Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Профилактика суицидального поведения




Определение риска возможного суицида - задача чрезвычайно трудная. Вопросы о том, кого следует считать потенциальным суицидентом, с какого момента и при каких условиях военнослужащий может быть включен в «группу риска", не имеют однозначного решения, поскольку само понятие «суицидального риска» подразумевает несколько значений.

Сложившийся в превентивной суицидологии подход, в это понятие включает:

во-первых, вероятность возникновения любой формы суицидального поведения, т.е. общий суицидальный риск;

во-вторых, вероятность реализации имеющихся суицидальных тенденций, т.е. риск суицидальных действий - покушений на самоубийство;

в-третьих, вероятность рецидива суицидальных актов, т.е. риск повторных суицидов.

Использование психологического подхода к определению суицидального риска позволяет установить групповые и индивидуально-психологические факторы риска. К числу групповых факторов, определяющих повышенную вероятность возникновения суицидального поведения, т.е. общий суицидальный риск, относятся:

а) социально-психологические:

тяжелая морально-психологическая обстановка в воинском коллективе, обусловленная в частности, неуставными взаимоотношениями между военнослужащими, нарушением дисциплинарной практики командирами и начальниками.

б) служебные:

начальный период прохождения воинской службы;

несение караульной службы и боевого дежурства (с оружием);

в) возрастные особенности военнослужащих срочной службы;

г) хронологические признаки: время года, дни недели, время суток.

На индивидуально-личностном уровне факторами, определяющий общий суицидальный риск, являются (до призыва в армию):

- условия семейного воспитания:

а) отсутствие отца в раннем детстве;

б) «матриархальный» стиль отношений в семье;

в) эмоциональная депривация, отверженность в детстве;

г) воспитание в семье, где есть алкоголики ("алкогольный климат"), психически больные, а также родственники с асоциальны ми формами поведения (отбывавшими или отбывающими уголовное наказание);

д) воспитание в семье, где были случаи самоубийств, попытки самоубийств или суицидальные угрозы со стороны близких;

- частая смена места жительства, учебы, работы;

- активное употребление алкоголя и других наркотических средств;

- совершение суицидальных попыток;

Исследование показало, что на основе различных поведенческих проявлений можно своевременно выявить военнослужащих с высокой вероятностью реализации имеющихся суицидальных тенденций, т.е. с риском суицидальных действий. К числу таких признаков относятся:

- открытые высказывания о желании покончить с собой (товарищам по службе, командирам, в письмах родственникам и знакомым, любимым девушкам);




- косвенные намеки на возможность суицидальных действий (например, появление в кругу сослуживцев с петлей на шее из брючного ремня, веревки, телефонного провода и т.п.; публичная демонстрация петли из каких-либо гибких предметов; игра с оружием с имитацией самоубийств и т.д.)

- активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск, средств покончить с собой (собирание таблеток, оставление и утайка патронов после выполнения учебных стрельб, поиск и хранение отравляющих жидкостей и т.д.);

- фиксация на примерах самоубийства (частые разговоры о самоубийствах вообще);

- чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другое подразделение, о госпитализации, предоставлении отпуска по семейным обстоятельствам (зачастую военнослужащие обращаются к родственникам и знакомым с просьбой направить в воинскую часть «фиктивную» телеграмму о тяжелом семейном положении);

- нарушение межличностных отношений, сужение круга контактов в воинском коллективе, стремление к уединению;

- изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных ("зловещее спокойствие» и собранность), возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых;

- внезапное проявление несвойственных ранее военнослужащему черт аккуратности, откровенности, щедрости (раздача личных вещей, фотоальбомов, часов, радиоприемников, значков, обмундирования и т.п.);

- утрата интереса к окружающему (вплоть до полной отрешенности);



- размышления на тему самоубийства могут приобретать художественное оформление: в записной книжке, тетради для занятий изображаются рисунки, иллюстрирующие депрессивное состояние (например, гробы, кресты, виселицы и т.п.).

При оценке суицидоопасности психологу в каждом конкретном случае необходимо учитывать совокупность личностных и ситуационных факторов. При этом для определения степени суицидального риска необходимо выявлять и сопоставлять как про-, так и антисуицидальные предпосылки. Hа индивидуальном уровне - это устойчивое позитивное отношение к жизни и негативное - к смерти, широта диапазона знаемых и субъективно приемлемых путей разрешения конфликтных ситуаций, эффективность механизмов психологической защиты, высокий уровень социализации личности. Конкретными формами выражения антисуицидальных личностных факторов могут быть, например, эмоциональная привязанность к значимым близким; родительские обязанности; выраженное чувство долга; боязнь причинить себе физическое страдание; представление о позорности и греховности суицида; представления о неиспользованных жизненных возможностях и т.д. Чем больше отмечено антисуицидальных факторов в отношении к данному военнослужащему, тем прочнее его антисуицидальный барьер, тем менее вероятны суицидальные действия, и наоборот.

Серьезность угрозы суицидальных действий может быть оценена по 4-балльной системе:

0 баллов - отсутствие угрозы суицидальной попытки:

· в ходе беседы не выявлены суицидальные тенденции;

· военнослужащий не имеет индивидуально-личностных факторов риска, более того, обнаруживает активные и прочные антисуицидальные установки;

· уверенно предлагает варианты разрешения конфликта, планирует будущее;

1 балл - возможность суицидальной попытки:

· имеются суицидальные представления неглубокой степени, выступающие в пассивной форме;

· острые переживания трудноразрешимой конфликтной ситуации хотя и без оформленных суицидальных тенденций;

· пессимистическая оценка будущего;

· (Иными словами, военнослужащий думает о попытке, но не представляет себе ее способ).

2 балла - опасность суицидальной попытки:

· имеются суицидальные тенденции, в структуре которых выражены суицидальные представления и переживания;

· выбран способ суицида;

3 балла - суицидальная попытка совершена, при этом наблюдается сохранение суицидальных мыслей и намерений.

Безусловно, эффективность превенции зависит прежде всего от полноты и своевременности выявления потенциальных суицидентов.

Но совершенно очевидно, что профилактика суицидального поведения военнослужащих не может ограничиваться только этим. Она должна представлять собой многоуровневую систему, объединяющую меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера. К этим мерам следует отнести:

· правильное и четкое планирование и организацию повседневной жизни, учебы и службы военнослужащих, их быта и досуга;

· организацию мероприятий психогигиенического и психопрофилактического характера, обеспечивающих сохранение психического здоровья военнослужащих;

· обеспечение социальной защищенности военнослужащих, соблюдение их конституционных прав;

· предупреждение неуставных взаимоотношений в воинских коллективах;

· выявление групп высокого суицидального риска среди военнослужащих;

· умение должностных лиц распознавать потенциальных самоубийц (ранние признаки суицидального поведения должны знать командиры, начальники, должностные лица структур по воспитательной работе и т.д.);

· адекватную психологическую помощь военнослужащим, находящимся в состоянии острого личностного кризиса;

Эти предпосылки к настоящему времени созданы далеко не в полной мере, отсюда и ограниченность реальных профилактических возможностей.

Направлениями деятельности психолога части, связанными с суицидологической превенцией являются:

· изучение социально-психологических процессов в воинских коллективах, психологических характеристик различных категорий военнослужащих в ходе боевой, и морально-психологической подготовки, несения боевого дежурства, караульной и внутренней службы;

· активное содействие командованию в определении наиболее целесообразных путей воздействия на психику воинов, формирование морально-психологических качеств, отвечающих требованиям служебной деятельности;

· выявление причин, условий и предпосылок, способствующих суицидальным происшествиям, своевременное информирование и выработка предложений командованию о необходимости проведения тех или иных организационных мероприятий по их устранению;

· активное участие в создании в воинских коллективах атмосферы дружбы, товарищества. взаимопомощи, уважения личного достоинства каждого военнослужащего, недопущении случаев неуставных взаимоотношений, глумления и издевательства;

· своевременная разработка рекомендаций по работе с военнослужащими срочной службы, имеющими признаки затруднений адаптации;

· проведение экспериментально-психологических обследований с целью выявления военнослужащих с повышенным суицидальным риском. На основе полученной информации составлять и вести суицидологическую картотеку;

· активное выявление и обследование военнослужащих с суицидоопасными состояниями и тенденциями, а также совершивших суицидальные попытки. В случаях зкстренной необходимости обеспечивать их направление в госпиталь (кризисный стационар) или в ближайшее лечебное учреждение;

· проведения психологического анализа каждого случая суицида, и участие в качестве специалиста-эксперта в расследовании дел, связанных с самоубийством военнослужащих;

· участие совместно с врачом части в амбулаторном приеме военнослужащих;

· проведение реабилитационных мероприятий с военнослужащими совершившими суицидальную попытку, но признанных годными для дальнейшего прохождения службы;

· проведение занятий с офицерами подразделений по мерам профилактики самоубийств и покушений на самоубийство, ознакомление их с принципами и методами окаэания первой психологической помощи подчиненным, в разрешении кризисной ситуации, своевременном распознавании лиц с высокой вероятностью суицидального поступка;

· организация и проведение систематической работы среди военнослужащих по пропаганде психогигиенических знаний и навыков.

Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения военнослужащих требует от военных психологов и всех должностных лиц понимания сущности этого явления, владения основными методами его диагностики и организации профилактической работы.





Дата добавления: 2013-12-31; просмотров: 908; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9456 - | 7326 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Влияние биологических факторов на формирование противоправного поведения. Психические аномалии
  2. А. Правила поведения в природных условиях
  3. Аксиомы потребительского поведения
  4. АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. Мотивационно-ценностная регуляция поведения
  5. Альтернативные цели (модели) поведения компании
  6. Б. Профилактика криминогенных ситуаций в жилище
  7. Ботулизм. Лечение и профилактика ботулизма
  8. В обобщенном виде правила поведения, обеспечивающие жизнеспособность первобытного рода, укрепление его социальных связей, хозяйственное развитие, стали называться
  9. В обучении точной калибровке, правильной интерпретации осо­бенностей несловесного поведениястоит придерживаться следую­щейпоследовательности
  10. В социальной работе. Психотипы деструктивно-разрушительного поведения в конфликтном взаимодействии
  11. Вакцинопрофилактика
  12. Введение. Правила поведения при внезапном наводнении ..11


 

3.94.129.211 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.