double arrow

Репортаж

Интервью.

Жанры телевизионной публицистики, в которых основным изобразительно-выразительным средством выступает живая человеческая речь, а формой существования — диалог, (общение, беседа), имеют очень большое значение для телевидения, поскольку коммуникативный процесс, выраженный преимущественно речью с дополнением мимики и пантомимики, представляет собой одну из основ телевидения как социальной системы.

Наиболее концентрированно и полно сущностные признаки процесса межличностного общения проявляются в жанре интервью.

Интервью — (от англ. interview — обмен мнениями) — жанр информационной публицистики, в составе информационных материалов один из вариантов разговорной передачи «в лицах» — диалог, полилог, конфронтационное интервью, контрвью и т.д. Также составная часть (метод) журналистской работы в различных жанрах, позволяющая сделать эффектный материал об интересном или видном человеке, или подготовить эпатирующий «экспромт» для увеличения зрелищности телеигры, или добыть недостижимую иными способами, менее травмирующими эстетическое восприятие, недостающую в сюжете для зрелищности информацию. Также элементарный источник (порождающий жанр пучка жанров), трансформация которого приводит к более сложным узким жанрам типа пресс–конференции или теледебатов. Также психологический прием идентификации особенностей личности — интервью на раскрытие личности для тренировки работников ТВ, иногда используемое в жанре телеигры. Также составная часть жанра «журналистское расследование». И так далее.

Различается несколько разновидностей интервью: протокольное, информационное (в связи с конкретным событием, причем как только что случившимся, так и давно прошедшим, но вызвавшим именно сейчас общественный резонанс), портретное (личностное) и проблемное (показывающее живыми словами от первого лица компетентное мнение о некоторой проблеме или общественно–значимом явлении). Что впрочем, не исчерпывает всех разновидностей интервью. Обычно учебники журналистики выделяют только три типа интервью (событийное, проблемное и портретное), приписывая им различные цели и соответственно описывая три формы работы журналиста с человеком. Естественно, журналисту приходится сталкиваться и с теми формами опроса, которые формально находятся вне пределов журналистики: интервью психологическое, психиатрическое, следственный допрос, собеседование для приема на работу или учебу. Основа интервью — вопросы, которые делятся на программные и экранные (микрофонные), закрытые и открытые, прожективные (по предполагаемой ситуации) и конкретные (фактологические), прямые и косвенные, фильтрующие (для проверки степени информированности источника) и контрольные на заказ (для проверки правдивости), буферные и ударные, контактные и ситуативные и т.д.

Независимо от предпочитаемого жанра журналист должен уметь работать как интервьюер и обязан знать, как готовить вопросы, какого типа они бывают, как выстраивать «драматургию» интервью и чего нельзя делать.

Наиболее распространенный, действенный и ведущий жанр тележурналистики.

Репортаж телевизионный - это в прямом смысле слова - «жизнь в формах самой жизни». Наблюдая процессы реальной действительности в их возникновении, становлении и развитии, репортер создает особое состояние сопричастности, психологического и эмоционального соучастия аудитории. Это состояние называют «эффектом присутствия», и его также следует считать одним из основных признаков жанра.

Обладая рядом общих признаков с жанром в газете, на радио, в кинематографе и вместе с тем отчетливо обнаруживая свои, специфические качества, репортаж телевизионный как жанр далеко не однозначен.

События, которые показывает телевидение, подчинены лишь своей логике, в реальном времени и пространстве, они происходят перед объективами и микрофонами телевизионной техники. Но «за кадром», по ту сторону экрана, идет напряженная работа, не зависящая от того, идут ли кадры в прямой эфир непосредственно, или фиксируются на магнитную пленку: операторы, стоящие у камер, меняют объективы и точки съемки, убирая лишнее, выделяя детали и т.п. И все нити от «глаз» и «ушей» техники сходятся к режиссерскому пульту, где осуществляется монтаж. А зритель, в конечном счете, видит своеобразную зрелищно-звуковую интерпретацию события.

Однако в подобной форме передач митинга, сессии, торжественного церемониала и т.п.) всегда следует помнить о двух определяющих факторах: во-первых, о неприкосновенности самого жизненного явления, невозможности его обработки, перестройки; и, во-вторых, о том, что на экране предстает не описание события, а само событие -- в реальных, физически зримых образах.

Первая, начальная форма использования прямого телевидения может быть названа не комментированным показом или трансляцией события, это и есть простейший вид телерепортажа.

Характер репортажной передачи определяется содержанием материала, диктуется самой жизнью. Только соответствие формы содержанию, конечно, при главенстве последнего, при подчинении ему, обусловливает в результате достоинства передачи, ее пропагандистский и познавательный смысл. Истина эта в журналистской практике и теории общеизвестна.

Иные события, явления действительности хотя и не допускают прямого вмешательства творческой мысли режиссера и сценариста, но решаемые лишь визуальными средствами (без словесного комментария), они утрачивают на экране значительную часть своего содержания: для телезрителя многое может остаться непонятным, или неверно понятым, или просто незамеченным.

Именно объективный характер материала определяет другой вид телевизионного репортажа: комментированный репортаж. Здесь уже активно действующей фигурой наряду с операторами, режиссером, звуковиками становится репортер. И хотя, как правило, на протяжении всей передачи он остается за кадром, хотя само событие предстает перед ним на экране монитора как результат режиссерско-операторского отбора, для зрителя именно репортер, как очевидец события, наиболее осведомлен в том, что происходит по ту сторону экрана.

Репортер -- это «гид» телезрителя, своим живым, образным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением к явлениям и фактам действительности он помогает понять суть, смысл происходящего на экране.

Какой же материал должен служить объектом комментированного телевизионного репортажа? Очертить его строгими рамками, сгруппировать по каким-либо признакам невозможно. Все зависит от того, в каких условиях, с какой целью, по какой причине происходит то или иное событие, насколько велик его политический смысл или познавательное значение, общественный к нему интерес, будь то официальные события: церемонии торжественных встреч государственных деятелей, или открытие выставок, пуск промышленных объектов, наконец -- спортивные соревнования.

Всем этим жизненным явлениям присуща общая, особенно важная для телевидения закономерность: в их основе лежит действие, развивающееся во времени и в пространстве, т.е. непременно наличествует «репортажный стержень» как основа передачи.

И главная творческая проблема в подготовке и проведении таких репортажей -- проблема сочетания изображения и слова.

В передаче события по телевидению определяющим является само событие, последовательность его развития. Слово репортера находящегося по другую сторону экрана не организует, не ведет действие, а наоборот следует за ним. См. Кузнецов Г.В. Журналист на экране. - М., 1985.

Каким же должно быть это слово -- живое слово журналиста ведущего репортаж?

Работа репортера, ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Он не может подобно газетчику размышлять над каждым словом каждой фразой, затем перечитать свой материал, отредактировать, выправить его. Ведя передачу «по живому», он часто сталкивается с неожиданными ситуациями, находясь нередко в том же положении, что и зритель, так же изумляясь, так же волнуясь, так же «болея», как и сидящие у телевизоров. Вся подготовка к репортажу в подобных случаях сводится к сбору предварительных, но по возможности самых полных сведений о предстоящем событии. А задача -- та же, что и у радиожурналиста или газетчика искать и находить одно-единственное словосочетание слов, находить яркий запоминающийся образ, емкую, порой и остроумную фразу. См. Прохоров Е.П. Искусство публицистики. - М., 1984.

Как некомментированный репортаж (трансляция), так и репортаж с закадровым комментарием хотя и в разной степени, но обладают следующими общими и обязательными чертами: во-первых, композиционным строем передач как бы «владеет» само жизненное явление -- событие; изменить его развитие невозможно, допустима лишь интерпретация происходящего либо в характере показа, либо в словесном закадровом комментарии; во-вторых налицо стабильный «эффект присутствия» -- совпадение во времени действия и его восприятия зрителем. В-третьих, динамика отражения объекта, развитие в пространстве и времени, зримо раскрывающее логика события. В-четвертых, экранная природа обусловливает то, что перед зрителем предстают сами факты, а не описание их (при этом комментирующее слово в данном случае играет роль, подчиненную зрительному образу) Багиров Э.Г., Борецкий Р.А., Юровский А.Я. Основы телевизионной журналистики. - М., 1987, с. 166..

Основным предметом рассмотренных видов репортажа остается факт, событие, однако в комментарии репортер может уйти от констатации фактов к их объяснению и толкованию происходящего, т.е. к анализу. Здесь-то и намечается переход к иным жанрам -- аналитическим.

Основным для экрана является зримое движение, действие. Но за событием, за фактом журналист должен разглядеть нечто большее -- увидеть связь с другими фактами, выяснить их причинную зависимость. В таком случае конкретное явление действительности становится как бы отправным пунктом в работе журналиста, а факт - поводом к обобщениям. Но при этом факт может вырасти в проблему. Нужно лишь несколько изменить точку зрения аудитории -- приучить зрителя видеть значительное и волнующее в казалось бы обыденном и каждодневном, в том, что остается порой незамеченным, А это уже проблема журналистского мастерства.

И, наконец, еще один вид репортажа -- с журналистом в кадре. Меняется строй жанра -- событие становится лишь поводом, перестает быть «неприкасаемыми объектом. Репортер, работающий в этом виде жанра, должен быть вездесущим, подходить к явлениям и фактам действительности с определенным критерием, вдумываясь в смысл событий, заглядывая в их будущее, показывая их логические связи. Объектом жанра становится вся жизнь, в ее разнообразных и типических проявлениях.

Тематический (проблемный) репортаж чаще всего связан с показом интересного для зрителя происходящего события. Перспективы репортажей с городских улиц, предприятий, стадионов и концертных залов - различны. Такие репортажи требуют основательной сценарной подготовки, определения ключевых моментов действия и последовательности показа. Технические и информационно-справочные возможности студии позволят придавать информации популярную и увлекательную форму, не выходя за пределы “рабочего кабинета”. Электроника будет помогать хорошему репортеру представить нестандартный взгляд на происходящее, подметить в нем интересные для всех подробности.

Проблемный репортаж возможен лишь при тщательной, всесторонней подготовке. С технической стороны это проведение осмотра объекта с целью выяснить возможность ведения передачи; затем -- проверка всех узлов техники. Процесс подготовки изобразительного решения репортажа складывается из ряда задач, решаемых в творческом взаимодействии режиссера, оператора, звуковиков, осветителей. Важнейшим в построении изобразительного материала, объединяющим все творческо-технические приемы и средства, является монтажная логика репортажа в целом.

Всему перечисленному предшествует авторский замысел, так как мысль журналиста -- первооснова процесса подготовки и проведения репортажа. После выбора темы и обстоятельного, всестороннего ознакомления с объектом журналист приступает к разработке подробной композиции репортажа -- к написанию сценарного плана.

Такое построение несомненно фабульно, близко к сюжетному: в проблемном репортаже находят место элементы драматургии: завязка -- отыскание первого кадра, первого эпизода, который сразу же привлек бы внимание зрителя; может иметь место кульминация действия, например, неожиданный для зрителя эпизод, повернувший развитие репортажа; наконец, развязка -- обобщение конкретного, частного материала, итог репортажа, ради которого он и создавался.

Нужно стремиться, чтобы основой репортажа (в том числе проблемного, где событие -- не основа, а лишь повод) стало зримое действие. Требование это -- правило построения репортажа как жанра.

Проблемный репортаж -- явление отнюдь не однозначное, не одноплановое, которое можно было бы заключить в четко очерченные рамки формулы-определения. Да в этом и нет необходимости. Ведь стоит теоретическому анализу сойти с пути обогащения практики, как он неизбежно влечет к установлению канонов, которые есть не что иное, как кодификация ограничений.

6. Брифинг.

Брифинг—жанр, обозначающий открытую, обычно деперсонифицированную передачу официальной точки зрения или информации (оригинальной или субъективно обработанной) органа власти (от его пресс–центра или уполномоченного представителя) о событии или общественно–значимом явлении в открытые СМК через специально приглашенных журналистов. Может иметь закрытый характер, не предназначенный для прямого эфира. Вопросы при этом обычно не задаются.

[Багиров Э.Г., Борецкий Р.А., Юровский А.Я. Основы телевизионной журналистики. - М., 1987, с. 164.]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: