double arrow

Шилов Евгений Григорьевич


В 50-60-е годы прошлого столетия имя этого человека не сходило с афиш Народного театра ЛМЗ. О художнике, актёре и просто интересном человеке Евгении Григорьевиче Шилове говорили и писали много.

Его имя до последних дней появлялось в печати. Последняя персональная выставка к 80-летию была событием в культурной жизни нашего города.

Любовь к рисованию, как и у многих, была с детства. Помнит свои первые настоящие акварельные краски, купили их, когда он пошёл в школу. С тех пор он с ними не расставался. Рисовал он так хорошо, что учителя отправили его рисунки на Всесоюзную детскую выставку в Москву. Так школьник из далёкой Лысьвы стал победителем конкурса. Получил тогда он Диплом 1 степени, а денежную премию 20 рублей отправили в Фонд обороны – началась война.

В 15 лет пошёл Женя в ремесленное училище осваивать токарное дело. После окончания училища вытачивал боеголовки к снарядам. О том. Что Шилов хорошо рисует, на заводе помнили, и через год направили его в художественную мастерскую для занятий наглядной агитацией. И начал Евгений с братом Аркадием писать партийные лозунги и портреты вождей рисовать. Ленин, Сталин, Молотов, Хрущёв, Брежнев – полная обойма членов Палитбюро. Самой крупной работой стал портрет Брежнева – 10 Х 15 метров.




Были и другие заказы. Например, во времена антиалкогольной агитации Евгений Григорьевич целую серию плакатов посвятил ей. Натурщиками служили пьяницы, недостатка на улицах в них не было. Плакаты были разосланы в разные организации.

Сам художник считал это обычной работой, но когда вырывался на природу, на Чусовую или в Кын, забывал обо всём. Он немало путешествовал по стране. И все его ощущения на холстах. Знаменитые камни на Чусовой, утро на Алтае, берег Байкала, не раз бывал в Хохловке.

Всё, что улавливал глаз художника, отражалось на его картинах. Его работоспособности можно было позавидовать.

Евгений Шилов был человеком одарённым. Пробовал себя в скульптуре. Писал декорации к спектаклям для народного театра, потом и сам увлёкся сценой. Играл Тихона в «Грозе» А. Островского, Эдвина в «Сильве» В. Кальмана. Пел драматическим тенором и тенором второй октавы.

И всё-таки делом своей жизни считает живопись. Своей приверженностью к пейзажу он заразил многих начинающих художников, отправляться с этюдником на пленер и оставаться один на один с лесом, речкой, рощей.

Глядя на его картины проникаешься тишиной, свободой. Кажется, что он всегда спешил, боялся упустить момент. Он понимал, что всё в природе неповторимо, ловил миг. Он писал до последнего своего часа.

Мне осени так бесконечно мало,

Но не такой, когда и дождь и снег.

Мне хочется. Чтоб солнце утопало



В листве и красках словно человек.

Чтоб вместе с ним осенние соцветья

Заставить жить очередной виток,

Чтоб вновь и вновь, и не одно столетье,

Искрилось солнце между строк.

В школьной коллекции находится 12 картин, в основном пейзажи.

«На берегу реки» «Март» «Ночное»

«Зимка» «Речка Гусиновка» «Тропинка в лесу» «Чусовая. Столбы»

«Зимнее утро» «Перед грозой» «Хмурый день»

«Перед телевизором» «Осенний пейзаж»

«А. Н. Брагин –

мастер исторического жанра»

Имя Александра Николаевича БРАГИНА хорошо известно любителям живописи. Он — участник городских и областных выставок самодеятельных художников. Им созданы сотни произведений на разные темы. Работа в разных жанрах — исторические полотна и натюрморты, иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина и уральские пейзажи — позволяет мастеру не только вести непрерывные поиски формы, но и выражать свое мироощущение.

Родился художник в голодном 1929 году в селе Березовка Пермской области. В детстве подолгу рассматривал иллюстрации в журналах «Родина» и «Нива», срисовывал картинки, дарил их родным и друзьям.

В 1943 году Александр Николаевич приехал в Лысьву и поступил в ремесленное училище. До конца войны вместе с другими подростками точил снаряды. После войны работал художником-оформителем в цехе оцинкованной посуды, фасоно-литейном, штамповальном и ремонтно-строительном цехах. Во Дворце культуры Лысьвенского металлургического завода делал эскизы деко­раций Народного театра драмы.



Александр Николаевич не получил художественного образования, но ему повезло на учителей. Первым его наставником стал художник из Баку Иван Федорович Лушников. В 1960-е годы Брагин занимался в студии ДК ЛМЗ у Германа Андреевича Малькова, известного в те годы художника и педагога. Немало для творческого роста дало и знакомство с заслуженным художником России пермяком Олегом Дмитриевичем Коровиным.

Одно из центральных мест в творчестве Брагина занимают картины, посвященные истории родного края: «Пуск Лысьвенского завода», «Утро углежогов», «Суксунский медеплавильный завод». Привлекали его и образы людей, обладавших незаурядным моральным духом и силой воли, такие как Емельян Пугачев. Многие считают, что искусство должно возвышать, облагораживать, показывать образцы красоты. По мнению Александра Николаевича, их негде взять в нашей жестокой жизни. Не случайно в одном из интервью он сказал: «Я рисую фотографическую реальность и правду. История признает только достоверность и факты».

Его картины на современную тему личные, глубоко выстраданные («Гринпис», «Русь», «Семеро с ложкой, один с сошкой»).

Автор серьезно и критически осмысливает время, в котором живет. Оно быстротечно, и нужно успеть рассказать о нем так, как умеет только он, Александр Брагин. Художник переводит в живописные метафоры нашу непростую повседневную жизнь со всеми ее радостями и печалями, он создает и увековечивает символы прошлого, размышляет о судьбе отдельного человека и судьбе народа.

Тревожным отголоском в картинах звучит тема Великой Отечественной войны, трагедию которой он пережил. Наиболее известные работы этой серии: «Время собирать камни», «Подростки — фронту», «Сбор колосьев».

Каждый по-своему судит о творчестве А. Н. Брагина, произведения которого вызывают и восторг, и неприятие. Однако не подлежит сомнению то, что его картины обладают подкупающей простотой, честностью и искренностью.

Работы Александра Николаевича хранятся в Лысьвенском историко-художественном музее, в художественно-этнографическом центре школы №13, в Суксунском историко-краеведческом музее.

Война остаётся в прошлом…

Подумайте, какой бы знак вы поставили в конце предложения «Война остаётся в прошлом» - вопросительный, восклицательный или многоточие?

Познакомившись с картинами лысьвенского художника Александра Брагина

«Сбор колосьев», «Время собирать камни», «Подростки - фронту», можно попытаться поставить нужный знак. Этот триптих – автобиография автора. В начале Великой отечественной войны он, мальчишкой, собирал колоски в родном колхозе «Мир» Лысьвенского района. Отблески взрывов далёкого фронта освещают изнурённые голодом и непосильной работой стариковские лица ребятишек и потерявшего ногу на фронте председателя. С трепетом прижала к груди колоски - последнюю надежду на спасение от голода бабушка ребятишек. Кто помнит об этом, наверное, поставит знак вопроса.

А нынешние дети спросят: неужели это было?

Фронтовик лысьвенец Сергей Селиванов пишет:

Память снова кадром – долей,

Как в непрошенном кино

Воскрешает, чаще с болью,

Что пора забыть давно…

Здесь, пожалуй, больше подойдёт и знак печали и боли – многоточие...

Картина «Время собирать камни» - из времени учёбы Саши Брагина из деревни Валюшино, в те суровые годы даже пятиклассников из окрестных деревень забирали учиться в Лысьву заводским профессиям в ремесленное училище. А после учёбы ребята грузили в вагонетки металлолом для мартеновских печей. Это серые разбитые каски, серая боевая техника с мест боёв. Груда искореженного металла – памятник фашистскому варварству и войнам вообще. Здесь надо кричать о том, чтобы это не повторилось, и поставить восклицательный знак!

Третья картина из триптиха – «Подростки – фронту» говорит сама за себя. На ней художник изобразил себя более взрослым – уже токарем, хотя ему всего-то13 лет. Не хватало роста, чтобы достать до станка, и Александр стоит на ящике. На картине Брагин зашифровал в предметах свои инициалы и предлагает их найти.

«Подростки фронту»

«Время собирать камни» «Сбор колосьев»

«Поэт и время» «Умершее бытие» «Гринпис»

«На побывку к старости» «Утрачена вера» «Деревня Матвеево»

«Биологическая перестройка» «Село Берёзовка» «Автопортрет»

«Зри в корень» «Проза жизни» «Семеро с ложкой, один с сошкой»

Вьюгов Владимир Константинович –

человек - легенда,

Почётный гражданин города, изобретатель, конструктор,

руководитель авиамодельной школы в ДДЮТ, художник,

поэт, человек слова и чести.







Сейчас читают про: