double arrow

Материалы и инструменты


Глава 2. Технологическая глава

Традиции технологии выполнения и росписи изделий из папье-маше в стиле «Федоскино»

Основа технологического процесса изготовления художественного изделия содержит традиционно творческий ручной труд. Процесс изготовления изделий из папье-маше с лаковой миниатюрной живописью разграничивается на три многооперационных производственных цикла:

I. Создание форм изделий в заготовительных цехах. Полосы картона, промазанные клейстером, навиваются на шаблоны различной формы, выдерживаются в прессах определенное время. Выдержанные шкатулки провариваются в льняном масле при определенной температуре определенное время и выдерживаются в естественных условиях в течение суток, далее производится сушка шкатулек в сушильных шкафах в течение семи дней при постоянном повышении температуры.

После сушки изделия выдерживаются на стеллажах не менее трех месяцев при определенной температуре. Изготовленный таким образом полуфабрикат (папье-маше) приобретает большую прочность и легко подвергается столярной и токарной обработке. Выдержанные шкатулки поступают в цех отделки - механической и ручной опиловки, где изделия обрабатываются на станках и доводятся вручную при помощи стамесок и шкурки. Затем изделия поступают в цех отделки. Сначала изделие грунтуют, сушат в сушильных шкафах. Далее наносят три-четыре слоя шпаклевки с предварительной сушкой каждого слоя в естественных условиях. Каждый слой шпаклевки зачищается вручную шкуркой. Процесс шлифования включает выравнивание загрунтованной поверхности всего изделия вручную при помощи шкурки и воды.




Далее изделие поступает в отдел окраски. На наружную поверхность изделия наносится два-три слоя черной эмали с предварительной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре и определенное время, пять-шесть слоев черного и светлого лака с предварительной сушкой каждого слоя. Затем на внутреннюю поверхность изделия наносится четыре-пять слоев красной эмали с предварительной сушкой каждого слоя и три -четыре слоя светлого лака. При межслойном покрытии на внутреннюю поверхность крышки изделия переводится товарный знак фабрики под лак.

II. Оформление изделий сюжетной и орнаментальной росписью в живописных цехах. Всю живописную работу художник делает сам от начала до конца. Техника исполнения многослойной росписи масляными красками будет описана ниже.

Последовательность исполнения миниатюрной живописи:

1.Грунтование изделия.

2.Нанесение и проработка трех-четырех живописных слоев (замалевок, перемалевок, бликовка). Каждый слой краски сушится при определенной температуре и определенное время и покрывается лаком с предварительной прочисткой каждого слоя.



III. Отделка (обработка) изделий путем лакового покрытия и полировки. Готовое изделие после оценки Художественным советом фабрики поступаете цех лакировки. На изделие наносятся четыре-пять слоев светлого лака с предварительной сушкой каждого слоя и прочисткой. Отлакированные изделия полируются на станках и доводятся до товарного вида вручную. Изделия шлифуются зернистой пемзой и бруском и полируются: сначала трепелом (порошком из обожжённого черепка), затем цигейковым мехом.

Остаётся последняя, чисто формальная операция: шарнировщик окончательно вставляет в петли ось шарнира- металлический прутик, скрепляющий крышку с корпусом изделия. Вещь закончена. Она начинает жить как самостоятельное, оригинальное художественное изделие, созданное руками многих мастеров. В каждое изделие после контроля ОТК вкладывается сертификат качества.

Краски.Миниатюрная лаковая живопись выполняется масляными красками различных цветов при смешивании которых создаются множество разнообразных оттенков:

марс жёлтый прозрачный, марс оранжевый, индиго, умбра натуральная, краплак красный прочный, голубая «ФЦ»,белила титановые, кадмий жёлтый, кадмий красный, виридоновая зеленая и другие.

Кисти. Миниатюрную живопись удобнее всего выполнять кистями из синтетики (номера от 0 до 2, а также №10 для покрытия лаком),колонковыми (номер от 0 до 4)и белки(для расфлейцивания красочного слоя).

Остальные приспособления.К ним относятся:

-карандаши (от 2Т до 2М)

-калька

-палитра нейтрального серого цвета

-тряпки для вытирания кистей

-скипидар живичный для мытья кистей

-льяное масло для промасливания поверхности изделия

-мастихин для сбора краски с палитры

-наждачная бумага для шлифования пролаченного изделия

-лак ПФ-283








Сейчас читают про: