double arrow

Группа как субъект труда

Индивидуальность - устойчивое своеобразие принадлежащих данной личности психических процессов, состояний и свойств как в специфических особенностях их содержания, так и в способах и формах проявления. Все психические явления личности как субъекта труда индивидуальны.

3. Саморегулирование - способность сознательно управлять своим психическим миром в связи с требованими социальной среды или условиями выполняемой трудовой деятельности.Человек не механически приспосабливается к окружающей среде в ответ на её раздражения. Он сознательный участник среды, избирательно воспринимающий ее воздействия, оценивающий и перерабатывающий их и управляющий своим поведением.

4. Активность. Личность всегда деятельна в окружающей её социальной и природной среде. Деятельность превращает человека как субъекта труда в личность. В деятельности проявляется личность.

5. Взаимосвязь с социальной средой. Человек как субъект труда практически всегда находтся в определенных связях и отношениях с окружающими его людьми и обществом в целом (семейных, бытовых, производственно-трудовых, ратных, классовых, идейных и т.д.). Эти связи и отношения неизбежно отражаются в различных его поведения и деятельности, определяют истинную сущность человека. Её нельзя понять, если рассматривать человека как отдельное существо, изолированно (абстрактно) от общества.

Есть много классификаций человека-личности, как субьекта труда.

Так, одна из них, обобщившая взгляды древних философов, предлагает судить о личности трудящегося человека по 5 проявлениям:

1. По здоровью и силе.

2. По прилежанию, овладению практическими умениями и навыками.

3. По уму, мудрости, пониманию жизни.

4. По доброте, нравственности, степени гуманности.

5. По красоте, развитости вкуса, эстетических чувств.

Характеристика субьекта труда могла в этом случае выглядеть так: сильный, прилежный, мудрый, добрый и красивый.

В самом первом учебнике по психологии труда Н.Д.Левитов считает, что субъект труда реализует себя в психических процессах, психических состяниях и индивидуально-психологических особенностях личности трудящегося человека.

В толковании П.А.Рудика (спортивный психолог) личность как субъект труда проявляется в своеобразии её психических процессов, состояний и свойств.

К.К.Платонов (О системе психологии. - М.: Мысль. 1972. - С. 125 -128) предложил классифицировать личность субьекта труда по четырем подструктурам:

1. Первая подструктура обьединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Она социально обусловлена и формируется воспитанием. Платонов назвал ее подструктурой направленности личности.

2. Вторая подструктура включает знания, умения, навыки и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически обусловленных свойств личности. Это подготовленность или подструктура опыта.

3. Третья подструктура охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов. Роль биологической обусловленности просматривается в них еще более отчетливо. Но эта подструктура формируется упражнением. Кратко ее можно назвать подструктурой форм отражения.

Упражнение (по Платонову) - это формирование психических процессов, опирающихся на них действий и свойств личности, входящих в подструктуру форм отражения. Оно опирается на тренировку и без нее невозможно. Сущностью упражнения является установление обратной связи с результатом повторения, знание последнего, а тем самым и результата упражнения.

4. Четвертая подструктура обьединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства личности и её патологические (органические) изменения. Они формируются (переделываются) тренировкой. Кратко эту подструктуру можно назвать биологически обусловленной подструктурой.

Тренировка (по Платонову) - это формирование свойств личности, входящих в ее биологически обусловленную подструктуру; она основа всех других, более сложных видов формирования. Сущность ее в простом повторении действий, в которых и проявляется, и формируется данное свойство личности. В этом общность этого вида формирования психики и личности с тренировкой как способом формирования свойств организма, например, с тренировкой мышц, связок в процессе утренней зарядки или лечебной физкультуры, тренировкой дыхания под давлением у летчиком и т.д. Простое повторение - это муштра, зубрежка. Они не могут ни сформировать, ни развить навык, но могут закрепить уже сформированный. Чтобы формировать навык, тренировка должна быть дополнена упражнением и обучением.

Иерархия и субординация основных подструктур личности взаимосвязана с соответствующими видами формирования свойств каждой подструктуры и в целом может быть представлена в виде следущей таблицы:

4. Биологически обусловленная® подструктура 3. Подструктура форм ® отражения 2. Подструктура опыта ® 1. Подструктура направленности
¯ тренировка ¯ упражнение ¯ обучение ¯ воспитание

Критикуя Платоновскую концепцию структуры личности, Н.Д.Левитов отмечает в качестве её недостатка то, что в ней не нашлось места для характера и способностей. (Они, по мнению Платонова относятся к общим качествам личности). Вообще говоря проблема характера разработана недостаточно и может быть не только темой курсовой, но и дипломной работы.

В словаре Ожегова С.И. используется 1548 слов для характеристики свойств личности.

В военной психологии субъект ратного труда может классифицироваться по разным основаниям и может быть представлен следующей таблицей:

по уровню отражения - осознаваемые - неосознаваемые
по происхождению - врожденные - приобретенные
по проявлению - индивидуальные - групповые
по содержанию - мотивационные - познавательные - эмоциональные - волевые - психомоторные
по форме существования - свойства - процессы - образования - состояния

Немецкий ученый и писатель18 века Г.К.Лихтенберг писал, что “если бы бог когда-нибудь захотел создать такого человека, каким его представляют себе магистры и профессора философии, то этого человека пришлось бы в тот же день отправить в сумасшедший дом...” (Лихтенберг Г.К. Афоризмы. - М. 1973. - с. 69).

Субъектом труда может быть также группа людей.

На современном уровне развития боевой техники и оружия характер ее эксплуатации практически стал коллективным. Это произошло из-за усложнения техники, из-за необходимости сокращения экономических зартат (в ряде случаев расходы на дополнительного члена экипажа оказываются значительно меньшими, чем конструирование и эксплуатация очень сложного и дорогостоящего автоматического приспособления - особенно у нас - ЮС) и из-за других причин.

Как общественное существо человек нуждается и обязательно вступает во взаимоотношения с другими людьми, образуя при этом группы и коллективы.

Эта группа может носить разные названия: коллектив, экипаж, команда, партия, боевой расчет, группа, микрогруппа, толпа и т.д. Причем в виде основы для классификации могут использоваться: количество её членов, уровень развития взаимоотношений, политические взгляды, срок существования, возраст, профпринадлежность, половые и национальные признаки, профпригодность, степень организованности, сплоченности и т.д. Рассмотрим некоторые из них.

Группы можно делить на условные и контактные.

Условные группы - это группы, обьединенные исследователем по какому-то признаку (члены такой группы могут даже не знать друг друга). Это может быть национальная группа, группа дошкольников, группа спортсменов и т.д. Изучение социально-психологических особенностей условной группы производится, как правило, для получения среднестатистического портрета типичного представителя данной группы (например, воина-оператора).

Контактные (реальные) группы - это реально существующие группы взаимодействующих, контактирующих между собой людей. Контактные группы могут быть официальными, т.е. организованными по внешнему распоряжению (например, воинские) и неофициальными, создающимися стихийно. Как правило, внутри официальной группы (например, взвода) возникают неофициальные микрогруппы по интересам. Идеальным вариантом является совпадение официальной и неофициальной структур группы.

Особо следует выделить большие группы, которые могут быть стихийными (толпа, публика, аудитория) и устойчивые (классы, нации, партии, профессиональные группы, возрастные группы и т.д.). Значение роли больших групп в наше бурное время трудно недооценить. Вспомним хотя бы борьбу за молодежь и пенсионеров во время выборов.

Разновидностью больших групп являются нации. Изучение национально-психологических особенностей обычно касается описания так называемого национального характера, темперамента, особенностей эмоциональной сферы, специфики межличностного общения, национальных обычаев и традиций.

В качестве примера можно привести сравнение отношения россиян и американцев к успеху спортсменов-олимпийцев. Если для московской олимпиады был характерен дух доброжелательности, обьективности зрителей к своим и чужим спортсменам, то в Атланте отмечено однобокое муссирование успеха американцев, демонстративное преувеличение национальных спортивных достижений и пренебрежительное отношение к победам спортсменов-иностранцев.

Группы могут также быть организованными и неорганизованными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: