double arrow

Рекреационные зоны


Рекреационные зоны предназначены для организации мест отдыха населения и
включают в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты.

На территориях рекреационных зон не допускаются строительство и расширение
действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не
связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.

3. Графически изобразить схему градостроительного зонирования планировки поселений «параллельная» система

16 БИЛЕТ

1. Особенности планировочной структуры «Индустриального города» Тони Гарнье.

ТОНИ ГАРНЬЕ И «ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ГОРОД»

На следующий год после появления книги Говарда во Француз­ской академии в Риме начал свою работу над проектом образцового города Тони Гарнье (1869—1948), лауреат Большой премии Рима (Огапс! Рпх де Кота). Гарнье, по всей вероятности, не знал сочинений Сориа и Говарда. В решении проблем города он руководствовался со­вершенно иными принципами.

Гарнье не считал, что структуру города определяют современные транспортные средства; в его проекте они нашли отражение лишь как один, да к тому же не самый важный, фактор. В отличие от Говарда он ее занимался вопросом ликвидации существующих крупных городов и поисками методов финансирования новых. Он не ограничивался раз­работкой теоретических принципов и схематических решений. Его за­нимал вопрос структуры города XX в., соответствующей социальному и техническому прогрессу. В результате появился проект «индустриаль­ного города».

Гарнье работал над ним в течение четырех лет пребывания в Риме. Уже в 1901 г. он отослал в Париж два планшета с планом проектируе­мого города, а через три года выставил в Риме и Париже законченную работу. Наконец, в 1917 г. он опубликовал большой труд под названием «Индустриальный город» («Ше сНё тдизМеНе»),

Индустриальный город был рассчитан, подобно городу-саду Говар­да, на 35 тыс. жителей. Однако Гарнье ни в коей мере не стремился определить оптимальную численность населения. Он лишь хотел на данном примере разработать свою основную концепцию. Говард раз­местил в городе-саде только мелкие и средние промышленные пред­приятия, которые он вынес в узкую зону, окружающую жилые районы. Гарнье же связал относительно небольшой город с промышленным комплексом, включавшим железные рудники, доменные печи, стале­литейные, кузнечные и прокатные цехи, судостроительный завод, завод по производству сельскохозяйственных машин, автомобильный и авиа­ционный заводы, а также множество вспомогательных объектов. У пло­тины находилась электростанция. Комплекс предприятий был распо­ложен около устья реки, впадающей в более крупную водную артерию, что позволяло использовать водный транспорт. Выбор территории, в наибольшей степени отвечающей потребностям промышленности, пред­определил размещение других районов города. Они расположились на высокой террасе с хорошими условиями инсоляции, вдоль дороги, ведущей к промышленным предприятиям. У этой дороги между комп­лексом промышленных предприятий и жилыми районами находился главный железнодорожный вокзал, а рядом с ним — гостиницы, универ­сальные магазины, рынок и относительно небольшое число четырех­этажных «коллективных жилых зданий». В общегородском центре, расположенном в комплексе жилой застройки, поражает обилие объек­тов общественного значения: здание городских ведомств, здание многоцелевого назначения с залами различной величины и многочис­ленными помещениями для профессиональных союзов, и прочих объеди­нений, музеи, библиотека, выставки, театры (крытые и под открытым небом), центр здравоохранения, плавательные бассейны, спортивные сооружения и помещения для спортивных клубов, стадион и т. д.

По обеим сторонам городского центра размещены жилые районы, делящиеся на более мелкие жилые комплексы, в каждом из которых была предусмотрена начальная школа. Такие микрорайоны должны были застраиваться преимущественно двухэтажными домами. Это были свободно стоящие здания, расположенные среди зелени на неогорожен­ных участках, составляющих единый парковый комплекс. «Такая струк­тура позволяет пересекать город в любом направлении независимо от расположения улиц, которыми пешеходы могут не пользоваться. Вся территория города представляет собой как бы один большой парк без каких бы то ни было ограждений отдельных участков»,— писал Гарнье [27].

В решении индустриального города можно найти много новатор­ских для градостроительства идей. Достаточно четко выделены и соот­ветствующим образом размещены территории различного назначения. Гарнье значительно опередил свое время, сгруппировав промышлен­ные предприятия в несколько комплексов. Объекты, оказывающие наи­более вредное воздействие на окружающую среду, такие, например, как доменные печи, он относит как можно дальше от жилых районов,

а текстильные предприятия размещает вблизи них. Из его города почти полностью исчезли заводские трубы, загрязняющие воздух; гидро­электростанция (первые объекты такого рода появились лишь в конце XIX в.) должна была давать энергию не только заводам, но и жилым районам. Проектируя зеленые массивы на территории промышленных предприятий, Гарнье предвосхитил «зеленые заводы» (изте Vег^:е) Корбюзье. Он думал также о создании возможностей для расширения предприятий в связи со свойственной промышленности динамичностью развития. «Каждый цех завода, — писал он, — расположен таким обра­зом, чтобы его можно было расширять без ущерба для других це­хов» [27].

Гарнье решает промышленные предприятия как интересные с точ­ки зрения архитектуры объекты; вместе со вспомогательными здания­ми они служат основными доминантами городского пейзажа.

В решении жилых кварталов обнаруживаются зачатки территори­альных единиц, связанных с основными видами обслуживания. Улицы делятся на несколько групп в зависимости от их коммуникационного значения; по главной улице должна проходить трамвайная линия, сое­диняющая отдельные районы и выходящая за пределы города. По мень­шей мере половина территорий, отведенных под жилую застройку, долж­на иметь характер общественных зеленых массивов; среди этих массивов проложена сеть пешеходных дорожек, пронизывающая весь город. Раз­мещая среди зелени свободно стоящие здания, Гарнье отошел от господ­ствующего в то время принципа окаймляющей застройки кварталов, предвосхитив позднейшую кампанию против улиц-коридоров. Он уде­лял особое внимание надлежащей инсоляции и проветриванию отдель­ных жилищ и целых кварталов.

Новаторский характер проекта Гарнье проявился также в выборе архитектурных форм. Он настойчиво работал с новым строительным материалом — железобетоном, используя его «без украшений, без карнизов, в чистом виде». «Простота средств, — писал Гарнье, — логи­чески ведет к выразительной простоте конструкций» [27]. Простота ре­шения обнаруживается также и в пространственной организации города. В проекте Гарнье нет стремления к монументальным эффектам и куль­та симметрии, столь характерных для французского градостроительст­ва того времени. Благодаря прекрасному чувству ландшафта и умению органически включить в него город, благодаря дифференциации архи­тектурных форм в рамках заданных условий он создал яркую, живую картину города, лишенную какого бы то ни было схематизма и моно­тонности.

Проект Гарнье был новаторским и в социальном плане. Это — первая попытка нарисовать картину города XX в., основанного на социалистических принципах. На вопрос, почему в его городе не пре­дусмотрено зданий для суда, полиции, тюрьмы и церквей, Гарнье ответил, что новое общество не будет нуждаться в церквах, а с ликви­дацией капитализма исчезнут мошенники, воры и убийцы [28]. Проект промышленного города исходил из предположения, что будет достигнут определенный социальный прогресс. Как можно видеть из описа­ния и рисунков, этот прогресс должен был бы быть весьма значитель­ным. Население пользуется различными общественными сооружениями, учреждениями культуры и здравоохранения и т. д. Коллективные жи­лые здания включают общественные предприятия бытового обслужи­вания. Поражает тенденция к выравниванию жилищных условий. В этом отношении Гарнье принципиально отличается от^ Сориа, который по-разному размещал различные социальные классы: для богатых лю­дей были предназначены кварталы, расположенные вдоль главной улицы линейного города, для менее состоятельных —кварталы вдоль перпендикулярных ей улиц, а для остальных социальных групп — тер ритории, удаленные от центральной магистрали [19, с. 19]. В индуст­риальном городе труд был «важнейшим правом человека», а «культ красоты и добра делал жизнь прекрасной» [27].

Гарнье поднял три вопроса, которые в 1929—1933 гг. стали темой очередных международных конгрессов по современной архитектуре: «минимальное жилище», «рациональные методы застройки» и «функ­циональный город». Многие выдвинутые им требования позднее появ­лялись в материалах конгресса. Через полвека после возвращения Гарнье из Рима один из небольших городков — Фирмини-—стал мес­том большого строительства (в числе других архитекторов там работал Ле Корбюзье). Рядом со старым городом вырос новый район—-«зеленый Фирмини» (Пггшпу Уег1).

Подобная, но более крупная и глубже проникающая 'в челове­ческие отношения акция значительно раньше предлагалась Гарнье. Впрочем, он смог осуществить это, хотя и в более скромных, чем стре­мился, масштабах, на территории своего родного Лиона. В 1905 г. он спроектировал городской молокозавод, а затем построил различные общественные здания, предусмотренные в его индустриальном городе: больницу, стадион, бойню, школы и т. д. [29]. В 1920 г. он начал рабо­тать над проектом нового жилого района, решенного в соответствии с принципами, выдвинутыми им за несколько лет до этого в теорети­ческом труде. В связи с тем что территория была слишком мала и к то­му же находилась по соседству с вредными для окружения промышлен­ными предприятиями, построенный район значительно отличался от теоретической модели. Здания стали более высокими, зеленые участки между ними были сильно сокращены, а сеть пешеходных дорожек сре­ди зелени выполнена лишь в виде фрагментов. Здания предприятий бытового обслуживания были представлены весьма скромно. В таких условиях достаточно отчетливо выявилась схематичность пространст­венной структуры. Захватывающая картина социалистического города приняла вид рабочего предместья большого и богатого капиталисти­ческого города. Не было выполнено главное условие, лежащее в основе градостроительной концепции Гарнье: достижение того «прогресса в общественных отношениях», о котором он писал. Город не располагал ни необходимыми территориями, пи средствами для их надлежащего освоения.

Тем не менее, в проектах зданий общественного назначения в Лио­не во всем блеске проявились новаторство и архитектурный талант Гарнье. Он обнаружил здесь прекрасное чувство ансамбля.

Благодаря своим реализованным проектам Гарнье вошел в исто­рию не только как пионер градостроительства, но и как один из выдаю­щихся энтузиастов современной архитектуры.

Тони Гарнье. Проект индустриального города, опубликованный в 1917 г.

Город, рассчитанный всего на 35 тыс. жителей, занимает огромную территорию Главная полоса жилой застройки, расположенная на 200 м выше русла реки, в длину тянется на 6 км, а а ширину достигает 600 м; она представляет собой вариант линей­ного города, остов которого образует широкая улица с трамвайной линией. Трамвай связывает различные части города и выполняет вспомогательные функции в грузовых перевозках. Промышленность занимает почти половину общей площади территорий, предназначенных для застройки. Отдельные цехи металлургических предприятий рас­положены так, чтобы обеспечивалась непрерывность производственного процесса. Из производственных соображений некоторые промышленные и санитарио-технические объекты размещены у реки, что затрудняет доступ к ней со стороны города.

Сопоставление проекта индустриального города, основные элементы которого бы­ли разработаны в 1904 г., с появившимся в это время проектом Лечуорта подчеркива­ет новаторство пространственных решений Гарнье. В его проекте можно обнаружить многое из того, что впоследствии появлялось не только в моделях функционального города периода между первой и второй мировыми войнами, но и в проектах второй половины нынешнего столетия.

I — гидроэлектростанция; 2 —ткацкие фабрики; 3 — рудники; 4 — металлургические заводы, авто­мобильный завод и т. д.; 5 — завод огнеупорных материалов; 6 — полигон испытаний автомобилей и торможения двигателей; 7 — обработка отходов; 8 — бойни; 9 — товарная станция металлургиче­ских заводов; 10— пассажирская станция; 11 — старый город; 12 —главный железнодорожный вок­зал; 13—жилые районы; 14 — общегородской центр; 15 — начальные школы; 16 — профессиональные училища; 17 — больницы и санатории; 18 — здание общественного назначения и парк; 19— кладбище

2. Зоны сельскохозяйственного и специального назначения


Сейчас читают про: