Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Виды воображения. Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов




Особенности воображения

Физиологические механизмы

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения можно воспользоваться схемой.

Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно. Первый такой способ - агглютинация, т. е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.

Второй способ - гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гуливер, Мальчик Спальчик.

Третий известный способ создания образов фантазии - схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.

Пятый способ - акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.

В психологии познавательных процессов не выработано единого определения воображения. В каждом из предлагаемых определений авторами подчеркиваются те стороны, которые, по их мнению, являются наиболее яркими и важными чертами воображения, отличающими его от других психических процессов. Основным содержанием процесса воображения большинство авторов считает преобразование представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, приведение образов в новое сочетание.

Отличительной чертой воображения можно считать то, что оно обязательно протекает в наглядном плане, хотя возникающие образы и не имеют оригинала в действительности, причем эти образы невозможно Получить ни эмпирическим, ни логическим путем. В качестве материала воображения обычно выступают образы предметов, ситуаций, обстоятельств, а также, по мнению некоторых авторов, и мысли, идеи. Основным действием в процессе воображения является представливание, направленное на воспроизведение того или иного представления и на мысленное изменение его.




Существует и другая точка зрения, согласно которой воображение не рассматривается как самостоятельный психический процесс, поскольку, по мнению сторонников этой точки зрения, преобразование образа и открытие нового, традиционно выделяемые в качестве основных признаков воображения, являются необходимыми сторонами любого процесса чувственного отражения действительности и функциями всех психических процессов.

Традиционно видами воображения считают пассивное и активное, различающиеся по степени сознательного и активного отношения человека к действительности. Пассивное воображение в свою очередь, делится на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное, проявляющееся, как правило, в пограничных состояниях), а активное - на творческое, представляющее собой создание новых, оригинальных образов и идей, и воссоздающее, основанное на создании образов, соответствующих описанию. Некоторые авторы, однако, отрицают целесообразность разделения воображения на воссоздающее и творческое, поскольку всякое деление познания на репродуктивное и продуктивное неправомерно уже потому, что исключает какую бы то ни было возможность перейти от первого ко второму. Особенность же собственно творческого воображения заключается в том, что оно является процессом в основе своей сознательным, протекающим при активной деятельности мышления субъекта и подчиненным прямо или косвенно осознаваемой задаче - научной, художественной, практической.



По временной направленности виды воображения можно раз делить на ретроспективное (воображение-воспоминание); воображение непосредственно включенное в совершаемую деятельность, и воображение, направленное на будущее.

По характеру возникновения образов воображение может подразделяться на конкретное, регулятором которого выступают конкретные образы и идеи, и абстрактное, выражающееся в создании символов, схем.

В зависимости от вида деятельности, в процессе которой функционирует воображение, выделяются техническое, музыкальное, научное, художественное и другие виды воображения.

Характеризуя воображение как «сквозной психический процесс, симметричный памяти, но противоположного направления», Л.М.Веккер предлагает классификацию, в основе которой лежат особенности материала, предмета психической деятельности. Такой подход позволяет выделить сенсорно-перцептивное воображение (собственно образное), включающее зрительное, слуховое, двигательное, пространственное и, вероятно, другие виды воображения, словесно-логическое (концептуальное), выступающее как элемент мышления; эмоциональное. Как особый вид выделяется оперативное воображение, определяемое как активное функционирование образов воображения в качестве программы деятельности.

Показатели продуктивности воображения отмечают новизна, оригинальность и осмысленность переработки данных опыта; широта оперирования образами, понимаемая как возможность выполнять преобразования из различного материала, тип оперирования (доступный способ преобразования), который может характеризоваться либо изменением положения воображаемого объекта, либо изменением его структуры, либо комбинацией этих преобразований.

Воображение может быть четырех основных видов(см. рисунок 2).

Рисунок 2 - Основные виды воображения

Активное воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение - при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).

С процессом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. По картинам И.И. Шишкина, например, ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с "документальной" точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX века И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являются поиском формы, максимально приближенной к копированию действительности.

В искусстве источником любого направления может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Однако никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основной творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства воображения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображения предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д.

Поэтому с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир - фантасмагория, иррациональная образность, за которой - вполне очевидные реалии. Например, плодом такого воображения является роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита", фантастика братьев Стругацких и др. Обращение к столь необычным и причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим "я", вживаясь в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в литературе.

Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях.

Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.

Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.

Но есть и другие виды воображения - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.

Диагностические методики необходимы для выявления как одаренности, так и задержки психического развития с целью своевременной помощи ребенку. Разработка методик актуальна также и в теоретическом плане как условие отбора достоверного и систематизированного материала для решения фундаментальных проблем психологии детского возраста. В свою очередь, диагностика зависит от фундаментальной науки, от того, какое содержание усматривается в том или ином психическом явлении. Для того чтобы выявить теоретическое обоснование методик, рассмотрим характеристики воображения у разных авторов.

Еще в начале века Т. Рибо [9] рассматривал воображение как процесс создания представлений, комбинирование нового из элементов старого. Автор утверждал, что воображать — значит, изображать. Такая характеристика позволяет положить в основу диагностики представления ребенка, когда он комбинирует предметную среду или кого-то изображает.

Имеются и другие свидетельства в пользу такого подхода. С.Л. Рубинштейн [11; 269] подчеркивал, что основной момент изображения — «возникновение и формирование целостного образа-представления», в этом заложено преобразование элементов действительности. По Ж. Пиаже [6], образ есть не просто след воспринятого, но его активная копия; воображение основано на действии как форма имитирования. Дж. Брунер [2] еще более тесно связывает изображение с действием, подчеркивая, что у детей вначале наблюдается представление действием и только позднее — представление образами.

Связь представления с действием позволяет создавать диагностические методики для доречевого периода развития, используя такие ситуации, когда ребенок изображает, подражает или преображает предметную среду. По мысли Л. С. Выготского, воображение складывается в игре, которая отличается «созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие» [2; 348]. Д.Б. Эльконин [13] рассматривает мнимую ситуацию в игре как модель социальных отношений. Моделирование, обобщение, схематизация, замещение и перенос действий на новые игрушки автором положены в основу анализа игры и мнимой ситуации.

Более развитые формы фантазии исследовал И.М. Розет [10], выделивший ее важнейший механизм — отстранение — возможность наблюдать создаваемые образы как бы со стороны. В исследовании О.М. Дьяченко [5] показано, что высокий уровень развития воображения проявляется как вариантность создаваемых ребенком образов. Бескорыстная познавательная активность и варианты способов действия считаются главными характеристиками творческой личности также в исследованиях креативности.

В.В. Давыдов [3; 9] характеризует воображение как фундаментальную способность, связанную «с умением человека видеть целое раньше его частей, ... не произведя еще его детального анализа». Такое представление позволяет построить диагностические методики на фактах опредмечивания бесформенных объектов, наделения предметов несвойственными функциями и значениями, создания целостной картины события по его фрагменту и т. п.

Перечисленные феномены были обнаружены у детей раннего возраста в проведенном нами исследовании [7]. Воображение предстает как спонтанная познавательная активность ребенка по созданию новых представлений в следующих показателях.

1. Перекомбинирование предметной среды путем переноса предмета в разные условия, использования в новой функции или придания ему новых, несвойственных значений и названий (игровое отношение ребенка к окружающему).

2. Называние (опредмечивание) бесформенных объектов.

3. Иллюстрирование (детализация) словесных сообщений изобразительными действиями,— активность «Покажи, как».

4. Словесное «дорисовывание» (детализация) краткого сообщения или нечетко воспринимаемого события.

5. Моделирование игровыми средствами: а) текущих событий, б) прошлых впечатлений, в) словесных сообщений.

6. Перенос сюжета на другие игрушки. Игра по схеме известного сюжета.

7. Варьирование игровых действий, учет специфики персонажа.

8. Обособление позиции персонажа, диалог с игрушкой.

9. Диалог по телефону с несуществующим абонентом.

10. Режиссерская игра.

Выбранные нами показатели соответствуют основным характеристикам воображения: способности воссоздать целостный образ-представление по отдельным элементам; создавать мнимые ситуации путем перекомбинирования элементов прошлого опыта и моделирования действительности игровыми средствами; способности отстраняться и видеть воображаемое как бы со стороны.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Построение методик диагностики определяется общей концепцией развития психики. Следуя культурно-исторической теории, многие известные психологи не считают тестирование достаточно объективным методом диагностики, поскольку тесты игнорируют сотрудничество взрослого с ребенком. Л.С. Выготский [2; 197] подчеркивал: «Каждая высшая психическая функция появляется в процессе развития поведения дважды: сначала как форма сотрудничества или взаимодействия.., а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка... как внутренний процесс». Следовательно, процедура исследования воображения детей раннего возраста должна предусматривать не простое тестирование, но взаимодействие взрослого с ребенком в игровых формах поведения.

С.Я. Рубинштейн [12] настаивает на включении в процедуру диагностики — помощи взрослого ребенку, помощи дозируемой и четко учитываемой.

Л.А. Венгер [4] подчеркивает необходимость строить диагностику с учетом не только результатов, но и процесса и способов решения заданий.

Диагностика развития детей раннего возраста представляет особую трудность, поскольку «интеллект ребенка слишком нестабилен» (Ж. Пиаже). Значимый вклад в решение этой проблемы сделан Э. Л. Фрухт. Подчеркивая быстрый темп, неравномерность и скачкообразность развития детей раннего возраста, автор считает, что в методиках должны быть даны: «... название показателя, срок его формирования; материал, необходимый для проверки развития; ситуация проверки, методика определения развития... поведение ребенка, свидетельствующее о выполнении или невыполнении задания» [6; 158]. Ситуация проверки полусвободная; ребенка проверяют в группе, в привычной обстановке, используя игрушки и пособия.

Ниже предлагаются 10 методик диагностики фантазии у детей раннего возраста на доречевом и раннеречевом уровнях. Методики варьированы с учетом позиции взрослого в сотрудничестве с ребенком. Усиление меры помощи служит показателем невысокого уровня воображения. Предусматривается: 1 — выполнение задания без какой-либо помощи взрослого (высокий уровень развития); 2 — выполнение после минимальной помощи взрослого в виде параллельного действия, образца (средний уровень); 3 — выполнение после побуждения взрослого и прямого показа (уровень ниже среднего). Обследование должно включать повтор ситуации через 2—3 дня, с тем, чтобы заметить уровень обучаемости, продвижение ребенка. Методики учитывают не только возраст, но и уровень таких психических свойств или умений, без которых ребенок не сможет выполнить требуемое задание, т. е. условие предъявления задания. Учет показателей рекомендуется фиксировать в таблице, где по вертикали обозначаются задания а), б), в), а по горизонтали вариант сложности их 1), 2), 3). Успехи ребенка отмечаются знаком «+» или «-». В примечании фиксируют словесные или эмоциональные реакции.

ДИАГНОСТИКА ДОРЕЧЕВЫХ ФОРМ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ДО 2,5 ЛЕТ





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 4249; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8300 - | 7922 - или читать все...

Читайте также:

 

18.207.136.184 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.006 сек.