Второй год жизни. Доречевые формы фантазии
X. Режиссерская игра. Обособление позиции персонажей. Умение изобразить особую, альтернативную позицию игрушки, вести диалог с нею
Условие: Самостоятельная сюжетно-отобразитсльная игра. Свободное владение речью.
Материал: 3 куклы, оформленные по-разному: в одежду взрослого, ребенка и доктора. Колясочка, посуда, шприц.
Методика выявления:
1) Пока ребенок рассматривает игрушки, задает ему вопросы и игровые ситуации: «Зачем кукол по-разному сделали? Кто они? (доктор, мама и дочь)».
— А как же играть с ними? Тогда ты им не мама? Кто ты им? (тетя, бабушка, знакомая, воспитательница детсада).
— Если заплачет малыш, кто его будет качать, успокаивать?
— А если кушать хочет — кто его покормит?
— А заболеет — кто его полечит, прививку сделает?
Пока мы с тобою разговариваем, малыш плачет: а) маму зовет... б) наверное, кушать хочет... в) а может, заболел?..»
2) Если ребенок сбивается на одинаковые действия с любой куклой — ему напоминают от имени куклы-малыша: «Я хочу, чтобы мама меня в колясочке покачала... б) чтобы меня мама накормила... Не хочу укола!»
3) Взрослый полностью ведет сюжетные диалоги, побуждая ребенка поворачивать куклу-малыша то в сторону мамы, то в сторону доктора.
Поведение ребенка: По-разному играет с персонажами: куклу-малыша кладет в коляску, маму ставит перед нею, доктора поодаль. Изображает, что качает и кормит кукла-мама, что она везет малыша к доктору. Наклоняет куклу-доктора над ними. Ведет диалог от имени каждой куклы, передает капризные реплики малыша и уговоры мамы. Сообщает взрослому характеристики персонажей и выражает их действия в речи: «Детка боится, а мама говорит, потерпи немножко!»
Учет показателей. В таблице по вертикали отмечаются ситуации: а), б), в), по горизонтали характер инструкции: 1, 2, 3. Игровые действия обозначаются знаками «+» и «-», словесные реакции штрихом. Самостоятельные варианты сюжета и диалоги отмечаются в примечании.
СВОДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
Оценка уровня развития воображения дается по результатам нескольких методик. Учитывается характер инструкции. Более сложные (№ 1) предлагают самостоятельные проявления фантазии в заданной ситуации и выявляют уровень развития выше среднего; № 2 — средний уровень; № 3 — ниже среднего. Первые четыре методики (I—IV) ориентированы на второй год жизни детей. V—VII — на третий и VIII—Х — четвертый год. Учитывая неравномерность психического развития детей в раннем возрасте, можно ожидать смещения возрастных границ в ту или другую сторону. Данные диагностических методик необходимо подкрепить систематическим наблюдением.
Для ориентира приводим показатели развития воображения детей в действиях с предметами и повседневном общении.
В действиях с предметами
В речевом общении
Комбинирование предметной среды: перемещение и соединение предметом, варьирование действий с одним и тем же предметом.
Участие в мнимых ситуациях, создаваемых взрослым посредством
реальных движений тела ребенка («скачет», «падает») или условными действиями («ку-ку», «коза»).
Условное действие, использование предмета в неосвоенной для него функции; действие, адресованное рисунку или удаленному объекту.
Активность типа «Покажи, как» — изображение персонажа действием. Уточнение (детализация) сообщений и требований взрослого условными действиями «Вот так, да?»
Изображение бытовых ситуаций условными действиями с игрушкой и звукоподражанием.
Одушевление предметов, словесные обращения к ним Опредмечивание, называние бесформенных объектов. Рассказы-интерпретации, ополняющие нечетко воспринимаемые события.
В действиях с предметами
В речевом общении
Придание сюжетных значений действиям с предметами. Переходы от предметной игры к сюжетной и обратно.
Игровое отношение к речи: переносы рече вых форм, варьирование звуков и интонаций, моделирование диалогов.
Создание мнимой ситуации посредством речи и условных действий без предметов. Моделирование в игре впечатлений из разных источников: текущие события, прежние впечатления, разговор окружающих, книги и телепередачи.
Словотворчество. Создание словесных сю жетов по аналогии. Сопереживание персонажам. Личностное включение в сюжеты. Изменение сюжетов под действиеми эмоций, собственные варианты концовок.
Гибкость игровых действий: детализация до уровня реалистических и — схематизация, обобщенность до уровня жеста и названия.
Детализация образов, усиление их яркости.
Яркость образов: устойчивые замещения, нежелание менять функции предмета-заместителя.
Первые попытки изменять образы, дорабатывать в соответствии с идеей, ролью.
Ролевое поведение.
Зарождение образов-идеалов и планов на будущее.
Вариативность позиции игрушки, «несговорчивый ее характер», диалог с нею.
Фантазийная ложь.
Попытки моделировать социальные отношения, создание общей схемы ролевого сюжета и вариантов ее выполнения.
Страхи.