Гражданская война в России и её историки 3 страница

Японский исследователь Х. Вада ввёл удачное, по мнению многих историков, определение российской революции 1917 года как комплекса революций в эпоху мировых войн16. Сегодня многие российские и зарубежные исследователи, рассматривающие историю российской [123] революции «снизу», с позиций социальной истории, придерживаются трактовки происходившего как серии революций, различных по своей классовой и социальной природе, целям и задачам, составу участников, и вместе с тем уникально слившихся воедино и придавших огромную силу революционному процессу: пролетарская, крестьянская, солдатская, национальная (или революция национальностей), региональная, локальных миров. Размышляя о множестве иногда конфликтующих революций, английский историк К. Рид утверждал, например, что «каждая социальная группа, каждая национальность, каждый регион, каждый город, каждая деревня имели свою собственную революцию»17.

В этом потоке революций преобладало разрушительное, радикальное начало — антибуржуазная (ориентированная в перспективе на социализм), антивоенная, антифеодальная, антипомещичья, антиимперская, антицентралистическая, антибюрократическая. Социалистические, общедемократические и антивоенные требования переплетались воедино. Соединение и сплетение воедино разных революционных потоков и интересов в Октябре 1917 г. не только усиливало мощь и масштабность происходившего, но и было источником противоречий и известной слабости, предопределяя будущие проблемы, с которыми столкнулись большевики.

Звучные демократические лозунги и популистские обещания вскоре обнаружили свою несостоятельность. Кстати, феномен «демократии» и «демократизации» и в рассматриваемый период, и в конце 80-х — начале 90-х годов воплощался на российской почве своеобразно и играл скорее роль тарана, дезорганизующего и разрушающего прежние структуры власти, нежели выполнял конструктивные функции. Политическим лидерам и той, и современной поры не хватало опыта управления, государственной мудрости и ответственности перед своим народом.

В послеоктябрьский период по мере реализации первоочередных требований происходило рассогласование революций, обнаружилась глубокие внутренние противоречия, тяга к раздроблению, обособлению, защите разнообразных групповых интересов и к

социальному эгоизму. Именно на этих «тектонических разломах» революционного движения появлялись очаги гражданской войны. Нельзя не согласиться с В. П. Дмитренко: «Трагедия российской революции заключалась не только в её саморазвитии, но и самораспаде, самоуничтожении. Идеалы революции беспощадно растаптывались её главными «движителями» — участниками18. И в подобном развитии революции вызревали предпосылки гражданской войны.

Крестьянская и антипомещичья революция вылилась по мере реализации её основных задач во внутрикрестьянскую борьбу, привела к падению товарного производства и столкнулась с интересами городского населения и рабочей революции, посадив города и рабочих на голодный паёк. По мнению ряда историков19, термин «общинная революция» наиболее полно характеризует направленность действий крестьян в 1917–1918 годах. Развёртывавшаяся в 1917 году крестьянская «общинная революция» происходила в несколько этапов, каждый из которых имел свои особенности, и наступление на собственников развёртывалось по нескольким направлениям. Например, по утверждению В. В. Кабанова, обострение крестьянского движения летом 1917 года, перестройка основанных на началах частной собственности земельных отношений, насильственные действия, направленные в первую очередь против помещиков, и есть начало гражданской войны20.

В дальнейшем общинники стремились в ходе «чёрного передела» захватить как можно больше земли и угодий, в чьей бы собственности и пользовании они раньше не находились, пытались устранить «нетрудовой» элемент из сельскохозяйственного производства и хотели установить «справедливые» отношения с понимающей их нужды и привычной по форме властью. В своих действиях они вольно или невольно оказались в состоянии войны против всех — помещиков, хуторян, отрубников, членов других общин, создаваемых коммун, города, старого и нового государства. Свою самоорганизацию они связывали не с крестьянскими, земельными, продовольственными комитетами или Советами, а с привычной общиной и подчинением традиционному [123] крестьянскому сходу. Они не были заинтересованы в сильном и диктующем им свою волю государстве и готовы были сопротивляться ему во имя реализации своих интересов. «Крестьянские выступления переросли в войну общины с городом за право не платить налоги и за избавление от вмешательства в свои дела. Сила неостановленной крестьянской стихии была такова, что любое правительство, не санкционировавшее уже проведённого явочным порядком захвата земли, было обречено на неминуемое устранение21». Попытки советской власти расколоть деревню, сделав ставку на её низы, деревенскую бедноту, и принудительным путём изъять продовольствие привели к вооружённой конфронтации и резкому обострению гражданской войны.

Национальная и антиимперская революция привела к распаду российского государства22. Обнаружилась и вся противоречивость популистского ленинского лозунга о праве наций на самоопределение вплоть до отделения и создания самостоятельных государств. Начались муки рождения и становления этих суверенных государств. Ведь государственную самостоятельность в результате распада прежней империи получили не только те территории, которые её когда-то имели, но и те, которые никогда её не имели и даже не помышляли ранее о таковой. Уже первые послеоктябрьские месяцы выявили, с одной стороны, огромную притягательность, а с другой стороны, колоссальную опасность, воплощённую в национальной идее, которая явилась средством политического манипулирования со стороны различных сил, выпячивания собственного национального «я» и неуважения прав других народов и национальных групп. Благие идеи и национальный вопрос в целом превращались в детонатор преобразовательных процессов. Всё это являлось причиной многих межнациональных конфликтов, несших в себе семена будущей гражданской войны23. То же самое мы в полной мере вновь увидели в советском и постсоветском пространстве в конце 80-х — 90-е годы.

Региональная, антицентралистическая и локальные революции воплотились в рассматриваемый период в хорошо известные нам по опыту последних лет «парад суверенитетов» и сепаратизм. Можно вполне согласиться

с историками Г. А. Бордюговым и В. А. Козловым: «Весной 1918 г. Советская Россия представляла собой огромный конгломерат самоуправляющихся и фактически «самостийных» территорий и хозяйственных единиц, страну с разорванными экономическими связями и слабой центральной властью»24. Возвращаясь к своему определению российской революции как комплекса революций, японский историк Х. Вада указывал на трудность построения нового государства на интеграции расчленённых частей народа. В то же время «новая диктатура должна была, — по его мнению, — восстановить военное государство времён самодержавноконституционного, которое потерпело поражение»25. Жёсткие действия большевиков по собиранию и укреплению государственности натолкнулись на сопротивление различных сил и также вылились в многообразные проявления нарастающей гражданской войны.

При отрицании и быстром разрушении старой государственности процесс строительства «государства нового типа» в Советской России шёл исключительно трудно. Многие положения марксистской и большевистской теории не стыковались с суровыми реалиями пореволюционной России. Поспешно отбросив остатки прежних центральных и местных органов управления и самоуправления, большевики вскоре обнаружили конструктивное несовершенство Советов, которые, претендуя на всю полноту государственной власти, оказались совершенно не готовы к выполнению новых функций26.

Рабочая революция воплотила прежде всего своё антибуржуазное («антибуржуйское») содержание и направленность требований, перейдя от всеобъемлющего рабочего контроля к рабочему управлению предприятиями и к форсированной «красногвардейской атаке на капитал», что привело в конечном счёте к дезорганизации управления производством и углублению социально-экономического хаоса в стране. Радикализм рабочих определялся во многом их политической культурой и негативным отношением прежней власти и предпринимателей к рабочему классу и его организациям. Постепенно развивался конфликт между рабочими, претендовавшими на всю полноту власти и собственности на предприятия, и советским государством, руководство [123] которого трактовало национализацию, как переход предприятий в собственность и полное распоряжение государства и его хозяйственных органов. Важным элементом хаоса, усиливавшегося в 1917–1918 годах, являлось погромное движение в городах27.

Центральное советское руководство пыталось весной 1918 года переосмыслить систему и методы хозяйственной деятельности, отказавшись от штурмовых методов строительства новой экономики и вводя элементы плановости, государственного регулирования, дисциплины, рационализации и повышения роли специалистов на предприятиях. Но эти идеи и действия столкнулась с оппозицией и обвинениями в стремлении «вновь закрепостить рабочих». Заметно активизировалась деятельность и популярность меньшевиков среди рабочих, что сказалось и на выборах в местные Советы. На большевиков возлагалась и ответственность за тяжёлую продовольственную ситуацию, в которой оказались города и рабочие весной 1918 года. Пытаясь спасти положение и свою власть, советское руководство с конца весны — летом 1918 г. прибегло к помощи рабочих продотрядов в реализации чрезвычайной политики по изъятию продовольствия в деревне и созданию комитетов бедноты. Но означало, с другой стороны, сознательный раскол деревни и внесение в неё гражданской войны. В целом же, что касается исследований, посвящённых рабочей революции и её результатам, положению и деятельности рабочего класса осенью 1917 — в первой половине 1918 года, то они существенно различаются по подходам, содержанию и выводам28.

Важным фактором набирающих силу разрушительных процессов в стране стала внутрисоветская борьба. Уже II съезд Советов в конце октября 1917 года стал началом глубокого раскола в только что рождающейся новой власти. Несостоявшиеся компромиссы в виде «однородного социалистического правительства» на базе Советов и соединения власти Советов и Учредительного собрания вели к углублению противоречий. Этап «разбегания» Советов (по выражению В. П. Дмитренко) был вполне логичен и естественен. Своеобразными

фронтами этой борьбы были межпартийная и политическая борьба в Советах, расхождения между городскими и сельскими Советами, противоречия между центральными, губернскими, городскими и уездными Советами. В ряде случаев, как, например, в Ижевске и Воткинске летом 1918 года29, внутрисоветская борьба перерастала в восстания. Наконец, Советы в национальных районах трансформировались в национальные органы власти, возглавляя борьбу за самоопределение народов, их автономию, а нередко и отделение30.

Таким образом, налицо было переходное состояние, когда «власть Советов» не складывалась в «советскую власть». Последняя распадалась на множество разнородных по политическому и социальному содержанию и направленности деятельности властей. Антидемократические процессы в Советах весной — в начале лета 1918 года, линия большевиков на вытеснение из них представителей других партий и укрепление собственной власти, наряду с попытками самоопределения многочисленных ветвей местной власти привели общество к растущей конфронтации. Всё это также способствовало росту всходов гражданской войны. Эти процессы подробно исследуются в работах В. П. Дмитренко, С. В. Леонова и ряда других современных российских и западных авторов31.

Солдатская и антивоенная революция привела к демократизации, деморализации и распаду старой армии, выходу России из войны. Миллионные солдатские массы хлынули в глубь страны, радикализируя общество и обостряя политическую борьбу. Но выход России из войны не завершился ожидаемым демократическом миром без аннексий и контрибуций, а привёл к сепаратному и унизительному Брестскому миру. «В череде событий, определивших движение России к гражданской войне, Брест стал, пожалуй, решающим, — заметил Г. З. Иоффе. — Ленин планировал превращение войны империалистической в войну гражданскую, но получилось иначе: гражданскую войну породил империалистический мир». Если разгон Учредительного собрания, по его мнению, чувствительно ударил по демократическим чувствам интеллигенции, то Брест был [123] воспринят как прямое унижение российского патриотизма — чувства значительно более укоренённого в России, чем чувство демократизма32. Аналогичные суждения высказал в своей книге Дж. Свейн. Тезис «сепаратный мир для гражданской войны» стал одним из лейтмотивов его книги33.

В высказанных утверждениях, на наш взгляд, всё-таки несколько преувеличивается значение Бреста в движении России к гражданской войне. Но после заключения Брестского мира патриотическая идея действительно стала одним из наиболее эффективных и притягательных средств в собирании воедино оппонентов и противников большевиков. Правда, уже летом 1918 года общая ситуация стала меняться в условиях расширения антисоветской интервенции стран Антанты, а также Центральных держав. Капитуляция последних и денонсирование советской властью в ноябре 1918 года Брестского мира способствовали тому, что в дальнейшем притягательная патриотическая идея уже активно эксплуатировалась большевиками в войне со своими противниками, которых поддерживали интервенты Антанты. Последствием Брестского мира становится и потеря большевиками последнего политического союзника — левых эсеров. С другой стороны, неудача прямого военного столкновения с Германией и вынуждённый грабительский мир ускорили создание большевиками боеспособной армии, превратившейся в дальнейшем в орудие гражданской войны.

Таким образом, единый осенью 1917 года поток революций распадается, обнаруживая многочисленные противоречия и проявления нарастающей гражданской войны. Явления хаоса, распада, дезорганизации власти и производства приводят российское общество летом 1918 года к тотальному противостоянию по принципу «все против всех».

Исключительно важной для современной историографии является проблема человека в революции и гражданской войне. Тема эта многогранна и отнюдь не исчерпывается проблемой политических лидеров, видных деятелей эпохи, хотя воссоздание их биографий и политических портретов важно само по себе34. Изучение российской повседневности и, в частности, на изломах истории, рост внимания к обычному, «маленькому» человеку приобретает сегодня особое значение. Революции несут новую ментальность, ведут к ломке

старых традиций, норм и привычек жизни, смене ценностных ориентаций, глубоким изменениям в поведении людей. Происходит усиление девиантного поведения людей, их агрессивности, что в конечном счетё создаёт предпосылки гражданской войны. И с этой точки зрения проблема человека в революции и гражданской войне призвана стать важным стимулом и механизмом познания рассматриваемой эпохи, её психосоциальных процессов. Поэтому следует приветствовать проведение в последние годы по инициативе Научного совета РАН «История революций в России» ряда конференций, посвящённых теме «Революция и человек», с последующей публикацией сборников их материалов35 и указать на необходимость дальнейшего и более активного изучения её применительно и к гражданской войне.

В. В. Журавлёв, выступая на страницах одного из вышеназванных сборников, справедливо поднял вопрос о своеобразной «ярмарке личных интересов» в революции. Он подчеркнул, что понять исторический смысл революции невозможно без представлений о том, кому и что она реально дала и у кого и что она отняла в экономическом, социальном, политическом, духовном и мировоззренческом отношениях. Он попытался выделить и основные «классические» типы на этой «ярмарке»: убежденные революционеры; убеждённые защитники старого строя; оборотни революционной эпохи; мученики и страстотерпцы революции; обыватель революционной поры и среднеактивный субъект революционного процесса.

Характеризуя два последних типа, как наиболее распространённых в революционную эпоху, Журавлёв определил обывателя революционной поры как традиционную и консервативную часть общества, поднятую революцией со «дна» своего повседневного состояния, не столько по собственной воле, сколько революционной обстановкой. Что касается среднеактивного субъекта революционного процесса, то он охарактеризовал его как склонного к переменам и готового поддерживать их, но болезненно реагирующего, когда они не дают ожидаемых результатов и хотя бы временно ухудшают его социальный и материальный статус. Журавлёв обратил внимание и на то, что эта [123] категория, составляя массовую базу революционного процесса во время его подъёма, способна резко менять ориентацию на революционных ухабах и поворотах и обречена колебаться между революционерами и обывателями36. Всё вышесказанное в отношении личных интересов и основных типов участников происходивших событий применимо и при анализе социальных процессов в гражданской войне, неотделимо связанной с революционной эпохой.

Значительный исследовательский интерес российских историков в последние годы вызывает тема бунтарства как особой формы народной борьбы, органично вплетавшейся в ткань российской революции и разраставшейся гражданской войны. Русский бунт хорошо известен истории своей беспощадностью, разрушительностью, явным преобладанием эмоционального протеста над конструктивным началом, широким истреблением противников и присвоением их собственности, стремлением к уравнительству. Он воплощался в массовых самосудных расправах и пьяных погромах 1917 года, голодных бунтах в городах, выступлениях мобилизованных в Красную армию, крестьянских вооружённых протестах против продовольственных изъятий37. Колоссальная энергия «русского бунта» не могла полностью исчезнуть под давлением репрессивной политики государства. Она воплотилась в дальнейшем в организованную гражданскую войну, придав ей свойственные ему черты, огромный накал, ожесточённость и беспощадность.

В современной литературе довольно часто высказывается утверждение, указывающее на ещё одну взаимосвязь между революцией и гражданской войной в России. Речь идёт о зрелости (точнее сказать незрелости) страны для социалистического эксперимента38. Революционные взрывы 1917 года были ответом масс на невыносимые условия жизни и обусловлены также их убеждением в том, что существующая власть не сможет улучшить их положение. Но в это время социальноэкономические, культурные, общецивилизационные предпосылки для социальной революции социалистического типа ещё не созрели, Поэтому большевики, пытаясь спасти свою «преждевременную»

революцию, не подкреплённую и надеждами на «мировую революцию», стремились компенсировать отсутствие необходимых предпосылок для движения к социализму. Для этого они прибегли к форсированию и скачкам в социальноэкономической сфере, к системе чрезвычайных мер для удержания власти и борьбы со своими оппонентами и противниками. А это, в свою очередь, неизбежно вело к гражданской войне.

Размышления о будущности социалистической революции и её своевременности занимали в своё время многих видных представителей общественно— политической мысли — от Ф. Энгельса, К. Каутского, Р. Люксембург до русских народников, эсеров, меньшевиков и большевиков. Патриарх российской социал-демократии Г. В. Плеханов предупреждал большевиков о возможных неблагоприятных последствиях: «Несвоевременно захватив политическую власть, русский пролетариат не совершит социалистическую революцию, а только вызовет гражданскую войну»39. И это предсказание оказалось явью.

Историкам, размышляющим сегодня об истоках гражданской войны в России, целесообразно обратиться и к определённым закономерностям социологии революции, верно подмеченным в своё время активным участником политического процесса в России эпохи революции и гражданской войны, членом ЦК партии эсеров и одним из основоположников российской и мировой социологии П. А. Сорокиным.

«В полном жизненном цикле всех великих революций как бы просматриваются три типические фазы», — писал он. Первая, обычно очень кратковременная, отмечена радостью освобождения от тирании старого режима и ожиданиями реформ. Ей на смену приходит вторая, деструктивная фаза: «Великая революция превращается в ужасающий шквал, неразборчиво сметающий всё на своём пути». Уничтожаются не только обветшалые, но и жизнеспособные институты и ценности общества. Революционное правительство на этой стадии «безжалостно, тиранично и подчас кровожадно, а его политика преимущественно деструктивна, насильственна [123] и террористична». Если «торнадо второй фазы не успевает до основания разрушить нацию, то, — по мнению Сорокина, — революция вступает в свою третью, конструктивную фазу». Уничтожив контрреволюционные силы, революция приступает к созданию нового социального и культурного порядка40.

Наряду с исследованием важнейших социальных и политических процессов в России осени 1917 — весны 1918 годов в новейшей литературе находят освещение и существенно различные толкования события, несомненно ставшие рубежными в назревании гражданской войны в стране: роспуск Учредительного собрания41, Брестский мир42 и др. Особое место в этом перечне занимает вооружённое выступление чехословацкого корпуса, которое традиционно именовалось в советской исторической литературе «мятежом» и с которым, как правило, и связывается начало широкомасштабной гражданской войны в стране.

В последние годы зарубежными и российскими историками проделана большая работа по воссозданию истории чехословацкого корпуса и главное по реконструкции и анализу всей совокупности событий, факторов и причин, обусловивших его нараставший конфликт и, наконец, вооружённое выступление против советской власти, ставшее мощным катализатором российской гражданской войны. Выявлены многие неизвестные ранее факты и обстоятельства, раскрывающие большую политическую игру различных внутренних и внешних сил, связывавших надежды на реализацию собственных замыслов с солдатами этого корпуса, ставших во многом игрушкой и заложниками в реализации чужих и по большому счёту чуждых им планов. Налицо существенные различия авторских интерпретаций. Здесь и попытки полностью пересмотреть видение, характерное для советской историографии. Налицо стремление ряда авторов переложить всю полноту ответственности с чехов и стоявших за ними держав Антанты на органы советской власти, обвиняя последние в непродуманной политике и даже в провоцировании выступления корпуса43. Но для целого ряда работ характерно стремление непредвзято разобраться в запутанном узле противоречий, которые и привёли к

кровавому финалу44. Эта проблема заслуживает дальнейшего обстоятельного и объективного исследования.

М. Ю. Сергомасов, попытавшийся найти ответ на вопрос о критериях определения даты начала гражданской войны с точки зрения военной стратегии и оперативного искусства, пришёл к выводу, что она началась стратегически с восстания войск генерала Краснова. Мятеж чехословацкого корпуса был началом фронтовых организованных военно-оперативных действий45. Так или иначе, с военной точки зрения очевидны два важных рубежа — октябрьско-декабрьский (1917 года), связанный с попытками организованного военного противодействия новой власти в стране (и здесь важно не упускать из виду создание в декабре Добровольческой армии), и майско-июньский (1918 года), где особую роль для перехода гражданской войны в России в новое качество и состояние сыграло вооружённое выступление чехословацкого корпуса. Оно смыкалось с боевыми действиями против советской власти различных российских антибольшевистских сил и группировок, крестьянскими восстаниями и расширявшейся интервенцией Антанты.

Уделяя первостепенное внимание анализу внутренних корней и причин российской гражданской войны, автор, разумеется, не сбрасывает со счетов и интервенционистский фактор, имея в виду не только выступление чехословаков, но и всю совокупность действий политического, военного и экономического характера Центральных держав и стран Антанты. Германское вторжение в феврале-марте 1918 года и последующие, несмотря на подписанный Брестский мирный договор, аннексионистские действия Германии, Австро-Венгрии и Турции, также как и постепенно расширявшаяся, направленная на реализацию собственных целей и шаг за шагом приобретавшая всё более ярко выраженный антисоветский характер интервенция Антанты несомненно играли важную роль в ослаблении советской власти и разжигании гражданской войны в России, придании ей широкомасштабного характера. Но этот сложнейший комплекс важных вопросов будет подробно рассмотрен в специальной главе, посвящённой международной интервенции в Россию. Здесь же обратим внимание на то обстоятельство, что гражданская война в России, будучи, казалось бы, внутренним делом граждан данной страны, втянула в свой водоворот многие страны, вызвала массированное иностранное вооружённое вмешательство и участие в войне, как на стороне противников, так и сторонников [123] советской власти зарубежных граждан почти 30 национальностей46.

Учитывая сложнейший и весьма своеобразный процесс постепенного вхождения России в гражданскую войну, формирования её атмосферы и очагов вооружённой конфронтации на огромном пространстве страны, представляется весьма полезной новейшая литература, раскрывающая специфику и местные причины постепенно набирающего силу противоборства с участием как внутренних, так и внешних сил в отдельных регионах47.

Таким образом, к концу весны — в начале лета 1918 года в стране воедино переплетаются многочисленные социальные, экономические, политические, национальные и межнациональные противоречия, сливаются в единое вооружённое противоборство разнообразные конфликты и столкновения. Постепенно расширявшаяся международная интервенция, в которой в различных формах принимали участие обе противоборствовавшие в мировой войне коалиции (о чём пойдёт речь в отдельной главе), и вооружённое выступление чехословацкого корпуса сыграли роль внешних провоцирующих факторов. Они выступили катализаторами разворачивающейся летом 1918 года широкомасштабной и кровавой гражданской войны, в которую вовлекаются вся страна, всё общество, все слои населения, национальности и регионы.

ГЛАВА 3

В ПОИСКАХ ЦЕЛОСТНОГО ПОНИМАНИЯ ИЛИ НОВАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ Такое явление, как гражданская война, давно известно мировой истории, и понимание её как войны между гражданами одного общества и государства мало проясняет сущность и природу развивающихся процессов. В дискуссиях последних лет в российской публицистике, политической и исторической литературе нередко звучали предложения о том, что с целью стимулирования более глубокого понимания российской гражданской войны необходимо сравнить её с гражданскими войнами других стран и эпох в мировой и европейской истории, 54

провести исторические параллели1. Подобные сопоставления, несомненно, интересны и небесполезны. Но каждая гражданская война — в каждом обществе и на определённом историческом этапе — имеет присущее только её своеобразие, военные, политические, социальные и другие характеристики.

Советская историография руководствовалась принципиальными ленинскими суждениями и оценками, в основе которых лежало классовое понимание гражданской войны. Из работы в работу переходило цитирование ставшего классическим ленинского определения из его статьи «Русская революция и гражданская война. Пугают гражданской войной»: «Гражданская война есть наиболее острая форма классовой борьбы, когда ряд столкновений и битв экономических и политических, повторяясь, накапливаясь, расширяясь, заостряясь, доходит до превращения этих столкновений в борьбу с оружием в руках одного класса против другого класса»2. В российской историографии во второй половине 80-х годов стала открыто выражаться неудовлетворённость сведением сущности гражданской войны в России к классовому содержанию и рассмотрению с классовых позиций, а в военно-политическом отношении — к видению и изучению её лишь как войны красных и белых. При этом ряд авторов вообще отрицал значимость и полезность классового подхода, другие оговаривались, что этого мало, и классовый принцип далеко не единственный при анализе российской гражданской войны. А абсолютизация его не позволяет в должной мере раскрыть её сущность. Третьи полагали, что классовый подход нельзя предавать забвению, но надо избавиться от зашоренности, схематизации и односторонности в его толковании и применении3.

Классовый подход и классовый анализ стали предметом дискуссии и в зарубежной историографии рассматриваемого периода. На страницах журнала «Slavic Review» в 1988 году Р. Суни вступил в полемику с Ш. Фитцпатрик, утверждавшей, что революция разрушила классовую структуру России, а, следовательно, классовый анализ утратил смысл. В сборнике «Партия, государство и общество в российской гражданской войне», [123] опубликованном на следующий год, Ш. Фитцпатрик писала, что историк не может игнорировать понятие «класс», так как конфликты того времени определялись в классовых категориях, но не может и игнорировать их недостатки при отражении социальной реальности. Старая классовая структура распалась в революции и стала неузнаваемой. Тем не менее, большевики активно применяли классовые критерии при определении своих врагов и союзников и использовали классово — дискриминационные меры, что являлось, по её мнению, парадоксом для деклассированного общества. «Историки гражданской войны должны иметь место с классом как с аспектом политики и социальной психологии, — писала Ш. Фитцпатрик. — Но это не означает, что они должны использовать марксистские категории. Напротив, им лучше избегать этого»4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: