Профессионализм и всесторонняя подготовленность
Организованные группы обьединяют людей в совместной деятельности для достижения определенных общественных, производственных, военных, учебных и прочих целей (семья, бригада, взвод и т.д.). Причем одну из ведущих ролей в психологии труда играют малые группы.
Неорганизованные группы - это случайные обьединения (скопления) людей по по разным поводам (толпа, пассажиры автобуса, народ на рынке и т.д.). Эти группы не имеют постоянного состава, общей целесообразной деятельности. Члены неорганизованной группы не знакомы друг с другом и т.д. В таких группах легче возникает паника и другие негативные социально-психологические явления.
Группа обычно имеет свою структуру, своего лидера, своих исполнителей. Другими словами каждый член группы наделен определенным статусом (положением) и выполняет конкретную социальную роль. Так например, некоторые из ее членов могут находиться в своеобразной оппозиции к лидерам, стремиться занять их место. Другие склонны конфликтовать с партнерами. Третьи - занимают соглашательскую позицию. Четвертые - избегают общения, обрекая себя на социальную изоляцию от товарищей. Возможны и другие варианты поведения личности в группе.
|
|
Высшей формой развития группы является коллектив.
Коллектив (от латинского collectivus - собирательный) это группа людей:
- обьединенных, организованных и выполняющих совместную деятельность;
- находящихся в непосредственном контакте друг с другом;
- преследующих совместную общественно-полезную цель деятельности;
- имеющих свою коллективную психологию.
На наш взгляд коллектив может также рассматриваться как группа с высоким уровнем сплоченности его членов. Подробнее теоретические и прикладные аспекты сплоченности группы воинов-операторов будут рассмотрены в инженерно-психологическом разделе нашего курса. Укажем только, что под сплоченностью будет пониматься социально-психологическое явление, в котором реализуется высокий уровень развития взаимоотношений в ценностно-ориентационной, профессиональной и внеслужебной сферах совместной деятельности. В каждой из этих сфер сплоченность соответственно реализуется в таких компонентах, как ценностно-ориентационное единство (раньше его назавали морально-политическим), профессиональная сработанность (слетанность у летчиков) и психологическая совместимость.
В повседневной жизни и деятельности мы на практике оцениваем роль коллектива, ощущаем его влияние. Каждый коллектив имеет свою особую психологию, что проявляется прежде всего в преобладающем общественном мнении, в социальных потребностях, целях и устремлениях, в коллективных настроениях, традициях, групповых состояниях и установках, в коллективных нормах поведения, в социально-психологическом “ климате ” коллектива (иногда говорят об “ атмосфере коллектива” ).
|
|
В группе и коллективе возникают такие специфические психологические явления как подражание, внушение, конформность, психическое заражение, соревнование, психологическая совместимость и сплоченность, групповое давление, групповой контроль.
1. Ковалевский В.Ф. Военная профессиология: проблемы теории и практики. - М.:
МО СССР. 1983.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М. 1996..
Профессия - это исторически возникшая в результате разделения труда необходимая обществу форма деятельности, для выполнения которой человек должен обладать суммой знаний, умений и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.
Наряду с родовым понятием “профессия” существует и видовое, более узкое понятие “ специальность ” (от латинского specialis - особенный, species - вид, разновидность).
Есть еще и понятие “должность” - это предусмотренная и узаконенная государством производственно-социальная роль, служебное место или совокупность конкретных обязанностей, которые должны выполняться разными людьми.
Профессия - внутреннее достояние работника (воина). Должность может быть вакантной.
Профессия определяет, что человек может делать, квалификация - как он это делает, а должность - на каком уровне государственного доверия и ответственности работник реализует свою профессиональную квалификацию (подробнее см. у В.Ф.Ковалевского).
Часто употребляется термин профессионализм.
Когда говорят, что “работа требует профессионализма”, то это означает, что профессионализм - это требуемый профессией набор личностных характеристик человека, необходимых для качественного выполнения труда - “ нормативный профессионализм ” (в нем реализованы требования профессии к личности человека труда). Т.е. взгляд на профессионализм со стороны профессии.
Когда говорят, что “человеку присущ профессионализм”, то это означает, что профессионализм - это высокая оценка уже имеющегося у человека внутреннего мира, набора психических качеств; это “ реальный профессионализм” конкретного человека.
Такого человека называют “ профессионалом ”. Профессионал - это человек с высоким уровнем подготовленности и высокой эффективностью деятельности. Это компетентный человек, индивидуальные характеристики которого соответствуют требованиям профессии, человек, который обладает способностью и умением выполнять определенные трудовые функции и имеет сочетание психических качеств и психических состояний, позволяющих действовать самостоятельно и ответственно.
Компетентность не сводится к образованности и старательности. О компетентности следует судить по результатам труда.
Профессионализм - это реальное явление.