В 50-60-е годы прошлого столетия имя этого человека не сходило с афиш Народного театра ЛМЗ. О художнике, актёре и просто интересном человеке Евгении Григорьевиче Шилове говорили и писали много.
Его имя до последних дней появлялось в печати. Последняя персональная выставка к 80-летию была событием в культурной жизни нашего города.
Любовь к рисованию, как и у многих, была с детства. Помнит свои первые настоящие акварельные краски, купили их, когда он пошёл в школу. С тех пор он с ними не расставался. Рисовал он так хорошо, что учителя отправили его рисунки на Всесоюзную детскую выставку в Москву. Так школьник из далёкой Лысьвы стал победителем конкурса. Получил тогда он Диплом 1 степени, а денежную премию 20 рублей отправили в Фонд обороны – началась война.
В 15 лет пошёл Женя в ремесленное училище осваивать токарное дело. После окончания училища вытачивал боеголовки к снарядам. О том. Что Шилов хорошо рисует, на заводе помнили, и через год направили его в художественную мастерскую для занятий наглядной агитацией. И начал Евгений с братом Аркадием писать партийные лозунги и портреты вождей рисовать. Ленин, Сталин, Молотов, Хрущёв, Брежнев – полная обойма членов Палитбюро. Самой крупной работой стал портрет Брежнева – 10 Х 15 метров.
|
|
Были и другие заказы. Например, во времена антиалкогольной агитации Евгений Григорьевич целую серию плакатов посвятил ей. Натурщиками служили пьяницы, недостатка на улицах в них не было. Плакаты были разосланы в разные организации.
Сам художник считал это обычной работой, но когда вырывался на природу, на Чусовую или в Кын, забывал обо всём. Он немало путешествовал по стране. И все его ощущения на холстах. Знаменитые камни на Чусовой, утро на Алтае, берег Байкала, не раз бывал в Хохловке.
Всё, что улавливал глаз художника, отражалось на его картинах. Его работоспособности можно было позавидовать.
Евгений Шилов был человеком одарённым. Пробовал себя в скульптуре. Писал декорации к спектаклям для народного театра, потом и сам увлёкся сценой. Играл Тихона в «Грозе» А. Островского, Эдвина в «Сильве» В. Кальмана. Пел драматическим тенором и тенором второй октавы.
И всё-таки делом своей жизни считает живопись. Своей приверженностью к пейзажу он заразил многих начинающих художников, отправляться с этюдником на пленер и оставаться один на один с лесом, речкой, рощей.
Глядя на его картины проникаешься тишиной, свободой. Кажется, что он всегда спешил, боялся упустить момент. Он понимал, что всё в природе неповторимо, ловил миг. Он писал до последнего своего часа.
Мне осени так бесконечно мало,
|
|
Но не такой, когда и дождь и снег.
Мне хочется. Чтоб солнце утопало
В листве и красках словно человек.
Чтоб вместе с ним осенние соцветья
Заставить жить очередной виток,
Чтоб вновь и вновь, и не одно столетье,
Искрилось солнце между строк.
В школьной коллекции находится 12 картин, в основном пейзажи.
«На берегу реки» «Март» «Ночное»
«Зимка» «Речка Гусиновка» «Тропинка в лесу» «Чусовая. Столбы»
«Зимнее утро» «Перед грозой» «Хмурый день»
«Перед телевизором» «Осенний пейзаж»
«А. Н. Брагин –
мастер исторического жанра»
Имя Александра Николаевича БРАГИНА хорошо известно любителям живописи. Он — участник городских и областных выставок самодеятельных художников. Им созданы сотни произведений на разные темы. Работа в разных жанрах — исторические полотна и натюрморты, иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина и уральские пейзажи — позволяет мастеру не только вести непрерывные поиски формы, но и выражать свое мироощущение.
Родился художник в голодном 1929 году в селе Березовка Пермской области. В детстве подолгу рассматривал иллюстрации в журналах «Родина» и «Нива», срисовывал картинки, дарил их родным и друзьям.
В 1943 году Александр Николаевич приехал в Лысьву и поступил в ремесленное училище. До конца войны вместе с другими подростками точил снаряды. После войны работал художником-оформителем в цехе оцинкованной посуды, фасоно-литейном, штамповальном и ремонтно-строительном цехах. Во Дворце культуры Лысьвенского металлургического завода делал эскизы декораций Народного театра драмы.
Александр Николаевич не получил художественного образования, но ему повезло на учителей. Первым его наставником стал художник из Баку Иван Федорович Лушников. В 1960-е годы Брагин занимался в студии ДК ЛМЗ у Германа Андреевича Малькова, известного в те годы художника и педагога. Немало для творческого роста дало и знакомство с заслуженным художником России пермяком Олегом Дмитриевичем Коровиным.
Одно из центральных мест в творчестве Брагина занимают картины, посвященные истории родного края: «Пуск Лысьвенского завода», «Утро углежогов», «Суксунский медеплавильный завод». Привлекали его и образы людей, обладавших незаурядным моральным духом и силой воли, такие как Емельян Пугачев. Многие считают, что искусство должно возвышать, облагораживать, показывать образцы красоты. По мнению Александра Николаевича, их негде взять в нашей жестокой жизни. Не случайно в одном из интервью он сказал: «Я рисую фотографическую реальность и правду. История признает только достоверность и факты».
Его картины на современную тему личные, глубоко выстраданные («Гринпис», «Русь», «Семеро с ложкой, один с сошкой»).
Автор серьезно и критически осмысливает время, в котором живет. Оно быстротечно, и нужно успеть рассказать о нем так, как умеет только он, Александр Брагин. Художник переводит в живописные метафоры нашу непростую повседневную жизнь со всеми ее радостями и печалями, он создает и увековечивает символы прошлого, размышляет о судьбе отдельного человека и судьбе народа.
Тревожным отголоском в картинах звучит тема Великой Отечественной войны, трагедию которой он пережил. Наиболее известные работы этой серии: «Время собирать камни», «Подростки — фронту», «Сбор колосьев».
Каждый по-своему судит о творчестве А. Н. Брагина, произведения которого вызывают и восторг, и неприятие. Однако не подлежит сомнению то, что его картины обладают подкупающей простотой, честностью и искренностью.
Работы Александра Николаевича хранятся в Лысьвенском историко-художественном музее, в художественно-этнографическом центре школы №13, в Суксунском историко-краеведческом музее.
Война остаётся в прошлом…
|
|
Подумайте, какой бы знак вы поставили в конце предложения «Война остаётся в прошлом» - вопросительный, восклицательный или многоточие?
Познакомившись с картинами лысьвенского художника Александра Брагина
«Сбор колосьев», «Время собирать камни», «Подростки - фронту», можно попытаться поставить нужный знак. Этот триптих – автобиография автора. В начале Великой отечественной войны он, мальчишкой, собирал колоски в родном колхозе «Мир» Лысьвенского района. Отблески взрывов далёкого фронта освещают изнурённые голодом и непосильной работой стариковские лица ребятишек и потерявшего ногу на фронте председателя. С трепетом прижала к груди колоски - последнюю надежду на спасение от голода бабушка ребятишек. Кто помнит об этом, наверное, поставит знак вопроса.
А нынешние дети спросят: неужели это было?
Фронтовик лысьвенец Сергей Селиванов пишет:
Память снова кадром – долей,
Как в непрошенном кино
Воскрешает, чаще с болью,
Что пора забыть давно…
Здесь, пожалуй, больше подойдёт и знак печали и боли – многоточие...
Картина «Время собирать камни» - из времени учёбы Саши Брагина из деревни Валюшино, в те суровые годы даже пятиклассников из окрестных деревень забирали учиться в Лысьву заводским профессиям в ремесленное училище. А после учёбы ребята грузили в вагонетки металлолом для мартеновских печей. Это серые разбитые каски, серая боевая техника с мест боёв. Груда искореженного металла – памятник фашистскому варварству и войнам вообще. Здесь надо кричать о том, чтобы это не повторилось, и поставить восклицательный знак!
Третья картина из триптиха – «Подростки – фронту» говорит сама за себя. На ней художник изобразил себя более взрослым – уже токарем, хотя ему всего-то13 лет. Не хватало роста, чтобы достать до станка, и Александр стоит на ящике. На картине Брагин зашифровал в предметах свои инициалы и предлагает их найти.
«Подростки фронту»
«Время собирать камни» «Сбор колосьев»
«Поэт и время» «Умершее бытие» «Гринпис»
«На побывку к старости» «Утрачена вера» «Деревня Матвеево»
|
|
«Биологическая перестройка» «Село Берёзовка» «Автопортрет»
«Зри в корень» «Проза жизни» «Семеро с ложкой, один с сошкой»
Вьюгов Владимир Константинович –
человек - легенда,
Почётный гражданин города, изобретатель, конструктор,
руководитель авиамодельной школы в ДДЮТ, художник,
поэт, человек слова и чести.