Детское восприятие Гражданской войны

2_2

2_0

2__

Вопросы аграрной политики

Тема Гражданской войны и сегодня представляет большой ин­терес для изучения как часть истории нашей страны. Гражданская война является страшной трагедией для любого народа и государс­тва, и задача будущих поколений — учесть печальный опыт про­шлого и не допустить подобных примеров в будущем. Раскрытие архивов, публикация новых документов и мемуаров позволяют бо­лее объективно оценивать события Гражданской войны.

Петр Николаевич Врангель являлся одним из представителей Белого движения, одним из главных его фигурантов. Его эписто­лярное наследие мало изучено в отечественной историографии и остается интересным для исследователей. В «Записках» просле­живается жизнь Белого движения изнутри, в том числе негласная борьба А. И. Деникина и П. Н. Врангеля, его взгляд на будущее


России и аграрную политику. Мы подробнее остановимся на аг­рарной политике Врангеля, его идеях и их воплощении в жизнь.

Особое Совещание при Главнокомандующем Вооруженными Силами Юга России (ВСЮР) генерал-лейтенанте А. И. Деникине строило аграрную политику на принципе «непредрешения»1: про­ведение аграрных преобразований предполагалось только после «окончательной победы над большевизмом». Официальным до­кументом, определявшим курс аграрно-крестьянской политики Особого Совещания, стало «Предписание Особому Совещанию по земельному вопросу», более известное как «Декларация генерала Деникина о земле». Поддержку правительство видело в лице мел­ких и средних крестьян-собственников.

Новый Главнокомандующий Вооруженными Силами Юга Рос­сии (позднее — Главнокомандующий Русской армией) генерал-лейтенант П. Н. Врангель видел необходимость своевременного решения земельных вопросов и наделения крестьянства землей. Для этого им и бывшим ближайшим помощником П. А. Столыпи­на А. В. Кривошеиным была разработана новая программа аграр­ных преобразований.

Главной частью программы П. Н. Врангеля стала земельная реформа, рассчитанная на создание новой социальной базы Бе­лого движения, зажиточного и среднего крестьянства, способно­го снабжать армию и тыл продовольствием и поддержать Белую власть.

11 апреля была создана комиссия по разработке земельного вопроса под председательством бывшего сенатора Г. В. Глинки. Предполагалось полностью использовать земельную площадь, закрепить право частной собственности и посредничество госу­дарства в расчетах между крупными и мелкими землевладельцами. «Решение это было принято с целью психологического удара по большевикам, по воображению населения и армии и произвести впечатление в иностранных кругах»2. Однако автор «Записок» от­мечает, что полностью разрешить удовлетворительно земельный вопрос в полном объеме было невозможно, и что комиссия не счи­тала себя вправе разрешать его во всем его общем всероссийском

1 Цветков И. Земля и земство — основы Белой России [Электрон. ресурс]: Адрес

доступа: https://www.rusk. ru/st.php?idar=420879. 09.03.2008.

2 Врангель П. Н. Записки (ноябрь 1916 г. - 1920 г.). В 2 кн. - Кн. 2. - М., 1991. -

С. 40.


2_9

масштабе. Реализовать реформы полностью планировалось «в пре­делах многоземельного Крыма».

Комиссия с 8 апреля 1920 г. начала интенсивную работу над проектом правил, согласно которым земледельческому населению предоставлялись территории, которые сдавались в аренду или не обрабатывались за последние шесть лет. Землю предполагалось передать тому, кто ее обрабатывает, исключая торговлю и эксплу­атацию посредствам аренды. При этом у каждого землевладельца сохранялось до 200 десятин земли, а в хозяйствах, имеющих го­сударственное или краевое значение — до 400 десятин1. Также планировалось сохранить высококультурные земли в неприкос­новенности. В течение года после вступления приказа в силу до­пускалась свободная купля-продажа земли. Землю предполагалось разбить на участки и отдать за выкуп земледельцам.

Врангель отмечает, отсутствие единодушия в комиссии и за­трудненную выработку законопроекта. 8 апреля Главнокомандую­щий ВСЮР начинает работу над «Приказом о земле».

25 мая 1920 г. Приказ был издан. В нем воплощались поставлен­ные автором цели:

Восстановить прежние условия жизни, так как имения были расстроены, инвентарь уничтожен, условия найма рабочих изме­нились, арендные ставки были ненормированными, небезопасное нахождение людей в имениях.

Поднять крепкое крестьянство, организовать, сплотить и при­влечь в охране порядка и государственности.

Психологическое воздействие на массы крестьян, разубеждение в целях возврата к помещичьему землевладению.

Привлечение крестьян к земельному управлению.

Укрепление права бессословной частноземельной собствен­ности.

Немедленно прекратить всякую самовольную расправу с за­хватчиками и вместе предотвратить новые самовольные земельные захваты.

Осуществить реформу с наименьшим разрушением уцелевше­го сельскохозяйственного строя, без разорения существующих хозяйств и уменьшения из сельскохозяйственной производитель­ности2.

1 См.: Там же. - С. 50.

2 См.: Там же. - С. 50-62.


Реализацией аграрной реформы занялся А. В. Кривошеин.

По приказу размеры участков предполагалось наметить отде­льно для каждой волости. Земля должна была отводиться в личную собственность, но предполагалось, что единовременная передача земли невозможна, в таких случаях из групповой земли каждому землевладельцу выделялся определенный участок по приговору сходов совладельцев. То есть сход совладельцев становился сове­щательным органом, который принимал решение большинством голосов.

Собственникам отчуждаемых земель по законопроекту П. Н. Врангеля должны были выдаваться свидетельства на получе­ние стоимости трех урожаев через 25 лет, с уплатой в виде процен­тов ежегодно 1/25 от трех урожаев или 4% годовых1, таким образом, устанавливалась налоговая система. За владение землей, подлежа­щей отчуждению, вводились штрафы в виде выкупных сборов хле­бом.

Закон предполагалось вводить автоматически по занятию Рус­ской армией новых земель2, без особого постановления Главноко­мандующего.

Создание права собственности предполагалось в два этапа. Ав­тор часто проводит параллель между своими реформами и прика­зом от 19 февраля 1861 г. Вместо уставных грамот 1861 г. выдава­лись выписки из постановлений уездных земельных советов. Эти документы служили бесспорными актами «владения» землей для новых собственников вплоть до уплаты государству полной стои­мости отчуждаемых земель. После выплаты наступал второй этап установления «фермерства» — замена выписок крепостными дан­ными, основанными на этих актах. Эти данные и становились официальным документам, подтверждающим право на владение землей.

Земельная реформа оказалось тесно связанной с реформой мес­тного самоуправления, с земской реформой. Проведение в жизнь земельной реформы возлагалось на волостные земства. Но их ра­бота временно задерживалась и их функции в течение одного года должны были исполнять волостные и уездные земельные советы. Их деятельность определялась «Временным положением о земель­ных учреждениях». Члены волостных земельных советов долж-

1 См.: Там же. - С. 58.

2 См.: Там же. - С. 59.


2_1

ны были избираться особыми волостными земельными сходами, состоящие, как и волостные земства из мелких земельных собс­твенников крестьянского типа. В составе уездных советов предпо­лагалось преобладание членов, избираемых теми же волостными земельными сходами.

Волостные земельные советы создавались для привлечения крестьян к управлению. Для них были поставлены задачи заботы и ответственного попечения о производстве на землях волости свое­временной и надлежащей обработки, засева и сбора урожая. Также им разрешалось заведовать необрабатываемыми землями, сдача их в аренду и привлечение к содействию по этим делам лиц сельского управления.

Эти советы избирались по «Положению о волостном земстве» от 15 июля 1920 г. волостными земельными собраниями. Согласно Временному положению о земельных учреждениях каждый «во­лостной земельный совет» должен был состоять не менее чем из пяти и не более чем из десяти членов, избирающих из своей среды председателя.

«Уездные земельные советы» должны были состоять, под пред­седательством уездного посредника по земельным делам, из пред­седателя земской управы, мирового судьи, представителя от ве­домства финансов и избираемых волостными земельными сходами представителей от волостей в числе не менее четырех1.

При одобрении волостными советами допускались доброволь­ные сделки купли-продажи земли.

Волостным (состоящим из выборных от местного населения лиц) и уездным (состоящих из выборных лиц только на половину) земельным советам были предоставлены самые широкие полномо­чия. В крайних случаях постановления уездных земельных советов могли быть отменены правительственной властью.

К участию в сельских избирательных сходах допускались толь­ко те лица, которые имели прямое и непосредственное отношение к земле, лица, которые на ней работали. Возрастной ценз избира­телей устанавливался 25 годами.

Таким образом, как пишет П. Н. Врангель, «Приказ о земле» от 25 мая 1920 г. действительно передавал все земельное дело в руки самого земледельческого населения. Крестьянство сначала отно­силось с недоверием к новой власти и к новой земельной рефор-

1 См.: Там же. - С. 60-61.


ме, но уже потом активно содействовало в проведении реформы в жизнь, в выборах в советы.

Новая аграрная реформа, предложенная генералом Врангелем, была, по мнению историков, прогрессивной. Она стала антиподом коммунистической идеологии. Она должна была стать основой бу­дущей «Национальной России», основанной на принципах част­ной собственности, развитого местного самоуправления, единства интересов всех классов и сословий российского общества. Соци­альное и аграрное реформирование Врангеля было привлекатель­ным, укрепляло авторитет Русской Армии, что было опасным для большевиков. Быстрое наступление Красной армии, окончив­шееся в 1920 г., не позволило Врангелю воплотить его политику в жизнь.

шальнев н.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: