Профессиональная адаптация личности
Алгоритм усвоения знаний
Характеристика профессиональной подготовки воинов-операторов
Виды профессионального обучения (основные теории обучения).
Психология профессионального обучения
В заключение следует еще раз напомнить сущность, содержание и структуру всесторонней подготовки к ратному труду (деятельности).И, прежде всего, поговорить о путях формирования ее динамической составляющей.
См. справочник по ИП стр.328.
Литература:
· Маркова А.К. Психология профессионализма.
· Профессиональный психологический отбор в военно-учебном заведении, - М.:ВПА,1990г.
· Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности. Вопросы психологии. – №2, 1982.
· Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора. Психологический журнал №2, 1985.
· Шадриков В.Д. Проблемы проф. способностей. Психологический журнал №5,1982.
· Елбаев Ю.А. Диссертация канд. психолог. наук. М: ГА ВС,1991.
|
|
Характер обучения в зависимости от вида деятельности и ее продолжительности (срока службы воина-оператора) может быть:
· сложным, интеллектуальным
· упрощенным, (механическим)
Классическое обучение предполагает длительное овладение теорией, а затем практической отработкой действия. В работе оператора такой подход предполагает обучение единственному или нескольким возможным алгоритмам действия. Потери метода «проб и ошибок» уменьшены в данном случае в основном с помощью овладения теоретической основой.
Нашим соотечественником Гальпериным предложена и опробована иная система, позволяющая в ходе обучения готовить специалистов высокой квалификации за меньший срок. Это путь включения в деятельность при наличии ориентировочной основы. При этом обучение идет не методом проб и ошибок, а наиболее рациональным способом.
Обучение конкретной операторской деятельности включает в себя наличие ориентировочной и исполнительской частей.
Мотивационный этап. Формирование мотивов к качественному изучению и овладению деятельностью оператора.
Ознакомительный этап. Знакомство с деятельностью оператора на примерах работы специалистов.
Этап составления схемы ориентировочной основы действия. Алгоритмизация действий. Выполнение действий с небольшой скоростью, но обязательно без ошибок. (Например, провод самолета по глиссаде). Добиться обязательного четкого представления конечного требуемого результата действий.
Этап выполнения действия в материальной (материализованной) форме. Осознанный самоконтроль за выполнением действия. Применение опосредующих устройств, тренажеров.
|
|
Этап выполнения действия в громкой речи. Сопровождение правильно выполняемого действия проговариванием названия действия вслух.
Этап выполнения действия во внешней речи, но про себя. Проговаривание действий про себя.
Этап выполнения действия в скрытой (внутренней) речи. Правильное и быстрое выполнение действия.
Литература:
1. Промышленная социальная психология. Гл. 3.1. - Л.: ЛГУ. 1982.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. -М. 1996. Гл. 2,4.
3. Г.Береговой. Угол атаки. - М.: олодая гвардия. 1971.
26 октября 1968 года Герой Советского Союза, заслуженный летчик испытатель, участник войны, полковник Георгий Тимофеевич Береговой был запущен в космос на корабле “Союз-3”. В сообщении ТАСС сообщалось, что основной целью полета было сближение на орбите с беспилотным кораблем “Союз-2”. Здесь недаром приводятся боевые заслуги космонавта - он был храбрым воином и отважным летчиком-испытателем. Но на первом космическом витке после запуска ему предстояло это самое “ сближение ”. Недаром в своей книге “Угол атаки” он много рассуждает о таком психологическом явлении как “адаптация”. А дело было так...
Адаптация (от лат. adaptatio - приспособление) - биологическое приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Так, например, в условиях холодного севера у животных усиливается рост шерсти. А из кинофильма “Подвиг разведчика” мы знаем, что лучшая в мире щетина была в России. Но в фильме не указывалась причина. такого качества. Оказывается, чем хуже условия жизни свиней (климат и питание) тем лучше щетина. Можно также привести примеры из фантастических романов, где приспособление человека к интенсивной умственной деятельности при передаче тяжелого труда автоматам привело к его трансформации в особь с хилыми мускулами и огромной головой.
Адаптация имеет большое значение для многих наук (в том числе психологии труда) так как ее регуляторный механизм повышает устойчивость организма к перепадам температуры, давления, нелостатку кислорода, освещенности и т.п.
Адаптация понимается как процесс приспособления и как его результат, состояние адаптированности человека к новым факторам среды.
Адаптивность - это способность индивида или системы модифицировать себя или свое окружение при возникновении неблагоприятных изменений с целью хотя бы частичного восполнения потери работоспособности.
Подобное толкование адаптивности предполагает 4 возможных типа адаптации.
Внешне-внешняя: индивид или система реагирует на внешнее изменение модификацией внешнего окружения. Например, человек, находящийся в жаркой (внешней для него) комнате включает расположенный вне его кондиционер.
Внешне-внутренняя: индивид или система реагируют на внешнее изменение модификацией самих себя. Например, из внешне жаркой комнаты человек перебирается в другую, менее жаркую.
Внутренне-внешняя: индивид или система реагируют на внутреннее изменение модификацией внешнего окружения. Например, человек, у которого от холода началась внутренняя дрожь, включает внешнее отопление.
Внутренне- внутренняя: индивид или система реагируют на внутреннее изменение модификацией самих себя. Например, человек, у которого от холода началась внутренняя дрожь, начинает интенсивно заниматься физзарядкой или проводит курс соответствующего лечения.
В природе адаптивность человека обеспечивается эволюцонноотобранными целесообразными и врожденными особенностями его натуры:
Инстинкты (по Першиной: самосохранения, продолжения рода, альтрустический, доминирования, сохранения достоинства, сохранения свободы)
Особо рассматривают адаптацию к стрессовым условиям. Стресс (от анг. stress - нажим, давление, напряжение) - состояние психической напряженности, возникающее у человека в трудных, опасных жизненных ситуациях при решении ответственных задач. Это понятие ввел канадский физиолог Ганса Селье. В развитии стресса наблюдается три стадии: 1. тревога (организм перестраивается, приспосабливается к трудным условиям); 2. резистентность устойчивость организма к различным воздействиям повышена, состояние к концу второй стадии может нормализоваться); 3. истощение - (в случае неприспособления организма к продолжающимся внешним воздействиям может привести к тяжелым нарушениям работоспособности и здоровья). Наиболее типичными для появления стресса являются факторы конфликта, опасной или длительной работы, изоляция, неблагоприятные физические условия среды.
|
|
При стрессе у человека возникае так называемый адаптационный синдром.
Адаптационный синдром - совокупность общих защитных реакций организма человека, которые возникают при действии на него значительных по силе и продолжительности внутренних и внешних раздражителей.
Кроме биологической адаптации обычно рассматривают такие ее виды как психологическая, физиологическая, социальная, производственная и т.д.
Адаптация психологическая - это изменение чувствительности анализаторов (слуха, зрения и др.), ее приспособление к интенсивности действующего раздражителя или изменение личности в целом в соответствии с постоянно действующими раздражителями.
Если эти раздражители имеют отношение к производственной сфере деятельности человека на предприятии, то говорят о производственной адаптации.
Производственная адаптация работника имеет две стороны:
1. Приобретение профессиональных знаний, умений и навыков и приспособление к условиям труда (профессиональная адаптация).
2. Вхождение личности в данный производственный коллектив (в систему официальных и неофициальных ролей) как новую социальную среду в качестве полноправного члена, изменение образа жизни личности (социальная адаптация).
|
|
Социальная адаптация сопровождает человека практически всю жизнь от детского сада до неформальной группы пенсионеров. Професиональная адаптация начинается с момента освоения первой в жизни профессии и включает первоначальную теоретическую подготовку к производственному обучению, ознакомление с техническм учебным заведением, с учебными мастерскими, с базовым предприятием и т.д.
В широком понимании адаптация молодежи к профессиональной деятельности начинается в процессе учебы в общеобразовательной школе и продолжается при проведении профориентационных мероприятий, при выборе профессии, профобучении и в начальный период трудовой деятельности.
Рассматривая этапы вхождения работника в производство, обычно выделяют первичную и вторичную адаптацию.
Первичная адаптация охватывает период первоначального включения личности (впервые в жизни) в деятельность производственного коллектива, а вторичная - все последующие изменения в работе и профессии (переход на новую работу, изменение профиля предприятия, перезд в другой город и т.д.).
К первичной адаптации относится адаптация молодых специалистов понимаемая как социально-психологический процесс включения молодого специалиста или рабочего в производственный коллектив. Основными моментами адаптации молодого специалиста являются: приобретение и закрепление интереса к работе, накопление трудового опыта, налаживание рабочих и личных контактов с коллективом, включение в общественную деятельность, появление заинтересованности не только в личных достижениях, но и в достижениях своего коллектива и производства в целом.
В связи с тем, что наиболее важную роль в производственной адаптации играет первичная производственная адаптация, то ей необходимо уделить особое внимание. Это связано с тем, что вторичная производственная адаптация происходит с более опытным и знающим человеком и легче реализуется.
Успешность процесса первичной производственной адаптации зависит от личностных особенностей человека и от условий среды, от наличия наставника.
Так, например. исследователями выявлена зависимость успешности адаптации человека к деятельности от состояния его здоровья (стр.69), от.