Планы сторон и театр войны

Организовать собороное покаяние за цареубийство-тк старцы говорят,что грех за убийство Помазанника Божьего заставляет страдать жителей России

Улучшать отношения с Китаем.

4 На США хотела напасть Сев Корея.На През-та Ким Чен Ына в последний момент повлияли психотр оружием(американцы) и он отказался от войны.Предупредить американцев,что если они натравят на Россию Китай-мы натравим на них Сев Корею,объяснив ким Чен Ыну,что он перепугался психотр оружия.

В генеральном штабе царской армии общий план войны с Японией, который обеспечивал бы быстрый и организованный переход от мирного положения к воен­ному и наиболее благоприятные условия для начала бое­вых действий, отсутствовал. Его разрабатывал штаб Приамурского военного округа. Первый вариант плана появился в 1901 году и сводился к следующим основным положениям: русские войска сосредоточиваются в районе Мукден — Ляоян — Хайчен; флот — в Порт-Артуре; японцы нанесут главный удар в Южной Маньчжурии; противник будет задержан до прибытия из Европейской России двух корпусов и четырех резервных дивизий, по­сле чего русская армия перейдет в наступление с реши­тельными целями.

В основе следующего варианта плана 1903 года ле­жал доклад Куропаткина царю (после поездки генерала на Дальний Восток), в котором говорилось: «Ныне, как и два года тому назад, мы должны держаться против Японии оборонительного способа действий. Хотя мы и выдвигаем свои войска на линию Мукден — Ляоян — Хайчен, но отстоять Южную Маньчжурию в первый пе­риод войны, если туда вторгнется вся японская армия, не можем. Мы должны... готовиться, что Порт-Артур будет отрезан на довольно продолжительное время и, не допу­ская наши войска до частичного поражения, должны от­ступать по направлению к Харбину до тех пор, пока при­бывшими с тыла подкреплениями не будем усилены на­столько, что получим возможность, перейдя в наступле­ние, разгромить японцев»1. /51/

1 Русско-японская война, т. I, ч. 1, стр. 250,

По вновь составленному плану сосредоточение рус­ских сухопутных сил предусматривалось в районе Ляоян — Хайчен в центре фронта, флангами которого явля­лись крепости Порт-Артур и Владивосток.

О взаимодействии армии и флота, о роли военно-мор­ских сил, кроме декларативного заявления, что господство на море в начале войны не будет за японцами, в плане умалчивалось. Предполагалось, что первые эшелоны войск японцы высадят в Корее не севернее порта Цинампо и что, встреченные и задержанные нашими аван­гардами иа реке Ялу, они не смогут помешать разверты­ванию русских корпусов в районе сосредоточения. Вы­садка противника на Квантунский полуостров исключа­лась. Далее считалось, что, преодолев русские авангарды на Ялу, японцы будут наступать только в одном направ­лении или на Ляоян, оставив заслон против Порт-Артура, или наоборот. Об одновременном наступлении на двух направлениях в плане не было сказано ни слова, оче­видно, этого не допускалось. Предполагалось, что Япо­ния выставит более 10 дивизий, 46 эскадронов и 576 ору­дий: из них две дивизии ожидались на Ялу в начале вто­рого месяца; пять дивизий — в середине и остальные силы до 105 тыс. — в конце второго месяца.

Для противодействия японцам к началу третьего ме­сяца войны предполагалось иметь на театре, кроме гар­низонов Порт-Артура и Владивостока, 77 батальонов пе­хоты, 73¾ эскадрона и сотен кавалерии и 184 орудия, из них 8 батальонов, 6 эскадронов и 24 орудия развертыва­лись в Южно-Уссурийском крае; 62 батальона, 64¾ сотни и 160 орудий (65 тыс. штыков и шашек) — в районе Ляоян — Хайчен; остальные войска предназначались для гарнизонов в Маньчжурии и усиления крепостей.

Из ляоян-хайченской группировки к концу первого ме­сяца войны планировалось образовать авангард на реке Ялу в составе 18 батальонов, 24¾ сотни, 86 орудий.

К середине четвертого месяца на театр войны должны были прибыть войска из Западной Сибири в составе 32 батальонов, 36 сотен и 64 орудий (33 тыс. штыков и сабель) и в начале седьмого месяца — еще 66 батальо­нов и 224 орудия (58 тыс.) из Европейской России.

План развертывания русских войск был, безусловно, занижен, его фактическое выполнение оставило позади предполагаемые наметки, и, наоборот, время сосредоточения /52/ японцев было определено совершенно неверно: япон­ские дивизии появились на берегах Ялу не в начале вто­рого месяца войны, а только в конце третьего.

Далее в плане было зафиксировано, что русские войска в Южной Маньчжурии примут оборону и только через полгода, когда из Западной Сибири и Европейской России прибудет достаточное количество дивизий, начнут наступление, разобьют противника, освободят Порт-Ар­тур, который должен продержаться до этого времени, и, наконец, сбросят врага в море. Действительность надсмеялась над этим штабным документом, составленным непродуманно, без учета реальной обстановки. Стоило русскому флоту в начале войны оказаться на море сла­бее японского, как все последующие расчеты плана превратились в голое фантазерство. Отсутствие плана взаимодействия армии и флота, предусматривавшего создание благоприятной обстановки для первого боевого столкновения, привело к непоправимым ошибкам и ока­зало роковое влияние на исход сражений как на суше, так и на море.

План военных действий морских сил на Тихом океане был составлен в штабе наместника. В нем утверждалось, что главнейшей целью японцев явится захват Кореи и противодействие России в ее окончательном овладении Маньчжурией, что для достижения этой цели японцы бу­дут стремиться завоевать господство в Желтом море и Цусимском проливе, чтобы беспрепятственно перебросить с островов на материк свои армии, которые, возможно, будут высажены в Приамурской области, на Квантунском полуострове и в Корее.

Из этого были сделаны следующие выводы: «глав­ными задачами наших морских сил на Дальнем Востоке должны быть: 1) необходимость остаться обладателем Желтого моря и Корейского залива, опираясь на Артур; 2) не допустить высадки японской армии на западном берегу Кореи и 3) отвлечь часть японских морских сил от главного театра военных действий и предупредить вто­ростепенными морскими операциями из Владивостока попытку высадки близ Приамурья»1, Этим обусловлива­лось и боевое развертывание флота для войны: главные /53/ силы в Порт-Артуре и отдельный крейсерский отряд — во Владивостоке.

1 Русско-японская война, кн. 1, стр. 68.

В заключении плана было записано, что главная цель... «как можно дольше сохранить свои морские силы и никоим образом не рискованные предприятия» 1.

1История русской армии и флота, т. XV, стр. 34.

Этот план с ярко выраженной оборонительной тенден­цией, явно недооценивавший противника и не учитывав­ший изменившуюся обстановку, которая создалась на море после осуществления Японией ее морской про­граммы кораблестроения, был утвержден в начале мая 1903 года и в дальнейшем исправлялся и дополнялся в деталях, но основные идеи его оставались неизменными. Кроме того, план не был увязан с планом сухопутным, хотя флот, выполняя свои задачи, по существу должен был прикрывать мобилизацию, сосредоточение и развертывание в Маньчжурии русской армии.

В декабре 1903 года в Порт-Артур из Балтики при­шли броненосец «Цесаревич» и крейсер «Баян». В связи с этим адмирал Алексеев созвал совещание, чтобы обсу­дить и изменить план стратегического развертывания флота. На совещании, однако, было решено: плана не менять и 4 владивостокских крейсера оставить на месте и только после прибытия в Порт-Артур отряда адмирала Вирениуса, находившегося в Средиземном море, насту­пать к берегам Японии.

Японские планы войны в точности неизвестны. Воен­ный министр Куропаткин — будущий командующий ар­мией — за несколько часов до начала войны предполагал, что японцы имеют два варианта плана войны: «Наибо­лее решительный» и «Наименее решительный». «Наибо­лее решительный» состоял в том, чтобы занять Корею, оттеснить русских к северу Маньчжурии и овладеть Порт-Артуром. Для этого японский флот атакует русскую эскадру в Порт-Артуре и, завоевав господство на море, обеспечит десантные операции в Корее у Цинампо и даже в устье Ялу. Семь — восемь дивизий японцев быстро вторгнутся в Южную Маньчжурию и будут преследовать отступавшие русские войска в северном направлении — к Сунгари. В это же время три — четыре дивизии выса­дятся на Квантуне, осадят Порт-Артур и ускоренной ата­кой овладеют им. После прибытия русских корпусов из /54/ Европейской России японцы отступят в Корею и примут последний бой на линии Гензан — Пхеньян, сосредоточив здесь около 300 тыс. солдат. В случае дальнейших успе­хов русских в Корее японцы тем не менее не уступят на Квантуне, в это время в ход событий вмешаются союз­ники Японии, и война закончится. Японцы получат Кван­тун с Порт-Артуром.

По плану «Наименее решительному» японцы сосредо­точат свой флот в Корейском проливе и под его прикры­тием высадят свои войска в Фузане и Гензане, займут Сеул, Пхеньян, выдвинут свои передовые части к Ялу и будут ждать наступления русских. После присоединения к японскому флоту американского или английского японцы атакуют порт-артурскую эскадру, овладеют мо­рем и попытаются высадиться на Квантуне и овладеть Порт-Артуром.

Куропаткин предполагал и третий вариант, по кото­рому японцы попытаются избежать войны как только убедятся, что русские не позволят им занять Корею.

В действительности японцы, знавшие силу царской армии на Дальнем Востоке и осведомленные о внутрен­ней обстановке в России, были уверены, что они быстро завладеют морем, во всех своих действиях найдут под­держку Англии и США. План войны они приняли «Наи­более решительный», но далекий от предположений Куропаткина.

План японской главной ставки, как это можно сейчас предположить, предусматривал:

— завоевание превосходства на море путем внезап­ного нападения на порт-артурскую эскадру и уничтоже­ния ее; пленение русских кораблей — стационеров в Корее и Китае;

— захват Кореи и высадку в начале войны 1-й армии в Цинампо, а после завоевания господства на море и вторжения армии через Ялу в пределы Маньчжурии — высадку трех армий на Ляодунском полуострове;

— занятие Квантуна с Порт-Артуром, уничтожение остатков русского флота, разгром главной группировки русских войск в районе Ляояна и захват всей Маньчжу­рии; если Россия не пойдет на мир — уничтожение рус­ских корпусов по частям по мере подхода их из Цент­ральной России на театр войны;

— захват Уссурийского и Приамурского краев. /55/

Следовательно, основной задачей японцы считали овладение морем. По предположениям их главной квар­тиры, господство на море будет достигнуто в первые же дни войны, что русский флот, уступавший японскому по количеству и качеству в четыре раза, не сможет одновре­менно защищать Порт-Артур, Владивосток, Сахалин и противодействовать высадке десантов, будет не в состоя­нии пополнять убыль и вводить быстро в строй повреж­денные корабли.

Идея японского плана боевых действий на суше, по заключению английского генерала Гамильтона, сводилась к следующему. Три армии, проводя операции самостоя­тельно и имея свои базы и коммуникационные линии, бу­дут продвигаться на север медленно, методично, в строгой взаимной связи и взаимодействии, сохраняя приблизи­тельно одинаковое расстояние до Ляояна, и в конце кон­цов охватят полукругом и разгромят русскую армию.

Развертывание сил предполагалось производить в следующем порядке. Главные силы флота — 6 броненосцев и 9 крейсеров с миноносцами — атакуют порт-артурскую эскадру в месте ее стоянки; крейсерский отряд (6 крей­серов и 8 миноносцев) конвоирует транспорты с вой­сками 1-й армии и захватывает в Корее русские стационеры. Из четырех армий, предназначенных для действий на первом этапе войны, 1-я (до 60 тыс.) должна была к концу второго месяца форсировать Ялу и выйти на фланг русских войск в Южной Маньчжурии; 2-я армия (до 60 тыс.) после форсирования 1-й армией Ялу и завоева­ния флотом господства на море из Цинампо перебрасы­валась морем на Ляодун. Вслед за ней на Ляодунском полуострове должна была высадиться 4-я армия (25 тыс.) и после захвата Киньчжоу — 3-я армия (до 60 тыс.), предназначавшаяся для овладения Порт-Артуром.

* * *

Планы противников были различны. Русский план войны — явно оборонительный — из-за переоценки про­тивника предусматривал длительные сроки для сосредо­точения сухопутных сил под прикрытием флота, чтобы затем, сохранив флот, отстояв Порт-Артур и, избежав по­ражения армии по частям, подавляющими силами пе­рейти в наступление и разгромить японцев. /56/

Японский план, отличавшийся ярко выраженной на­ступательной тенденцией, тем не менее был проникнут осторожностью, хотя обстановка позволяла и требовала немедленных решительных действий. Концентрическое на­ступление трех японских армий против русской армии в Южной Маньчжурии было авантюрой и могло привести к полному уничтожению их по частям, но Куропаткин не использовал этого благоприятного обстоятельства. Мето­дичность и осторожность японцев позволили русскому командованию сосредоточить силы, усилить армию вой­сками из Европейской России и избежать полного раз­грома. Разбрасывание японцами своих сил по несколь­ким направлениям, когда стотысячная армия Ноги на­долго увязла под Порт-Артуром, не могло не сказаться отрицательно на операциях армии Ойямы в Южной Маньчжурии.

Несмотря на кажущуюся чёткость и ясность, японский план войны содержал грубые просчеты, которыми, од­нако, не сумели воспользоваться русские стратеги.

Театр войны включал Корею, Маньчжурию, Примор­скую область, остров Сахалин, а также Японское и Жел­тое моря и отчасти воды Тихого океана. Ареной сухопутных сражений была Южная Маньчжу­рия, в частности Ляодунский полуостров и Мукденская провинция, от реки Ялу на юго-востоке до реки Ляохе на западе и Сыпингая на севере. Река Ялу — естественная граница между Кореей и Маньчжурией — протекает на протяжении 640 км и имеет ширину 40—300 м. Она пред­ставляет серьезное препятствие для войск, наступающих из Кореи, и выгодна для обороны. Правый, гористый бе­рег в нижнем течении реки господствует над равнинным левым. Ялу перехватывала до десяти дорог из Кореи в Маньчжурию. В местах вероятных переправ река изоби­ловала островами, глубина ее позволяла производить пе­реправу вброд. От устья Ялу вглубь Маньчжурии на Ляоян, Мукден и к Юго-Восточной железной дороге были проложены горные дороги, позволявшие передвигать войска с артиллерией и обозами. Выход в долину реки Ляохе (длина до 600 км) с ее притоками Хуньхе и Тайцзыхе с юго-востока прикрывали горные хребты с отро­гами до железной дороги на западе и до Ялу на востоке, с юга — хребет Сюнеша и далее, с северо-востока, — хребет /57/ Фейншунлин с горными крутыми перевалами Фынсяолин (Далин), Сандолин, Янзелин, Модулин и другие. После них следующим препятствием для войск являлась река Таицзыхе, которую в летнее время можно было пройти вброд. К северу от Таицзыхе, к востоку от желез­ной дороги, лежит горный хребет Далин, прикрывающий с юго-востока Мукден. В горных районах Южной Маньч­журии было мало населенных пунктов, для расквартиро­вания войсковых частей зимой жилых помещений не хва­тало. В горах и долинах много лесов, речек и ручьев.

Равнинная часть театра летом была покрыта масси­вами гаоляна, по существу заменявшими лес, который отсутствовал. Здесь было много дорог, но главным обра­зом проселочных, не проезжих в периоды дождей и удоб­ных осенью и зимой. Равнина была густо заселена, боль­шие деревни могли быть легко превращены в опорные пункты для обороны. Местность сильно изрезана речками, ручьями и канавами, мосты через которые, как правило, отсутствовали.

Главная дорога, так называемая Мандаринская, шла из Мукдена на Ляоян — Хайчен и далее к Порт-Артуру, общим протяжением до 700 км, ширина ее достигала 20 м. Эта дорога находилась в лучшем состоянии. Но и она, единственная на театре, в периоды дождей была мало пригодна для передвижения войск.

От станции Фанцзятунь и до Порт-Артура по Южной Маньчжурии шла железная дорога (ЮМЖД), построен­ная за несколько лет до войны по договору между Рос­сией и Китаем. Во время войны она сыграла существен­ную роль для русской Маньчжурской армии. За войну по этой дороге из Харбина к югу было перевезено 10 184 офицера, 1 255 551 солдат, 53586 вагонов грузов и свыше 400 тыс. голов скота.

Население Мукденской провинции и Ляодуна было многонациональное: 84% китайцы, 4% маньчжуры, до 10% корейцы, японцев насчитывалось до 1700 и русских до 30 тыс. человек. Главное занятие коренных жителей — земледелие. Все довольствие, кроме сахара, войска могли приобретать на месте. Китайское население, нещадно эксплуатируемое отечественными помещиками, кулаками и чиновниками, относилось к интервентам без открытой враждебности, но и без особого дружелюбия; разные слои его относились по-разному: купцы, опасаясь японских /59/ конкурентов, больше тяготели к русским, наоборот, многие чиновники, как правило, были настроены прояпонски.

На территории театра имелось несколько больших го­родов, в которых почти не было промышленности, но шла бойкая торговля продуктами сельского хозяйства и това­рами кустарей. Главный город провинции Мукден, про­мышленный и торговый центр, насчитывал 82 тыс. жите­лей. Второй по величине город Маньчжурии Инкоу в устье реки Ляохе (70 тыс. жителей) являлся внешнетор­говым портом, имел современное портовое хозяйство и мог служить базой для флота. Далее, Ляоян на реке Тайцзыхе с 50 тыс. населения, находясь на перекрестке мно­гих дорог, был во время войны превращен Куропашиным в крепость и являлся важным пунктом, прикрывавшим Мукден. Из других городов, имевших второстепенное зна­чение в ходе боевых действий, следует назвать Хайчен, Гайчжоу, Шахедзы и др.

Квантунский полуостров, на котором развернулись боевые действия в связи с осадой Порт-Артура, с трех сторон окружен заливами Желтого моря: с востока — Корейским, с запада — Ляодунским и с юга — Печилийским. Северная граница полуострова — условно линия грунтовой дороги Бицзыво — Пуландян.

По всей территории Квантуна с севера на юг идет гор­ный кряж со множеством отдельных хребтов и отрогов, часто почти отвесно оканчивающихся у моря. Хотя про­тяженность береговой линии полуострова относительно велика, мест, удобных для высадки десантов, там слиш­ком мало. Они находятся главным образом на восточном берегу к северу от города Дальнего.

Северный район полуострова покрыт невысокими хол­мами, постепенно возвышающимися в южном и юго-во­сточном направлениях. Около города Киньчжоу нахо­дится горный массив (гора Самсон), южнее его лежит небольшая долина, переходящая к юго-западу в группу холмов, на которых и была оборудована так называемая русская Киньчжоуская позиция. Она запирала пути из Южной Маньчжурии к городам Дальнему и Порт-Ар­туру. От Киньчжоу до Ляотешана простирается гористая, сильно пересеченная местность, изобилующая оврагами, горными ручьями и ущельями. Водных преград здесь нет, /60/ реки Маланьхе и Лунхе в военном отношении серьезного значения не имеют.

Главная из имевшихся на полуострове дорог — Боль­шая Мандаринская (шоссе Пуландян — Киньчжоу — Порт-Артур) — в дождливое время превращалась в труд­нопроезжую. Еще в более худшем состоянии находились остальные немногочисленные грунтовые дороги. Желез­ная дорога Пуландян — Порт-Артур (южный участок ЮМЖД) протяжением свыше 110 км имела ветки от станции Тафашин к городу Талиенвану (до 7 км) и от станции Нангалин к городу Дальнему (около 17 км).

Коренное население Квантуна — китайцы (до 325 тыс. человек).

Городов на полуострове четыре: Порт-Артур (населе­ние 51 958 человек), Дальний, Талиенван и Киньчжоу.

Квантун был беден продовольствием, которого едва хватало, чтобы прокормить местное население, влачив­шее полуголодное существование.

Порт-Артур (крепость и военно-морская база) распо­ложен на южной оконечности полуострова, на берегу Желтого моря, в котловине, окруженной горами. Со сто­роны моря порт прикрыт высотами Тигрового полу­острова и Золотой горы, рассеченных каналом для вы­хода из внутренней гавани на внешний рейд. С суши го­род опоясывают две линии высот: ближайшая из них об­рамляет его с востока, севера и запада, подходя на юго-востоке вплотную к гавани; вторая— отстоит от первой на востоке примерно в километре и на севере в 5—6 км. Между высотами — всхолмленная равнина.

Первая линия высот разделена долиной реки Лунхе на две части. Восточный участок, называемый «Горами Дракона», общим протяжением до 9 км, берет начало у Крестовой горы на морском побережье и кончается в долине Лунхе у железной дороги. Здесь на северном уступе Драконова хребта находились основные фортифи­кационные сооружения крепости: форты, укрепления, ре­дуты и др.

Пространство западнее Лунхе до моря в основном го­ристое, разделено долиной, идущей от города к Голуби­ной бухте. К югу от долины начинаются отроги Ляоте­шана, а к северу находится группа высот, состоящих из отрогов главного водораздельного хребта полуострова (горы Обелисковая, Зубчатая, Рыжая и другие). Этот /61/ район также был укреплен, но значительно слабее, чем восточный.

Вторая линия гор, опоясывающая Порт-Артур, вклю­чает в себя: на востоке — отдельные горы Дагушань и Сяогушань, на севере — Волчьи горы, на западе — группу высот горы Угловой и на юге — горный массив Ляотешан.

Дагушань и Сяогушань — передовые опорные пункты крепости на ее восточном фланге — имели очень важное тактическое значение, но укреплены были слабо. Волчьи горы, пересекающие все дороги, ведущие в Порт-Артур, чрезвычайно выгодны для обороны. Но к природным ка­чествам этого важного в тактическом отношении рубежа не было добавлено ни одного искусственного сооружения.

В систему Угловой горы входят собственно Угловая гора, Высокая, Плоская, Дивизионная, Сиротка и другие. Совместно с Панлуншанским хребтом горы являлись пе­редовыми опорными пунктами на западном фланге кре­пости. Но и здесь отсутствовали более или менее серьез­ные укрепления.

Морской театр: Желтое море омывает берега Кореи и Китая, образуя три залива — Корейский, Печилийский и Ляодунский; на западном берегу Корейского залива расположены Порт-Артур, Дальний и Бицзыво. По Жел­тому морю проходят важнейшие водные пути в Корею, Южную Маньчжурию, в восточные и северо-восточные порты Китая. Оно по существу явилось центром морских операций во время войны, здесь были главные коммуни­кации японских армий. Глубины моря 70—100 м, у Порт-Артура до 30 м, а в Печилийском заливе до 20 м, тече­ния спокойные, ветров мало, к югу бывают тайфуны.

Для высадки десантов в Маньчжурии были удобны устье реки Ялу, побережье в районе Дагушаня и у Биц­зыво, порты Инкоу и Дальний; в Корее — порты Че­мульпо и Цинампо, оба имели якорные стоянки для лю­бых кораблей: первый в 30 км от Сеула, второй в 72 км от Пхеньяна. В Корейском заливе большое значение имели острова. Группа островов Эллиот в 70 милях от Порт-Артура, имея прекрасный рейд, послужила опера­ционной базой для японского флота во время блокады крепости и промежуточной базой при переброске 2-й ар­мии Оку из Кореи на Ляодун. /62/

Желтое и Японское моря соединяются Корейским и Цусимским проливами, которые разделяются островом Цусима. Проливы, имея глубину 30—100 м и ширину свыше 100 км, могли быть заграждены минами почти в любом месте. Проливами безраздельно владел флот Япо­нии. В этом водном районе была оборудована база для крейсеров, которые прикрывали от воздействия влади­востокских крейсеров пути перевозок в Корею. Обладая Корейским проливом, японцы исключали сообщение по морю между Порт-Артуром и Владивостоком. Из Цусим­ского пролива через Внутреннее Японское море сущест­вует проход в Тихий океан; в этом море расположены военные базы — порты Симоносеки, Кобе, Осака, Хиро­сима, Куре и другие. Особо важное значение имели порты острова Кюсю — Нагасаки и Сасебо, на которые базировались главные силы военно-морского флота.

Японское море, глубины которого достигают 1800 м, омывает берега Кореи, Японии, Сахалина и Приморской области. Обилие туманов (в районе острова Аскольд — 105 дней в году) и частые штормы, влияя на ухудшение видимости, исключали благоприятные условия для сов­местного плавания кораблей. В северной части и в рай­оне Владивостока море замерзает на 2 – 4 месяца.

Для высадки десантов и стоянки кораблей удобны: в Корее Гензан, Расин и Сейсин и др. Лучшие бухты и якорные стоянки находились в заливе Петра Великого и Броутона. Берега Японии имели много удобных гаваней, в заливе Ваказо порты Майдзуру и Цурута — передовые базы японского флота.

Выход в Тихий океан возможен через Татарский, Лаперузов, Сангарский и Корейский проливы; за исключе­нием мелководного Татарского, все эти проливы были под контролем Японии. Особенное значение имеет Сан­гарский пролив, открытый для плавания круглый год. Через него проходят кратчайшие пути из Владивостока в Тихий океан. Пролив защищался крепостью Хакодате.

Для ведения войны в Маньчжурии японцы имели наи­более благоприятные для них следующие операционные линии:

— Япония — Фузан — Сеул — Ичжу — Фынхуанчен — Ляоян протяженностью до 1200 км, из них по морю всего немногим более 100 км; линия могла быть использована, если бы в Желтом море господствовал русский /63/ флот. Этого, как известно, не случилось, и линия осталась резервной.

— Япония — Чемульпо — Сеул — Ичжу — Ляоян протяженностью до 1540 км, из них по морю до 800 км. Линия была использована частично для высадки подраз­делений из армий Куроки в самом начале войны.

— Япония — Цинампо — Ичжу — Ляоян протяженно­стью до 1400 км, из которых по морю свыше 850 км. Это наиболее выгодное направление, использованное в пол­ную меру. Здесь высаживалась 1-я японская армия и здесь же ожидала переброски на Квантун 2-я армия.

Указанные пути обеспечивали захват Кореи — плацдарма для дальнейшего броска в Маньчжурию. При этом Корея превращалась в базу действующей армии на ляоянском направлении, которая в случае успеха, выйдя на фланг русских войск, угрожала отрезать Квантун с Порт-Артуром от русской Маньчжурской армии.

— Япония — Дагушань (Ляодун) — Ляоян протяжен­ностью свыше 1400 км, из них только 166 км по суше. Линия при господстве на море японского флота была чрезвычайно выгодна, так как из Дагушаня можно было легко перерезать железную дорогу Ляоян — Порт-Артур и изолировать последний. Этой же цели благоприятство­вала почти такая же коммуникация Япония — Бицвыво — Киньчжоу. Ту и другую японцы использовали в первый период войны до занятия Дальнего, который после этого стал основной перевалочной базой для всех япон­ских армий в Маньчжурии. Переход от Сасебо до Даль­него при 10-узловом ходе занимал около трех суток.

— Япония — Инкоу — Ляоян протяженностью до 1500 км, по сухопутному пути около 100 км, могла быть использована при полном господстве на море. Несмотря на благоприятные условия, японцы не решились произво­дить высадку войск в Инкоу, хотя это сулило неисчисли­мые выгоды. Из Инкоу на север идет железная дорога и река Лявхе, которые явились бы неоценимыми при снабжении и пополнении их армий, тем более, что порт Инкоу мог принимать суда любого тоннажа.

И, наконец, линию Япония — Владивосток японцы в планах войны не предусматривали, стремясь решить исход войны на Желтом море и на полях Маньчжурии.

Русская армия находилась за 8 тыс. км от основных районов комплектования и боевого снабжения. Это обстоятельство, /64/ своевременно не учтенное генеральным штабом, явилось одной из главных трудностей стратеги­ческого положения армии на театре войны. Единственная коммуникация, одноколейная Сибирская железная дорога, к тому же еще прерываемая на озере Байкал, не могла своевременно обеспечить Маньчжурскую армию всем необходимым для проведения мобилизации, сосредоточения /65/ и подвоза боеприпасов. Дорога в начале войны пропускала всего три пары воинских поездов в сутки. Только через пять месяцев количество поездов увеличи­лось до 7—8, а к концу войны оно достигло 14 пар. Эше­лон с войсками из Челябинска до Ляояна шел 21 - 22 су­ток. Сосредоточить в Маньчжурии в кратчайшие сроки полумиллионную армию, снабженную всем необходимым для войны, и задавить японцев численным превосход­ством, как предполагал Куропаткин, из-за слабой про­пускной способности Сибирской магистрали не удалось, других путей не было.

И все же следует отдать должное труженикам Сибир­ской железной дороги. По официальным данным, за 20 месяцев войны они доставили в Харбин до 1300 тыс. человек, 230 тыс. лошадей и 58 млн. пудов разного груза, из которого около 3% — боевых припасов. /66/

ГЛАВА V


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: