Портрет. Quot;Петина Надежда Гавриловна

Quot;Петина Надежда Гавриловна

При бурном развитии разного рода массовых средств связи кажется парадоксом отсутствие полноценной и доброкачественной информации об общественных процессах, происходящих в регионах России. Особенно это касается культуры. На самом деле культура российских городов развивается, в отличие от советских времен, без оглядки на "центр", вполне в контексте мировых процессов, конфликт глобального и локального давно себя изжил. Не мудрено, что подлинным открытием стало изобразительное искусство Оренбурга. Оно и в СССР, благодаря творчеству отдельных художников, начиная с 1970-х годов, выделялось на общем фоне. Сегодня это большой коллектив людей, работающих как в русле своих самобытных традиций, так и во всем широком диапазоне современного изобразительного творчества.

Об Оренбургском союзе

Первые наиболее подробные сведения
о художниках Оренбуржья
начали появляться с ХIХ в. Здесь работали
крепостные художники,
были и художники-передвижники, многие из
которых известны и далеко
за границами области.
Начиная с ХIХ в. возникали различные
сообщества и коллективы
оренбургских художников - "Союз художников и
живописцев","Ассоциация художников революционной
России", кооперативное
товарищество "Художник"; в 1940 г.
был создан Оргкомитет
Союза художников.
Война отодвинула создание организации
"Союз художников России",
и только 17 мая 1954 г. было создано
"Оренбургское отделение
Союза советских художников". Смена политического
режима закономерно
вызвала изменение названия,
но структура осталась той же.
В 2004 г. организация
отметила свой 50-летний юбилей.
Первым Председателем был избран Варламов С.А.,
он стал автором
первых систематизированных публикаций об
оренбургских художниках.
При нем был построен Дом художника на
ул. Ленинской, 28 "а",
первый музей изобразительного искусства.
Союз объединил под своим
началом выпускников Пензенского, Казанского,
Ярославского художественных училищ,
Московского Суриковского художественного
института и Ленинградского института им. Репина.
Творческий симбиоз оренбургских и "приезжих"
художников создал коллектив ярких,
талантливых личностей, разных по виденью мира,
темпераменту,художественному почерку. Благодаря
их деятельности создано много
блестящих произведений, ставших классикой
отечественного искусства.
Они вписаны и в историю культуры Оренбуржья,
и в историю российского
изобразительного искусства. Внесли свой вклад
художники разных направлений: живописцы,
скульпторы, графики, художники
декоративного искусства, сценографы. Обращение их
к темам исторического прошлого, воспевание родной
природы, людей, хороший художественный
уровень многих произведений, постоянное участие
художников во всех проводимых в стране выставках,
приобретение работ оренбургских художников
отечественными и зарубежными музеями и галереями
- все это говорит о том, что творческая жизнь
оренбургских художников не прекращается.
Оребуржцы одними из первых в России в 90-х гг. стали
показывать свое творчество за рубежом. В 70-х гг.
под руководством Г.А, Глахтеева появилось первое
в Оренбуржье объединение художников "Академия Садки".
Заслуженно славятся регулярно организуемые выставки
"100 картин оренбургских художников", успешно
экспонировались они и в Москве.
В выставочных залах Оренбурга, в других городах России
и за рубежом выставляются картины оренбургских художников
разных поколений. Работы мастеров области есть в
Третьяковской галерее, в Санкт-Петербургском
русском музее, в разных музеях и галереях России и мира.
В Оренбургское отделение ВТОО "СХР" в январе 2005 г. входило
78 членов СХР. Такие художники, как С.Александров, В.Ни,
В.Фроленко, А. Павлов, А. Шевченко и др.
ушли из жизни, но оставили творческое наследие,
их имена вписаны в историю российского и оренбургского
искусства. Большой потерей для Союза оренбургских
художников стала смерть в 2004 г. Ерышева Н.П., народного
художника России, почетного гражданина г.Оренбурга.
В Оренбурге творили и другие художники, которые впоследствии
переехали жить и работать в другие города России или страны
- П. Гергиленко, В. Антонов, Ю. Батуров,
В.Тюлькин, В. Долгов и др. Первое звание
"Заслуженный художник России"
получила Петина Н.Г., в 1974 г. Ныне в Оренбургском
отделении 6 заслуженных художников: Петина Н.Г.,
Григорьев Ю.П., Овчинников А.И., Рысухин Ю.А., Асаев Р.Я.,
Мухамедзянов Ш.Г. Некоторые художники живут и
работают в Бузулуке - это заслуженный работник культуры
России Н. Морозов, Н. Розанов, Н. Тихонова;
в Бугуруслане - П. Харченко, В,Соловьев; в
Подгородней Покровке - Кутуев А.В.;
в Саракташе - Буров А.; в Москве - Григорьев И.,
Григорьев М. и мн. др.
Велик вклад в искусство Оренбургского края и членов
регионального отделения
"Союза художников России" Яблокова Р., Лященко А.,
Просвирина В.,Гилева Ю., Борисовой М., Масловского А.,
Боброва В., Болодурина Н.,
Власенко А., Еременко В., Васильченко А., Преснова А.,
Манахова В., Бочкарева В., Романюка А. и мн. др.
Областная администрация в лице губернатора области
присудила 13 художникам премию и звания лауреатов
конкурса "Оренбургская лира". Талантливые мастера кисти
трудятся на благо и процветание региона, сохраняя
преемственность и внося новые веяния в искусство.
(Энциклопедический словарь биографий современников
"Вся Россия - ХХI век"
Оренбургская область Книга 1)

Скульптор, заслуженный художник РСФСР"

Скульптор, заслуженный художник РСФСР"
Петина Надежда Гавриловна родилась 21
сентября 1932 года в г. Оренбурге в семье
скульптора Гавриила Алексеевича Петина.
Первые навыки искусства ваяния она
приобрела в мастерской своего отца.
В 1950 г. Надежда стала студенткой
скульптурного факультета Института живописи,
скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде.
Ее учителями стали В.В, Лишев и И.В. Крестовский,
которые ввели ее в сложнейший мир пластического
искусства и помогли овладеть профессиональными
навыками.В 1955 г., после отличной защиты дипломной
работы "Пробуждение 1905", Н. Петина вернулась в
Оренбург, и с тех пор ее жизнь, ее творческая судьба
неотделимы от города.
С 1960 г., когда Петина стала членом Союза художников
СССР, и в течение последующих 15 лет она оставалась
в Оренбурге единственным скульптором, и была лишена
возможности творческого общения с коллегами.
Это обстоятельство так же, как и отсутствие мастеров,
готовых перевести в материал рожденное в глине,
пластилине, гипсе, осложняло ее работу.
Рассчитывать приходилось только на себя.
Основная черта характера Надежды Гавриловны
- жизнелюбие. Оно стало источником разнообразия тема,
сюжетов, жанров. Ее любовь к жизни сродни страсти,
одержимости, и, может, потому и избрана скульптура,
позволяющая задуманное реализовать в непосредственно
осязаемых, чувственных образах.
Одной из ведущих в творчестве Надежды Гавриловны стала
женская тема и главный ее мотив - материнство.
Сама Надежда Гавриловна - заботливая мать,
поэтому в ее творчестве часто присутствует образ
женщины. жизнь дарующей, и именно в этом качестве
утверждающей себя.
Но есть еще один образ, который не просто привлекает
своей яркой талантливостью, но и воспринимается
Надеждой Гавриловной как идеал русского человека.
Пушкинская тема стала для нее темой на всю жизнь,
затронувшей её душу настолько, что поэт воспринимается
живым. В мастерской созданы композиции
"Пушкин и няня"(1979),
"Я помню чудное мгновенье..." (1979),
и как итог, синтез многолетних исканий - памятник
"Пушкин и Даль" (1982), установленный в центре Оренбурга.
В её творческом багаже - композиционные работы, портреты,
рельефы, малая пластика, керамика. Скульптор обращается
к разным материалам, ищет пути, делающие их послушными
воле ваятеля, использует богатейшие возможности дерева,
бронзы, глины.
Надежда Гавриловна - человек активный, энергичный. Она
всегда в гуще событий. Многие годы была членом зонального
выставкома, председателем правления Оренбургской
организации СХ. В 1974 г. ей присвоено звание "Заслуженный
художник РСФСР". В 2001 г. Надежда Гавриловна Петина была
награждена Почетной грамотой Академии художеств РФ, а в
2002 г. стала лауреатом золотой Пушкинской медали СХ России.
Работы Н.Г. Петиной находятся в Государственной Третьяковской
галерее, Оренбургском областном музее изобразительных искусств,
Саранской картинной галерее, Суздальском, Красноярском,
Курганском, Барнаульском, Севастопольском, Тобольском
художественных музеях.
(Энциклопедический словарь биографий современников
"Вся Россия - ХХI век" Оренбургская область Книга 1)

Петина Н.Г. "Писатель Н.Ф.Корсунов 2002, гипс Петина Н.Г. "Искусствовед Г. Орлова" 2002, гипс
Петина Н.Г. "Пушкин и Даль." 1994-1998 Бронза. 240х140х90

из статьи
Восхождение к творческим высотам
журнал "Культура и искусство Оренбуржья" №2 2010г.

Оренбургское книжное издательство выпустило в свет альбом, посвященный жизни
и творчеству двух выдающихся скульпторов - Гавриила Петина и его дочери
Надежды Петиной. Красочный, полиграфически безупречно выполнен-
ный фолиант содержит богатый иллюстрированный материал, а также
биографические очерки, искусствоведческие
рецензии, письма и воспоминания, обширную библиографию.

Один из самых значительных этапов творчества Надежды Петиной связан со
скульптурной композицией "Пушкин и Даль". В процессе мучительных поисков
проекта будущего памятника она создала несколько тематических жанровых работ.
"Пушкин и няня", "Я помню чудное мгновенье", портрет в мраморе "Болдинская осень"
и другие. Сколько сюжетных и образных вариантов было прокручено в ее воображении,
прорисовано в эскизах, опробовано на мягком материале! И однажды родился замысел
двух фигурной композиции. Но прошло почти четверть века, прежде чем
авторский оригинал воплотился в бронзе и обрел свое место на гранитном пьедестале,
установленном в уютном сквере исторического центра Оренбурга.
За полвека Н.Г. Петина создала сотни произведений, которые свидетельствуют о широком
профессиональном диапазоне автора. Творения ее неутомимых рук хранятся в 15 музеях
Москвы, Казани, Уфы, Новгорода, Перми, Красноярска, Кургана, других российских
городов. В Оренбурге помимо Пушкина и Даля установлены памятники Кичигину,
Неплюеву, Перовскому. Скульптурная композиция "Скорбящая мать и солдат" венчает
место исторического сражения времен Гражданской войны, монументальное
сооружение в парке Северного жилого массива символизирует подвиг воинов-
интернационалистов; памятники и многофигурные композиции Петиной украшают
многие районы области. Значительная часть авторской коллекции перешла в собственность
местного музея изобразительных искусств, множество работ безвозмездно отдано ею в
организации и учреждения.
В 2008 году заслуженный художник России, лауреат региональной премии
"Оренбургская лира" Н.Г. Петина удостоена
ордена Дружбы, в 2009-м - ордена "Слава нации" ("Золотая звезда"), учрежденного
Национальной комиссией по
общественным наградам, в 2010-м ей присвоено звание "Почетный гражданин города
Оренбурга". Окунуться с головой в рботу - именно такое состояние всегда спасало ее от
житейских невзгод, ведь в личном плане судьба была к ней не слишком-то благосклонна.
Мало того что сама рано лишилась отца, потом пришлось без мужниной помощи растить
ребенка. Но прежние испытания померкли, когда довелось пережить безвременную смерть
единственной дочери, а потом и зятя, остаться одной с малолетним внуком на руках.
И все-таки горе не сломило мою героиню. Она по-прежнему в трудах и заботах.
Теперь 13-летний Андрюша - ее радость и надежда. В этом году он поступил в
Президентское кадетское училище. Хочется верить, что внук вырастет достойным
продолжателем рода.
... Всякий раз, приступая к новому проекту, скульптор ставит перед собой архисложную
задачу: создать не просто узнаваемый персонифицированный портрет или художественный
образ, но зримо и убедительно выразить человеческую душу, ибо она и есть главное
национальное достояние. Вечная устремленность к духовно-нравственным
высотам - вот та метафора, которая стала отправной точкой в творчестве
Надежды Гавриловны Петиной.

