double arrow

II. Опредмечивание (называние) бесформенных изображений, создание образов-представлений по отдельным воспринимаемым деталям


I. Начальная форма перекомбинирования предметной среды.

Игровое отношение к предметам

Условие: Ребенок свободно манипулирует с предметами, знает функциональное назначение бытовых предметов, понимает речь, говорит отдельные слова.

Материал: Столик, 3 бумажные ленточки 15х2,5 см, чашка или кружка, коробка с мелкими предметами разного цвета, формы и величины: пуговицы, зажимы для полотенца, бусинки и т. п. (исключаются слишком мелкие и острые предметы в целях безопасности).

Методика выявления:

1) Взрослый привлекает внимание ребенка к коробке и высыпает содержимое на столик, подчеркнуто любуясь разноцветной мелочью. Наблюдает за действиями ребенка до 30 минут. Отмечает раскованность движений, разнообразие действий с привлекательным предметом, использование его в неспецифической функции, словесные обращения к нему, звукоподражание типа дррр, бух, кусь, ой-ой и т. д.

2) Если ребенок смотрит безучастно, взрослый побуждает его своим примером: а) предмет накрывает коробкой и открывает: Ку-ку, нету! — Вот он! б) переставляет по столу: Топ-

топ! Бух! Ой! Не плачь; в) соединяет концы ленточки и качает предмет на ленточке; г) везет на ленте по столу, по полу: Би-би! Дррр!; д) кладет предмет на голову себе, ребенку: шляпа, бантик. Если ребенок пытается взять,— ему отдают предмет. Если он действует молча, взрослый подговаривает сам.

3) С другим предметом, повторяя ситуации а, б, в, г, д, взрослый побуждает ребенка: «А Петя? Ну-ка, сам!» — и передает предмет ему.

Поведение ребенка: Заинтересован предметом и игровым действием. Пытается взять и действовать самостоятельно. Варьирует место, действия, соединяет предметы, придумывает новое назначение, название, издает звукоподражания, словами обращается к предмету.

Приведем примерную таблицу учета показателей и заключение по данной методике.

Ребенок комбинирует предметную среду с одобрения взрослого и в совместной с ним деятельности. Уровень развития средний. Ребенок не раскрывает своих возможностей: повышенная тревожность, боязнь запретов со стороны взрослого.

Условие: Ребенку нравится рассматривать картинки. Речь — отдельные слова и звукоподражания; свободное понимание бытовой речи.

Материал: Стол, листочки бумаги, цветные карандаши. Можно — мел и асфальт, палочка и песок.

Методика выявления:

1) Взрослый предлагает посмотреть, что будет нарисовано и сам рисует: а) замкнутую кривую, б) ломаную линию (зубцы), в) пересекающиеся отрезки. В каждом случае удивленно спрашивает:

«Ой, что это? Вот что получилось! Что это?»

2) Если ребенок молчит, взрослый предлагает варианты названий вопросительно: «Может, тучка?.. Это булочка, ням-ням?»

3) Взрослый утвердительно поясняет рисунок: «Ой, собачка! Спит, убрала хвостик. Как она спит? (изображает, как склонила голову и закрыла глаза собачка). Бай-бай, спи! А мы еще нарисуем что-то».

Поведение ребенка: Заинтересованно смотрит. «Узнает» изображение, называет. Повторяет названия после взрослого. Изображает нарисованный персонаж действием.

III. Активность типа «Покажи, как», представление действий

Условие: Ребенок понимает речь взрослого.

Материал: Изустное изложение фольклора для детей: сказки «Курочка Ряба» или потешки «Котя, котенька».

Методика выявления:

1) Взрослый неторопливо и выразительно рассказывает, наблюдая за ребенком.

2) Предлагает еще раз послушать: «Я тебе буду рассказывать, а ты мне — покажи, как они там делали». По ходу рассказа просит ребенка: а) покажи, как дед бил-бил..., б) как мышка бежала, в) как хвостиком махнула, г) как дед плачет, баба плачет, д) как курочка жалеет — не плачь дед, не плачь баба.

Аналогично по потешке «Котя-котенька» предлагает показать: а) как детку покачать, б) как платочек на шейку повязать, в) как дают пирога, г) как нальют молочка, д) как котик молоко лакает. После каждого побуждения пауза, ожидание действий ребенка.

3) Если ребенок не пытается изобразить, взрослый рассказывает снова и после паузы дает образец условного действия: «Вот как плачет». Затем снова побуждает: покажи, как...

Исследование можно повторить через день-два, отмечая появление иллюстративных действий.

Поведение ребенка: Стимулируемый рассказом и паузами, ребенок начинает иллюстрировать действия персонажей собственными условными действиями: а) стучит кулачком по столу, б) перебирает ногами или пальцами, изображая плач, закрывает лицо, хнычет, в) гладит себя ладонью, слушая потешку, г) рукой как бы покачивает люльку или встряхивает коляску, д) проводит руками у шеи — повязывает платок, е) складывает пальцы щепоткой и протягивает руку к полу, говорит ко-ко, ж) делает движение кулачком, будто из стакана наливает, з) движение языком («лакает»).


Сейчас читают про: