double arrow

VI. Создание целостного представления но его отдельным элементам. Словесное дорисовываиие (детализация) краткого сообщения или нечеткого воспринимаемого события


V. Перенос освоенного игрового действия на другие игрушки, обобщение и схематизация действия

IV. Моделирование бытовых впечатлений игровыми средствами, умение отобразить в игре события окружающей жизни

Условие: Ребенок хорошо понимает бытовую речь.

Материал: Знакомая ребенку книжка с картинками. Сюжетные игрушки: кукла, мишка, зайка. Нейтральные предметы — заместители игрушек: бумага, мозаика, кисточки и т. д.

Методика выявления:

1) Ребенку вопросами напоминают бытовые ситуации, которые он мог бы смоделировать на игрушках: положив куклу (или мишку, зайку) лицом вниз, взрослый говорит: а) «Плачет-плачет куколка, может конфетку просит?», б) «Может, холодно ей, укутать надо, что же она плачет?», в) «Не плачь, мы тебе книжку почитаем, картинки покажем». Выжидательная позиция взрослого в каждом случае стимулирует ребенка.

2) Взрослый выполняет реальное действие с ребенком и подчеркивает, что игрушки тоже просят об этом: а) «Хочешь конфетку? (дает)... А куколка тоже просит...», б) «Давай оденемся, а то холодно стало (или разденемся — жарко)...» «А куколка совсем замерзла», в) «Хочешь, книжку почитаем?» (читают). «А мишка и зайка не видели картинок, им обидно...»

) Если ребенок не переходит к игре — воспитатель прямо подсказывает, предлагая атрибуты: «Вот ей конфетка, угости; вот ей одеяло укутаться; вот книжка, покажи им картинки» и т. д.

Поведение ребенка: Отображает в игре с куклой действия, выполняемые реально с ним самим. Переносит сюжет на другую игрушку, укутывает ее. Отображает не только действия, но и заботливое отношение к персонажу — игрушке, шепчет ей что-то, гладит, прижимая к себе, заглядывает в глаза.




Условие: Сюжетная игра с куклой. Начало фразовой речи.

Материал: Сюжетные игрушки, в числе которых есть постоянно выбираемые ребенком и такие, какими он играет редко (свинка, верблюд, еж и т. п.). Оборудование для знакомого сюжета: посуда, постель, наряды для куклы и т. п.

Методика выявления:

1) Наблюдаются переносы игровых действий на другие игрушки, которые ставят в поле зрения ребенка.

2) Побуждают ребенка к переносам репликами о состоянии игрушки: а) «А свинке обидно, никто с нею не играет!», б) «Верблюжонок просит, а меня кто покормит?», в) «Ежик плачет, мне никто не повязывал бантик!».

3) Если ребенок не включает в игру другие персонажи, взрослый прямо побуждает: «Покорми верблюдика!» и т. п.



Поведение ребенка: Выполняет игровые действия с куклой в соответствии с представленными атрибутами: угощает чаем или кашей, украшает бантиком, укладывает в постель, баюкает. Аналогично играет со свинкой, верблюдом, ежом (допускается варьирование порядка действий). Ребенок проявляет сочувствие «забытым» игрушкам.

ДИАГНОСТИКА СЛОВЕСНЫХ ФОРМ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2,5 ДО 4-Х ЛЕТ

Условие: Ребенок владеет фразовой речью, охотно общается.

Материал: Словесное сообщение взрослого по поводу окружающих событий.

Методика выявления:

1) Взрослый обращает внимание на реальные, происходящие вокруг события: а) «Вон Танин папа идет, торопится. За кем это он идет?» б) «Собачка лает, пугает кого-то», в) «Дядя Леша приехал, молочка привез, кому же молочко?»

2) Если ребенок не поддерживает рассказ, взрослый сам дает образное описание события: а) «Папа быстро идет, топ-топ-топ, торопится, зовет Танечку. Иди-иди, доченька, к маме пойдем. А мама как встретит Танечку? Что скажет?» — побуждает продолжить рассказ, б) «Ав-ав, лает собачка, уходи, кошка! А кошка как кричит? Мяу — не уйду! А собачка?», в) «Дядя Леша молочко привез,— пейте, дети, молочко! Все детки пойдут в группу, топ-топ и как будут пить молочко, что скажут?»

Поведение ребенка: Повторяет фразы, продолжает рассказ, насыщая подробностями («дорисовывает»), «А Таня руки так (показ) «на ручки». Папа возьмет на ручки, и они топ-топ, пойдут».






Сейчас читают про: