Понятие, характерные черты и основания дисциплинарной ответственности военнослужащих

Дисциплинарная ответственность – это вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарные взыскания), применяемые администрацией организации к сотруднику в связи с совершением им дисциплинарного проступка. Дисциплинарная ответственность направлена на формирование поведения сотрудников, на определение границ между правомерным и противоправным исполнением ими своих служебных обязанностей. Она предназначена служить одним из важнейших активных средств укрепления дисциплины в целях борьбы с нарушениями правопорядка, оказания воспитательного воздействия на других сотрудников.

Дисциплинарная ответственность работников определена гл. 30 ТК РФ, нормы которого не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы (ст. 11 ТК РФ).

Дисциплинарная ответственность для военнослужащих предусмотрена Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и конкретизирована ДУ ВС РФ, требования которого распространяются на военнослужащих, а также лиц гражданского персонала, замещающих воинские должности. Однако распространение действия ДУ ВС РФ и на лиц гражданского персонала, замещающих воинские должности, не означает, что и они привлекаются к дисциплинарной ответственности в том же порядке, что и военнослужащие. Указанные граждане обладают полномочиями по наложению дисциплинарных взысканий на подчиненных им военнослужащих, а привлечение их к дисциплинарной ответственности осуществляется в ином порядке: в соответствии с нормами ТК РФ и законодательства о государственной гражданской службе.

В соответствии со ст. 47 ДУ ВС РФ под дисциплинарным проступком понимается противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, совершение которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

В свою очередь, под воинской дисциплиной понимается обязательное для всех военнослужащих подчинение порядку и определенным правилам, закрепленным как в нормативных правовых актах (законах, воинских уставах), так и в законных приказах командиров (начальников). За неисполнение незаконных приказов военнослужащие не несут дисциплинарную ответственность. Воинская дисциплина имеет следующие особенности: она распространяется на внеслужебное время (но связана с исполнением обязанностей военной службы); она предъявляет более высокие требования к исполнителям, чем другие виды государственной дисциплины; за нарушение требований воинской дисциплины установлена более строгая юридическая ответственность по сравнению с другими видами государственной дисциплины (в том числе применение дисциплинарного ареста).

Таким образом, нарушение общественного порядка, не связанное с исполнением обязанностей военной службы, а также поведением в общественных местах в свободное от исполнения обязанностей военной службы время, не является дисциплинарным проступком.

Дисциплинарный проступок обладает меньшей общественной опасностью, чем преступление, а лицо, его совершившее, не представляет для общества такой опасности, как преступник. Вместе с тем, в ряде случаев грань между дисциплинарным проступком и преступлением представляется достаточно размытой. Так, например, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими может квалифицироваться и как преступление, и как грубый дисциплинарный проступок в зависимости от способа его совершения и наступивших в его результате вредных последствий.

Дисциплинарная ответственность предполагает применение к военнослужащим предусмотренных законодательством неблагоприятных для них мер дисциплинарного воздействия.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих характеризуется следующими особенностями:

– распространяется на строго определенный круг лиц, указанных в ДУ ВС РФ, – военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы[54];

– включает специальные виды дисциплинарных взысканий, в том числе и более строгие по сравнению с возможными дисциплинарными взысканиями лиц гражданского персонала (вплоть до применения дисциплинарного ареста);

– дифференциация видов взысканий в зависимости от составов и категорий военнослужащих; для лиц гражданского персонала такая дифференциация не предусмотрена. Кроме общих дисциплинарных взысканий, применяемых ко всем военнослужащим (выговор, строгий выговор), ДУ ВС РФ предусматривает виды взысканий, применяемых только к отдельным категориям военнослужащих в зависимости от принадлежности к определенным составам (солдаты (матросы), сержанты (старшины), прапорщики (мичманы), офицеры) и форм прохождения военной службы (по призыву или по контракту);

– если гражданский персонал военной организации может привлекаться к дисциплинарной ответственности только решением руководителя этой организации, то военнослужащие привлекаются к этой ответственности любым из прямых командиров (начальников) или начальниками гарнизонов, т. е. для военнослужащих предусмотрен дифференцированный состав лиц (от командиров отделений до министра обороны Российской Федерации), правомочных применять дисциплинарную власть, что обусловливает дифференциацию объема прав командиров (начальников) по ее применению к военнослужащим, чем достигается большая оперативность и гибкость средств ее применения;

– предусматривает специальный (служебный) порядок обжалования взысканий (гл. 6 ДУ ВС РФ), не умаляя при этом возможность их судебного оспаривания;

– в отличие от видового разнообразия составов правонарушений, предусмотренных законодательством об уголовной или административной ответственности, привлечение к дисциплинарной ответственности военнослужащих возможно только за правонарушения, связанные с прохождением военной службы либо специально определенные КоАП РФ.

К дисциплинарной ответственности могут привлекаться военнослужащие, совершившие дисциплинарный проступок или административное правонарушение, в случаях, предусмотренных КоАП РФ. Основанием такой ответственности являются, во-первых, нормативные правовые акты, определяющие противоправность и общественную вредность дисциплинарных проступков военнослужащих, которые не влекут за собой уголовной и административной ответственности, но предусматривают обязательность их исполнения (правовое основание), и, во-вторых, совершение дисциплинарного проступка (фактическое основание).

Из всего огромного массива возможных дисциплинарных проступков выделяют 19 наиболее опасных по своим последствиям их разновидностей, квалифицируемых как грубые проступки. К ним относятся:

– нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

– самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву;

– неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег, при назначении, переводе, а также из командировки, отпуска или лечебного учреждения;

– отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени;

– уклонение от исполнения обязанностей военной службы;

– нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы);

– нарушение правил несения пограничной службы;

– нарушение уставных правил караульной службы;

– нарушение уставных правил несения внутренней службы;

– нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне;

– нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

– умышленные уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование военного имущества;

– уничтожение или повреждение по неосторожности военного имущества;

– нарушение правил сбережения вверенного для служебного пользования военного имущества, повлекшее по неосторожности его утрату или повреждение;

– нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, военной техникой или правил эксплуатации военной техники, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, уничтожение, повреждение или утрату военного имущества либо иные вредные последствия;

– нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия;

– исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

– непринятие командиром в пределах его компетенции необходимых мер по предупреждению или пресечению дисциплинарного проступка, совершенного подчиненным ему по службе военнослужащим, привлечению военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка либо по устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а равно сокрытие командиром информации о совершении подчиненным ему по службе военнослужащим преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка;

– административное правонарушение, за которое военнослужащий в соответствии с КоАП РФ несет дисциплинарную ответственность.

При совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка или при получении данных о его совершении непосредственный командир (начальник) военнослужащего обязан немедленно доложить об этом в установленном порядке командиру воинской части.

Процесс привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности за указанные грубые дисциплинарные проступки имеет свои особенности. Кроме того, за грубые дисциплинарные проступки допустившие их военнослужащие, как правило, привлекаются к более строгой ответственности.

Объектом воинского дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения военнослужащими правил воинской дисциплины, т. е. порядка и правил, установленных законами, общевоинскими уставами и приказами командиров (начальников). Следует иметь в виду, что здесь под законами понимаются только те из них, которые регулируют воинские отношения. Законы, регулирующие, например, порядок заключения и исполнения имущественных договоров (если это не относится к служебным обязанностям), брачно-семейные отношения и т. п., не относятся к военно-служебной деятельности военнослужащих, и нарушение указанных нормативных актов нарушением воинской дисциплины не является. Еще одним исключением из общего правила является совершение административных проступков, предусмотренных КоАП РФ, за которые военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Различают родовой, видовой и непосредственный объекты воинского дисциплинарного проступка.

Родовым объектом воинского дисциплинарного проступка является воинская дисциплина, обеспечивающая интересы военной службы. Родовой объект подразделяется на виды, которые включают: обеспечение строгого соблюдения военнослужащими правопорядка; установление правильных взаимоотношений между военнослужащими, способствующих укреплению и поддержанию единоначалия; безусловное повиновение подчиненных законным приказам и распоряжениям командиров (начальников) в целях реализации принципа единоначалия, а также главного обеспечивающего фактора воинской дисциплины – боевой готовности воинских частей и подразделений. Боевая готовность достигается определенной укомплектованностью соединений, частей, кораблей и подразделений личным составом, вооружением и боевой техникой; наличием необходимых запасов материальных средств; содержанием в исправном состоянии и готовыми к применению оружия и боевой техники; высокой боевой подготовкой войск и т. д. Каждый такой элемент боевой готовности обеспечивается определенной стороной воинской дисциплины, которая, как правило, может быть нарушена несколькими однородными дисциплинарными проступками.

Поскольку в законодательстве нет четкого выделения перечня воинских дисциплинарных проступков, постольку выделить видовую составляющую объекта воинского дисциплинарного проступка можно на примере перечня грубых дисциплинарных проступков, приведенного в ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Среди них можно выделить:

1) воинские дисциплинарные проступки против порядка воинских уставных взаимоотношений (нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими);

2) воинские дисциплинарные проступки против порядка пребывания на военной службе (самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или гражданином, призванным на военные сборы; неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег, при назначении, переводе, а также из командировки, отпуска или лечебного учреждения; отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени; уклонение от исполнения обязанностей военной службы; исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения);

3) воинские дисциплинарные проступки против порядка несения специальных видов военной службы (нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы); нарушение правил несения пограничной службы; нарушение уставных правил караульной службы; нарушение уставных правил несения внутренней службы; нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне; нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности);

4) воинские дисциплинарные проступки против порядка сбережения военного имущества (умышленные уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование военного имущества; уничтожение или повреждение по неосторожности военного имущества; нарушение правил сбережения вверенного для служебного пользования военного имущества, повлекшее по неосторожности его утрату или повреждение);

5) воинские дисциплинарные проступки против порядка эксплуатации военно-технических средств (нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, военной техникой или правил эксплуатации военной техники, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, уничтожение, повреждение или утрату военного имущества либо иные вредные последствия; нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия);

6) воинские должностные дисциплинарные проступки (непринятие командиром в пределах его компетенции необходимых мер по предупреждению или пресечению дисциплинарного проступка, совершенного подчиненным ему по службе военнослужащим, мер по привлечению военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка либо по устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а равно сокрытие командиром информации о совершении подчиненным ему по службе военнослужащим преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка);

7) административные проступки, за которые военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, в соответствии с КоАП РФ несут дисциплинарную ответственность.

Указанный выше перечень из семи видов объектов воинских дисциплинарных проступков не является исчерпывающим, в реальности довольно часто встречаются дисциплинарные правонарушения против иных объектов, охраняемых военным законодательством: правил воинской вежливости, организации служебной переписки, рассмотрения обращений граждан и др.

Отдельный воинский дисциплинарный проступок посягает на непосредственный объект, который выделяется внутри видового объекта. В качестве такового выступает определенная сторона воинской дисциплины, направленная на обеспечение военно-служебных отношений, которой непосредственно причиняется или создается угроза причинения вреда со стороны военнослужащего.

Субъектом воинского дисциплинарного проступка признается военнослужащий (проходящий военную службу по призыву или в добровольном порядке по контракту) или гражданин, призванный на военные сборы, допустивший нарушение воинской дисциплины.

Объективная сторона воинского дисциплинарного проступка – это внешнее проявление посягательства на охраняемый законодательством объект. Объективная сторона воинского дисциплинарного проступка в качестве слагаемых включает: внешнюю сторону поведенческого акта военнослужащего в форме совершения каких-либо действий или бездействия; вредные последствия или создание угрозы причинения вреда; причинную связь между проступком и последствиями, а также иные обстоятельства (условия, место, время, обстановку совершения проступка).

Обязательным признаком состава любого воинского дисциплинарного проступка является деяние (действие или бездействие), которое всегда представляет собой нарушение правовых норм, правил воинской дисциплины, устанавливающих требования, предъявляемые к военнослужащим (гражданам, призванным на военные сборы), и порядок их выполнения (тех или иных правил исполнения служебных обязанностей), закрепленных правовыми актами. Воинские дисциплинарные проступки могут проявляться в форме действия и в форме бездействия.

Вредные последствия в воинских дисциплинарных проступках представляют собой, прежде всего, причиненные деянием изменения в худшую сторону в охраняемых законом интересах военной службы (ослабление боевой готовности воинских подразделений, неполное выполнение боевых (учебно-боевых) задач, стоящих перед подразделением, падение авторитета командования и т. п.).

По содержанию вредные последствия в воинских дисциплинарных проступках могут быть: а) физическими (например, причинение вреда здоровью военнослужащего); б) имущественными (например, повреждение военного имущества); в) организационными (например, срыв каких-нибудь мероприятий); г) нравственными (унижение чести и достоинства военнослужащего).

Воинские дисциплинарные проступки могут быть с материальным или формальным составом.

Ряд дисциплинарных проступков носят так называемый формальный характер, т. е. для привлечения к ответственности за их совершение не обязательно наличие каких-либо вредных последствий. К ним относятся различные виды уклонений от военной службы, указанные в п. 2 ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Последствия этих деяний носят неопределенный и достаточно многозначный характер.

В воинских дисциплинарных проступках с материальным составом обязательным условием дисциплинарной ответственности является наличие причинной связи между деянием и наступившими последствиями (например, умышленное уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование военного имущества).

Причинная связь в воинских дисциплинарных проступках выражается в действии или бездействии и характеризуется общими признаками. К их числу можно отнести: 1) действие или бездействие при нарушении воинской дисциплины должно быть совершено ранее наступления вредных последствий; 2) действие или бездействие должно быть обязательной причиной наступления вредных последствий, при отсутствии таких действия или бездействия последствия не могут наступить; 3) действие или бездействие должно создавать реальную возможность наступления вредных последствий или обусловливать превращение реальной возможности этих последствий в действительность.

Субъективная сторона слагается из психических процессов, направляющих и корректирующих поведение лица, определяющих степень осознанности военнослужащим своего поведения, характер предвидения вредных последствий, мотивацию поведения, что в целом характеризует вину в форме умысла или неосторожности.

Дисциплинарный проступок признается совершенным умышленно, если военнослужащий осознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления вредных последствий и желал наступления этих последствий либо не желал наступления вредных последствий, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично (п. 4 ст. 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Дисциплинарный проступок признается совершенным по неосторожности, если военнослужащий предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий либо не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия (п. 5 ст. 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

В соответствии со ст. 47 ДУ ВС РФ военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина. От степени вины зависит вид налагаемого на правонарушителя дисциплинарного взыскания (ст. 50 ДУ ВС РФ).

Военнослужащий, который привлекается к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка – с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности. Военнослужащий, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов.

Исходя из конституционного принципа презумпции невиновности военнослужащий, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности такого военнослужащего толкуются в его пользу, что соответствует положению ч. 3 ст. 49 Конституции Российской Федерации. То, что доказано сомнительно, небесспорно, недостоверно, не может быть истолковано во вред военнослужащему, привлекаемому к дисциплинарной ответственности.

Обязанность доказывания факта нарушения военнослужащим воинской дисциплины, за которое последний привлекается к дисциплинарной ответственности, лежит на его командире (начальнике). Запрещается перелагать обязанность доказывания на военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, т. е. требовать от него представления и поиска доказательств в обоснование выдвигаемых им версий, тех или иных положений под угрозой нежелательных для него последствий.

Довольно часто на практике деятельность многих командиров (начальников) по поддержанию воинской дисциплины со стороны вышестоящего командования оценивается по количеству правонарушений в подчиненной им воинской части (подразделении), что является противоправным. Здесь необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 8 ДУ ВС РФ командир (начальник) не несет дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные его подчиненными, за исключением случаев, когда он скрыл правонарушение или не принял необходимых мер в пределах своих полномочий по предупреждению правонарушений и привлечению к ответственности виновных лиц.

Военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности, т. е. одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении в отношении его уголовного дела или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действии (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.

Обстоятельствами, исключающими дисциплинарную ответственность военнослужащего, называются обстоятельства, при наличии которых деяния указанных лиц, внешне подпадающие под признаки воинского дисциплинарного проступка, но совершенные для защиты правоохраняемых интересов и интересов военной службы, не образуют воинского дисциплинарного проступка.

К обстоятельствам, исключающим дисциплинарную ответственность, ст. 28.3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» относит:

– исполнение обязательного для военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, приказа или распоряжения командира;

– необходимую оборону;

– причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;

– крайнюю необходимость;

– обоснованный риск для достижения общественно полезной цели;

– физическое или психическое принуждение.

Указанные обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность, не содержат состава дисциплинарного проступка, поскольку являются общественно полезными и правомерными, поощряются общественной моралью, а причиненный при таких обстоятельствах вред компенсируется социально оправданными последствиями совершенного деяния. Действуя при указанных обстоятельствах, военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, преследует общественно полезные цели, выполняет моральный долг перед обществом. Законодательное закрепление обстоятельств, исключающих дисциплинарную ответственность, признание действий, совершенных при этих обстоятельствах, правомерными стимулирует участие военнослужащих в борьбе с правонарушениями и способствует их уважению к законам.

Не допускается привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности в ряде случаев. К ним относятся:

– отсутствие события воинского дисциплинарного проступка;

– отсутствие состава воинского дисциплинарного проступка;

– совершение воинского дисциплинарного проступка вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;

– повторное привлечение за один и тот же воинский дисциплинарный проступок;

– истечение срока давности совершения воинского дисциплинарного проступка;

– отмена или признание утратившим силу федерального закона либо его положения, предусматривающего дисциплинарную ответственность военнослужащего за совершенное противоправное действие (бездействие), либо положения федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации, которое военнослужащим было нарушено;

– исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с его увольнением с военной службы (отчисление гражданина, призванного на военные сборы, с военных сборов или окончание военных сборов).

Как указал Верховный Суд Российской Федерации, привлечение военнослужащего к административной ответственности исключает его дисциплинарную ответственность за это же административное правонарушение, за которое он уже понес соответствующее наказание[55].

При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка командир, рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, может освободить военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительность определяется исходя из последствий нарушения воинской дисциплины: незначительный размер ущерба или вреда. Законодательство не содержит их перечня или указаний на признаки, позволяющие судить о малозначительности дисциплинарных проступков. Очевидно, это такие нарушения воинской дисциплины, которые не представляют большого общественного вреда и не наносят сколько-нибудь значительного ущерба государственным, общественным интересам либо непосредственно гражданам, а также интересам военной службы.

Дисциплинарная ответственность реализуется посредством применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий. Применять дисциплинарные взыскания могут только прямые начальники, а также начальник гарнизона и военный комендант гарнизона – в предусмотренных ст.ст. 75 – 79 ДУ ВС РФ случаях (за исключением дисциплинарного ареста, который применяется только судьей гарнизонного военного суда).

Дисциплинарные взыскания, которые могут налагаться на военнослужащих, перечислены в п. 2 ст. 28.4 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и зависят от установленной государством меры ответственности за дисциплинарный проступок. К ним относятся:

– выговор;

– строгий выговор;

– лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

– лишение нагрудного знака отличника;

– предупреждение о неполном служебном соответствии;

– снижение в воинской должности;

– снижение в воинском звании на одну ступень;

– снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;

– досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;

– отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования;

– отчисление с военных сборов;

– дисциплинарный арест.

Вышеприведенный перечень является исчерпывающим, а дисциплинарные взыскания в нем приведены в порядке возрастания степени строгости: от выговора – наименее строгого дисциплинарного взыскания до дисциплинарного ареста – наиболее строгого.

Дисциплинарные взыскания могут быть подразделены на две следующие группы: а) дисциплинарные взыскания, приведение в исполнение которых не требует совершения каких-либо дополнительных, кроме самого наложения взысканий, т. е. выражения принятого решения (его объявления), действий; б) дисциплинарные взыскания, приведение в исполнение которых требует совершения каких-либо дополнительных, кроме самого наложения взысканий, действий.

Применение дисциплинарных взысканий, указанных в первом случае, сводится, по существу, к объявлению взысканий, т. е. применение их совпадает по содержанию совершаемых при этом действий с наложением взысканий. К ним относятся выговор и строгий выговор.

Решение о наложении дисциплинарного взыскания может быть выражено (объявлено) в устной или в письменной форме (в письменном приказе, в предписании).

В зависимости от того, оглашается принятое решение о наложении дисциплинарного взыскания или нет, дисциплинарные взыскания могут быть подразделены на две следующие группы: а) дисциплинарные взыскания, объявляемые лично виновному; б) дисциплинарные взыскания, объявляемые виновному в присутствии других военнослужащих (относящихся к названным в ДУ ВС РФ составам военнослужащих).

Право выбора одного из двух указанных способов объявления о наложенном дисциплинарном взыскании принадлежит, как правило, командиру (начальнику), который объявляет о наложенном взыскании. При этом, он должен учитывать, прежде всего, предусмотренные ДУ ВС РФ правила объявления взысканий, а также степень общественной опасности проступка и личные качества виновного. Действующими нормативными правовыми актами не запрещено наложение более строгих дисциплинарных взысканий, минуя более мягкие.

Дисциплинарные взыскания в зависимости от состава действий, которыми взыскания приводятся в исполнение (реализуются), и длительности срока, в течение которого они приводятся в исполнение, могут быть классифицированы на следующие группы: а) дисциплинарные взыскания, приводимые в исполнение однократным действием (например, лишение нагрудного знака отличника); б) дисциплинарные взыскания, приводимые в исполнение в течение предусмотренного в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» или ДУ ВС РФ срока путем совершения совокупности определенных действий (например, дисциплинарный арест).

Дисциплинарные взыскания по характеру неблагоприятных социально-правовых последствий их применения для виновных могут быть классифицированы на следующие группы:

а) дисциплинарные взыскания, применение которых влечет неблагоприятные последствия морального характера (например, выговор, строгий выговор, лишение нагрудного знака отличника);

б) дисциплинарные взыскания, применение которых влечет ограничение некоторых прав, предоставляемых военнослужащим (например, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег);

в) дисциплинарные взыскания, применение которых влечет для виновного ограничение нематериальных благ (например, ограничение свободы при применении дисциплинарного ареста);

г) дисциплинарные взыскания, применение которых неблагоприятно отражается (или может отразиться) непосредственно на условиях и порядке прохождения виновным военной службы (например, досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта; отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования; отчисление с военных сборов; снижение в воинском звании, снижение в должности, предупреждение о неполном служебном соответствии).

Применение дисциплинарных взысканий дифференцировано по составам военнослужащих и формам прохождения ими военной службы (по призыву или по контракту), что позволяет обеспечить возможность индивидуального подхода при определении наказания, применяемого к конкретному военнослужащему. Следующие дисциплинарные взыскания могут применяться:

– лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег и лишение нагрудного знака отличника – к солдату, матросу, сержанту или старшине, проходящему военную службу по призыву;

– предупреждение о неполном служебном соответствии – к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту на воинской должности (должности), и гражданину, призванному на военные сборы;

– снижение в воинском звании на одну ступень и снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности – к солдату, матросу, сержанту или старшине и гражданину, призванному на военные сборы в качестве солдата, матроса, сержанта или старшины;

– досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта – к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, за исключением высших офицеров и курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования;

– отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования – к курсанту военного образовательного учреждения профессионального образования;

– отчисление с военных сборов – к гражданину, призванному на военные сборы;

– дисциплинарный арест – ко всем военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, за исключением офицеров, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, не приведенных к Военной присяге (не принесших обязательство), а также военнослужащих, не достигших возраста 18 лет, и военнослужащих женского пола;

– выговор, строгий выговор – ко всем военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы.

Однако во всех случаях, вне зависимости от вида применяемого дисциплинарного взыскания и категории правонарушителя, при объявлении военнослужащему дисциплинарного взыскания указываются причина наказания и суть дисциплинарного проступка (ст. 91 ДУ ВС РФ).Ведь главное назначение дисциплинарного взыскания – это профилактика правонарушений в будущем.

Обстоятельствами, смягчающими дисциплинарную ответственность, признаются:

– раскаяние военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;

– добровольное сообщение военнослужащим о совершенном им дисциплинарном проступке командиру;

– предотвращение военнослужащим, совершившим дисциплинарный проступок, вредных последствий дисциплинарного проступка, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

– совершение дисциплинарного проступка в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств.

Воинское должностное лицо или судья военного суда, применяющие к военнослужащему дисциплинарное взыскание, могут признать смягчающими и иные обстоятельства.

Обстоятельствами, отягчающими дисциплинарную ответственность, признаются:

– продолжение противоправного действия (бездействия), несмотря на требование командира прекратить его;

– повторное совершение такого же дисциплинарного проступка, если за первый дисциплинарный проступок к военнослужащему уже применялось дисциплинарное взыскание и оно в установленном порядке не снято;

– совершение двух и более дисциплинарных проступков, ни за один из которых к военнослужащему не было применено дисциплинарное взыскание, а также совершение одного действия (бездействия), содержащего признаки двух и более дисциплинарных проступков;

– совершение дисциплинарного проступка группой военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы;

– совершение дисциплинарного проступка в состоянии опьянения.

Воинское должностное лицо или судья военного суда, применяющие к военнослужащему дисциплинарное взыскание, в зависимости от характера совершенного дисциплинарного проступка могут не признать какое-либо из указанных обстоятельств отягчающим. В то же время перечисленные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они квалифицируются как дисциплинарный проступок.

Устное замечание не является дисциплинарным взысканием (в отличие от замечания, налагаемого на работника по ТК РФ) и не влечет юридических последствий для нарушителя воинской дисциплины. Оно может выражаться в следующих формах:

– напоминание военнослужащему о его обязанностях и воинском долге;

– предупреждение, замечание, строгое указание на упущения по службе.

При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности выяснению подлежат определенные факты и обстоятельства, имеющие значение для привлечения к дисциплинарной ответственности, подлежащие установлению с помощью доказательств. Данные обстоятельства составляют предметную область доказывания и иначе называются предметом доказывания. К таким обстоятельствам относятся:

– событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

– лицо, совершившее дисциплинарный проступок;

– вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;

– данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;

– наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;

– обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;

– обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;

– причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;

– другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Доказательствами при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности являются любые фактические данные, на основании которых командир или судья военного суда, рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, устанавливает наличие или отсутствие указанных обстоятельств. В качестве доказательств допускаются:

– объяснения военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности;

– объяснения лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности;

– заключение и пояснения специалиста;

– документы;

– показания специальных технических средств;

– вещественные доказательства.

В целях пресечения дисциплинарного проступка, установления личности нарушителя, а также подготовки материалов о дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения к военнослужащему могут быть применены следующие меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке: доставление; задержание; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем или гражданине, призванном на военные сборы, досмотр транспортного средства; изъятие вещей и документов; временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей; отстранение от управления транспортным средством; медицинское освидетельствование.

Принятию решения о наложении дисциплинарного взыскания должно предшествовать разбирательство [56], которое проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.

Под разбирательством понимается проводимая командирами (начальниками) и иными специально назначенными лицами деятельность по собиранию доказательств, на основании которых могут быть установлены обстоятельства, подлежащие выяснению при привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности.

Можно выделить следующие стадии разбирательства дисциплинарных проступков:

– установление факта совершения дисциплинарного проступка;

– назначение разбирательства;

– собирание и рассмотрение собранных доказательств;

– составление протокола – только по факту совершения грубого дисциплинарного проступка;

– принятие решения;

– исполнение решения;

– обжалование и пересмотр решения.

Последняя стадия является факультативной и реализуется в случае жалобы привлеченного к дисциплинарной ответственности либо соответствующего решения вышестоящих органов военного управления.

Разбирательство проводится по каждому факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка. Поводами к назначению разбирательства являются:

1) непосредственное обнаружение командирами (начальниками), иными должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события дисциплинарного проступка;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, инспектирующих лиц, проверочных комиссий и т. п. материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события дисциплинарного проступка;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события дисциплинарного проступка;

4) явка с повинной военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок.

Поводы только в том случае влекут за собой начало проведения разбирательства, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки дисциплинарного проступка, т. е. при наличии соответствующего основания дисциплинарной ответственности.

Разбирательство может проводиться как самим командиром (начальником), так и назначенным им лицом; в устной или письменной форме по решению командира (начальника), назначившего его проведение. Однако материалы разбирательства о грубом дисциплинарном проступке оформляются только в письменном виде (ст. 81 ДУ ВС РФ) с составлением протокола о грубом дисциплинарном проступке.

Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников). При этом, военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок.

При разбирательстве устанавливаются следующие обстоятельства совершения дисциплинарного проступка:

1) действительно ли имел место проступок;

2) событие дисциплинарного проступка: где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен; в чем он выразился;

3) наличие вины (форма вины) в действии (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами; мотивы совершения проступка;

4) данные, характеризующие личность военнослужащего (прежнее поведение виновного, продолжительность его нахождения на военной службе, степень знания порядка несения службы, время нахождения в воинской должности и др.);

5) наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;

6) обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;

7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;

8) причины и условия, способствовавшие совершению проступка;

9) другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Срок разбирательства не должен превышать 10 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении подчиненным дисциплинарного проступка.

Для установления обстоятельств совершения дисциплинарного проступка группой военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, может проводиться одно разбирательство в отношении всех военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих дисциплинарную ответственность военнослужащего, разбирательство не начинается, а начатое разбирательство прекращается.

В случае если в ходе разбирательства установлено, что в действии (бездействии) военнослужащего усматриваются признаки преступления, лицо, проводящее разбирательство, обязано незамедлительно доложить об этом в установленном порядке командиру воинской части (должностному лицу гарнизона) и действовать в соответствии с его указаниями. Как правило, такой доклад оформляется в форме рапорта об обнаружении признаков преступления, по которому дознавателем или следователем проводится проверка в порядке, предусмотренном ст.ст. 144 – 145 УПК РФ.

В случае когда обстоятельства совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка установлены ранее проведенными по данному факту ревизией, проверкой или административным расследованием либо материалами об административном правонарушении, разбирательство командиром воинской части может не назначаться. Если разбирательство не назначается, командир воинской части назначает офицера для составления протокола и определяет срок его составления, который не должен превышать трое суток.

По окончании разбирательства по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка лицо, проводящее разбирательство, составляет протокол о грубом дисциплинарном проступке (если грубый дисциплинарный проступок совершен группой военнослужащих, протокол о грубом дисциплинарном проступке составляется в отношении каждого военнослужащего, участвовавшего в совершении этого дисциплинарного проступка). Протокол о грубом дисциплинарном проступке подписывается составившим его лицом и военнослужащим, в отношении которого он составлен. Копия протокола под расписку вручается военнослужащему, в отношении которого он составлен.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится после проведения разбирательства, но до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности, установленной в один год. Данный срок следует исчислять с того дня, когда о совершенном (т. е. оконченном) проступке впервые стало известно командиру (начальнику), имеющему право налагать дисциплинарные взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, независимо от того, им или другим командиром (начальником), который также имеет такое право, произведено наложение дисциплинарного взыскания. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется.

Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, находящемуся в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений осуществляются после его вытрезвления.

Командир (начальник) вправе принять решение о наказании военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, своей властью либо в срок до 10 суток представить по подчиненности вышестоящему командиру (начальнику) материалы разбирательства о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка для принятия решения (ст. 81 ДУ ВС РФ).

При назначении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность. Вместе с тем, выбор конкретного дисциплинарного взыскания определяется по субъективному усмотрению командира (начальника).

Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если дисциплинарный проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) или при исполнении других должностных или специальных обязанностей, в состоянии опьянения или если его последствием явилось существенное нарушение внутреннего порядка. Запрещается за один и тот же дисциплинарный проступок применять несколько дисциплинарных взысканий, или соединять одно взыскание с другим, или применять взыскание ко всему личному составу подразделения вместо наказания непосредственных виновников.

Необходимо обеспечить своевременность применения взысканий. Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Следует учитывать, что применение взыскания сразу же за совершением дисциплинарного проступка военнослужащим повышает эффективность этой меры. При наложении дисциплинарного взыскания командир (начальник) не должен унижать личное достоинство подчиненного и допускать грубость. За действия, унижающие человеческое достоинство подчиненного, начальник несет ответственность. В случае нарушения указанного требования командир (начальник) в зависимости от того, в чем выразилось такое нарушение, может быть привлечен к дисциплинарной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

Исполнение дисциплинарного взыскания прекращается досрочно в случаях:

– отмены решения о применении дисциплинарного взыскания;

– отмены или признания утратившим силу федерального закона либо его положения, предусматривающего дисциплинарную ответственность военнослужащего за совершенное противоправное действие (бездействие), либо положения федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации, которое военнослужащим было нарушено;

– гибели (смерти) военнослужащего, привлеченного к дисциплинарной ответственности, признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим;

– исключения военнослужащего, привлеченного к дисциплинарной ответственности, из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов).

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток со дня применения дисциплинарного взыскания подать жалобу вышестоящему по отношению к наложившему на него дисциплинарное взыскание должностному лицу. Независимо от обращения к вышестоящему командованию такой военнослужащий вправе в течение трех месяцев с момента объявления ему дисциплинарного взыскания оспорить привлечение его к дисциплинарной ответственности в судебном порядке.

Контрольные вопросы и задания:

1. Назовите основные отличия дисциплинарной ответственности военнослужащих от иных видов юридической ответственности.

2. Перечислите грубые дисциплинарные проступки.

3. Охарактеризуйте основания и условия привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности.

4. Назовите основные меры дисциплинарной ответственности, применяемые к военнослужащим.

5. Раскройте условия освобождения военнослужащих от дисциплинарной ответственности.

6. Назовите основные этапы процедуры привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: