6 апреля, 27 мая, 6 июня, 18 и 27 августа, 11,20 и 26 сентября, 3, 5 и 6 декабря приём туристов осуществляется до 17.45.
12 июля приём туристов осуществляется с 13.00, 11 июля - до 17.45.
Подписи сторон:
«Исполнитель» «Заказчик»
/наименование музея/ /наименование турфирмы/
Директор Директор
___________________ ________________________
печать печать
лауреат Государственной премии СССР
Виктор Ефимович Попков
«Когда-нибудь, в Москве будет открыт музей Виктора Попкова, специально построенный, по особому проекту. В огромных светлых залах будут висеть его полотна – все: и те, которым присуждена Государственная премия, и те, которым еще предстоит быть оцененными критиками и потомками», – писала известный журналист Ж. Гречуха.
9 марта этого года исполнилось бы 80 лет со дня рождения художника Виктора Ефимовича Попкова. В Москве музея пока нет, а вот в Мытищинском художественном музее уже давно работает мемориал Виктора Попкова.
Имя художника является знаковым в изобразительном искусстве России. О нем до сих пор пишут, снимают кино, делаются его персональные выставки. В Государственной Третьяковской галерее и Русском музее более 150 работ мастера. Внимание к персоне живописца не случайно. Все, что касается русской национальной культуры, имеет огромный интерес. А Творчество Попкова глубоко национально. Для него родная земля не была пустым понятием. Художника-трибуна, все касалось: и радость, и боль общества. Все его программные полотна об этом. «Шинель отца», «Вдовы», «Северная песня», «Строители Братской ГЭС», «Бригада отдыхает» и многие другие картины современны и сейчас и будут современны всегда. Поскольку темы, поднятые художником, настолько масштабны, что их нельзя отнести к какому-либо конкретному времени. Например, полотно «Лето. Июль», задуманная здесь в Мытищах, где прошло его детство и юность. Родная земля послужила образом для многих картин Виктора: «Двое», «Мать и сын», «Больной ребенок», «Река Клязьма», «Студенты на практике», «Ожидание». Дома, в котором жили Попковы, на улице Силикатной, 30, теперь уже нет, но многочисленные рисунки, этюды, эскизы остались в истории города благодаря живописцу. Долгое время на том месте стояла береза, которую Виктор принес в шапке из леса и посадил. Но время и ее не пощадило.
Художник писал обычных людей в обычных жизненных обстоятельствах, а картины заставляли зрителя быть сопричастным к социальным проблемам общества, которые были видны в живописной пластике. Он всегда говорил: «Когда болит или радуется душа, тогда-то и получается настоящее произведение». Многие художники задаются вопросом: «А что сейчас писал бы Попков»? Творчество мастера было искренним и откликалось на впечатления, которые трогали сердце, мимо которых он не мог пройти, не оставив следа. Я думаю, в наше смутное время он обратился бы к истории России, к русскому национальному самобытному искусству, потому что сейчас это – болевая точка страны. В письме к художнице Наде Леже он писал: «Конечно, художник нашего времени призван писать о больших явлениях жизни. И о них, мне думается, нужно создавать или большие тематические полотна, или серии».
Однажды после работы над этюдом он решил искупаться в Клязьме недалеко от храма Покрова в Тарасовке. Когда вышел из воды увидел на своем пейзаже накарябанное матерное слово. Рядом стояли два подростка и смеялись. Художник в сердцах отвесил им подзатыльники, а они привели своих отцов, готовых наброситься на Виктора. Он пытался выяснить, как же они воспитывают своих детей, но это было бесполезно.
Искусствовед Г. Анисимов как-то показал мне альбом, подаренный ему Виктором. В альбоме были рисунки и наброски Р. Гамзатова, Е. Евтушенко, Д. Шостаковича, ансамбль песни Александрова в полном составе и другие, сделанные в период его работы в Комитете по присуждению Ленинских и Государственных премий, в состав которого он входил в начале 60-х годов. Самым ярким впечатлением в работе в Комитете был серьезный разговор с членом ЦК, скульптором Е. Вучетичем после голосования по поводу присуждения премии А. Солженицыну. Е. Вучетич рекомендовал молодому художнику не зарываться и не проявлять своеволия в голосовании (Попков голосовал за присуждение). Виктор пытался спорить, но нарвался на такие серьезные угрозы, что на целую неделю уехал к матери в Мытищи – боялся, что убьют. Это было время «Оттепели», когда многие молодые творческие личности поверили в свободу творчества и надеялись, что так будет всегда. Ведь им молодым актерам, писателям, художникам доверили работу в Комитете по премиям. Обманувшись в ожиданиях, они не сложили оружие и продолжали бороться с коммунистической идеологией, довлеющей над творчеством. В. Попков, горячо выступая на заседаниях и съездах, иногда только потом осознавал опасность своих действий. В картине «Воскресенье» он аллегорически изобразил себя зажатым серостью и мечтающем о свободе. Партийные инструкторы, принимающие выставки, часто не вешали полотна В. Попкова по политическим соображениям, и он придумал знаковую систему образов, где через притчу смог говорить о том, о чем он не мог не писать. Он изобразил себя лежащим обнаженным на крыше над городом с бутылкой вина и смотрящим на свободно летающих голубей. Он мне объяснил смысл своего замысла так. Обнажен, потому что открыт для всех и искренен в своем творчестве. Он отождествляет себя с белой церковью, зажатой серыми крышами города и завидует свободе голубей.
Все, кому приходилось писать о Попкове, сходились на том, что во всем его творчестве поражают чистота и совестливость души, взволнованная личная интонация, прямая или косвенная автопортретность. Без этого нет художника Попкова.
Он своей натурой праведника никак не мог принять то, что человека можно оболгать, облить грязью публично, заклеймить позором тогда, когда для этого нет никакого повода. Ложь для его натуры была просто не приемлема.
Еще подростком в деревне он решил бодаться с местным бычком, а тот ему рогом саданул в переносицу. Еле жив остался. По сути, он всю жизнь подался с властью. И она его не щадила. Он органически не принимал ложь и не справедливость. В своих картинах он мог донести до зрителя свои идеи и мысли. В любой картине он сам незримо присутствует, как персонаж. Кажется, все происходящее происходило прямо перед ним, чему он был свидетель. Картина «Мой день» тому свидетельство. Он изобразил себя в зимнем пейзаже за этюдником. Слева старушка – справа молодая девушка. Он видел, как девушка выскочила из дома, поругавшись с матерью, и бросила на снег ключ. Сам художник сделал из этого события притчу о молодости и старости, об одиночестве, о времени. Он сам не знал, какую линию выбрать – у него их было несколько. Простая бытовая сцена обросла легендами и домыслами критиков. На вопрос критиков отвечал, что та ассоциация, которая у вас возникнет по поводу картины, та и будет правильной. Когда писал «Шинель отца» – плакал. Вспоминал отца, погибшего на фронте. Его учитель Е. Кибрик спросил как-то: «Виктор, у тебя в картине «Хороший человек была бабка Анисья» люди накрыты накидкой от дождя, а дождя нет. Почему»? – «Дождь в душе», – ответил Попков. Одна из самых знаковых картин живописца – «Осенние дожди. Пушкин». Было много вариантов эскизов после поездки в Михайловское: Пушкин целился из пистолета в свое изображение в зеркале, был изображен падающим, лежащим. Оптимальный вариант состоялся, когда Виктор почувствовал себя на месте Александра Сергеевича перед дуэлью. Пушкин бледный, опирающийся на колонну, стоящий спиной к зрителю, но лицом к вечности. Лестница вниз летящие осенние листья, лужи дождя. Картина оказалась последней на мольберте живописца и, пожалуй, самой пронзительной своей автобиогрфичностью.
Из дневника художника:
19 октября 1970 г.
«Таруса. Солнечный день. Был на могиле Ватагина, Паустовского, Борисова-Мусатова. Святые могилы. Светла о них память.
Какой же вывод сегодня я смог сделать?
Они были жадными к жизни. Они хотели жить и отлично понимали – покой будет. Они не были ханжами к жизни. Они любили жизнь и жили ею полно и духовно и физически, в пределах отпущенных каждому природой.
И я теперь понимаю, для того, чтоб после твоей смерти о тебе вспоминали с благодарностью, нужно иметь мужество жить мучаясь, страдая от радости, любить радость, смех, здоровье, все красивое, сильное, живое и все, что движется – тело, мысль, душу.
И еще: каждому возрасту свойственна своя красота и тела и духа. Но самое прекрасное тело в молодости, а дух в старости. И нужно любить тело, когда молод, и думать всегда о духе, а в старости только о духе. Поменьше нытья, Боже, дай здоровья и телу и духу. Научи радоваться, пока живем. Забыть мысли о насилии над жизнью».
Прошло почти 38 лет со дня гибели художника, но до сих пор к его памятнику в Тарасовке ложатся на снег алые гвоздики. О Викторе Попкове написано немало книг, статей, снято фильмов, сделано телепередач. Картины хранятся в крупных музеях, картинных галереях России и зарубежья. Коллекционеры считают за честь иметь работы Попкова. Это свидетельство той благодати, которую художник при жизни вложил в свои полотна. И значимость этой благодати с каждым годом все существенней, потому что любовь к творчеству художника множится в его произведениях.
Юрий Попков,
художник,
директор издательства «Живопись-Инфо2010»