"Мистерия красок"

К 70-летнему юбилею оренбургского художника Юрия Григорьева приурочена его персональная выставка, открывшаяся в Оренбургском областном музее изобразительных искусств. Пейзажи Юрия Петровича - это несравненная мистерия красок, погружающая благодарного зрителя в мир фантазии и волшебной феерии.

Юрий Григорьев, уроженец Саратова, получил прекрасное художественное образование - сначала в государственном училище, затем в суриковском институте. В 1964 году он приезжает в Оренбург и остается здесь навсегда. Именно с Оренбургом связано начало его творческого подъема. Редкая зональная, областная, всероссийская, всесоюзная, а то и международная выставка обходилась без участия этого талантливого живописца.

В 1980-е годы и по сей день главным направлением в творчестве Юрия Петровича является пейзаж. Однако пейзажей в академическом их понимании, точно отображающих окружающую природу, на его полотнах не найти. Работы этого живописца - не повествование о природе. Относясь к ней с трепетом и уважением, он дает ей право на самостоятельное, не зависимое от человека право на существование.

Его природа прекрасна, удивительна, а главное - абсолютно самодостаточна. Не случайно в его пейзажах нет места человеку, зато есть место поистине мистерии красок. Юрия Григорьева называют профессиональным колористом, маэстро цвета.

- В последнее время мы привыкли к полутонам - в жизни, в разговоре, творчестве, - говорит куратор выставки, заместитель директора музея изобразительных искусств Лидия Медведева. - Мы боимся сказать "да" или "нет", "люблю" или "не люблю". А у Юрия Петровича - если люблю, так уж люблю, если чего-то не принимаю, того и нет. В его картинах чувствуется темпераментность и человеческая принципиальность.

Далеко не каждому художнику удается успешно совмещать свою творческую деятельность, умение выражать экспрессивное человеческое начало и одновременно разумный взгляд на жизнь с деятельностью педагогической. Юрию Григорьеву это удается. Долгие годы он преподает в Оренбургском областном художественном училище.

- Большая часть художников, которые являются членами Союза художников России, - это выпускники училища, - напомнил первый заместитель директора областного департамента по культуре и искусству Виктор Батеженко. - Поэтому мы очень горды тем, что в этом училище есть такие замечательные педагоги, как Юрий Петрович.

За многолетний труд, за большой вклад в развитие изобразительного искусства Оренбургской области живописцу - юбиляру вручены две благодарности - от министра культуры России и от губернатора Оренбуржья. Хорошим дополнением к ним стал ценный подарок от департамента - профессиональный фотоаппарат.

"Выставка и каталог"

В прошлую пятницу состоялось открытие последней в этом году экспозиции в центральном выставочном зале "Оренбургъ". Ее составили работы местного художника, члена Оренбургской организации ВТОО "Союз художников России" Игоря Смекалова.

Выставка объединила работы очень разные - и по содержанию, и по времени создания. Картины теперь уже прошлого, ХХ века соседствуют с новыми работами. На выставке представлено около ста произведений, среди которых и портреты, и пейзажи, и интерьерные натюрморты. В своих картинах Игорь Смекалов повторяет один мотив в разных вариациях. В картинах Смекалова отражается непосредственность восприятия жизни, сиюминутность настроения, свобода в выборе цвета, композиции и ритма линий.

Игорь пишет с натуры близких людей, свою комнату, натурщиц, натюрморты. Среда, пластические ценности, тайны цвета и света, картина как выражение внутренней жизни художника. Вот проблемы, которые его занимают в живописи.

Одновременно с открытием выставки был представлен каталог работ Игоря Смекалова, вышедший при содействии Печатного дома "Димур". Этот альбом - не просто энное количество иллюстраций, но и раздумья о судьбах современного искусства.

"Искусство забвенное, но не забытое"

Первая персональная экспозиция Рашида Асаева

В областном музее изобразительных искусств проходит выставка Рашида Асаева. Пять залов - редко какая экспозиция занимает столь внушительную территорию, но творениям этого художника необходимо куда более обширное пространство, ведь основное направление, в котором более тридцати лет он работает, - это монументалистика.

В своей творческой биографии Рашид Асаев - многократный участник выставок самого различного уровня: от молодежных до всесоюзных, российских, международных. Но вот персональную экспозицию он представляет впервые. До 18мая у оренбуржцев есть возможность увидеть эскизы монументально-декоративных произведений, связанных с конкретными объектами оренбургской современной архитектуры, и живописные работы.
Начало творчества Рашида Асаева как художника-монументалиста в нашем городе приходится на 1970-1980-е годы, когда он, будучи выпускником Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова, создал мозаичные панно для Дворца культуры "Газовик", торгового центра "Радуга", стадиона "Динамо", рынка в Степном. Его монументальные росписи становятся украшением городской станции юных техников, музея Юрия Гагарина в бывшем летном училище, муниципальной клинической больницы N5, Некрасовской библиотеки.
В конце семидесятых для монументалистов настало время творческой свободы и востребованности, которое, однако, с распадом Советского Союза и закончилось. А что еще более печально, так это состояние когда-то созданных росписей и мозаик, нуждающихся в реставрации.
В годы забвения монументалистики все творчество художника было и остается направленным на станковую живопись. Тут и вспомнились советы народного художника СССР Юрия Королева, у которого в свое время учился в Москве, о том, что необходимо создавать не только монументальные работы, но и уметь писать картины.
Живописные работы Рашида Асаева наполнены светом и всеми оттенками радости от возможности любоваться красотой цветов в палисаднике или в вазе. На других полотнах пейзажи Оренбуржья, приобретающие фантастические, подчас пугающие формы, почти сказочные животные, интерьеры, в которых яркий солнечный свет, кажется, создает дополнительное пространство.
На выставке также представлены эскизы осуществленных проектов и тех, которым суждено остаться только в виде набросков. Здесь фрагменты росписей и макеты зданий, что могли бы быть ими украшены. В этой части экспозиции можно увидеть, в каком виде изначально планировались мозаики на ДК "Газовик", варианты интерьеров обновленного областного драматического театра им. Горького и татарского театра им. Файзи и многие другие небезынтересные работы, ставшие историей архитектуры Оренбурга.
Сейчас у посетителей музея есть возможность открыть для себя неизвестные грани творчества художника, рядом с произведениями которого растет не одно поколение горожан. Вот только как долго еще будут украшать областной центр именно монументальные произведения искусства, уже давно зависит не столько от самого Рашида Асаева, сколько от оренбуржцев.

Алина Савинова фото автора

По материалам газеты "Южный Урал" 30.04.2008г.

Смотреть работы Р.Асаева

"Сотни картин о красоте и победе"

Галереи Оренбурга готовятся к закрытию очередного выставочного сезона, и в эти дни они представляют вниманию любителей живописи самые интересные свои проекты.

В Центральном выставочном зале проходит пятнадцатая выставка "100 картин", объединившая в этом году художников, на чьих персональных и коллективных вернисажах оренбуржцы могли побывать в течение нынешнего сезона.
За годы существования проекта многие его участники прошли путь профессионального становления, выросло и новое поколение художников, для некоторых он становился дебютным. В этом году также уделено внимание молодым живописцам. Впервые в проекте приняли участие Александра Суспицина, совсем недавно ставшая членом Союза художников, и Наталья Абленина. Составили им компанию Светлана Чунихина и Ильдар Гафиятуллин.
Отношение к "100 каротинам" у художников всегда было особым, принять в выставке участие - значит получить своеобразное подтверждение определенной значимости, от этого выставка негласно превращается в творческое соревнование.
Если в самом начале автор проекта Юрий Рысухин сомневался в необходимости вернисажа, то время опровергло все опасения относительно жизнеспособности и востребованности выставки. По ней можно проследить не только развитие живописцев, но и изменение взглядов на искусство своих коллег автора экспозиции. Искусствовед Ольга Кобер вспоминала, что в самом начале Юрий Алексеевич принимал не все направления и стили наших художников, но с годами стал приглашать к участию все новых и новых живописцев, внимательно следя за изменениями в мире нашего искусства.
Очередная экспозиция получилась в основном посвященной красоте жизни и любви как к дорогим людям, так и просто к мелочам повседневности.
Еще одна коллективная выставка, обещающая быть не менее интересной, откроется в галерее "Оренбургъ" в конце лета и будет посвящена юбилею областного центра. Особенностью станет то, что по ее итогам будут определены авторы лучших живописных и декоративно-прикладных работ.

"О моем друге В.Ф. Просвирине"
Из альбома: Вячеслав Просвирин. Живопись.Графика.

Воспоминания оСлаве я начну с института живописи имени Сурикова,
с мастерской под руководством замечательного художника А.А.Дейнеки.

"Сан Саныч" принял в 1959 году шестерых парней и одну девушку ("чтобы
не ругались матом при натурщицах").
С годами нас становилось все меньше и меньше, и в 1965 году мастерскую
монументальной живописи окончили только трое: Просвирин, Писарев и
Абдель Манан Шамма из Сирии.

Мы шли к А.А. Дейнеке не только потому, что любили этого художника, но
знали, что за его широкой спиной можно "живописать" свободнее, чем в
других мастерских.
Расскажу коротко о наших сокурсниках. Теснее всего Слава дружил с
Г.Глахтеевым. Они были неразлучны с Пензы, где закончили художественное
училище. Оба не только учились рядом, но подрабатывали на рекламе в
кинотеатрах. Казалось бы, "халтура"могла мешать живописи, но умение "
"красить" широко и рисовать крупно раскрепощало кисть.

Карло Чиколли, сын итальянского коммуниста, приносил в институт "крамолу"-
монографии художников, которых мы тогда не могли видеть в СССР.

Для того времени характерен эпизод, связанный с выставкой 1964 года в
Манеже(30 лет МОСХ), где бушевал Н.С. Хрущев. В институт заявился
корреспондент газеты " Советская культ ура", стал брать интервью у
студентов. А мы, вместоругани, восхищались выставкой, больше всех хвалил ее
Карло Чиколли. На следующий день вышла статья, где беззастенчиво переврали
наши слова. Карло, как западный человек, естественно, решил потребовать
опровержение, и мы отправились в редакцию газеты. Главный редактор успокоил
итальянца, пообещав напечатать опровержение, и, конечно, обманул!

Абдель М.Шамма обладал ярким декоративным даром, увлекался этнографией
Сирии, в его работах просвечивали признаки наивного искусства.

Неистовый Стаднюк писал своих боксеров черной и красной краской, и только защита
А.А. Дейнеки спасала его (до времени) от исключения из института.

Слава часто бывал у нас дома, здесь он находился среди книг по искусству и работ моего
отца А.И. Писарева, замечательного пейзажиста.

На практику в 1964 году Слава, я и Абдель поехали в Ленинград и в мастерских
Академии художеств выкладывали мозаику из смальты, оставшейся с царских
времен от строительства Исаакиевского собора.

После практики отправились в Таллин, где встретились со студентками 2-го курса
Наташей Нестеровой и Таней Назаренко. Пригласили их и уже всей компанией
поехали в Михайловское к А.С. Пушкину. Посей день целы слайды Пскова, Изборска,
Новгорода. Как молоды и как счастливы мы были тогда!

А за два года до этого путешествия мы со Славой и Чары Амангельдыевым плыли
по Енисею от Красноярска до Дудинки. Увидели Норильск солнечной полярной ночью,
рисовали деревянную Игарку. Просвирина Сибирь не вдохновила, а туркмен Чары
отправился к северным оленям на Диксон. Я же двинулся один на юг, добрался до
Тувы, куда вернулся потом вдвоем с Натальей Нестеровой еще раз и собрал
материал для диплома.

Просвирин на диплом писал студентов, сказался его лирический дар портретиста.
Влияние культурной среды нашей мастерской было очевидно, как и огромный
творческий потенциал Вячеслава.

Об этом я говорил на его юбилейной выставке в Оренбурге, куда был приглашен в
1990 гду и где выделялись великолепные женские образы. Часто перед глазами
возникает работа "Ия с бантом"(1971).

Добрая память о моем друге В.Ф. Просвирине воскресила лучшие годы, прожитые
рядом.

Л.А. Писарев, член Московского отделения Союза художников, председатель
комиссии по культурному наследию Москвы.

Смотреть произведения В.Ф. Просвирина

"Юрий Рысухин. Живопись."
Из статьи к каталогу выставки 2009г.

Пресытившись в советское время изображениями дымящих заводских труб и
рокотом космодромов, нынешнее поколение российских художников почти
отказалось от интимных отношений с техникой. Остались в истории "поэтика
русского пейзажа", лишь изредка мелькнут на какой-нибудь выставке
плакучая березка да дальняя церковка над тихой речкой. Подавляющее
большинство художников ушло в горние сферы, стремясь проникнуть в
потайные уголки сознания посредством разного рода поставангадистских
исканий.
Но существует творчество художников, не подпадающее ни под одну из этих
категорий. Юрий Рысухин - убежденный антиурбанист, но не только. Приметы
современной техники мы обнаружили в его живописи только в двух случаях:
в одной картине стыдливо выглядывает из-за бугра в дальней дали комбайн
да свисает с потолка голая электрическая лампочка в картине "Шум Белого
моря"(2005). Сочиненный им мир - своего рода утопия, греза о "золотом веке",
о котором мечтал еще Овидий. Природа в его картинах вымыта и вычищена
подобно его деревенским интерьерам, и все здесь живет в согласии друг с
другом.
Живопись Рысухина - явление уникальное. Известная истина: для того чтобы
проявился талант, нужна какая-то случайность. В данном случае это были
художники Дмитрий Жилинский и Виктор Ни, конкретнее, их живопись по
левкасу.
Творчески продолжил и развил систему Рысухин. Несведущим напомним, что
это не просто техника, но процесс, требующий особого психологического
подхода. Ее происхождение уходит в глубокую древность, от античности,
через европейское Средневековье, древнюю русскую икону, вплоть до
Рысухина. Левкас - это грунт, который кладется на деревянную основу, он
твердый, белый и гладкий. Отсюда и особая выразительность живописи.
Иконописец, прежде чем браться за кисть, читал специальную молитву.
Неизвестно, как поступает Рысухин, но его живопись также отличается
чистотой, прозрачностью и просветленностью, что не мало говорит и о
душевном складе самого живописца.
Не будем гадать о религиозных чувствах художника, каковы бы они ни были.
Но что левкас связал его с иконой, несомненно. Это чувствуется во многих
работах Рысухина, особенно в подчеркнуто нравственно - этической интона
ции, но иногда приводит и к прямым аналогиям, как в картине "На Онеге"
(2008), в которой изображенная женщина непосредственно ассоциируется
не только с русской Богородицей, нои шире, с образом Богоматери, издавна
принятым в мировой иконописи. Я бы назвал ее "Мадонна озера".
И, странное дело, никаких зримых указаний на сакральность. Напротив,
стоящая в рост на фоне озера и дальнего монастыря женщина с
устремленным на зрителя взором изображена с только что прополоснутым
бельем в руках. Но какой - то "нездешний свет, свет вечности пронизывает
картину, придавая ей ощущение некой "потусторонности".
В искусстве Рысухина превалирует духовная, личностная основа, отход от
штампов при, кзаловь бы, многовековой расхожести сюжетов. Что важно, при
всей натурно детальной насыщенности композиций (но каждая деталь много-
кратно обдумана и выверена, прежде чем войти в картину) - полное отсутствие
иллюстративности. В значительной степени этому способствуют специфические
свойства самой техники живописи по левкасу: ее монументальная декоративность,
подчеркнутая линеарность, локальные массивы цвета, что придает композициям
нарядность и праздничность. Все это совпадает с принципами русской народной
живописи, с которой, как уже было сказано, Рысухин кровно связан.
Прежде всего, народному искусству присуща "детская способность" видеть мир
широко открытыми глазами. У Рысухина это свойство личности воплощено в
своеобразной пластической системе, отыскивающей "наивные" контакты с миром,
и все, что художник знает о мире, он воссоздает исходя из собственного опыта,
снов и видения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: