Гражданская война в России и её историки 5 страница

взаимовлияний, адаптации к специфике регионов остаётся актуальной задачей историков. Важную роль и особенно в южных районах страны, например, играла кавалерия, демонстрируя высокую мобильность и маневренность. Белое командование первым успешно и широко применило крупные конные соединения — достаточно вспомнить знаменитый рейд конницы генерала Мамонтова летом 1919 года. В дальнейшем этот опыт стал активно использоваться и красными, создавшими не только конные корпуса, но и две конные армии. Интересные новинки в организации и тактике боевых действий, к тому же максимально адаптированной к специфике местности, демонстрировали повстанческие формирования. Всё это несомненно требует изучения.

В будущем предстоит свести воедино стратегию и тактику, состояние и боевые операции противоборствующих сил (с учётом и действий интервентов) на внешнем и внутреннем фронтах, сопоставить их военное искусство с тем, чтобы на качественно новом уровне воссоздать картину основных военных кампаний и приблизиться к должному и всестороннему познанию военной истории рассматриваемой эпохи. А это будет способствовать и более глубокому пониманию истории России рассматриваемой эпохи.

В целом, нельзя не признать, что в современной исторической литературе идут интересные, хотя и не всегда и во всём плодотворные, процессы переосмысления и новой концептуализации истории гражданской войны в России, познания жизни общества в эту драматичную эпоху. Методологический и идейнополитический плюрализм стали реальностью для современной российской историографии, исчезла «берлинская стена», разделявшая ранее историков разных стран, сблизились их подходы, и завязался активный диалог, что позитивно сказывается на процессе познания. Современное понимание феномена гражданской войны в России является более многомерным, многоаспектным, отнюдь не сводимым только к военно-политическим и классовым составляющим. Исследовательские наработки применительно к основным проблемам гражданской [123] войны будут рассмотрены в последующих главах.

ГЛАВА 4

КЛАССЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ Воссоздание объёмной и многогранной социальной картины России в эпоху гражданской войны, раскрывающей всю противоречивость и мозаичность социальных процессов, деклассирование и деурбанизацию военной поры, является важной и ответственной задачей историков. Сложность проблемы заключается уже в её историческом прологе, ибо развивающиеся социально-экономические процессы и попытки модернизации вели к переходной и крайне неустойчивой социальной структуре населения, способствовали быстрому росту маргиналов. Колоссальное и во многом негативное влияние на эти процессы оказала мировая война.

К числу центральных в российской истории относится крестьянская тема. И это не случайно. Крестьянство составляло 80% населения России в начале ХХ века и его влияние, его психология, традиции накладывали сильнейший отпечаток на всю жизнь российского общества. А идеи так называемого «крестьянского социализма», требования «земли и воли» оказывали большое влияние на традиции российской революционности.

Современное крестьяноведение представляет собой колоссальный и многотрудный пласт познания, разрабатываемый на междисциплинарной основе. В рамках его реализуются различные международные проекты, ряд из которых посвящён судьбам российского крестьянства в ХХ веке.

Своеобразие аграрно-крестьянского вопроса в России в его национально-региональном разрезе в годы гражданской войны, взаимоотношения крестьянства, в целом, и в отдельных регионах, в частности, с советскими и антисоветскими государственными институтами, а также внутрикрестьянская борьба — это тема, имеющая давнюю историографическую традицию, остается чрезвычайно значимой для дальнейшей научной разработки. И она требует рассмотрения в более широком проблемно-хронологическом контексте. Поэтому заслуживает всяческой поддержки международный научно— 72

исследовательский проект «Крестьянская революция в России. 1902–1922», осуществляемый под руководством авторитетных учёных В. П. Данилова и его британского коллеги Т. Шанина. По их убеждению, «глубинной основой социальных, политических и экономических потрясений в России» была именно крестьянская революция». «Все другие политические и социальные революции совершались на фоне крестьянской революции»1.

Как уже указывалось ранее, крестьянская революция 1917 года выливалась по мере реализации её основных требований во внутрикрестьянскую борьбу и стремление обособиться от государства в рамках локальных крестьянских миров. «Сельская община представляла собой некое подобие государства в государстве, — писал Д. И. Люкшин. — Это был мир цельный и самодостаточный. Каждый, кто не являлся членом данного сообщества, воспринимался как чужак, то есть враг, и вполне мог быть подвергнут репрессиям»2. Сельский мир, в принципе, мог обеспечить собственное существование. Города и органы новой государственной власти не могли выжить без продовольствия. Весной-летом 1918 года большевики и советское правительство приступили к осуществлению комплекса чрезвычайных мер в отношении деревни и крестьянства. Вводя продовольственную диктатуру и направляя продотряды в сельскую местность, они объясняли это тяжёлым продовольственным положением в городах и хлебным саботажем кулачества в деревне. Обе стороны — большевики и крестьяне демонстрировали неконструктивность, нежелание идти на диалог и компромиссы, нарастающую нетерпимость. Добавим, что за влияние на крестьянство вели между собой борьбу различные политические силы и, прежде всего, социалистические партии3. Но крестьянство отнюдь не было пассивным объектом борьбы различных политических партий, а активно отстаивало собственные интересы.

Насаждая комитеты бедноты, большевики фактически взяли курс на раскол крестьянства и единой аграрной, антифеодальной революции, что также способствовало развитию широкомасштабной гражданской войны в стране. Председатель ВЦИК Я. М. Свердлов заявил, например, 20 мая 1918 года: «Только в том случае, если мы сможем расколоть деревню на два непримиримых враждебных лагеря, если мы сможем разжечь там ту же гражданскую войну, что и [123] в городе, только тогда мы сможем сказать, что мы по отношению к деревне сделали то, что смогли сделать для городов»4.

Впрочем, ряд авторов даёт вышеназванным событиям несколько иное объяснение. Они видят в них коллизию столкновения крестьянской антифеодальной и общинной революции с городской, государственной и антикапиталистической революцией, конфликт радикальных и традиционных (связанных с общиной и общинным образом жизни) ценностей, противостояние культур деревни и города. Американский историк Р. Стайтс писал в связи с этим: «Традиционная крестьянская ментальность выходила за рамки какихлибо программ: стихийность, необузданность, религиозность, непризнание ничьих авторитетов. Главное

— «земля и воля» — вот традиционное крестьянское требование и полное нежелание связывать себя с рабочими»5.

В 1917–1920 годах антипомещичья, антифеодальная и антицаристская крестьянская революция являлась мощным фактором победы большевиков над белыми и другими своими противниками. Но одновременно, по мнению В. Данилова и Т. Шанина, происходила «трансформация крестьянской революции в крестьянскую войну против большевистского режима, который всё более отождествлялся с различными мобилизациями и повинностями, с системой повседневного и всеохватывающего насилия»6.

В публицистике, а нередко и в российской исторической литературе последних лет повторяется тезис, что насилие большевиков против крестьян было главной причиной гражданской войны, что советская власть в годы её вела антикрестьянскую политику. Но тогда возникает закономерный вопрос: Почему эта власть смогла выиграть гражданскую войну в стране, где абсолютное большинство населения составляло крестьянство?

Ответ, видимо, заключается в том, что, во-первых, крестьяне, по крайней мере в районах с помещичьим землевладением, получили от этой власти землю, мечта о которой была главной целью их борьбы на протяжении нескольких веков. Во-вторых, на стороне большевиков было абсолютное большинство низов деревни — бедняков и батраков. В-третьих, испытывая на себе политику большевистского и белых режимов и выбирая из двух зол, большинство крестьян так или иначе делало выбор в пользу первого. Политика антибольшевистских режимов несла в себе сильный реставрационный элемент и прежде всего в аграрно-крестьянском вопросе. А это неминуемо разворачивало деревню, испытавшую на себе «белые» порядки, в сторону советской власти. В-четвертых, драма гражданской войны состоит ещё и в том, что абсолютное большинство населения, и в том числе крестьян, не желало участвовать в ней, а если и участвовало, то помимо своей воли, будучи мобилизованными.

В современной литературе продолжает исследоваться процесс комплектования вооружённых сил противоборствовавших сторон и, в частности, удельный [123] вес и роль в них крестьянства. Первый, объявленный ВЦИКом 29 мая 1918 г. набор в Красную армию в зоне борьбы с чехословаками, дал лишь 54 тыс. чел. вместо 275 тыс. ожидаемых новобранцев, в основном рабочих и сельских пролетариев7. Попытки советской власти провести мобилизацию летом 1918 года вызвали массовые протесты и волнения крестьян. Ряд из вспыхнувших восстаний, например в Тамбове и Шенкурске (во втором по населению городе Архангельской губернии), когда названные города, хотя и на короткий период, но перешли в руки восставших мобилизованных, подробно описаны в появившихся в последние годы книгах8.

Летом 1918 г. в условиях провозглашённой советской властью ставки на деревенскую бедноту была предпринята попытка создания воинских частей исключительно из этой категории населения. С ноября по март 1919 года было сформировано 11 комбедовских полков и несколько батальонов, продемонстрировавших высокие боевые качества в сражениях гражданской войны. Но их было конечно недостаточно. Но проведённая осенью 1918 г. повсеместная мобилизация в Красную армию привела в ответ к массовым крестьянским протестам. С 1 по 25 ноября в 80 уездах произошли восстания мобилизованных крестьян9. Но несмотря на все протесты, колебания и переходы крестьянства, именно оно в конечном счёте составило ядро советских вооружённых сил. Более чем пятимиллионная Красная армия в конце гражданской войны была почти на 80% крестьянской. Но эта численность, достаточная для победы, составляла относительно небольшую часть крестьянского населения. К концу гражданской войны выходцы из крестьян составляли примерно 67,3% командного состава Красной армии10. Но картина резко менялась в отношении среднего и высшего звена командного состава, где большинство составляли служащие и интеллигенция, главным образом старые военные специалисты, а также выходцы из рабочих.

В последние годы значительный интерес историков вызывает проблема дезертирства из армий красных и белых. И если последний сюжет являлся традиционным для советской историографии, то дезертирство из Красной армии ранее специально не исследовалось.

Масштабы дезертирства были весьма внушительны (по оценкам современных исследователей — от 2 млн. до 3710 тыс. чел.11) и представляли большую угрозу, что породило создание в декабре 1918 года особых органов — дезерткомов (Центральной и губернских комиссий по борьбе с дезертирством). Интересен временной ракурс проблемы: особый отток из армий (как красных, так и белых), а также отказ явиться на призывные пункты был характерен для полевых сезонов. Заметим, что большевики использовали любопытную тактику для борьбы с дезертирством из воинских частей. Они предпочитали направлять мобилизованных в районы, географически удалённые от их родных мест, что крайне затрудняло возвращение на родину в случае дезертирства. На его масштабы влияло и развитие событий на фронте. Например, оно резко сократилось во время летне-осеннего наступления 1919 года войск генерала Деникина на Москву. Это отражало нежелание и боязнь крестьянством возвращения старых порядков, опасения его потерять полученные от советской власти бывшие помещичьи земли.

Значительное внимание исследователей вызывают в последние годы судьбы общины в революции и гражданской войне (ведь при характеристике крестьянской революции нередко используется и термин «общинная революция»), тема крестьянского самоуправления, особенности становления системы Советов в деревне и борьба в них, взаимоотношения крестьянских Советов со складывающейся новой централизованной государственностью в Советской России12. По мнению В. В. Кабанова, Советам в 1917–20 годах не удалось ни разрушить общину, ни использовать её в целях создания «социалистического» хозяйства. Община не превратилась и в «союз свободных землевладельцев». В годы войны продолжал действовать традиционный общинный управленческий и разверсточный механизм, сохранялись круговая порука и коллективная ответственность общества за своих членов, и государство старалось использовать их в своих интересах13. На протяжении всего «смутного времени» «в зубодробительном переплёте социальных ломок» деревня, по мнению В. М. Бухараева и Д. И. Люкшина, «как умела противостояла разрушению культурного генокода традиционализма»14. Интересный ракурс проблемы — [123] крестьянин как политик стал предметом исследования в одноимённой монографии С. В. Ярова15.

Анализируя процессы, происходившие в деревне в годы гражданской войны, современные российские и зарубежные историки усиливают внимание к проблемам психологии, политического и религиозного сознания, культуры, мировоззрения и политического поведения крестьян, в целом, и в отдельных районах, в частности16. Интересен вопрос о языке революции. Иначе говоря, о реальном восприятии крестьянами и трансформации в их сознании основных требований и лозунгов, выдвигавшихся силами и сторонами, противоборствовавшими в рассматриваемую эпоху. По мнению английского историка О. Файджеса, в это время «язык более, чем когда-либо, определял крестьянскую самоидентичность и объединял их против образованных классов города»17. Чрезвычайно интересный источник о настроениях и поведении крестьянства представляет собой вышедший в нашей стране в рамках российскофранцузского проекта первый том «Советская деревня глазами ВЧК — ОГПУ — НКВД», охватывающий период гражданской войны18.

Многие годы в советской исторической литературе преимущественное внимание уделялось движениям протеста крестьян в районах, контролируемых антибольшевистскими режимами. Аналогичные выступления на советской территории именовались, как правило, «кулацкими» и «контрреволюционными» и не являлись предметом специального и обстоятельного исследования. И лишь со второй половины 80-х годов история крестьянского повстанческого движения периода гражданской войны, его требования и ориентации, попытки выразить и защитить собственную, «крестьянскую правду» стали активно исследоваться историками. В 1987 году в Иерусалиме выходит в свет монография бывшего профессора Московского историкоархивного института М. С. Френкина «Трагедия крестьянских восстаний в России 1918–1921». Основные вехи, причины и масштабы крестьянского повстанческого движения стали предметом исследования в ряде работ известного историка крестьянства Т. В.

Осиповой19. Обширный раздел «Крестьянство в гражданской войне: борьба на два фронта» был помещён в изданном в 1996 году в Москве сборнике «Судьбы российского крестьянства».

В последние годы в нашей стране опубликован целый ряд исследований и документальных сборников, посвящённых крестьянскому повстанческому движению рассматриваемой эпохи, и прежде всего таким его наиболее многочисленным и длительным проявлениям, как движения под руководством Н. И. Махно и А. С. Антонова, а также и некоторым другим20. Эта тема, нередко именуемая «крестьянской войной» или «крестьянскими войнами», или «серией скрытых гражданских войн» активно изучается и западными историками21. В отечественной и зарубежной литературе исследуются социальная база повстанческих движений, политико-идеологические программы, особенности организации войск и ведения вооружённой борьбы и другие аспекты. В целом же, об устойчивом интересе к этой тематике говорит тот факт, что, например, в составленном А. А. Соболевой библиографическом указателе, посвящённом восстанию в Тамбовской губернии в 1920–1921 годах, содержится 785 наименований работ. В рамках уже упоминавшегося проекта «Крестьянская революция в России 1902–1922» планируется издание серии документальных публикаций по крестьянскому движению в Советской России в 1918 году и повстанческому движению в Среднем Поволжье в 1919–1922 годах.

В связи с особым интересом к крестьянским выступлениям на территории Советской России внимательно изучается (в хронологическом и региональном разрезе) комплекс причин и обстоятельств, вызывавших их (а также требования выдвигаемые повстанцами): чрезвычайная продовольственная политика, трудовые повинности, мобилизации в Красную армию, протесты против запрета свободной торговли, преследований церкви и религии и др. «Традиционное крестьянское недоверчивоподозрительное отношение к власти, к городу, накапливавшееся веками общественного разделения труда, переросло в глухую ярость, как только возникла опасность разрушения военно-коммунистической идеологией и политикой привычного крестьянского уклада», — к такому выводу, в частности, пришли С. А. [123] Есиков и Л. Г. Протасов, исследовавшие «антоновщину»22.

М. Бернштам попытался выявить взаимосвязь повстанческого крестьянского движения и церковного сопротивления советской власти, утверждая, что в целом по России крестьянское повстанчество возникло на религиозной основе, на православном движении тихоновской ориентации и явилось последствием воззвания патриарха Тихона в январе 1918 года. «Слитое крестьянское повстанчество и религиозное сопротивление членов Катакомбной истинно— православной Церкви прошли, — пишет он, — сквозь всю войну 1918–1922 годов и впоследствии возобновились с новой силой в годы коллективизации конца 20-х — начала 1930-годов»23. Думается, вместе с тем, что проблема религиозного компонента в крестьянском повстанческом движении, оценка его реального веса и влияния заслуживают дальнейшего и более тщательного документального изучения, а выводы — более аргументированных доказательств.

В результате мощных крестьянских движений советская власть перестала существовать к весне 1921 года на обширной сельской территории страны. Повстанцы взяли под свой контроль и целый ряд городов. Вооружённая борьба с ними Красной армии (и спецподразделений внутренних войск), только что победоносно завершившей борьбу с белыми, оказалась малоэффективной. А ведь только на Тамбовщине к лету 1921 года численность красноармейских частей превысила 100 тыс. человек24. На Украине с повстанцами боролись 150-тысячное регулярное войско и 28 тысяч бойцов ВОХРа25. По мнению целого ряда современных историков, прежде всего введение НЭПа, начавшегося именно с новой политики в отношении крестьянства, позволило большевикам затушить пламя крестьянской войны.

Но это мнение разделяют не все авторы. Например, В. В. Московкин, исследовавший восстание крестьян в Западной Сибири в 1921 году, которое началось в январе и охватило огромную территорию площадью около 1,5 млн кв. км (на северо-западе отряды повстанцев проникли в Архангельскую губернию, на востоке

продвинулись в глубь Томской губернии, а на юге — в казахские степи), пришёл к заключению, что главную роль в его ликвидации сыграла Красная армия. Многие зауральские крестьяне даже не знали о решениях Х съезда РКП(б) или не верили обещаниям большевиков. Численность созданной Народной армии составляла не менее 100 тыс. человек, и крестьяне были полны решимости добиться выполнения своих требований (свобода хозяйственной деятельности и торговли, восстановление гражданских свобод, демобилизация и денационализация промышленности, «Советы без коммунистов» и др.). Даже после подавления основных очагов восстания к лету 1921 года борьба с отдельными отрядами продолжалась до конца года. Погибло не менее 10 тысяч партийных и советских работников, членов их семей, бойцов Красной армии. С другой стороны, были убиты, искалечены, потеряли кров и имущество десятки тысяч крестьян26.

Крестьянское повстанческое движение периода гражданской войны, особенно такие массовые и длившиеся в течение нескольких лет его проявления, как «антоновщина» и «махновщина», — глубоко противоречивое историческое явление с существенно менявшейся на разных этапах борьбы, то расширявшейся, а то сужавшейся социальной базой. Оно как в фокусе отражало противоречивое отношение крестьян к советской власти. Махновцы, например, трижды заключали военные соглашения с советским командованием о совместной борьбе с белогвардейцами, но вслед за этим вновь сталкивались между собой в жестоком противоборстве. Крестьяне-повстанцы стремились выразить и с оружием в руках отстоять свою, особую правду и интересы. Их действия являлось и реакцией на политику принуждения и насилия со стороны как советских, так и антисоветских государственных органов, их спецслужб и вооружённых сил.

Эти движения раздирались противоречиями, отражавшими природу крестьянства, его неоднородный социальный состав. В них уживались коммунистические уравнительные представления о справедливости, ненависть к господствующим классам, недоверие к городу и государственной власти и её способности понять [123] и выразить в своей политике крестьянские интересы. Повстанческое крестьянское движение эпохи гражданской войны и его лидеров не следует идеализировать и романтизировать, как нередко происходит сегодня. Им чужды были идеалы гуманизма. На силу они отвечали силой, а на жестокость нередко ещё большей жестокостью. Насилие, реквизиции и погромы, стремление «вволю погулять» были характерны для многих повстанческих выступлений.

Нередко крестьянское повстанческое движение в годы гражданской войны именуется «зелёным» и квалифицируется как «третья сила». Впрочем, последняя нередко ассоциируется с умеренными социалистами или с возглавляемыми ими правительствами и движениями летом — осенью 1918 года. Существуют и иные суждения. Например, М. Бернштам убеждён, что народное повстанчество и народное сопротивление эпохи гражданской войны нельзя отождествлять с «зелёным» движением или именовать их «третьей силой», относя последние в историческом смысле к прокоммунистическим силам. «Зелёные» Черноморья и Украины сражались, по его мнению, прежде всего против белых и национальной России, но лишь частично и прерывно против красных. Тамбовское повстанческое движение он считал массовым крестьянским сопротивлением социализму, консервативным и глубоко религиозным и не имеющим ничего общего с «зеленым» движением, кроме внешнего сходства всякого повстанчества27. Но подобные суждения являются весьма спорными.

Существуют различные подходы и попытки исторических аналогий и сопоставлений. Обратим внимание, например, на исследования А. В. Шубина, изучающего махновское движение как анархистский социальный эксперимент в сравнении с аналогичным опытом гражданской войны в Испании. В 2000 году им была защищена докторская диссертация в Институте всеобщей истории РАН, посвящённая этой теме28.

И вновь обратимся к вопросу: Почему устояли большевики против мощного крестьянского движения в годы гражданской войны? В. В. Кабанов даёт этому

следующие объяснения: 1) ориентация крестьян на соблюдение традиционного подчинения власти (власть и есть власть, какова бы она не была); 2) авторитет личного дара вождя (М. Вебер), присущий Ленину и Троцкому; 3) «чары революции» и надежды на «светлое» будущее советской власти; новая власть способствовала раскрепощению личности (от церкви, старой морали, старой администрации, в какой-то мере от общинных традиций и пр., и проистекавшее отсюда ощущение вседозволенности, вседоступности); формирование большевистской пропагандой у крестьян ощущения хозяина жизни; 4) поднятие приоритета бедноты, надежда её (да и, добавим, представителей среднего крестьянства) стать частью власти или через неё возвыситься над односельчанами; 5) индифферентность весьма значительной части деревни; 6) искусственный раскол большевиками деревни летом 1918 года и организация неимущих: 7) активное использование государством фискальных функций возрождавшейся общины; введение круговой поруки при поимке дезертиров, выполнении продразвёрстки и иных повинностей; 8) широкое применение насилия и репрессий; 9) активная организаторская и пропагандистская деятельность большевиков по формированию и в процессе проведения своей политики29. И, разумеется, к вышеизложенному надо добавить вынужденный и весьма своевременный пересмотр большевиками аграрно-крестьянской политики в 1921 году.

Рассматривая конфликт в российском обществе между деревней и городом, крестьянством и государством как один из основополагающих в российской истории начала ХХ века, приведший к крестьянской революции и крестьянской войне, являвшихся важнейшими составляющими гражданской войны в стране, многие современные историки активно исследуют итоги и последствия этих событий.

По мнению С. А. Павлюченкова, например, большевики, победив в гражданской войне белых, фактически проиграли её крестьянству и вынуждены были ввести НЭП30. Вспомним, в связи с этим, и авторитетное мнение известного кооператора и [123] аграрника, члена ЦК партии эсеров и антибольшевистского Верховного управления Северной области С. С. Маслова. Он писал после окончания войны, что крестьянство — «единственный пласт», который, немало потеряв в последние годы, «немало и приобрёл», выдвинувшись тем самым «на авансцену общественной жизни России»31.

Довольно распространёнными являются суждения об «архаизации сельского мира» и «примитивизации» всей общественной жизни, а также ослаблении городской цивилизации как результате гражданской войны. Американский историк М. Левин, например, писал: «Русский мужик теперь стал не просто более «традиционным», более мужиком, чем раньше. Повсеместный развал сельского хозяйства и упадок крестьянства приняли более угрожающие результаты в русском обществе, чем когда-либо в новой истории. Наряду с таким превращением сельской страны в еще более «сельскую», крестьянин еще более превратился в «сельского», замыкаясь экономически и культурно, по крайней мере до какого-то времени, в вековую скорлупу, характерную для гораздо более ранних времён. Вся страна из-за этого отставания поневоле значительно отбрасывалась назад. Аграрная революция в России (событие драматическое и имеющее серьёзные последствия) оказалась бесплодной, если не вообще напрасной, по крайней мере, с точки зрения плодотворности её непосредственных результатов»32.

Заметим, что западные исследователи, вообще критически относящиеся к оценке большевиками крестьянства как мелкой буржуазии, традиционно подчёркивают, что это определение тем более утратило всякий смысл в условиях и по окончании гражданской войны. Представитель мелкой буржуазии работает на рынок, а гражданская война перечеркнула практически все результаты предшествующего развития и столыпинских реформ, привела к практически полному свёртыванию товарно-денежных отношений в стране33.

Интересны размышления В. М. Андреева, автора монографии «Российское крестьянство: навстречу судьбе 1917–1920». По его мнению, в условиях массового подъёма крестьянского движения в 1920–1921 годах

«перед большевиками встала суровая дилемма: либо вызвать на себя обвал общероссийской гражданской войны, либо временно отказаться от своих узкопартийных иллюзий». Они избрали второй путь, провозгласив НЭП. Но «надломленный «военным коммунизмом» хозяйственный механизм деревни и ослабление её морально-нравственной основы трагически сказалось на всей последующей истории крестьянства. Когда после непродолжительной «нэповской оттепели» на деревню вновь надвинулся молох насилия, в виде сплошной коллективизации, она оказалась уже не способной к решительному сопротивлению»34.

В целом, история российского крестьянства в годы гражданской войны в многообразии проблем и подходов к её изучению остаётся актуальной проблемой для российских и зарубежных историков и перспективной областью их дальнейшего сотрудничества.

В социальной истории гражданской войны особое место занимает тема казачества. Она динамично и достаточно плодотворно исследуется в последние годы. Это обусловлено, с одной стороны, собственно историографической потребностью обращения к этой теме, которая многие годы освещалась односторонне, а в известной мере была и запретной, и необходимостью воссоздать всестороннюю социальную историю гражданской войны. С другой стороны, это объясняется общим интересом к историческим судьбам этой самобытной этносоциальной группы русского народа, процесс возрождения которой идёт в последние годы очень активно, а также важностью раскрыть драму казачества в рассматриваемый период. В конце 1917 года в стране было 13 казачьих войск, а казачье население насчитывало около 4,5 млн человек35, представляя собой крупную группу населения, профессионально подготовленную к военной службе, что не могли не учитывать политические противники в разгоравшейся гражданской войне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: