Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Послевоенное урегулирование. Новые границы в Европе




Конвенция в Монтре должна быть пересмотрена как не отвечающая условиям настоящего времени. В качестве следующего шага данный вопрос будет темой переговоров между каждым из трех правительств и Турецким правительством.

XIV. Черноморские проливы.

XIII. Иран.

«Союзные войска будут немедленно выведены из Тегерана, дальнейшие периоды вывода войск должны быть рассмотрены на заседании Совета министров иностранных дел, который состоится в Лондоне в сентябре 1945г.».

11 сентября – 2 октября 1945г. в Лондоне состоялась первая сессия Совета министров иностранных дел, созданного по решению Потсдамской конференции. Задача – составление мирных договоров для Италии, Румынии, Венгрии, Болгарии, Финляндии.

Во главе делегаций находились Молотов В.М., министр иностранных дел Великобритании Э. Бевин, госсекретарь США Бирнс.

Согласно решениям Потсдамской конференции при разработке мирных договоров, «совет будет состоять из членов, представляющих те государства, которые подписали условия капитуляции». Таким образом, условия мирного договора с Финляндией должны были разрабатывать СССР и Великобритания, как державы, находящиеся в состоянии войны с Финляндией и подписавшие условия капитуляции; мирный договор с Румынией, Болгарией, Венгрией – СССР, США, Великобритания. При рассмотрении вопроса об Италии, Франция приравнивалась к другим державам (согласно решению Потсдамской конференции). Китай должен был участвовать в вопросах, относящихся лишь Японии.

На первой сессии СМИД присутствовали делегации Франции и Китая. Англия и США настаивали на их участии во всех вопросах. Делегация США предлагала пересмотреть решения Потсдамской конференции относительно порядка разработки мирных договоров. СССР был против.

Вопросы, обсуждаемые на конференции.

· Балканский вопрос. США и Англия заявили, что не будут обсуждать договор с Румынией и Болгарией, пока там не будут созданы правительства, соответствующие стандартам демократии. Правительство Венгрии, где большинство принадлежало партии мелких сельских хозяев, было близко к американскому пониманию демократии. США готовы его признать. США и Великобритания стремились «поставить ногу в дверь, ведущую в Восточную Европу» и требовали скорейшего восстановления довоенного положения в отношении режима Дуная.

· Итальянский вопрос. Здесь было 2 спорных момента – итало-югославская граница и судьба бывших итальянских колоний.

В основу мирного договора с Румынией, Венгрией, Болгарией, Финляндией должны были лечь соглашения о перемирии (их разрабатывал СССР). Бирнс предложил созвать конференцию для рассмотрения мирных договоров с бывшими союзниками Германии. Участвовать в конференции должны были все европейские члены ООН и большая часть неевропейских. Таким образом, СМИД был ненужен, на конференции преобладало бы влияние США и Великобритании. СССР был против. Работа сессии была прекращена. Срок созыва следующей сессии не был установлен. Виноват в срыве сессии «несговорчивый» СССР и «жесткая позиция» Запада. Это вызвало, по мнению Бирнса, «общественное разочарование.




16 – 26 декабря 1945г. состоялось совещание министров иностранных дел США, СССР, Великобритании в Москве. До окончания были опубликованы специальные соглашения о договоренности по вопросу о процедуре выработки мирных договоров (в соответствии с решениями Потсдамской конференции) и созыве конференции для обсуждения проектов мирных договоров, составленных СМИД. Вопрос о составе конференции вызвал острые дебаты, но в результате был достигнут компромисс – 21 государство должно будет участвовать в конференции – Австрия, Бельгия, Белоруссия, Бразилия, Греция, Индия, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Украина, Чехословакия, Эфиопия, Югославия, ЮАС и 5 Великих Держав. Постановления конференции носили рекомендательный характер для СМИД, который выработает окончательные тексты договоров.

Болгарское и Румынское правительства должны была включить в свой состав по 2 представителя от оппозиционных партий и групп (если они лояльны к правительству) – это был «совет». После этого США и Великобритания обещали признать правительства Румынии и Болгарии. Последние согласились.

25 апреля – 16 мая 1946г. в Париже состоялась 2-я сессия СМИД. СССР согласился на участие Франции в обсуждении текстов мирного договора с балканскими государствами, но окончательное решение должно было приниматься в соответствии с Потсдамскими Решениями. Основная борьба на сессии развернулась во вопросам экономическим, судоходства на Дунае, итало-югославской границы и репараций с Италии. Англия и США требовали включить в тексты мирных договоров условий, обеспечивающих «свободу торговли» и равные возможности иностранного капитала, требование передачи иностранных активов и возмещение ущерба, причиненного собственности иностранных граждан на территории данной страны (в первую очередь это касалось Италии и Румынии, нефтяная промышленность которой контролировалась английскими, французскими, американскими монополиями).



· Вопрос о Дунае. США и Англия предложили наблюдение за режимом судоходства в интересах обеспечения равных возможностей для граждан различных национальностей. СССР считал, что этот вопрос надо решить вместе со всеми придунайскими государствами.

· Вопрос об итало-югославской границе, Триесте, Юлийской Крайне. СССР был за их включение в состав Югославии, Англия и США – за включение их в состав Италии. Было найдено компромиссное решение – линия границы должна приблизиться к этнической – Триест должен стать свободным портом. По вопросу о Юлийской Крайне работала специальная комиссия. Единого мнения по этому вопросу нет.

· Вопрос о репарациях с Италии. СССР был за частичное возмещение ущерба (т.к. экономика Италии ослаблена) промышленной продукцией на 100 млн. долларов для СССР. Франция поддержала советские предложения. Англия и США – нет. Таким образом, спорные вопросы не были решены. 16 мая сессия СМИД прервала заседания на 1 месяц по требованию Бирнса.

15 июня – 12 июля 1946г. проходила вторая часть второй сессии СМИД.

СССР предложил рассмотреть экономические статьи мирных договоров. СССР был за принцип частичного возмещения ущерба, но против конфискации иностранных активов балканских государств (предложение Англии и США). В результате вышло две редакции соответствующих статей мирного договора, то же самое вышло и по вопросу Дунайского судоходства. Вопрос об итало-югославской границе опять чуть не завел конференцию в тупик. Принято компромиссное решение, близкое к плану СССР (свободная территория Триеста).

После решения вопроса о Триесте и репарациях с Италии, американцы ставят вопрос о созыве мирной конференции.

Решено, что конференция начнется 29 июля. Процедура работы. Проект СССР: создание 5 (по числу мирных договоров) комиссий по политическим и территориальным вопросам и 2-х (для Италии и др.) комиссий по экономическим вопросам, кроме этого – создание военных, юридических, редакционных комиссий и генеральных комиссий для координации действий всех остальных комиссий. Решения должны приниматься 2/3 голосов.

Французский проект: работа конференции сосредотачивается в генеральной комиссии, а пленум лишь утверждал ее речи. Заседание генеральных комиссий закрытые, решения принимаются простым большинством.

Англия и США высказались за французский проект (хотя сначала вообще были против определенной процедуры). СССР согласился на французский проект и предложил принять поправки о составе, функциях, методах комплектования комиссий, принятие решений 2/3 голосов. Все это еще подлежало утверждению конференции.

12 июля 1946г. сессия закончила свою работу.

29 июля 1946г. – началась работа мирной конференции. 21 государство в Париже работали по двум направлениям:

1. Вопрос о голосовании. В итоге принято решение – решения могут приниматься и 2/3 и простым большинством голосов.

2. Территориальные вопросы.

Итало-югославсвкая граница. Вопрос о статусе Триеста обсуждался около 2-х месяцев. Англия и США стремились превратить его в свою базу. В конце концов, был утвержден американский проект (наделение назначаемого Советом Безопасности губернатора фактически диктаторскими правами, множество лазеек для оправдания ввода войск в «свободную территорию», о сроках вывода оккупационных войск не говорилось).

Другие территориальные проблемы. Греция претендовала примерно на 1/10 часть болгарской территории, прилегающей к греческой границе. Греческие претензии на район Северного Эпира (1/3 албанской территории). Греция (правительство во главе с Цалдерисом) предложила Югославии организовать раздел Албании. Но все эти претензии были отметены

Судоходство по Дунаю. Было принято решение свободного судоходства на условиях полного равенства, созыв конференции из представителей дунайских государств и 4-х государств союзников. Срок действия равных возможностей – 18 месяцев.

Вопрос о компенсации иностранным собственникам. Был принят французский проект – компенсировать 75% компенсации.

Вопрос о репарациях. Выплачивать промышленной продукцией, а не в долларах и фунтах стерлингов. Острые дискуссии развернулись о размерах репараций. Минимальным большинством голосов было принято австралийское предложение о репарационной комиссии, но затем оно было снято.

15 октября 1946г. закончилась работа Мирной конференции.

4 – 12 декабря 1946г. проходило третье заседание СМИД в Нью-Йорке. Она рассматривала рекомендации Парижской мирной конференции.

Достигнуто соглашение по Дунаю: свобода судоходства ограничена лишь портовыми и навигационными сборами и условиями торгового судоходства, это не распространяется на перевозки из одной страны в другую и между портами одного государства. Принято решение созвать конференцию придунайских государств.

Размер компенсаций в пользу иностранных собственников снижен до 2/3 . Урегулированы репарационные вопросы. Болгарская граница осталась неприкосновенной. Триест объявлен свободной территорией, демилитаризованной и нейтральной.

Мирные договоры были подписаны 10 февраля 1947г. и вступили в силу 15 сентября 1947г. после их ратификации правительствами Великих Держав.

В преамбуле каждый мирный договор объявлял о прекращении состояния войны и содержалось обязательство подписавших данный договор государств поддержать обращения о приеме в члены ООН страны, с которой подписан мирный договор.

Территориальные постановления. Мирный договор с Италией устанавливал границы Италии в пределах, существовавших до 1 января 1938г., за исключением территорий отходивших к Франции (перевал Мальит Сен Бернар, плато Мон Сени, Мон Табор-Шабертон и территории в верховьях рек Тине, Везубия, Ростя), отходящих к Югославии (восточная часть Юлийской Крайны и полуостров Истрия, город Фиуме, лагуна Зара с прилегающими островами, остров Пелагозе), отходящих к Греции (Додеканезские острова), «свободной территории Триест» (западная часть Юлийской Крайны с городом Триест) – последнее не было выполнено, т.к. там находилась американо-английская военная база. Италия потеряла права на все колонии в Африке (Ливия, Эритрея, Юго-Восточная часть Сомали). Судьбу колоний должны были определить 4 державы в течение 1 года спустя подписания мирного договора.

Границы Венгрии сохранялись. Объявлялись несуществующими решения венских арбитражей 1938г. (Северная Трансильвания передавалась Венгрии) и 1940г. (Венгрия получила Закарпатскую Украину и южный район Словакии). Граница с Чехословакией прошла в районе Братиславы.

Границы Румынии определялись по состоянию на 1 января 1941г., за исключением венгро-румынской границы, которая восстанавливалась по состоянию на 1 января 1938г. Решения Венского арбитража 1940г. были объявлены недействительными.

Границы Финляндии определялись в соответствии с мирным договором с СССР от 12 марта 1940г. СССР получал Печенгу (Петсамо).

Границы Болгарии признавались неизменные по состоянию на 1 января 1941г.

Политические постановления. Все побежденные государства обязаны обеспечить всем своим гражданам основные демократические свободы, не допускается возрождение, существование и деятельность фашистских организаций, должны приняться меры по задержанию и преданию суду военных преступников. Для Финляндии СССР отказывался от своих прав на аренду острова Ханко взамен на аренду на 50 лет территории и водных пространств в районе Порккала-Удд для создания военно-морской базы. Договор с Финляндией предусматривал также демилитаризацию Аландских островов.

Военные постановления. Побежденные государства могут содержать военные силы в размерах, необходимых для обороны. Италия – армия 250 тысяч, авиация и флот – 2,5 тысяч человек, не могла иметь подводных лодок, должна передать 163 военных корабля союзникам. Финляндия – армия 34400 человек, флот – 4,5 тысяч человек ВВС – 60 самолетов и 3 тысячи человек.

Ограничения в области военной техники и военного экспериментирования на все побежденные государства (нельзя иметь ядерное оружие). Сроки эвакуации войск западных держав с территорий Италии, Венгрии, Болгарии и Финляндии – через 90 дней со дня вступления в силу мирного договора. Исключение было для СССР, который сохранял пребывание на территориях Венгрии и Румынии для поддержания коммуникационных линий с Австрией.

Экономические постановления.

Все побежденные государства обязаны предоставить всем иностранным державам равные возможности в промышленности и торговле на срок в 18 месяцев со дня вступления в силу мирного договора, решения вопросов торговли и транспорта до заключения торговых договоров. В договорах с Болгарией, Венгрией, Румынией указывалось, что правительства этих стран признают право собственности СССР на германские активы на их территориях. В постановления включены специальные постановления по вопросам о торговом судоходстве по Дунаю.

Реституции и репарации.

Принцип частичного возмещения ущерба, причиненного агрессией. Репарационные обязательства Италии в отношении СССР – 100 миллионов долларов, Албании – 5 млн., Эфиопии – 25 миллионов, Греции – 105 миллионов, Югославии – 125 млн. долларов. Претензии других государств удовлетворялись за счет итальянских активов в пределах их юрисдикции, им передавались промышленные предприятия и оборудование на их территории.

Финляндия должна была уплатить СССР 300 млн. долларов репараций (погашение в течение 8 лет товарами).

Болгария должна выплатить Греции 45 млн. долларов, Югославии – 25 млн. Репарационные обязательства Румынии, Венгрии, Финляндии в пользу СССР выполняются в соответствие с соглашением о перемириях.

Все побежденные государства обязаны вернуть все имущество и монетарное золото, вывезенное с территорий Объединенных Наций; восстановить все права и интересы Объединенных Наций на своей территории и вернуть их собственность в исправном состоянии. За утраченную собственность должна быть выплачена компенсация в размере 2/3 ущерба.

Заключительные постановления определяют во всех договорах порядок контроля над выполнением договора, присоединиться к договору, ратификации и вступления в силу.

Итоги и последствия Второй мировой войны.

Вопрос 2. Потсдамская конференция.

Потсдамская конференция (17 июля – 2 августа 1945г.) была призвана закрепить победу СССР и союзных стран над Германией, выработать программу справедливого и прочного мира в Европе. На Потсдамской конференции союзные державы должны были принять решения о подготовке мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Финляндии – вышедших из войны против Объединенных наций до капитуляции Германии и объявивших ей войну. Нужно было решить вопрос о выработке общей политики в отношении этих стран, согласовать военные действия в предстоящей войне с Японией.

6 мая 1945г. Черчилль в письме к Трумэну выдвинул предложение о новой встрече Большой тройки. 9 мая Трумэн ответил согласием и предложил заранее согласовать повестку конференции.

11 мая Черчилль заявил: встретиться необходимо «в каком-нибудь не разрушенном городе Германии». Черчилль предложил сепаратное совещание в Лондоне, но Трумэн был согласен на приезд министра иностранных дел Англии Идена и лидера лейбористов Эттли в Вашингтон; в связи с чем 14-15 мая 1945г. состоялось совещание в Вашингтоне Трумэна, Грю (исполняющего обязанности госсекретаря), адмирала Леги со стороны США, Идена и Эттли со стороны Англии. Дата созыва конференции была выбрана на совещании – после 15 июля, чтобы успеть провести испытания ядерной бомбы.

В начале июня в Лондон был послан личный представитель Трумэна Джозеф Дэвис для переговоров с Черчиллем. Их суть свелась к тому, что прежде, чем встретиться с Черчиллем, Трумэн должен был встретиться с главой Советского правительства где-то в Европе, что привело Черчилля в бешенство.

В конце мая – начале июня Трумэн направил в Москву Г. Гопкинса. Цель: обсуждение вопроса о времени и месте совещания в верхах, о проблемах взаимоотношений. Гопкинс был принят 26 мая. Было несколько встреч.

Главной целью поездки в Потсдам Трумэн считал: «добиться от Сталина личного подтверждения от Сталина личного подтверждения о вступлении России в войну против Японии».

Конференция должна была начаться работу в предместье Берлина – Потсдаме, в бывшем дворце немецкого кронпринца Цецилиенхоф, расположенном в живописном парке Сан-Суси. Делегациям СССР, Англии и США предназначались уютные особняки в пригороде Потсдама Бабельсберге. Каждой делегации был отведен замкнутый район и их разделяли шлагбаумы. Во дворце Цецилиенхоф было отремонтировано 36 комнат и конференц-зал в центральной части дворца с тремя отдельными входами. В парке были сооружены клумбы, посажены цветы, деревья.

В начале июля Трумэн выехал специальным поездом из Вашингтона до Ньюпорта, далее на крейсере «Огаста» до Антверпена, куда прибыл 15 июля 1945г. Из Антверпена вылетел самолетом в аэропорт Гатов, откуда выехал до Бабельсберг.

Черчилль накануне конференции отдыхал во Франции на курорте Андай, где занимался рисованием пейзажей. 15 июля Черчилль прибыл в Берлин.

16 июля Трумэн и Черчилль совершили поездку по Берлину. В этот же день в Берлин прибыла спецпоездом советская делегация. На конференцию прибыло 180 журналистов (в их числе был Дж. Кеннеди).

17 июля в 17 часов в центральном зале Цецилиенхофа, за большим столом, сделанном в Москве, открылась конференция. В ходе работы конференции было проведено 13 пленарных заседаний глав правительств, ежедневные совещания министров иностранных дел.

В делегацию СССР входили Сталин, Громыко, Гусев, Жуков, Антонов и др.

Делегация Англии: до 25 июля ее возглавлял Черчилль и министр иностранных дел Иден, после 28 июля – Клемент Эттли и министр иностранных дел Э. Бевин.

Делегация США: Трумэн, госсекретарь Джеймс Х. Бирлс и др.

Утром 17 июля состоялась первая встреча Сталина и Трумэна, на которой Трумэн заявил, что хотел бы установить с ним «такие же дружественные отношения, какие у Сталина были с президентом Рузвельтом».

Председателем конференции был Трумэн. Первое заседание началось с обсуждения повестки дня.

Центральное место в работе Потсдамской конференции занял германский вопрос. Заключенные ранее союзниками соглашения по Германии обеспечили создание необходимого механизма для управления Германией в начальный оккупационный период. Основополагающими документами являлись Крымские соглашения о Германии, акт о безоговорочной капитуляции Германии, декларация о поражении Германии, соглашение о зонах оккупации Германии и об управлении Большим Берлином, соглашение о контрольном механизме в Германии и т.д. Кроме того, в ЕКК было разработано соглашение о некоторых дополнительных требованиях к Германии от 25 июля 1945г. В нем предусматривались меры для разоружения и демилитаризации Германии. Проект США о политике в отношении Германии, по которому велось обсуждение, содержал многие положения прежних соглашений союзников о Германии, что облегчало достижение согласованного решения.

Труднее было согласовать экономические вопросы: ликвидация военно-экономического потенциала, репарации, снабжение Германии продовольствием и топливом и т.д.

31 июля – 1 августа главы правительств согласовали текст соглашения «Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период». В основе лежали принципы демократизации, денацификации, демилитаризации. Верховная власть будет осуществляться Главнокомандующими вооруженными силами СССР, США, Соединенного Королевства, Франции в своих зонах оккупации, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом.

Цели оккупации: полное разоружение и демилитаризация Германии, и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней; уничтожение национал-социалистской партии, отмена всех нацистских законов, наказание военных преступников; подготовка к реконструкции германской политической жизни на демократической основе. Три державы согласились, что пока не будет никакого центрального германского правительства.

Экономические принципы предусматривали запрещение производства вооружения, децентрализацию германской экономики, уничтожение чрезмерной концентрации экономических сил в форме картелей, синдикатов, трестов; «в период оккупации Германия должна рассматриваться как единое экономическое целое».

Вопросы, обсуждаемые на конференции.

Репарации. США отступили от позиций, занимаемых на Ялтинской конференции т.к. после Ялтинской конференции имели место большие разрушения в Германии, поэтому 20 млрд. долларов – нереальная сумма. США предложили принцип взимания репараций по зонам. Великобритания фактически поддержала США (их позиция выражалась в нежелании чрезмерно ослаблять Германию).

Об управлении Рурской областью. СССР предложил, что Рурская область должна «находиться под совместным контролем США, Великобритании, СССР и Франции». Западные державы уклонились от этого предложения.

СССР потребовал в дополнение к репарациям, получаемым из своей зоны, поставок оборудования в счет репараций из западных зон, кроме этого советская делегация потребовала на 500 млн. долларов акций промышленных и транспортных предприятий, находящихся в западных зонах, и предоставления Советскому союзу 30% заграничных инвестиций Германии и 30% германского золота, находящегося в распоряжении союзников.

Итог: репарационные претензии СССР будут удовлетворены путем изъятий из советской зоны оккупации Германии и из соответствующих германских вложений за границей; кроме этого, СССР должен получить из западной зоны 25% промышленного оборудования, изымаемого в репарационных целях, из них 15% – в обмен на эквивалентную стоимость в продовольствии, угле и другой продукции и 10% – без оплаты. СССР согласился удовлетворить из своей доли репараций репарационные претензии Польши

О количестве изъятий: «после оплаты репараций германскому народу должно быть оставлено достаточно ресурсов, для того, чтобы он мог существовать без помощи извне».

Советская делегация внесла вопрос о разделе германского флота: он должен быть разделен поровну между СССР, Великобританией и США, в связи с чем было решено создать Тройственную военно-морскую комиссию и Тройственную комиссию по торговому флоту.

Вопрос о главных военных преступниках. Советская делегация предложила англичанам проект о предании суду военных преступников и предложила, чтоб в проекте были поименно перечислены главные военные преступники.

Рассмотрено предложение о передаче СССР города Кенигсберга и прилегающего к нему района. США и Англия подтвердили свое согласие, данное на Тегеранской конференции.

Вопрос о западной границе Польши. СССР о границе: «западнее Свинемюнде до реки Одер с оставлением города Штеттина на стороне Польши, далее вверх по течению реки Одер до устья реки Западная Нейса и отсюда по Западной Нейсе до Чехословацкой границы». Сначала американская и английская делегации пытались уклониться от решения этого вопроса, но в итоге согласились. Кроме этого, было принято решение о перемещении германского населения, оставшегося в Польше, а также в Чехословакии и Венгрии.

Вопрос, связанный с образованием Временного польского правительства национального единства и установлением дипломатических отношений Англии и США с этим правительством. Советская делегация внесла проект заявления, предусматривавшего, что правительства Англии и США прекратят всякие отношения с польским Эмигрантским правительством, все польские вооруженные силы должны подчиняться Временному Польскому Правительству Национального Единства.

Английская и американская делегации предложили включить в проект заявления требование о выплате Временным Правительством долгов польского эмигрантского правительства и обязательство о скором проведении выборов в Польше. Но по настоянию СССР требование о долговых обязательствах было снято.

Большое место в работе Потсдамской конференции занимал вопрос о подготовке мирного урегулирования для Италии, Румынии, Венгрии, Финляндии и вопрос о политике союзных держав в отношении этих стран до подписания с ними мирных договоров. На первом заседании глав правительств Трумэн внес по этим вопросам три проекта: 1) об учреждении Совета министров иностранных дел, 2) о выполнении Ялтинской декларации об освобождении Европы, 3) о политике в отношении Италии.

– предусматривалось создание Совета министров иностранных дел, представляющих СССР, Великобританию, США, Францию и Китай, для продолжения подготовки мирного урегулирования. В качестве важнейшей задачи на Совет возлагалось «составление мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Финляндии для предоставления их Объединенным Нациям и выработке предложений по урегулированию неразрешенных территориальных вопросов». Конференция оговорила, что учреждение СМИД не будет противоречить соглашению, принятого на Ялтинской конференции относительно периодических консультаций министров иностранных дел СССР, США и Великобритании.

– во втором проекте США потребовали «реорганизации» существовавших в Болгарии и Румынии народно-демократических правительств. Только после этого могло последовать дипломатическое признание их со стороны союзных государств и заключение мирных договоров с этими государствами.

– в проекте о политике в отношении Италии американская делегация рекомендовала, признав вклад Италии в дело поражения германии, прекратить действие условий капитуляции и будущим мирным договором оказать ей поддержку по вопросу вступления в ООН [устав ООН принят на конференции в Сан-Франциско 25 апреля – 26 июня 1945г.].

Советская делегация высказалась против американских предложений в отношении Болгарии и Румынии, поэтому американская делегация сняла свое требование. Но США и Англия по-прежнему отказывались признать эти правительства.

22 июля американская делегация представила проект «О допущении в ООН», в котором предусматривалась поддержка просьбы о принятии в члены ООН Италии, нейтральных государств, но ничего не говорилось о принятии в члены ООН Румынии, Болгарии, Венгрии, Финляндии.

24 июля глава советской делегации отметил, что создается искусственное деление стран. По этому вопросу развернулись острые дискуссии, в результате которых было принято соглашение «О заключении мирных договоров и о допущении в ООН». После заключения мирных договоров с признанными демократическими правительствами этих стран (Италия, Румыния, Болгария, Венгрия, Финляндия) три державы считают возможным поддержать их просьбы о принятии в члены ООН.

Советская делегация внесла проект предложения об отношении к режиму Франко в Испании. В связи с чем она предложила рекомендовать Объединенным нациям «порвать всякие отношения с правительством Франко». Западные державы были против предложения СССР, но заявили, что не поддержат просьбу правительства Франко о приеме Испании в ООН.

Делегация Великобритании внесла на рассмотрение трех правительств документ о Югославии, в котором предлагалось указать югославскому правительству во главе с Тито на невыполнение якобы им решений Ялтинской конференции о Югославии. Сталин заявил: «Тито выполняет решения Ялтинской конференции», а решать вопрос без югославских представителей нельзя. Министр иностранных дел Бевин предложил отказаться о рассмотрения всех трех предложений: английского предложения о Югославии и советских документов о Греции и Югославии. Это предложение было одобрено единогласно.

Предложение СССР о распространении компетенции Временного правительства Реннера на всю Австрию (это правительство было образовано в Вене после ее освобождения советскими войсками). Но американская и английская делегации записали в решениях конференции об Австрии, что 3 правительства «готовы изучить этот вопрос после вступления британских и американских войск в Вену».

Советская делегация внесла на рассмотрение документы о Сирии и Ливане, о подопечных территориях.

Предложение американской делегации о свободе и неограничении навигации по международным внутренним водным путям.

Английская делегация внесла вопрос о проходе судов через морские проливы (см. ниже) [конвенция в Монтре подписана 20 июля 1936г.]

Вопрос о войне с Японией. СССР подтвердил, что выполнит свое обязательство о вступлении в войну с Японией в соответствии с Ялтинским соглашением от 11 февраля 1945г. В то же время без согласования с СССР, Англия и США опубликовали 26 июля 1945г. Потсдамскую декларацию от имени США, Англии и Китая, в которой призывали правительство Японии провозгласить безоговорочную капитуляцию на предъявленных в этой декларации условиях [попытка устранить СССР от решения послевоенных вопросов, касающихся Японии].

Обсуждался вопрос о Танжере, о конференции по внутриевропейскому транспорту, о выводе войск из Ирана и др.

Потсдамская конференция завершилась подписанием Протокола Берлинской Конференции Трех великих Держав (1 августа 1945г.) и Сообщения Берлинской конференции Трех великих Держав (2 августа 1945г.). Позже эти документы были направлены Франции, она присоединилась.

На Потсдамской конференции были определены границы европейских государств и заключены основы послевоенного устройства мир в Европе.

[Претензии СССР к Турции, т.к. в 1921г. турки захватили часть Армении. О проливах – Сталин против конвенции в Монтре. Решался вопрос о продовольствии для переселенных немцев].

Вопрос о проливах. Сталин: «Конвенция в Монтре против России. Турции предоставлено право закрывать пролив для нашего судоходства не только во время войны, но и тогда, когда Турции покажется, что существует угроза войны… Небольшое государство, поддерживаемое Англией, держит за горло большое государство… Стоит вопрос в том, чтобы нашим кораблям была дана возможность свободного похода из Черного моря и обратно… Вы считаете, что военно-морская база в проливах неприемлема. Тогда дайте нам какую-либо другую базу, где русский флот мог бы ремонтироваться и т.д.».

Вопрос о перемещении немцев. Черчилль заявил, что имеется большое количество немцев, которых надо переместить из Чехословакии в Германию. Сталин возразил, что чехословацкие власти эвакуировали их, и они находятся в Дрездене, Лейпциге, Хемнице. Черчилль ответил, что надо еще переместить 2,5 млн. немцев. Куда? – в русскую зону.

Протокол Берлинской Конференции Трех великих Держав (1 августа 1945г.).

I. учреждение Совета министров иностранных дел.

Должен быть учрежден Совет министров иностранных дел Соединенного королевства, СССР, Китая, Франции, США.

Совет будет заседать в Лондоне, который будет являться постоянным местом пребывания Объединенного Секретариата, который будет создан Советом. Первое заседание состоится в Лондоне не позднее 1 сентября 1945г. Заседания могут созываться и в других столицах.

В качестве немедленной задачи Совета на него возлагается составление мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Финляндии, и выработка предложений по урегулированию территориальных вопросов. Совет будет использован для подготовки мирного урегулирования для Германии.

II. политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период.

Политические принципы.

Верховная власть будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил СССР, США, Соединенного Королевства и Франции, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям своих правительств, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом.

Должно быть одинаковое обращение с немецким населением во всей Германии.

Цели оккупации. 1) Полное разоружение и демилитаризация Германии, и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней. С этими целями все сухопутные, морские и воздушные силы Германии, СД, СА, СС, Гестапо, включая генеральный Штаб, военные и полувоенные организации будут упразднены, дабы предупредить возрождение милитаризма и нацизма, все вооружение, амуниция должно находиться у союзников и должны быть уничтожены. 2) Убедить немецкий народ, что он понес тотальное поражение и не может избежать ответственности. 3) уничтожить национал-социалистскую партию, распустить нацистские учреждения.4) Подготовиться к реконструкции германской политической жизни на демократической основе.

Все нацистские законы должны быть отменены.

Военные преступники должны быть арестованы и преданы суду.

Все члены нацистской партии должны быть удалены с общественных должностей и ответственных постов на предприятиях и заменены другими

Образование в Германии должно контролироваться, чтобы устранить нацистскую и милитаристскую доктрины.

Судебная система должна быть реорганизована в соответствии с принципами демократии, правосудия на основе законности и равноправия граждан.

Управление в Германии должно проводиться в направлении децентрализации политической структуры. С этой целью – местное самоуправление будет восстанавливаться пол всей Германии на демократических началах через выборные советы, по всей Германии должны разрешаться и поощряться все демократические политические партии, пока не будет учреждено никакого централизованного германского правительства будут учреждаться некоторые административные департаменты (финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности) под руководством Контрольного Совета.

Будет разрешаться свобода слова, печати, религии, создание свободных профсоюзов.

Экономические принципы.

В целях уничтожения германского военного потенциала производство вооружения, военного снаряжения, всех типов самолетов и морских судов должно быть запрещено и предотвращено. Производственные мощности должны быть изъяты в соответствии репарационным планам, либо уничтожены.

Германская экономика должна быть децентрализована с целью уничтожения чрезмерной концентрации экономической силы, представленной в форме картелей, синдикатов, трестов, и других монопольных соглашений.

При организации экономики Германии главное внимание должно быть обращено на развитие сельского хозяйства и мирной промышленности для внутреннего потребления.

В период оккупации Германия должна рассматриваться как единое экономическое целое.

После оплаты репараций Германскому народу должно быть оставлено достаточно ресурсов, чтобы он мог существовать без помощи извне.

III. репарации с Германии.

Репарационные претензии СССР будут удовлетворены изъятиями из зоны Германии, оккупированной СССР, и из соответствующих германских вложений за границей.

СССР удовлетворяет репарационные претензии Польши из своей доли репараций.

Репарационные претензии США, Соединенного Королевства и др. будут удовлетворены из Западных зон и из соответствующих германских вложений за границей.

СССР получает из Западных зон дополнительно 15% промышленного оборудования в обмен на эквивалентную стоимость в продовольствии, угле, цинке, нефтяных материалов и др., 10% промышленного оборудования без оплаты или возмещения.

Количество промышленного оборудования из Западных зон должно быть определено в течение шести месяцев.

Изъятия начнутся по мере возможности и будут закончены в течение двух лет.

IV. Передача германского военно-морского флота и торгового флота.

Весь германский надводный военно-морской флот будет разделен поровну между СССР, США и Соединенным Королевством.

Большая часть подводного флота должна быть потоплена. Не более 30 подлодок должно будет сохранено и разделено поровну между СССР, США и Соединенным Королевством для экспериментаторских и технических целей.

Передача кораблей должна быть закончена не позднее 15 февраля 1946г.

Германский торговый флот будет разделен поровну между СССР, США и Соединенным Королевством. Реальная передача судов – после войны с Японией.

V. Кенигсберг и прилегающий к нему район.

Конференция рассмотрела предложение Советского правительства о том, чтобы часть западной границы СССР проходила от пункта на восточном берегу Данцинской бухты к востоку – севернее Браунсберга-Гольдапа к стыку границ Литвы, Польской Республики и Восточной Пруссии. Конференция согласилась с предложением Советского правительства о передаче ему Кенигсберга и прилегающего района. Точная граница еще подлежит исследованию экспертов.

VI. военные преступники.

Первый список обвиняемых будет опубликован до 1 сентября 1945г.

VII. Об Австрии.

Конференция рассмотрела предложения Советского правительства о распространении компетенции Временного Правительства на всю Австрию. Три правительства согласились, что они готовы изучить этот вопрос после вступления британских и американских войск в Вену.

Репарации не должны взиматься с Австрии.

VIII. Польша.

Установление Британским правительством и правительством США дипломатических отношений с Польским Временным Правительством привело к прекращению признания ими бывшего польского правительства в Лондоне.

Три правительства принимают во внимание, что Польское Правительство заявило о согласии провести свободные выборы на основе всеобщего избирательного права, тайного голосования.

Западная граница Польши.

«Впредь до окончания определения западной границы Польши бывшие германские территории, расположенные к востоку от линии, проходящей от Балтийского моря чуть западнее Свинемюнде и отсюда вдоль реки Одер до слияния с рекой Западная Нейса и вдоль Западной Нейсы до чехословацкой границы, включая ту часть Восточной Пруссии, которая не поставлена под управление СССР, должны находиться под управлением Польского государства и не должны рассматриваться как часть советской зоны оккупации в Германии».

IX. Заключение мирных договоров и допущение в ООН.

«Италия первая из держав оси порвала с Германией и сейчас объединилась с союзниками в борьбе против Японии. Италия сама освободилась от фашистского режима. Заключение мирного договора с демократическим Итальянским правительством делает возможным для трех правительств исполнить их желание поддержать просьбу Италии о принятии в ООН. На Совет министров иностранных дел возлагается задача подготовки мирных договоров для Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии. Заключение мирных договоров с признанными демократическими правительствами позволит поддержать их просьбу о принятии в ООН.

Три правительства не будут поддерживать просьбу о принятии в члены ООН, заявленную Испанским правительством».

X. о подопечных территориях.

Вопрос о бывших итальянских колониях будет рассмотрен Советом министров иностранных дел в сентябре сего года.

XII. Упорядоченное перемещение германского населения.

«Должно будет принято перемещение в Германию немецкого населения из Польши, Чехословакии и Венгрии. Оно должно производиться организованным и гуманным способом. Контрольный Совет в Германии должен изучить эту проблему, особенно обратить внимание на вопрос справедливого распределения немцев по всем зонам оккупации».

XIII. Иран.

«Союзные войска будут немедленно выведены из Тегерана, дальнейшие периоды вывода войск должны быть рассмотрены на заседании Совета министров иностранных дел, который состоится в Лондоне в сентябре 1945г.».

XIV. Черноморские проливы.

Конвенция в Монтре должна быть пересмотрена как не отвечающая условиям настоящего времени. В качестве следующего шага данный вопрос будет темой переговоров между каждым из трех правительств и Турецким правительством.

Вопрос 3.Послевоенное урегулирование. Новые границы в Европе.

11 сентября – 2 октября 1945г. в Лондоне состоялась первая сессия Совета министров иностранных дел, созданного по решению Потсдамской конференции. Задача – составление мирных договоров для Италии, Румынии, Венгрии, Болгарии, Финляндии.

Во главе делегаций находились Молотов В.М., министр иностранных дел Великобритании Э. Бевин, госсекретарь США Бирнс.

Согласно решениям Потсдамской конференции при разработке мирных договоров, «совет будет состоять из членов, представляющих те государства, которые подписали условия капитуляции». Таким образом, условия мирного договора с Финляндией должны были разрабатывать СССР и Великобритания, как державы, находящиеся в состоянии войны с Финляндией и подписавшие условия капитуляции; мирный договор с Румынией, Болгарией, Венгрией – СССР, США, Великобритания. При рассмотрении вопроса об Италии, Франция приравнивалась к другим державам (согласно решению Потсдамской конференции). Китай должен был участвовать в вопросах, относящихся лишь Японии.

На первой сессии СМИД присутствовали делегации Франции и Китая. Англия и США настаивали на их участии во всех вопросах. Делегация США предлагала пересмотреть решения Потсдамской конференции относительно порядка разработки мирных договоров. СССР был против.

Вопросы, обсуждаемые на конференции.

Балканский вопрос. США и Англия заявили, что не будут обсуждать договор с Румынией и Болгарией, пока там не будут созданы правительства, соответствующие стандартам демократии. Правительство Венгрии, где большинство принадлежало партии мелких сельских хозяев, было близко к американскому пониманию демократии. США готовы его признать. США и Великобритания стремились «поставить ногу в дверь, ведущую в Восточную Европу» и требовали скорейшего восстановления довоенного положения в отношении режима Дуная.

Итальянский вопрос. Здесь было 2 спорных момента – итало-югославская граница и судьба бывших итальянских колоний.

В основу мирного договора с Румынией, Венгрией, Болгарией, Финляндией должны были лечь соглашения о перемирии (их разрабатывал СССР). Бирнс предложил созвать конференцию для рассмотрения мирных договоров с бывшими союзниками Германии. Участвовать в конференции должны были все европейские члены ООН и большая часть неевропейских. Таким образом, СМИД был не нужен, на конференции преобладало бы влияние США и Великобритании. СССР был против. Работа сессии была прекращена. Срок созыва следующей сессии не был установлен. Виноват в срыве сессии «несговорчивый» СССР и «жесткая позиция» Запада. Это вызвало, по мнению Бирнса, «общественное разочарование.

16 – 26 декабря 1945г. состоялось совещание министров иностранных дел США, СССР, Великобритании в Москве. До окончания были опубликованы специальные соглашения о договоренности по вопросу о процедуре выработки мирных договоров (в соответствии с решениями Потсдамской конференции) и созыве конференции для обсуждения проектов мирных договоров, составленных СМИД. Вопрос о составе конференции вызвал острые дебаты, но в результате был достигнут компромисс – 21 государство должно будет участвовать в конференции – Австрия, Бельгия, Белоруссия, Бразилия, Греция, Индия, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Украина, Чехословакия, Эфиопия, Югославия, ЮАС и 5 Великих Держав. Постановления конференции носили рекомендательный характер для СМИД, который выработает окончательные тексты договоров.

Болгарское и Румынское правительства должны была включить в свой состав по 2 представителя от оппозиционных партий и групп (если они лояльны к правительству) – это был «совет». После этого США и Великобритания обещали признать правительства Румынии и Болгарии. Последние согласились.

25 апреля – 16 мая 1946г. в Париже состоялась 2-я сессия СМИД. СССР согласился на участие Франции в обсуждении текстов мирного договора с балканскими государствами, но окончательное решение должно было приниматься в соответствии с Потсдамскими Решениями. Основная борьба на сессии развернулась во вопросам экономическим, судоходства на Дунае, итало-югославской границы и репараций с Италии. Англия и США требовали включить в тексты мирных договоров условий, обеспечивающих «свободу торговли» и равные возможности иностранного капитала, требование передачи иностранных активов и возмещение ущерба, причиненного собственности иностранных граждан на территории данной страны (в первую очередь это касалось Италии и Румынии, нефтяная промышленность которой контролировалась английскими, французскими, американскими монополиями).

Вопрос о Дунае. США и Англия предложили наблюдение за режимом судоходства в интересах обеспечения равных возможностей для граждан различных национальностей. СССР считал, что этот вопрос надо решить вместе со всеми придунайскими государствами.

Вопрос об итало-югославской границе, Триесте, Юлийской Крайне. СССР был за их включение в состав Югославии, Англия и США – за включение их в состав Италии. Было найдено компромиссное решение – линия границы должна приблизиться к этнической – Триест должен стать свободным портом. По вопросу о Юлийской Крайне работала специальная комиссия. Единого мнения по этому вопросу нет.

Вопрос о репарациях с Италии. СССР был за частичное возмещение ущерба (т.к. экономика Италии ослаблена) промышленной продукцией на 100 млн. долларов для СССР. Франция поддержала советские предложения. Англия и США – нет. Таким образом, спорные вопросы не были решены. 16 мая сессия СМИД прервала заседания на 1 месяц по требованию Бирнса.

15 июня – 12 июля 1946г. проходила вторая часть второй сессии СМИД.

СССР предложил рассмотреть экономические статьи мирных договоров. СССР был за принцип частичного возмещения ущерба, но против конфискации иностранных активов балканских государств (предложение Англии и США). В результате вышло две редакции соответствующих статей мирного договора, то же самое вышло и по вопросу Дунайского судоходства. Вопрос об итало-югославской границе опять чуть не завел конференцию в тупик. Принято компромиссное решение, близкое к плану СССР (свободная территория Триеста).

После решения вопроса о Триесте и репарациях с Италии, американцы ставят вопрос о созыве мирной конференции.

Решено, что конференция начнется 29 июля. Процедура работы. Проект СССР: создание 5 (по числу мирных договоров) комиссий по политическим и территориальным вопросам и 2-х (для Италии и др.) комиссий по экономическим вопросам, кроме этого – создание военных, юридических, редакционных комиссий и генеральных комиссий для координации действий всех остальных комиссий. Решения должны приниматься 2/3 голосов.

Французский проект: работа конференции сосредотачивается в генеральной комиссии, а пленум лишь утверждал ее речи. Заседание генеральных комиссий закрытые, решения принимаются простым большинством.

Англия и США высказались за французский проект (хотя сначала вообще были против определенной процедуры). СССР согласился на французский проект и предложил принять поправки о составе, функциях, методах комплектования комиссий, принятие решений 2/3 голосов. Все это еще подлежало утверждению конференции.

12 июля 1946г. сессия закончила свою работу.

29 июля 1946г. – началась работа мирной конференции. 21 государство в Париже работали по двум направлениям:

Вопрос о голосовании. В итоге принято решение – решения могут приниматься и 2/3 и простым большинством голосов.

Территориальные вопросы.

Итало-югославсвкая граница. Вопрос о статусе Триеста обсуждался около 2-х месяцев. Англия и США стремились превратить его в свою базу. В конце концов, был утвержден американский проект (наделение назначаемого Советом Безопасности губернатора фактически диктаторскими правами, множество лазеек для оправдания ввода войск в «свободную территорию», о сроках вывода оккупационных войск не говорилось).

Другие территориальные проблемы. Греция претендовала примерно на 1/10 часть болгарской территории, прилегающей к греческой границе. Греческие претензии на район Северного Эпира (1/3 албанской территории). Греция (правительство во главе с Цалдерисом) предложила Югославии организовать раздел Албании. Но все эти претензии были отметены

Судоходство по Дунаю. Было принято решение свободного судоходства на условиях полного равенства, созыв конференции из представителей дунайских государств и 4-х государств союзников. Срок действия равных возможностей – 18 месяцев.

Вопрос о компенсации иностранным собственникам. Был принят французский проект – компенсировать 75% компенсации.

Вопрос о репарациях. Выплачивать промышленной продукцией, а не в долларах и фунтах стерлингов. Острые дискуссии развернулись о размерах репараций. Минимальным большинством голосов было принято австралийское предложение о репарационной комиссии, но затем оно было снято.

15 октября 1946г. закончилась работа Мирной конференции.

4 – 12 декабря 1946г. проходило третье заседание СМИД в Нью-Йорке. Она рассматривала рекомендации Парижской мирной конференции.

Достигнуто соглашение по Дунаю: свобода судоходства ограничена лишь портовыми и навигационными сборами и условиями торгового судоходства, это не распространяется на перевозки из одной страны в другую и между портами одного государства. Принято решение созвать конференцию придунайских государств.

Размер компенсаций в пользу иностранных собственников снижен до 2/3 . Урегулированы репарационные вопросы. Болгарская граница осталась неприкосновенной. Триест объявлен свободной территорией, демилитаризованной и нейтральной.

Мирные договоры были подписаны 10 февраля 1947г. и вступили в силу 15 сентября 1947г. после их ратификации правительствами Великих Держав.

В преамбуле каждый мирный договор объявлял о прекращении состояния войны и содержалось обязательство подписавших данный договор государств поддержать обращения о приеме в члены ООН страны, с которой подписан мирный договор.

Территориальные постановления. Мирный договор с Италией устанавливал границы Италии в пределах, существовавших до 1 января 1938г., за исключением территорий отходивших к Франции (перевал Мальит Сен Бернар, плато Мон Сени, Мон Табор-Шабертон и территории в верховьях рек Тине, Везубия, Ростя), отходящих к Югославии (восточная часть Юлийской Крайны и полуостров Истрия, город Фиуме, лагуна Зара с прилегающими островами, остров Пелагозе), отходящих к Греции (Додеканезские острова), «свободной территории Триест» (западная часть Юлийской Крайны с городом Триест) – последнее не было выполнено, т.к. там находилась американо-английская военная база. Италия потеряла права на все колонии в Африке (Ливия, Эритрея, Юго-Восточная часть Сомали). Судьбу колоний должны были определить 4 державы в течение 1 года спустя подписания мирного договора.

Границы Венгрии сохранялись. Объявлялись несуществующими решения венских арбитражей 1938г. (Северная Трансильвания передавалась Венгрии) и 1940г. (Венгрия получила Закарпатскую Украину и южный район Словакии). Граница с Чехословакией прошла в районе Братиславы.

Границы Румынии определялись по состоянию на 1 января 1941г., за исключением венгро-румынской границы, которая восстанавливалась по состоянию на 1 января 1938г. Решения Венского арбитража 1940г. были объявлены недействительными.

Границы Финляндии определялись в соответствии с мирным договором с СССР от 12 марта 1940г. СССР получал Печенгу (Петсамо).

Границы Болгарии признавались неизменные по состоянию на 1 января 1941г.

Политические постановления. Все побежденные государства обязаны обеспечить всем своим гражданам основные демократические свободы, не допускается возрождение, существование и деятельность фашистских организаций, должны приняться меры по задержанию и преданию суду военных преступников. Для Финляндии СССР отказывался от своих прав на аренду острова Ханко взамен на аренду на 50 лет территории и водных пространств в районе Порккала-Удд для создания военно-морской базы. Договор с Финляндией предусматривал также демилитаризацию Аландских островов.

Военные постановления. Побежденные государства могут содержать военные силы в размерах, необходимых для обороны. Италия – армия 250 тысяч, авиация и флот – 2,5 тысяч человек, не могла иметь подводных лодок, должна передать 163 военных корабля союзникам. Финляндия – армия 34400 человек, флот – 4,5 тысяч человек ВВС – 60 самолетов и 3 тысячи человек.

Ограничения в области военной техники и военного экспериментирования на все побежденные государства (нельзя иметь ядерное оружие). Сроки эвакуации войск западных держав с территорий Италии, Венгрии, Болгарии и Финляндии – через 90 дней со дня вступления в силу мирного договора. Исключение было для СССР, который сохранял пребывание на территориях Венгрии и Румынии для поддержания коммуникационных линий с Австрией.

Экономические постановления.

Все побежденные государства обязаны предоставить всем иностранным державам равные возможности в промышленности и торговле на срок в 18 месяцев со дня вступления в силу мирного договора, решения вопросов торговли и транспорта до заключения торговых договоров. В договорах с Болгарией, Венгрией, Румынией указывалось, что правительства этих стран признают право собственности СССР на германские активы на их территориях. В постановления включены специальные постановления по вопросам о торговом судоходстве по Дунаю.

Реституции и репарации.

Принцип частичного возмещения ущерба, причиненного агрессией. Репарационные обязательства Италии в отношении СССР – 100 миллионов долларов, Албании – 5 млн., Эфиопии – 25 миллионов, Греции – 105 миллионов, Югославии – 125 млн. долларов. Претензии других государств удовлетворялись за счет итальянских активов в пределах их юрисдикции, им передавались промышленные предприятия и оборудование на их территории.

Финляндия должна была уплатить СССР 300 млн. долларов репараций (погашение в течение 8 лет товарами).

Болгария должна выплатить Греции 45 млн. долларов, Югославии – 25 млн. Репарационные обязательства Румынии, Венгрии, Финляндии в пользу СССР выполняются в соответствие с соглашением о перемириях.

Все побежденные государства обязаны вернуть все имущество и монетарное золото, вывезенное с территорий Объединенных Наций; восстановить все права и интересы Объединенных Наций на своей территории и вернуть их собственность в исправном состоянии. За утраченную собственность должна быть выплачена компенсация в размере 2/3 ущерба.

Заключительные постановления определяют во всех договорах порядок контроля над выполнением договора, присоединиться к договору, ратификации и вступления в силу.





Дата добавления: 2013-12-31; просмотров: 1743; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 11318 - | 7596 - или читать все...

Читайте также:

  1. XVIII в. в европейской истории. Идеи «Просвещения»
  2. А.3.3 Целевые и плановые экологические показатели и программа(ы)
  3. АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
  4. АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ 479
  5. АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ. В 1856 г. состоялось заседание Общества сельского хозяйства, на котором было решено, что лучшим местом для организации сельскохозяйственной школы является
  6. АД1. Возникновение государства у восточных славян 8-9 век.. Внешняя политика.Этот период характеризуется стабилизацией отношений между Советским Союзом и западноевропейскими странами с США, который про­должался до
  7. Антрахиноновые красители
  8. Ассирия. Хеттское государство возникло в начале II тыс.до н.э. в Малой Азии в ходе расселения здесь индоевропейских племен. В XIY в.до н.э. Хеттское царство достигло
  9. Библиографический список. Тема 7. Театр и Просвещение в Западной Европе XVIII в
  10. БИБЛИОГРАФИЯ. Ажи-Дахака— трехглавый дракон, пытающийся присвоить первоначало общественно-политической организации иранцев — фарн. Наделен рядом черт индоевропейского змея
  11. Билет № 13. 3.Радиактивность и новые понятия об элементах
  12. Билет № 14. 1. Биосфера — глобальная экосистема, её границы. Живое вещество биосферы. Роль человека в сохранении биоразнообразия


 

3.83.188.254 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.038 сек.