Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

III. репарации с Германии




I. учреждение Совета министров иностранных дел.

Глава IV Итоги и последствия Второй мировой войны.

1. Ялтинская конференция.

Делегация СССР: Сталин, Молотов, Кузнецов (нарком ВМФ), Антонов (замначальника ГШ РККА), Вышинский, Майский (заместитель НКИД), посол в Великобритании Гусев, посол в США Громыко.

Делегация США: Рузвельт, госсекретарь Стеттиниус, начальник штаба президента Леги, спецпомощник Гопкинс, начальник штаба американской армии Маршалл, главком ВМС Кинг, посол в СССР Гарриман и др.

Британская делегация: Черчилль, министр иностранных дел Иден, заместитель министра иностранных дел генерал Кадоган, посол в СССР Керр и другие лица (в основном военачальники).

30 января-2 февраля 1945г.

До прибытия в Крым английская и американская делегации провели конференцию на острове Мальта (в ходе встречи был разработан стратегический план в Западной Европе – главный удар на завершающем этапе наносится на северном участке Западного фронта в направлении Рура, вспомогательный – на линии Франкфурт-на-Майне – Кассель).

1 февраля 1945г. состоялось совещание министров иностранных дел Англии и США по согласованию позиций по всем политическим вопросам, которые предлагалось обсудить в Крыму.

3 февраля 1945г. Рузвельт, Черчилль и сопровождающие их лица прибыли в Крым. Они были размещены во дворцах близ Ялты, уцелевших от разрушений отступавшими немцами. Рузвельт занял Ливадийский дворец, Черчилль – Воронцовский дворец. Советская делегация разместилась в Юсуповском дворце. Основная работа велась в Ливадийском дворце (заседание глав правительств, подписание основных документов). Совещание министров иностранных дел велось поочередно во всех дворцах.

4 февраля состоялось открытие конференции и пленарное заседание: вопрос о согласовании военных планов в целях окончательного разгрома союзниками Германии; обсуждение информацией о положении на фронтах.

Антонов: сообщил о результатах январского наступления советской армии; указал на желательность скорейшего наступления союзников на Западном фронте (не позже первой половины февраля), чтоб немцы не могли усилить свою оборону на Одере, помешав наступлению советских войск на Берлин; отметил благоприятную обстановку для наступления союзников (провал германского наступления в Арденнах и ослабление их позиций в результате переброски войск на восток).

Начальник штаба американской армии генерал Дж. Маршалл сообщил о положении на Западном и Итальянском фронтах; о планах наступления на Рур в два этапа (8 февраля и спустя неделю). На начало марта было намечено форсирование Рейна на северном участке фронта.




Вопрос о более тесной координации военных действий был поручен присутствующим на конференции начальникам военных штабов.

На пленарном заседании 5 февраля начались рассматриваться политические вопросы:

1. По вопросу о Германии. Договорились об общей политике и планах принудительного осуществления условий безоговорочной капитуляции Германии после ее полного поражения. Планы были разработаны в Европейской Консультативной Комиссии (ЕКК) между Тегеранской и Ялтинской конференциями (условия безоговорочной капитуляции Германии, зоны оккупации, управление "Большим Берлином", контроль в Германии). Выработанные ЕКК документы были подтверждены в решениях конференции. Основа политики – принципы демократизации и демилитаризации Германии.

2. Вопрос о расчленении Германии (предложение Англии и США), участие Франции в оккупации; возмещение Германией ущерба и размеры этого возмещения. По этим вопросам возникли разногласия. СССР не желал признавать права Франции как великой державы (США и Англия заявили о расчленении Германии, что инициатор этого процесса – СССР). Правительства США и Англии стремились к ослаблению Германии. На конференции в Квебеке 11-16 сентября был принят план министра финансов США Моргентау (одобрен Черчиллем и Рузвельтом): раздел Германии на два независимых государства и создание международной зоны управляющейся международным органом (Рур, Кильский канал и все немецкие территории к северу от него). Ликвидация Германии как конкурента. Английский план (изложен во время визита Черчилля и Идена в Москву 9-19 октября 1944г.): расчленение Германии на 3 государства – Пруссию, зону международного контроля (Рур, Вестфалия, Саар) и Австро-Баварию. Но существовала уже и идея сохранения сильной Германии как противовеса советской угрозе. СССР в свою очередь опасался возрождения германского милитаризма (как после первой мировой войны).



Для выяснения действительной позиции американцев и англичан в отношении Германии, Сталин на пленарном заседании 5 февраля поставил вопрос: предполагают ли США и Англия расчленить Германию? Черчилль и Рузвельт заявили, что они выступают за расчленение. Черчилль был за отделение Пруссии, создание большого Германского государства на юге (со столицей в Вене); предложил обсудить вопросы о Рейнской долине, границе между Францией и Германией, о владении промышленными районами Саара и Рура.

Черчилль предложил создать специальную комиссию для решения этих вопросов для работы после окончания конференции в Ялте.

Рузвельт был за решение вопроса о расчленении Германии на конференции: одновременно предъявить немцам условия капитуляции и заявить о расчленении Германии. Сталин был за то, чтоб решить вопрос в принципе и зафиксировать в условиях безоговорочной капитуляции. В результате этого решения министрам иностранных дел было поручено рассмотреть статью 12 условий капитуляции с целью включения в нее формулировки о расчленении Германии. Инициаторы расчленения Германии на Ялтинской конференции отступили от свои позиций.

6 февраля состоялось заседание министров иностранных дел. Госсекретарь США Стеттиниус предложил, а Иден поддержал его, включить в статью 12 слово "расчленение" в качестве одной из мер, которые могут быть осуществлены тремя союзными державами в отношении Германии в целях мира и безопасности. Молотов согласился, и решение было принято.

7 февраля было принято решение о создании комиссии для изучения вопроса о процедуре расчленения Германии (она начала работу в Лондоне. Представитель СССР Гусев направил Идену письмо, где говорилось, что СССР считает расчленение необязательным процессом, а средством давления на Германию; он снимает с себя ответственность).

5 февраля конференция по предложению Рузвельта обсудила вопрос об участии Франции в оккупации и контроле над Германией (предложила это Временное правительство Франции в ЕКК, 4-м постоянным членом которым Франция стала 11 ноября 1944г.). ЕКК предусматривала участие в этом только трех государств, но Англия и США склонялись к включению Франции в эту организацию, привлечения ее к обеспечению "стабильности" и "поддержания мира в Европе", т.е. возродить как противовес Германии. Соглашение о выделении французской зоны было достигнуто еще на Мальте. Черчилль заявил, что Англия готова отдать Франции часть своей зоны и включить в ее контрольный механизм. Рузвельт был за выполнение первой части плана Черчилля (выделение зоны из английской территории), но против второй части. СССР – за выделение оккупационной зоны Франции за счет зон Англии и США, но против включения Франции в контрольный механизм.

Вопрос об условиях контроля был передан на рассмотрение министров иностранных дел.

7 февраля состоялось совещание министров иностранных дел: согласование вопроса о французской зоне оккупации, вопрос о контроле – СССР и США были за передачу этого вопроса в ЕКК, Англия была за допуск Франции в контрольный механизм на самой Ялтинской конференции.

10 февраля Рузвельт и Сталин в целях достижения послевоенного сотрудничества согласились на участие Франции в контрольном механизме.

5 февраля по предложению СССР обсуждался вопрос о репарациях с Германии (этот вопрос вызывал особый интерес СССР). Советский план: репарации не деньгами, а в натуре – единовременное изъятие и ежегодные товарные поставки в течение 10 лет. Размер репараций для СССР – в сумме 10 млрд. долларов. СССР предложил создать репарационную комиссию из представителей Англии, США и СССР в Москве. Черчилль возражал, пугая призраком "голодающей Германии".

7 и 9 февраля министры иностранных дел обсуждали советские "Основные принципы репараций с Германии" (общая сумма составляла 20 млрд. долларов). Англия была против фиксации каких-либо сумм репараций. США согласились принять эту сумму за основу обсуждения.

10 февраля состоялось заседание глав правительств. Сталин настаивал на принятии советских предложений. 11 февраля на совещании глав правительств было принято решение раздел о репарациях с Германии включить в решения конференции и дополнить особым протоколом (принципы взимания и согласована советско-американская формула о сумме репараций).

На конференции рассматривался вопрос о создании Организации Объединенных Наций для обеспечения международной безопасности (обсуждался на конференции в Думбартон-Оксе 21 августа – 28 сентября 1944г. СССР, Англия и США согласовали "Предложения относительно создания Всеобщей Международной организации безопасности" – основные положения устава будущей организации.

Не было решено два вопроса:

1. О процедуре голосования в Совете Безопасности;

2. Об участниках учредительной конференции ООН и первоначальном членстве.

Постоянные члены Совета Безопасности – СССР, США, Великобритания, Китай – решают вопрос о принятии мер по урегулированию споров, предотвращению или ликвидации агрессии и т.д.).

СССР высказался за единогласие постоянных членов Совета Безопасности при вынесении решений по всем вопросам. На конференции в Ялте американцы поддержали предложения СССР: решения Совета Безопасности считаются принятыми, если 7 его членов – в том числе 5 постоянных – выскажутся за это решение. Участвующая в конфликте сторона должна воздержаться от голосования. Обязательное единогласие должно быть по вопросу применения войн, политических, экономических санкций.

Эти предложения Рузвельт внес 6 февраля.

7 февраля Сталин на заседании глав правительств заявил о согласии принять американские предложения, и внес предложение, чтобы 2 или 3 советские республики (Украина, Белоруссия) были приглашены на конференцию ООН в качестве учредителей. Англия и США высказались за решение о том, что учредительная конференция ООН откроется 25 апреля 1945г. в Сан-Франциско.

Остро на конференции развернулась дискуссия по Польскому вопросу. [В июле 1944г. в городе Хельне создан ПКНО, провозгласивший образование народно-демократической Польши]. СССР накануне конференции предложил США и Англии признать ПКНО. 4 января 1945г. в Люблине Крайова Рада Народова приняла решения: ПКНО преобразуется во Временное польское правительство. СССР официально признал его. Англия и США поддержали эмигрантское правительство в Лондоне, с которым СССР порвал дипломатические отношения в 1943г. Это было существенным препятствием на пути сотрудничества 3-х держав.

Польский вопрос состоял в следующем:

1. Границы Польши;

2. Польское правительство.

6 февраля на заседании глав правительств Рузвельт заявил: "Общественное мнение США против Люблинского правительства". Англия и США предложили создать новое временное правительство, включив в него и представителей эмигрантского правительства. СССР заявил, что польское правительство может быть создано только при участии поляков и с их согласия. Существующее правительство было против объединения с эмигрантским правительством, но готово расширить свой состав за счет вернувшихся из-за границы коммунистических деятелей, не скомпрометировавших себя. Англия и США, в конце концов, согласились с советской позицией, но предлагали включить во временное правительство представителей из эмигрантского правительства, т.о. пройдет реорганизация на более широкой демократической базе.

На Ялтинской конференции была создана специальная комиссия для решения вопроса о польском правительстве (она должна была провести консультации с его представителями в Москве), после его создания должны будут пройти свободные выборы (т.е. это правительство – временное правительство национального единства).

Вопрос о восточной границе Польши обсуждался 7 февраля.

СССР был за установление границы по линии Керзона (она была установлена в 1919г. союзными державами без участия СССР на основе этнографического принципа), западная граница – приращение за счет Германии.

Западная граница Польши должна пройти по линии от Штеттина по реке Одер и по реке западная Нейса. Англия и США поддержали русские предложения о восточной границе, на счет западной – нет, территориальные компенсации Польше до Одера. Окончательное определение границы Польши на западе отложено до мирной конференции.

По советской инициативе рассматривался вопрос о Югославии: о введении в силу соглашения между председателем Национального Комитета Освобождения И.Б. Тито и премьер-министром Югославского королевского правительства в Лондоне И. Шубашичем. [Подписан договор был 1 ноября 1944г. после освобождения Белграда – создание регентского совета и образование объединенного Югославского правительства на базе НКОЮ из представителей от всех народов Югославии; 7 декабря 1944г. было заключено дополнительное соглашение – Антифашистское Вече Народного освобождения Югославии осуществляет законодательную власть, пока Учредительное Собрание не установит конституционную форму правления]. Ялтинская конференция приняла поправки к соглашению: расширенное Антифашистское Вече является временным парламентом.

Американцы внесли проект декларации об освобожденной Европе: согласование политики 3-х держав в разрешении политических и экономических проблем освобожденной Европы в соответствии с демократическими принципами. Для проведения совместной политики 4 державы должны были создать временный совет безопасности для Европы (или чрезвычайный – верховную комиссию) – проект обсуждался на заседании 9 февраля. СССР предложил внести в него следующие положения: поддержка политических деятелей, принимавших активное участие в борьбе с фашизмом; предложил ввести вместо специального механизма для осуществления совместной ответственности механизм консультаций о необходимых мерах – но это было отклонено на конференции в Крыму.

На конференции было принято решение, что Временное правительство Франции присоединится к декларации в качестве участника.

В Ялте обсуждались вопросы об итало-югославской, австро-югославской границах; югославо-болгарских взаимоотношениях и о юго-восточной Европе вообще. Вопрос о проливах и конвенции в Монтре – все это еще подлежало обсуждению министерств иностранных дел. Обсуждался вопрос о военнопленных и гражданских лицах, освобожденных союзниками, об их защите, содержанию, депортации.

Был согласован вопрос о Дальнем Востоке: вступление СССР в войну с Японией. В это время контроль союзников был установлен почти над всеми островами Центральной и Юго-Западной части Тихого океана и Северной Бирмой. Во время конференции была освобождена столица Филиппин – Манила. Но в начале 1945г. японцы добились значительных успехов в Северном Китае.

Соотношение сил на Тихом океане было следующим: Япония – 7 млн. человек (6 из них – в сухопутной армии и авиации, 10 тысяч самолетов, 500 кораблей); союзники имели 1,8 млн. человек, 5 тысяч самолетов, 750 кораблей (окончание войны с Японией планировалось через 18 месяцев после поражения Германии).

8 февраля Сталин и Рузвельт достигли в принципе договоренности о политических условиях вступления СССР в войну против Японии. 11 февраля 1945г. достигнуто соглашение между 3-мя державами (соглашение предполагалось согласовать с правительством Китая).

Значение Ялтинской конференции.

Разработан принцип сотрудничества держав антигитлеровской коалиции в целях скорейшего окончания Второй мировой войны и деле решения послевоенного устройства мира.

Заявление Черчилля (14 февраля): "Постоянная дружба и сотрудничество трех великих держав были провозглашены более авторитетно, чем когда-либо раньше".

Отчет Рузвельта конгрессу 1 марта 1945г. – "никогда ранее главные союзники не были связаны более тесным единством не только в целях войны, но и в мирных целях".

Окончание Второй мировой войны привело к изменению в международной обстановке, которая в свою очередь породила стремления ликвидировать решения Ялтинской конференции, особенно в США (где некоторые стали называть решения Ялтинской конференции прямым предательством Рузвельтом интересов США).

Документы, принятые на конференции.

Конференция руководителей 3-х союзных держав в Крыму (13 февраля).

Заявление о результатах работы конференции.

I. Разгром Германии. Взаимный обмен самой полной информацией. Полностью согласованные и детально спланированные сроки, размеры и координация новых ударов в сердце Германии с востока, запада, севера, юга. Совещания 3-х штабов.

II. Оккупация Германии и контроль над ней. Договорились об общей политике и планах принудительного осуществления условий безоговорочной капитуляции, которые мы совместно предпишем нацистской Германии, после того, как германское вооруженное сопротивление будет окончательно сокрушено. Наша цель – уничтожение германского милитаризма и фашизма и создание гарантий в том, чтобы он не возродился никогда – полная демилитаризация, контроль над промышленностью, наказание преступников, возмещение убытков, причиненных немцами, уничтожение нацизма – денацификация… Но в наши цели не входит уничтожение германского народа – он займет после искоренения милитаризма и фашизма достойное место в сообществе наций.

III. Репарации с Германии. Мы обсудили вопрос об ущербе. Справедливо обязать Германию возместить его в натуре максимально возможной мере. Была создана комиссия, которая рассмотрела этот вопрос (в Москве).

IV. Конференция объединенных наций. Мы решили учредить всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности, для предупреждения и устранения причин войны (политических, экономических, социальных) путем тесного и постоянного сотрудничества всех миролюбивых народов. Основы, заложенные в Думбартонн-Оксе (конференция 21 августа – 28 сентября 1944г. подготовили "Предложение относительно создания всеобщей международной организации безопасности" – проект устройства будущей ООН). Но по важному вопросу о процедуре голосования там не было достигнуто соглашения. Теперь он решен – 25 апреля 1945г. в Сан-Франциско. [В США была созвана конференция Объединенных наций, чтобы подготовить Устав такой организации. На конференцию были приглашены Франция и Китай].

V. Декларация об освобожденной Европе. Она предусматривает согласование политики трех держав и совместные действия в разрешении политических и экономических проблем освобожденной Европы. Текст Декларации: "Премьер-министр Объединенного Королевства, Премьер СССР и президент США консультировались между собой в общих интересах народов своих стран и освобожденной Европы… Договорились согласовывать свою политику в соответствии с принципом Атлантической хартии о праве всех народов избирать форму правительства, при котором они будут жить, должно быть обеспечено восстановление суверенных прав и самоуправления для тех народов, которые были лишены этого агрессивными нациями путем насилия. Правительства будут совместно помогать народам в любом освобожденном Европейском государстве или в бывшем государстве-сателлите оси в Европе, где, по их мнению, обстоятельства этого потребуют: создавать условия внутреннего мира; проводить неотложные мероприятия по оказанию помощи нуждающимся народам; создать временное правительства власти, широко представляющих все демократические элементы населения и обязательно возможно скорее установить путем свободных выборов правительства отвечающих воле народа; способствовать, где это окажется необходимым, проведению таких выборов. Консультации трех правительств с другими организациями наций. Этой Декларацией мы подтверждаем нашу веру в принцип Атлантической хартии, нашу верность Декларации Объединенных Наций и решимости создать, в сотрудничестве с другими миролюбивыми нациями, построения на принципах права международный порядок посвященный миру, безопасности, свободе и всему благосостоянию человечества.

VI. О Польше. Достигнуто соглашение: действующее ныне Польское Временное правительство должно быть реорганизовано на более широкой демократической базе с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы – Польское временное правительство национального единства. Оно должно обязательно провести свободные выборы на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании. После этого будут установлены дипломатические отношения с Польшей. Восточная граница Польши должна проходить по линии Керзона с некоторыми отступлениями в отдельных районах от 5 до 8 км в пользу Польши. Польша должна получить приращение территории на западе и севере (размеры будут решены позже).

VII. О Югославии. Немедленное введение в действие соглашения Тито-Шубашеча.

VIII. Совещания министров иностранных дел. Имели место каждый день в ходе Ялтинской конференции. Необходимо создать постоянный механизм для регулярной консультации между тремя лидерами (каждые 3-4 месяца – совещание).

IX. Единство в организации мира, как и в ведении войны. Общая решимость сохранить и усилить в настоящий мирный период, т.е. единство цели и действий, которые сделало в современной войне победу возможной для объединенных наций… Это является священным обязательством перед народами всего мира. Только при сотрудничестве и взаимопонимании между всеми миролюбивыми народами может быть реализовано высшее стремление человечества прочный мир, который должен обеспечить такое положение, при котором все люди во всех странах могли бы жить всю жизнь не зная страха и нужды (Атлантическая хартия).

11 февраля подписано соглашение о вступлении СССР в войну с Японией (через 2-3 месяца после капитуляции Германии). Условия: сохранение status quo Внешней Монголии (МНР); восстановление прав России, нарушенных войной с Японией в 1904-05г.г., возвращение южной части Сахалина и всех островов, восстановление аренды Порт-Артура как военно-морской базы СССР, передача СССР Курильских островов, совместная эксплуатация КВЖД и ЮМЖД, интернационализация порта Дайрена.

2. Потсдамская конференция.

Потсдамская конференция (17 июля – 2 августа 1945г.) была призвана закрепить победу СССР и союзных стран над Германией, выработать программу справедливого и прочного мира в Европе. На Потсдамской конференции союзные державы должны были принять решения о подготовке мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Финляндии – вышедших из войны против Объединенных наций до капитуляции Германии и объявивших ей войну. Нужно было решить вопрос о выработке общей политики в отношении этих стран, согласовать военные действия в предстоящей войне с Японией.

6 мая 1945г. Черчилль в письме к Трумэну выдвинул предложение о новой встрече Большой тройки. 9 мая Трумэн ответил согласием и предложил заранее согласовать повестку конференции.

11 мая Черчилль заявил: встретиться необходимо «в каком-нибудь не разрушенном городе Германии». Черчилль предложил сепаратное совещание в Лондоне, но Трумэн был согласен на приезд министра иностранных дел Англии Идена и лидера лейбористов Эттли в Вашингтон; в связи с чем 14-15 мая 1945г. состоялось совещание в Вашингтоне Трумэна, Грю (исполняющего обязанности госсекретаря), адмирала Леги со стороны США, Идена и Эттли со стороны Англии. Дата созыва конференции была выбрана на совещании – после 15 июля, чтобы успеть провести испытания ядерной бомбы.

В начале июня в Лондон был послан личный представитель Трумэна Джозеф Дэвис для переговоров с Черчиллем. Их суть свелась к тому, что прежде, чем встретиться с Черчиллем, Трумэн должен был встретиться с главой Советского правительства где-то в Европе, что привело Черчилля в бешенство.

В конце мая – начале июня Трумэн направил в Москву Г. Гопкинса. Цель: обсуждение вопроса о времени и месте совещания в верхах, о проблемах взаимоотношений. Гопкинс был принят 26 мая. Было несколько встреч.

Главной целью поездки в Потсдам Трумэн считал: «добиться от Сталина личного подтверждения от Сталина личного подтверждения о вступлении России в войну против Японии».

Конференция должна была начаться работу в предместье Берлина – Потсдаме, в бывшем дворце немецкого крон-принца Цецилиенхоф, расположенном в живописном парке Сан-Суси. Делегациям СССР, Англии и США предназначались уютные особняки в пригороде Потсдама Бабельсберге. Каждой делегации был отведен замкнутый район и их разделяли шлагбаумы. Во дворце Цецилиенхоф было отремонтировано 36 комнат и конференц-зал в центральной части дворца с тремя отдельными входами. В парке были сооружены клумбы, посажены цветы, деревья.

В начале июля Трумэн выехал специальным поездом из Вашингтона до Ньюпорта, далее на крейсере «Огаста» до Антверпена, куда прибыл 15 июля 1945г. Из Антверпена вылетел самолетом в аэропорт Гатов, откуда выехал до Бабельсберг.

Черчилль накануне конференции отдыхал во Франции на курорте Андай, где занимался рисованием пейзажей. 15 июля Черчилль прибыл в Берлин.

16 июля Трумэн и Черчилль совершили поездку по Берлину. В этот же день в Берлин прибыла спецпоездом советская делегация. На конференцию прибыло 180 журналистов (в их числе был Дж. Кеннеди).

17 июля в 17 часов в центральном зале Цецилиенхофа, за большим столом, сделанном в Москве, открылась конференция. В ходе работы конференции было проведено 13 пленарных заседаний глав правительств, ежедневные совещания министров иностранных дел.

В делегацию СССР входили Сталин, Громыко, Гусев, Жуков, Антонов и др.

Делегация Англии: до 25 июля ее возглавлял Черчилль и министр иностранных дел Иден, после 28 июля – Клемент Эттли и министр иностранных дел Э. Бевин.

Делегация США: Трумэн, госсекретарь Джеймс Х. Бирлс и др.

Утром 17 июля состоялась первая встреча Сталина и Трумэна, на которой Трумэн заявил, что хотел бы установить с ним «такие же дружественные отношения, какие у Сталина были с президентом Рузвельтом».

Председателем конференции был Трумэн. Первое заседание началось с обсуждения повестки дня.

Центральное место в работе Потсдамской конференции занял германский вопрос. Заключенные ранее союзниками соглашения по Германии обеспечили создание необходимого механизма для управления Германией в начальный оккупационный период. Основополагающими документами являлись Крымские соглашения о Германии, акт о безоговорочной капитуляции Германии, декларация о поражении Германии, соглашение о зонах оккупации Германии и об управлении Большим Берлином, соглашение о контрольном механизме в Германии и т.д. Кроме того, в ЕКК было разработано соглашение о некоторых дополнительных требованиях к Германии от 25 июля 1945г. В нем предусматривались меры для разоружения и демилитаризации Германии. Проект США о политике в отношении Германии, по которому велось обсуждение, содержал многие положения прежних соглашений союзников о Германии, что облегчало достижение согласованного решения.

Труднее было согласовать экономические вопросы: ликвидация военно-экономического потенциала, репарации, снабжение Германии продовольствием и топливом и т.д.

31 июля – 1 августа главы правительств согласовали текст соглашения «Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период». В основе лежали принципы демократизации, денацификации, демилитаризации. Верховная власть будет осуществляться Главнокомандующими вооруженными силами СССР, США, Соединенного Королевства, Франции в своих зонах оккупации, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом.

Цели оккупации: полное разоружение и демилитаризация Германии, и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней; уничтожение национал-социалистской партии, отмена всех нацистских законов, наказание военных преступников; подготовка к реконструкции германской политической жизни на демократической основе. Три державы согласились, что пока не будет никакого центрального германского правительства.

Экономические принципы предусматривали запрещение производства вооружения, децентрализацию германской экономики, уничтожение чрезмерной концентрации экономических сил в форме картелей, синдикатов, трестов; «в период оккупации Германия должна рассматриваться как единое экономическое целое».

Вопросы, обсуждаемые на конференции.

· Репарации. США отступили от позиций, занимаемых на Ялтинской конференции т.к. после Ялтинской конференции имели место большие разрушения в Германии, поэтому 20 млрд. долларов – нереальная сумма. США предложили принцип взимания репараций по зонам. Великобритания фактически поддержала США (их позиция выражалась в нежелании чрезмерно ослаблять Германию).

· Об управлении Рурской областью. СССР предложил, что Рурская область должна «находиться под совместным контролем США, Великобритании, СССР и Франции». Западные державы уклонились от этого предложения.

СССР потребовал в дополнение к репарациям, получаемым из своей зоны, поставок оборудования в счет репараций из западных зон, кроме этого советская делегация потребовала на 500 млн. долларов акций промышленных и транспортных предприятий, находящихся в западных зонах, и предоставления Советскому союзу 30% заграничных инвестиций Германии и 30% германского золота, находящегося в распоряжении союзников.

Итог: репарационные претензии СССР будут удовлетворены путем изъятий из советской зоны оккупации Германии и из соответствующих германских вложений за границей; кроме этого, СССР должен получить из западной зоны 25% промышленного оборудования, изымаемого в репарационных целях, из них 15% – в обмен на эквивалентную стоимость в продовольствии, угле и другой продукции и 10% – без оплаты. СССР согласился удовлетворить из своей доли репараций репарационные претензии Польши

О количестве изъятий: «после оплаты репараций германскому народу должно быть оставлено достаточно ресурсов, для того, чтобы он мог существовать без помощи извне».

· Советская делегация внесла вопрос о разделе германского флота: он должен быть разделен поровну между СССР, Великобританией и США, в связи с чем было решено создать Тройственную военно-морскую комиссию и Тройственную комиссию по торговому флоту.

· Вопрос о главных военных преступниках. Советская делегация предложила англичанам проект о предании суду военных преступников и предложила, чтоб в проекте были поименно перечислены главные военные преступники.

· Рассмотрено предложение о передаче СССР города Кенигсберга и прилегающего к нему района. США и Англия подтвердили свое согласие, данное на Тегеранской конференции.

· Вопрос о западной границе Польши. СССР о границе: «западнее Свинемюнде до реки Одер с оставлением города Штеттина на стороне Польши, далее вверх по течению реки Одер до устья реки Западная Нейса и отсюда по Западной Нейсе до Чехословацкой границы». Сначала американская и английская делегации пытались уклониться от решения этого вопроса, но в итоге согласились. Кроме этого, было принято решение о перемещении германского населения, оставшегося в Польше, а также в Чехословакии и Венгрии.

· Вопрос, связанный с образованием Временного польского правительства национального единства и установлением дипломатических отношений Англии и США с этим правительством. Советская делегация внесла проект заявления, предусматривавшего, что правительства Англии и США прекратят всякие отношения с польским Эмигрантским правительством, все польские вооруженные силы должны подчиняться Временному Польскому Правительству Национального Единства.

Английская и американская делегации предложили включить в проект заявления требование о выплате Временным Правительством долгов польского эмигрантского правительства и обязательство о скором проведении выборов в Польше. Но по настоянию СССР требование о долговых обязательствах было снято.

· Большое место в работе Потсдамской конференции занимал вопрос о подготовке мирного урегулирования для Италии, Румынии, Венгрии, Финляндии и вопрос о политике союзных держав в отношении этих стран до подписания с ними мирных договоров. На первом заседании глав правительств Трумэн внес по этим вопросам три проекта: 1) об учреждении Совета министров иностранных дел, 2) о выполнении Ялтинской декларации об освобождении Европы, 3) о политике в отношении Италии.

1. – предусматривалось создание Совета министров иностранных дел, представляющих СССР, Великобританию, США, Францию и Китай, для продолжения подготовки мирного урегулирования. В качестве важнейшей задачи на Совет возлагалось «составление мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Финляндии для предоставления их Объединенным Нациям и выработке предложений по урегулированию неразрешенных территориальных вопросов». Конференция оговорила, что учреждение СМИД не будет противоречить соглашению, принятого на Ялтинской конференции относительно периодических консультаций министров иностранных дел СССР, США и Великобритании.

2. – во втором проекте США потребовали «реорганизации» существовавших в Болгарии и Румынии народно-демократических правительств. Только после этого могло последовать дипломатическое признание их со стороны союзных государств и заключение мирных договоров с этими государствами.

3. – в проекте о политике в отношении Италии американская делегация рекомендовала, признав вклад Италии в дело поражения германии, прекратить действие условий капитуляции и будущим мирным договором оказать ей поддержку по вопросу вступления в ООН [устав ООН принят на конференции в Сан-Франциско 25 апреля – 26 июня 1945г.].

Советская делегация высказалась против американских предложений в отношении Болгарии и Румынии, поэтому американская делегация сняла свое требование. Но США и Англия по-прежнему отказывались признать эти правительства.

22 июля американская делегация представила проект «О допущении в ООН», в котором предусматривалась поддержка просьбы о принятии в члены ООН Италии, нейтральных государств, но ничего не говорилось о принятии в члены ООН Румынии, Болгарии, Венгрии, Финляндии.

24 июля глава советской делегации отметил, что создается искусственное деление стран. По этому вопросу развернулись острые дискуссии, в результате которых было принято соглашение «О заключении мирных договоров и о допущении в ООН». После заключения мирных договоров с признанными демократическими правительствами этих стран (Италия, Румыния, Болгария, Венгрия, Финляндия) три державы считают возможным поддержать их просьбы о принятии в члены ООН.

· Советская делегация внесла проект предложения об отношении к режиму Франко в Испании. В связи с чем она предложила рекомендовать Объединенным нациям «порвать всякие отношения с правительством Франко». Западные державы были против предложения СССР, но заявили, что не поддержат просьбу правительства Франко о приеме Испании в ООН.

· Делегация Великобритании внесла на рассмотрение трех правительств документ о Югославии, в котором предлагалось указать югославскому правительству во главе с Тито на невыполнение якобы им решений Ялтинской конференции о Югославии. Сталин заявил: «Тито выполняет решения Ялтинской конференции», а решать вопрос без югославских представителей нельзя. Министр иностранных дел Бевин предложил отказаться о рассмотрения всех трех предложений: английского предложения о Югославии и советских документов о Греции и Югославии. Это предложение было одобрено единогласно.

· Предложение СССР о распространении компетенции Временного правительства Реннера на всю Австрию (это правительство было образовано в Вене после ее освобождения советскими войсками). Но американская и английская делегации записали в решениях конференции об Австрии, что 3 правительства «готовы изучить этот вопрос после вступления британских и американских войск в Вену».

· Советская делегация внесла на рассмотрение документы о Сирии и Ливане, о подопечных территориях.

· Предложение американской делегации о свободе и неограничении навигации по международным внутренним водным путям.

· Английская делегация внесла вопрос о проходе судов через морские проливы (см. ниже) [конвенция в Монтре подписана 20 июля 1936г.]

· Вопрос о войне с Японией. СССР подтвердил, что выполнит свое обязательство о вступлении в войну с Японией в соответствии с Ялтинским соглашением от 11 февраля 1945г. В то же время без согласования с СССР, Англия и США опубликовали 26 июля 1945г. Потсдамскую декларацию от имени США, Англии и Китая, в которой призывали правительство Японии провозгласить безоговорочную капитуляцию на предъявленных в этой декларации условиях [попытка устранить СССР от решения послевоенных вопросов, касающихся Японии].

· Обсуждался вопрос о Танжере, о конференции по внутриевропейскому транспорту, о выводе войск из Ирана и др.

Потсдамская конференция завершилась подписанием Протокола Берлинской Конференции Трех великих Держав (1 августа 1945г.) и Сообщения Берлинской конференции Трех великих Держав (2 августа 1945г.). Позже эти документы были направлены Франции, она присоединилась.

На Потсдамской конференции были определены границы европейских государств и заключены основы послевоенного устройства мир в Европе.

[Претензии СССР к Турции, т.к. в 1921г. турки захватили часть Армении. О проливах – Сталин против конвенции в Монтре. Решался вопрос о продовольствии для переселенных немцев].

· Вопрос о проливах. Сталин: «Конвенция в Монтре против России. Турции предоставлено право закрывать пролив для нашего судоходства не только во время войны, но и тогда, когда Турции покажется, что существует угроза войны… Небольшое государство, поддерживаемое Англией, держит за горло большое государство… Стоит вопрос в том, чтобы нашим кораблям была дана возможность свободного похода из Черного моря и обратно… Вы считаете, что военно-морская база в проливах неприемлема. Тогда дайте нам какую-либо другую базу, где русский флот мог бы ремонтироваться и т.д.».

· Вопрос о перемещении немцев. Черчилль заявил, что имеется большое количество немцев, которых надо переместить из Чехословакии в Германию. Сталин возразил, что чехословацкие власти эвакуировали их, и они находятся в Дрездене, Лейпциге, Хемнице. Черчилль ответил, что надо еще переместить 2,5 млн. немцев. Куда? – в русскую зону.

Протокол Берлинской Конференции Трех великих Держав (1 августа 1945г.).

1. Должен быть учрежден Совет министров иностранных дел Соединенного королевства, СССР, Китая, Франции, США.

2. Совет будет заседать в Лондоне, который будет являться постоянным местом пребывания Объединенного Секретариата, который будет создан Советом. Первое заседание состоится в Лондоне не позднее 1 сентября 1945г. Заседания могут созываться и в других столицах.

3. В качестве немедленной задачи Совета на него возлагается составление мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Финляндии, и выработка предложений по урегулированию территориальных вопросов. Совет будет использован для подготовки мирного урегулирования для Германии.

II. политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период.

Политические принципы.

1. Верховная власть будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил СССР, США, Соединенного Королевства и Франции, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям своих правительств, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом.

2. Должно быть одинаковое обращение с немецким населением во всей Германии.

3. Цели оккупации. 1) Полное разоружение и демилитаризация Германии, и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней. С этими целями все сухопутные, морские и воздушные силы Германии, СД, СА, СС, Гестапо, включая генеральный Штаб, военные и полувоенные организации будут упразднены, дабы предупредить возрождение милитаризма и нацизма, все вооружение, амуниция должно находиться у союзников и должны быть уничтожены. 2) Убедить немецкий народ, что он понес тотальное поражение и не может избежать ответственности. 3) уничтожить национал-социалистскую партию, распустить нацистские учреждения.4) Подготовиться к реконструкции германской политической жизни на демократической основе.

4. Все нацистские законы должны быть отменены.

5. Военные преступники должны быть арестованы и преданы суду.

6. Все члены нацистской партии должны быть удалены с общественных должностей и ответственных постов на предприятиях и заменены другими

7. Образование в Германии должно контролироваться, чтобы устранить нацистскую и милитаристскую доктрины.

8. Судебная система должна быть реорганизована в соответствии с принципами демократии, правосудия на основе законности и равноправия граждан.

9. Управление в Германии должно проводиться в направлении децентрализации политической структуры. С этой целью – местное самоуправление будет восстанавливаться пол всей Германии на демократических началах через выборные советы, по всей Германии должны разрешаться и поощряться все демократические политические партии, пока не будет учреждено никакого централизованного германского правительства будут учреждаться некоторые административные департаменты (финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности) под руководством Контрольного Совета.

10. Будет разрешаться свобода слова, печати, религии, создание свободных профсоюзов.

Экономические принципы.

1. В целях уничтожения германского военного потенциала производство вооружения, военного снаряжения, всех типов самолетов и морских судов должно быть запрещено и предотвращено. Производственные мощности должны быть изъяты в соответствии репарационным планам, либо уничтожены.

2. Германская экономика должна быть децентрализована с целью уничтожения чрезмерной концентрации экономической силы, представленной в форме картелей, синдикатов, трестов, и других монопольных соглашений.

3. При организации экономики Германии главное внимание должно быть обращено на развитие сельского хозяйства и мирной промышленности для внутреннего потребления.

4. В период оккупации Германия должна рассматриваться как единое экономическое целое.

5. После оплаты репараций Германскому народу должно быть оставлено достаточно ресурсов, чтобы он мог существовать без помощи извне.

1. Репарационные претензии СССР будут удовлетворены изъятиями из зоны Германии, оккупированной СССР, и из соответствующих германских вложений за границей.

2. СССР удовлетворяет репарационные претензии Польши из своей доли репараций.

3. Репарационные претензии США, Соединенного Королевства и др. будут удовлетворены из Западных зон и из соответствующих германских вложений за границей.

4. СССР получает из Западных зон дополнительно 15% промышленного оборудования в обмен на эквивалентную стоимость в продовольствии, угле, цинке, нефтяных материалов и др., 10% промышленного оборудования без оплаты или возмещения.

5. Количество промышленного оборудования из Западных зон должно быть определено в течение шести месяцев.

6. Изъятия начнутся по мере возможности и будут закончены в течение двух лет.





Дата добавления: 2013-12-31; просмотров: 2208; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 10316 - | 7266 - или читать все...

Читайте также:

  1. Абсолютная монархия. В ХVI в. в Германии проходила реформация, сопровождавшаяся крестьянскими восстаниями, например крестьянской войной 1525 г. Реформация разъединила государство
  2. Арабский халифат. Государство и право средневековой Германии
  3. Архитектура. В Германии готический стиль развился позднее, чем во Франции, и в значительной мере на основе художественного опыта французских мастеров. Но, несмотря на это,
  4. Архитектура. Для средневекового искусства Германии, раздробленной на множество феодальных образований, характерно большое разнообразие местных школ. Весь процесс развития
  5. Битва за Англию”. Операция Германии против Англии называлась “Морской лев”
  6. Введение. Особенностью политико-правовой идеологии Германии и Италии XVII—XVIII вв. было сочетание умеренно прогрессивных в идеологической сфере и консервативных в
  7. Великая Отечественная война. В СССР с приходом к власти фашистов в Германии общим ощущением стало ожидание неизбежной войны. СССР по сути стал жить «военным бытом», и все происходящие в
  8. Вклад белорусского народа в разгром нацистской Германии
  9. Внешняя политика объединенной Германии
  10. Внешняя политика. В царствование Александра III основы европейского направления российской внешней политики значительно изменились: главным союзником России вместо Германии
  11. Военно-промышленный комплекс. Тройственный союз — военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, сложившийся в 1879—1882 годы, который положил начало разделу Европы на


 

35.173.47.43 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.022 сек.