Текущая ситуация

Обнинск - первый в России наукоград. Его история – это история города мирного атома. Сердцем Обнинска без сомнения является Первая в мире АЭС, созданная силами Физико-энергетического института (ФЭИ). В настоящее время Первая АЭС выводится из эксплуатации, и в планах Музейного клуба ГНЦ РФ-ФЭИ (далее МК), создать на ее базе музейно-образовательный комплекс, куда бы помимо Первой АЭС, музея ФЭИ и МК входила бы еще школы-лаборатории. Статус радиационно-опасного объекта, а АЭС останется таковым даже по окончании ее вывода из эксплуатации, создает преграду для получения ею статуса музея. Пока найдено временное решение. Первая АЭС существует как «Отраслевой мемориальный комплекс». При участии МК получен Сертификат на присвоение Первой в мире АЭС статуса «Выдающийся Памятник науки и техники». В культурном плане это означает, что Первая в мире АЭС официально должна быть взята под государственную охрану.

Обнинск и по настоящее время является признанным научным центром мирового значения. В Обнинске действуют 10 научно-исследовательских институтов. В НИИ города работает около тысячи докторов и кандидатов наук. Ряд сформировавшихся здесь научных школ получил международное признание, в том числе школа теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В городе Обнинске имеются люди профессионально владеющие передовыми интеллектуальными технологиями и методами будучи участниками движения ТРИЗ в самых его основаниях. Но, к сожалению, и в городе и в ФЭИ отсутствует изобретательская среда, в которой могла бы воспроизводиться целевым образом изобретательская деятельность.

В настоящее время в РФ и Обнинске в частности, система детско-юношеского научно-технического творчества, хорошо развитая в Советском Союзе, целью которого была профессиональная ориентация и начальное обучение подростков и молодёжи ориентированной на изобретательскую деятельность, почти утрачена. За редким исключением различные кружки при дворцах пионеров, центров ДОСААФ и школах сохранились, но, к сожалению, в них эксплуатируется устаревшее оборудование и применяются методики, которыми трудно привлекать современную молодёжь, «глубоко погруженную» в цифровой мир. Примером сохранившегося муниципального, многопрофильного учреждение детского дополнительного образования г. Обнинска является Центр развития творчества детей и юношества «Эврика». ЦРТДиЮ «Эврика» [1] - это школы, студии, ансамбли, творческие объединения, секции, в которых обучаются учащиеся школ города, начиная от 4-х до 18 лет.

В настоящее время усилиями Министерства экономического развития РФ (МЭР) в тесном контакте с Ассоциацией инновационных регионов России (АИРР)[2] уже создается собственная саморазвивающуюся сеть Центров молодёжного инновационного творчества, интегрированных в мировое технологическое пространство благодаря взаимодействию с международной сетью Fab Lab. Работа по созданию Центров ведется в ряде российских регионов, среди них: Томская, Иркутская[3], Калужская, Пензенская области, Санкт-Петербург, в Москва[4], в Красноярском крае и в Республике Татарстан планируется развернуть самую большую сеть. В настоящее время разработана программа функционирования Центров, ведется работа по инфраструктурному обеспечению и комплектации лабораторий оборудованием. Финансовую поддержку проекту оказывают Министерство экономического развития и АИРР. Общая стоимость программы составляет 350 млн. рублей. Всего планируется создать свыше 35 Центров инновационного творчества для молодежи.

Сейчас (начиная с 2010 года) во всех регионах России идет активное внедрение образовательных программ ЛЕГО. Практика применения методик LEGO Education наиболее распространена в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинской области, а также в Екатеринбурге, Казани, Перми, Красноярске, Тюмени и Воронеже[5]. Можно говорить о целой сети Центров LEGO, между членами которой, проводятся конкурсы, проводится Всемирная Олимпиада Роботов, происходит обмен опытом, постоянно повышается уровень оснащения и качество преподавания. LEGO Education разрабатывает и производит на базе конструктора ЛЕГО наборы и образовательные методики, предназначенные для профессионального педагогического использования. Наборы сформированы по различным предметам учебного курса для учеников разных возрастов, поставляются в комплексе с методическими указаниями и программным обеспечением на русском языке. Более подробно о LEGO Education смотрите в Приложении А.

Заинтересованные участники:

− Администрация города Обнинска

− Губернатор Калужской области

− Правительство Российской Федерации (министерство Культуры, министерство экономического развития и др.)

− Госкорпорация Росатом

− Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере[6]

− ГНЦ РФ ФЭИ

− Научно-производственные объединения г. Обнинска

− Совета молодых ученых Калужской области

− Общественные организации с близкими идеями (Общероссийская организация «Молодая инновационная Россия»[7])

− Обнинский институт атомной энергетики (ИАТЭ)

− Благотворительные фонды

− UNESCO

− Международный совет музеев (International Council of Museums, ICOM)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: