Описание стиля Power Metall
Появился в конце 80-х из классического Heavy Metal. Несмотря на то, что данный стиль быстрее и мощнее, чем Heavy Metal, он остается очень мелодичным и почти не содержит агрессии и злости. Первые power-группы это Helloween, Blind Guardian, Yngwie Malmsteen и Stratovarius. Power Metal часто пересекается с Progressive Metal (Ivory Tower, Symphony X, Evergrey, Vanishing Point… фактически большинство power-групп используют progressive элементы) и Symphonic Metal (Nightwish, Rhapsody). Кстати, если вы услышите двойные басовые ударные и параллельные соло гитары и клавишных в песне о могущественных воинах или волшебных землях, не сомневайтесь — перед вами Power Metal
Industrial Metal (Industrial Metal) — одна из разновидностей «альтернативного металла», возникшая в конце 80-х. Тогда как обычный индастриал базируется на смеси экспериментальной музыки, панка и танцевальной электроники, Industrial Metal делает упор на искаженный звук электрогитар, обработанный в «индустриальном» духе (в первую очередь при помощи средств электроники, цифрового саунд-дизайна и т. п.). Некоторые группы используют электрогитары для создания хэви-металических риффов, некоторые — в прямом смысле насилуют инструмент, создавая максимально грубые и абразивные текстуры. Так или иначе, индастриал Метал обладает гораздо большей агрессивностью в сравнении с ортодоксальным индастриалом, что и позволило ему достучаться до сердец металлистов и альтернативщиков, привыкших к грубому гитарному звуку.
Лирика Industrial Metalа отражает мрак и агрессию традиционного хэви-метала, одновременно накладывая на тексты личностное отчуждение, свойственное панку и альтернативному року. Вне зависимости от того, направлена ли ярость по отношению к себе или она нацелена на общество, Industrial Metal неослабевающе суров и одержим страхами, выражая практически безнадежное отчуждение от остального мира посредством плотных шумовых завес. Привнося в индастриал элементы дэт-, дум-, блэк-метала, исполнители при этом не гнушаются запоминающихся риффов-"хуков", мелодизированных вокальных партий (пусть даже вокал до неузнаваемости препарирован дисторшном), простых припевно-куплетных структур, трансовых ритмов и т. д. Популяризируя идеи индастриала, команды Industrial Metalа, безусловно, остаются в рамках наиболее бескомпромиссного крыла «альтернативы». Их звучание отличается чрезвычайной брутальностью, жесткостью, «милитаризированностью», буквально заставляя слушателя стоять по стойке «смирно» (Ministry, Fear Factory, Filter, Tool, Godflesh и др.). Кое-кто не прочь поиграть со структурой звука, увлечь слушателя во внутренний космос «индустриальной психоделии» (Nine Inch Nails). Другие же индастриал-ориентированные исполнители уделяют большее внимание визуальной стороне действа («антихрист-суперстар» Marilyn Manson и др.).
Ministry стали первой группой, которая популяризировала Industrial Metal в конце 1980-х, создав свое коронное звучание из бесконечно повторяющихся молотящих гитарных риффов, электроники, сэмплов и искаженного вокала. Однако только NIN, благодаря чутью Трента Резнора (Trent Reznor) на популярные мелодии и разноплановость его творчества, выплеснули свои песни в мейнстрим в начале 90-х годов. На заре успеха NIN несколько похоже звучащих групп всплыли на альтернативных радиостанциях, а к концу десятилетия много групп из рядов Альтернативного метала переняли ряд приемов индустриальщиков и наплодили своих вариантов агрессивной музыки.
Альтернатива (Alternative) - в это определение входит великое множество различных музыкальных направлений, таких как Punk, Industrial, New-metal, Hardcore, Grunge... Изначально альтернатива задумывалась как альтернатива (простите за тавтологию) всем существующим стилям, но за время своего существования она успела превратиться в конкретное направление (вернее, направления) со своими ограничениями и клише. На сегодняшний день это, наверное, самый популярный музыкальный стиль после попсы.
Рекомендуемые к прослушиванию группы: Faith No More, Soundgarden, Sex Pistols, Iggy Pop, Red Hot Chili Peppers, Rammstein, System Of A Down, Alice In Chains, Black Flag, Korn, Soulfly
АОР (AOR) - упрощенный и облегчённый вариант хард-н-хэви, сочетающий в себе легко запоминающиеся мелодии, длительность, не превышающую радио-формат, хорошо поставленный вокал и виртуозное владение музыкальными инструментами. Название расшифровывается как Adult Oriented Rock (рок, ориентированный на взрослых). Корни этого направления затеряны во мгле веков, но известно, что таятся они где-то в области арт и джаз-рока, т.е. на прямо противоположном музыкальном полюсе. Не смотря на то, что АОР является самым легковесным и доступным для широких слоёв населения направлением тяжёлой музыки, стиль этот уже давно потерял свою популярность.
Рекомендуемые к прослушиванию группы: Journey, Vixen, Baton Rouge, Europe ("Final Countdown"), White Lion, FireHouse, Warrant, Bon Jovi (ранний период творчества)
Арт-рок (Art Rock) - очень сложная и техничная музыка, содержащая в себе элементы джаза, классики, фолка и психоделии, замешанные на роковой основе. Арт-рок появился ещё в 60-е годы и продолжает радовать нас и по сей день, практически не изменившись. Для артовых групп характерны большие исполнительские составы и использование экзотических для рок-музыки инструментов. На концертах арт-рокеры очень любят импровизировать, растягивая песни до невероятных размеров. Породнившись с металлом "арт" мутировал в Progressive Metal, о котором речь пойдёт ниже.
Рекомендуемые к прослушиванию группы: Pink Floyd, Jethro Tull, Marillion, Halloween (не путать с немецким Helloween), Pavlov's Dog, Yes, ELP, ELO, Eloy (какие разнообразные названия!), Nightingale
Блэк-металл (Black Metal)- одно из самых тяжёлых и, как ни странно, самых популярных направлений современной металлической музыки. В 80-х годах блэком называли такие группы как Venom (первая блэковая команда, придумавшая сам термин Black Metal), Mercyful Fate, Running Wild, Sodom, Destruction и даже Dio. В те времена главным критерием "блэкушности" были мрачные сатанинские или оккультные тексты, сейчас же понятия несколько изменились. Блэк современного образца появился в 1987 году, когда некий шведский музыкант по имени Куортон (Bathory), взяв за основу блэк первой волны, выпустил альбом "Under The Sign Of The Black Mark", ставший впоследствии культовым. Блэк-металлическую группу узнать очень легко, т.к. существует несколько общих правил для музыкантов данного стиля: 1) Мрачные и злобные тексты, в большинстве случаев о Сатане и чёрной магии; 2) Характерное "жужжащее" гитарное звучание + бластбиты; 3) Кричащий или верещащий вокал, напоминающий кряхтение Бабы Яги и/или карканье вороны; 4) Черно-белый грим, украшающий (устрашающий?) лица музыкантов; 5) Неразборчивый логотип с перевёрнутыми крестами и пентаграммами; 6) Чёрная одежда, шипастые напульсники и пулемётные ленты. Особенно прославились норвежские блэкстеры, причём прославились не столько музыкой, сколько убийствами и поджогами церквей. Но не судите по этим убогим обо всех блэковых музыкантах, ведь среди них очень много умных и талантливых людей. В последнее время широкое распространение получил симфо-блэк (более медленный и мелодичный вариант с клавишными и оркестровыми партиями), а так же различные помеси с другими стилями, например, с трэшем (Witchery), с пауэром (Children Of Bodom) или с фолком (Vintersorg).
Рекомендуемые к прослушиванию группы: Bathory, Immortal, Mayhem, Dimmu Borgir, Marduk, Cradle Of Filth, Azeroth, Ancient, Dark Funeral, Satyricon, Emperor, Summoning, Dismal Euphony, Covenant (не путать с одноимёнными электронщиками)
Глэм-рок (Glam Rock) - это скорее визуальное, чем музыкальное направление, т.к. глэмовые группы зачастую играют совершенно разную музыку (от простеньких рок-н-ролльчиков Slade до авангардных изысков Дэвида Боуи, от кровожадных "боевиков" WASP до весёлых песенок про девчонок Poison). Но всех их объединяет одно, а именно: внешний вид (чудаковатые цветастые наряды, косметика, крашеные в разные цвета волосы, всяческие украшения и фенечки и всё в этом духе). Глэм появился в конце 60-х - начале 70-х годов и сразу разделился на три основных направления, весёлых хулиганистых рок-н-ролльщиков, которых обычно и подразумевают под этим термином (Slade, Sweet), более мрачных и злобных шок-рокеров, прославившихся своими грандиозными шоу (Alice Cooper, Kiss), и всех остальных (David Bowie, T. Rex). Второй пик "глэма" пришёлся на 80-е годы, когда США были буквально завалены различной глэмовой продукцией, как весёлой (Poison, Cinderella), так и "шоковой" (W.A.S.P., Twisted Sister, Lizzy Borden). Сегодня Glam совсем не популярен, но продолжает жить усилиями самых преданных фэнов.
Рекомендуемые к прослушиванию (вернее, к просмотру) группы: Slade, Sweet, T. Rex, David Bowie, Poison, Motley Crue, Cinderella, Pretty Boy Floyd, Hanoi Rocks, Guns n' Roses, Aerosmith, Funhouse, Ratt;
Shock Rock: Alice Cooper, W.A.S.P., Kiss, Lizzy Borden, Twisted Sister, Motley Crue (времён первых двух альбомов), Black Rose
Готика (Gothic) - это музыкальное течение объединяет самые разнообразные группы (от электронных до дум-металлических), объединённые вампирским средневековым имиджем и печальным настроением музыки и текстов. Корни готики уходят в депрессивный пост-панк, к старинной группе Bauhaus, выпустившей в 1980 году эпохальный альбом "In The Flat Field". С этого момента рождаемость готических команд стала неуклонно расти. Следующей группой, сделавшей громадный вклад в развитие Gothic'и, стали Sisters Of Mercy. Музыка "сестёр милосердия" отличалась от Bauhaus наличием женских подпевок и разнообразием клавиш. Эта группа окончательно отделила готику от пост-панка, превратив её в самостоятельное направление. Одной из первых и, несомненно, самой популярной готик-металлической группой является немецкая Lacrimosa, которую многие незнакомые с подлинной историей направления металлисты считают предками всего жанра. На сегодня Gothic - одно из самых распространённых музыкальных (и не только) течений. Ежегодно проводятся готические фестивали, показы мод и тому подобные мероприятия.
Рекомендуемые к прослушиванию группы: Bauhaus, Sisters Of Mercy, Christian Death, Lacrimosa, Theatre Of Tragedy, Dead Can Dance (ранние творения), The Cure ('82 г.), Love Like Blood, Dreams Of Sanity, Lacuna Coil, Moon Far Away, Lacrimas Profundere, Dreadful Shadows, Sopor Aeternus
Грайндкор (Grindcore) - тяжелейшее музыкальное (?!) направление из всех, когда-либо созданных человечеством. Первый грайндовый альбом выпустили извращенцы из Napalm Death (Англия), смешав в своей музыке энергетику наиболее брутальных представителей хардкора (Cryptic Slaughter, например) с тяжестью и агрессией Death-металла и доведя всю эту смесь до максимума. Получилась у них куча ультратяжёлых, ультразлобных и ультракоротких (от нескольких секунд до 2-3 минут!) композиций. Такое чудо просто не могло пройти незамеченным в рядах мизантропично настроенных граждан, и вслед за "напалмами" из британских подвалов повылазило огромное количество новых команд, играющих грайнд, в числе которых были и Carcass, прославившиеся, как самая кровожадная группа на планете Земля. Джазовый музыкант Джон Зорн даже умудрился сыграть Grindcore на саксофоне. Какое-то время грайндкор был очень популярен (настолько, насколько может быть популярно ТАКОЕ), но в силу своей ограниченности он не смог удержать своих позиций и уступил место новым, более перспективным жанрам. Даже таким легендам как Napalm Death и Carcass надоела однообразная долбёжка, что послужило причиной смены курса на более мелодичную музыку.
(не)Рекомендуемые к прослушиванию группы: Napalm Death и Carcass (ранние альбомы), Extreme Noise Terror, Brutal Truth, Anal Cunt, Lock Up, Heresy
Дум-металл (Doom Metal) - самое медленное и мрачное направление металлической музыки. Doom появился в середине 80-х годов усилиями таких команд как Candlemass, Saint Vitus, Trouble и Count Raven, взявших за основу музыку ранних Black Sabbath и развивших все тёмные загробные фишки, присутствующие на первых альбомах этой группы. В начале 90-х годов дэт-металлисты в лице Paradise Lost и Tiamat, обслушавшись Candlemass и Sisters Of Mercy, предложили на суд публики свой вариант "дума". Это был так называемый готик-дум-дэт, т.е. смесь Doom и Death-металла с элементами готики, медленная и тоскливая музыка с хриплым низким вокалом, женскими подпевками и скрипичными вставками. Тексты в "думе" в основном на религиозные и суицидальные темы. В середине 90-х появились различные думовые мутанты (Dark Metal и Stoner Rock), но мне, если честно такая классификация не совсем понятна, поэтому можете забыть об этом.
Рекомендуемые к прослушиванию группы: Candlemass, Crematory, Tiamat, Paradise Lost, Saint Vitus, My Dying Bride, Anathema, Count Raven, Trouble, Memento Mori, Cathedral, Solitude Aeturnus
Дэт-металл * (Death Metal) - наиболее тяжёлая и жёсткая форма металла (грайндкор не считается, т.к. лишь частично принадлежит к металлической когорте). Предком "дэзовщины" считается трэш/дэт банда Possessed. Что тут говорить, ведь эта группа до сих пор является величайшим кумиром многих Death Metal команд. В 1984 г. чуваки выпустили EP "Death Metal" и полноценный альбом "Seven Churches", которые вдохновили флоридскую группу Mantas на запись в том же году демо-плёнки "Reign Of Terror". Именно эти записи содержали очень злобный и кровожадный максимально приближенный к Death'у материал. Для непросвещенных сообщим, что позже Mantas переименовались в Death, выпустившую в 1987 году первый по-настоящему дэтовый альбом "Scream Bloody Gore", поднявший за собой огромную волну этой музыки. Спустя годы лидер группы Чак Шульдинер модифицировал придуманный им же стиль в прогрессив (или техно) дэз, более мелодичный, техничный и интеллектуальный вариант Death Metal'а. Дэт-металл (Melodic и Progressive не в счёт!) немыслим без агрессивного гроулинга, низкого гитарного звучания, бластбитов и кровожадных текстов, навеянных лучшими (?) творениями horror-кинематографа. Наибольшую популярность этот стиль поимел в начале и середине 90-х годов, во многом благодаря легендарным Cannibal Corpse, поднявшим "дэт-металлизм" на новый уровень. Кроме Possessed на развитие стиля также оказали влияние такие монстры металла как Venom, Slayer, Kreator, HellHammer, Bathory и др. Ныне существует три основных дэзовых течения: флоридский, шведский (Brutal и Melodic) и голландский дэт. Кстати, интересен тот факт, что легенда Black-металла Mayhem в середине 80-х называли свой стиль Total Death Metal.
Рекомендуемые к прослушиванию группы: Death, Morbid Angel, Deicide, Obituary, Cannibal Corpse, Hypocrisy, Grave, Dismember, Atheist, Edge Of Sanity, In Flames, Gorefest, Altar, Vader, God Dethroned, Angel Corpse
Пауэр-металл (Power Metal) - после появления спид-металла некоторые молодые музыканты продолжили развивать удачно найденную фишку, ища новые способы самовыражения в музыке. Те из них, кто больше ценил мощь и агрессию, заиграли Thrash, любители же мелодии и всяческих наворотов предпочли Power. От спид-металла "пауэр" отличает большее мелодическое разнообразие, многочисленные соляки с большим влиянием классической музыки, меньшая скорость игры, хорошо поставленный, менее агрессивный вокал и эпическо-симфонические элементы. Первыми "пауэр" заиграли Helloween, выпустив самый известный альбом в этом жанре "Keeper Of The Seven Keys", на котором отчаянный "визгун" Кай Хансен уступил место за микрофонной стойкой Михаэлю Киске, исполнителю с более мягкой манерой пения. Тексты пауэр-групп часто основаны на литературных произведениях в стиле Fantasy и Horror и различных легендах и сказаниях, но среди них также много и остросоциальных текстов, направленных против войн, наркотиков, жестокого обращения с животными и т.п. Сегодня Power переживает своё второе рождение, - он вновь очень популярен в Европе и Японии. Появляется множество новых групп, хотя в большинстве случаев они являются лишь бледными клонами Helloween.
Рекомендуемые к прослушиванию группы: Helloween, Blind Guardian, Stratovarius, Running Wild, Grave Digger, Angel Dust, HammerFall, Adolf Castle, Rhapsody, Gamma Ray, Nightwish, Iron Savior, Virgin Steele, Jag Panzer, White Skull;
Power Thrash: Morgana Lefay, Enola Gay, Nevermore, Unleashed Power, Iced Earth, Rage
Прогрессив-металл (Progressive Metal) - самый интеллектуальный металлический жанр, прямой потомок Art-рока. "Прогрессеры" ушли ещё дальше в плане "неслушабельности", что повлекло за собой коммерческую несостоятельность стиля. Ещё бы, не каждый может адекватно воспринимать 20-30-минутные песни со сложным ритмическим рисунком, постоянными сменами темпа, глубококонцептуальными стихами, безумными вокальными пассажами и длиннющими гитарными и клавишными соло! Первой группой, попытавшейся соединить всё это с тяжёлыми риффами, были канадцы Rush, но их музыке больше подходит определение "тяжёлый арт-рок", чем Progressive Metal. Настоящий "прогрессив" появился в начале 80-х усилиями таких групп как Mercyful Fate, Fates Warning и Watchtower (эта группа наряду с Mekong Delta играла техно-трэш, ещё более техничную и навороченную музыку). Наибольшего успеха на ниве прогрессив-металла сумели добиться Dream Theater. Как правило, Progressive играют очень профессиональные музыканты, многие из которых окончили консерватории. Следует отметить помесь прогрессива c дэтом - Death, Sadist, Atheist, Alchemist.
Рекомендуемые к прослушиванию группы: Dream Theater, Magellan, Fates Warning, Mercyful Fate/King Diamond, Royal Hunt, Psychotic Waltz, Symphony X, Depressive Age, Elegy, Shadow Gallery, Black Symphony, Queensryche, Savatage
Techno Thrash: Watchtower, Mekong Delta, Hades
Спид-металл (Speed Metal) - практически мёртвый ныне жанр, представляющий из себя быструю, жёсткую и агрессивную, но, в то же время, довольно мелодичную музыку. Первооткрывателями Speed Metal считается небезызвестная американская группа Metallica, но это всего лишь заблуждение, вызванное чрезмерной популярностью этой команды. Первый настоящий "спидовый" альбом выпустила в 1983 (за несколько месяцев до "Металлики") куда менее раскрученная банда из Канады Exciter. Соединив в своей музыке мелодику Judas Priest и Iron Maiden со скоростью и агрессией Motorhead и Venom, музыканты сумели добиться невиданных доселе результатов. В последствии спид-металл разделился на два новых направления, Thrash и Power. Зачастую отличить Speed-металл от своих потомков очень сложно, поэтому в классификации некоторых групп возможны отклонения. Не удивляйтесь, если, например, в одном месте Вы прочитаете, что Exciter играют Speed, в другом - что они играют Thrash, а в третьем - Power или Heavy. Это ещё раз доказывает тот факт, что все музыкальные категории - всего лишь условность, придуманная критиками, чтобы навешивать на музыкантов ярлыки!
Рекомендуемые к прослушиванию группы: Exciter, Metallica ("Kill 'em All"), Anthrax ("Fistful Of Metal"), Helloween ("Walls Of Jericho"), Blind Guardian (первые 2 альбома), Living Death, Agent Steel, Paragon, Sacred Steel, Anvil, Risk
Трэш-металл (Thrash Metal) - стиль появился приблизительно в 1984 году одновременно в двух странах, США и Германии. В штатах это были Slayer, Exodus и Metallica, а в Европе - Kreator, Sodom и Destruction. Едва сформировавшись, thrash стал жутко популярен, т.к. тяжелее его на тот момент ещё ничего не было. Трэш явился логическим следствием Speed-металла, скрещенного с энергетикой панка. Тексты этого направления в большинстве случаев имеют остросоциальную окраску. К сожалению далеко не все трэшевые группы сумели донести свой стиль до наших дней, чёткое большинство заплутало в дебрях хардкора, индастриала, гранджа и даже хип-хопа! Самой популярной трэшевой командой, несомненно, является Metallica, хотя сами они уже давно забросили не только трэш, но и металл вообще. Кстати, многие думают, что именно Metallica изобрела данный стиль, но, как и в случае со Speed Metal, это не есть правда! Thrash оказал решающее влияние на становление Death Metal, а также оставил глубокий отпечаток на многих других направлениях тяжмета. Сейчас трэш-металл уже не так популярен, как в 80-е. Гораздо популярней современный псевдотрэш типа Machine Head и Pantera.
Рекомендуемые к прослушиванию группы: Metallica (до "Load"), Slayer, Kreator, OverKill, Testament, Sodom, Exodus, Nuclear Assault, Megadeth, Anthrax, Destruction, Artillery, Annihilator, Pantera, Whiplash, Possessed, Xentrix, Мастер, Shah, см. также Power Thrash
Фолк-металл (Folk Metal) - элементы фольклорной музыки металлисты использовали ещё в 70-х годах. Народные ирландские мелодии встречались в песнях Led Zeppelin и Thin Lizzy. Последние вообще записали кавер-версию старинной фолк-композиции 'Whiskey In The Jar", которую совсем недавно перезаписала (уже как кавер Thin Lizzy) самая попсовая металлическая банда Вселенной Popsallica. Но это были только небольшие вкрапления народной музыки, настоящий фолк-металл сформировался лишь в 1990 году с появлением трэшевой банды Skyclad. Эта группа использовала в своих довольно тяжёлых песнях народные мелодии, стихи и инструменты, поставив на уши всю Европу. Вслед за ними появилось много различных вариаций Folk Metal, например Viking Metal, Folk-Black, Folk-Doom, Folk-Gothic и даже Folk-Death и Folk-Industrial! Сейчас фолк находится на вершине своей популярности.
Рекомендуемые к прослушиванию группы: Skyclad, Otyg, Finntroll, Vintersorg, Cruachan, Suidakra, Storm, Subway To Sally, In Extremo, Gods Tower
Хард-рок (Hard Rock) - понятие весьма неоднозначное. В нашей стране "хардом" называют всё, что было до NWOBHM, т.е. Kiss, Uriah Heep, Deep Purple и т.п., но во многих других странах Hard Rock является практически синонимом Heavy Metal. Чтобы в этом убедиться достаточно раскрыть любой иностранный металлизированный журнал. Вот такие тараканы! Чтобы не запутаться во всём этом я предпочитаю использовать термин Хард-н-хэви (Hard'n'Heavy).
Хэви-металл (Heavy Metal) - этот музыкальный стиль зародился в конце 60-х годов в Англии с появлением таких групп как Led Zeppelin, Deep Purple и Black Sabbath. Их первые альбомы произвели эффект разорвавшейся бомбы в околомузыкальных кругах. Тяжёлые гитарные риффы, сильный агрессивный вокал, мощная ритм-секция, сложные длинные композиции с многочисленными гитарными соло, - этот коктейль не мог оставить равнодушным никого. По обе стороны Атлантики металлические команды начали появляться, как грибы после дождя (Nazareth, Alice Cooper, Judas Priest, Kiss…), но к середине 70-х интерес к тяжёлому року сильно упал, это было время рассвета панка. Но металлисты не бросили своё дело, более того, в Великобритании продолжали появляться молодые команды, с помощью которых в конце 70-х популярность heavy снова возросла (NWOBHM). В отличие от некоторых других направлений металлической музыки главное в хэви-металле - это мелодия. Темы хэви-металлических песен не имеют строгой направленности и могут варьироваться от любовных историй до загробной мистики. В 80-х годах Heavy Metal трансформировался в другие направления: Speed, Thrash, Doom, Death... В наши дни чистый "хэви" уже почти никто не играет, но он по-прежнему живёт в наших сердцах и греет наши (д)уши!
Рекомендуемые к прослушиванию группы (Hard'n'Heavy): Black Sabbath, Iron Maiden, Deep Purple, Saxon, Led Zeppelin, Accept, Warlock, Ozzy Osbourne, Judas Priest, Motorhead, Manowar, Axel Rudi Pell, UFO, AC/DC, Dio, Ария, Чёрный Обелиск, Sinner, Pink Cream 69