double arrow

Динамика развития внешнего облика растительной группы в различные возрастные периоды


Зрительное увеличение (а) и сокращение (б) длины аллей

Прием периодического раскрытия пейзажей

Постоянная стрижка деревьев и кустарников, тщательный уход за цветочными партерами способствуют сохранению регулярных насаждений в течение длительного времени. В противном случае растения принимают присущие им естественные формы.

В садово-парковых ландшафтах, сконструированных по мотивам природных ландшафтов — лесных, луговых и т. п., процесс формирования протекает иначе. При их создании основной целью садово-паркового строительства является достижение возможно более полного и гармоничного развития растений или определенного типа насаждений. В данном случае стремление паркостроителя не противоречит естественному развитию растений и слагаемых ими фитоценозов, а, наоборот, благодаря проведению различных агротехнических мероприятий способствует более быстрому их росту. При этом изменение форм растений должно все больше приближать парк к задуманному образу.

Художественные качества насаждений на каждой фазе их развития в огромной степени зависят от мастерства паркостроителя, непосредственно формирующего ландшафт. До того, как будут достигнуты требуемые качества, объект озеленения должен пройти целый ряд фаз или стадии, значительно отличающихся друг от друга в хозяйственном, санитарно-гигиеническом, эстетическом отношениях. Продолжительность каждой фазы зависит от главной породы, составляющей древостой, и условий произрастания. В лесоводстве считается, что для всех пород Первая фаза «подрост или разреженный молодняк» обычно длится 10 лет, вторую фазу — «чащи» — растения проходят в возрасте от 10 до 20 лет, третью фазу — «жердняка» — от 20 до 30 лет, четвертую — «приспевающих насаждений» — от 30 до 40 лет. В садах и парках при хорошем уходе за насаждениями эти фазы могут протекать быстрее, и все же для полного развития насаждений, особенно из медленно растущих пород, необходимы десятилетия. Чтобы достичь фаз «средневозрастных» или «спелых» насаждений, для березы требуется 20—25 лет, для сосны — 30—40 лет, для дуба — около 50 — 60 лет. Для паркостроителя первоначальный период формирования насаждений особенно важен. Хотя парки строятся в расчете на развитие в течение столетий, само их строительство вызывается запросами и нуждами сегодняшнего дня. Именно поэтому парковый строитель стремится имеющимися в его распоряжении средствами обогатить чаще всего маловыразительные молодые насаждения, сократить продолжительность первоначального периода. Основными из этих средств являются: создание насаждений посадкой крупных деревьев и кустарников; образование временных насаждений из древесных пород, обладающих быстрым ростом в первый период развития; применение загущенных посадок, быстро декорирующих территорию и стимулирующих прирост деревьев в высоту; широкое использование кустарников и травянистых растений, дающих быстрый декоративный эффект.

А — первый этап. Возраст деревьев 10 лет. Создание загущенных посадок (1500 деревьев на 1 га) в целях ускоренного развития древесных пород в группе;

Б — второй этап. Вид группы через 20 лет после посадки. В результате постепенного удаления угнетенных экземпляров (прореживание) для 50—60 % оставшихся декоративных растений созданы благоприятные условия произрастания;

В — третий этап. Вид группы через 50 лет. Проявление индивидуальных свойств древесных пород. Количество растений в группе соответствует задуманному (1 — береза, 2 — ель, 3 — клен, 4 — ива);

Г — четвертый этап. Вид группы через 90 лет. Основные лиственные породы, составляющие группу, достигают предельной высоты. Рост ели продолжается;

Д — пятый этап. Вид группы через 120 лет. Периметральное оформление группы светолюбивыми растениями после удаления лиственных древесных пород, потерявших декоративный облик. Ель занимает доминирующее положение;

Е — шестой этап. Вид группы через 150 лет. Декоративные свойства сформировавшейся группе придают березы, приобретшие к этому времени плакучую форму кроны

Традиционные способы пейзажной организации растительности могут широко использоваться при создании современных садов и парков. Однако развитие строительной и садово-парковой техники, большие масштабы и ускоренные темпы работы по озеленению, изменившиеся условия эксплуатации мест массового отдыха влияют на выбор композиционных приемов. Например, свободная пейзажная планировка парка с крупными массивами и полянами облегчает механизацию работ. Это предопределяет применение приемов, построенных на контрастах плотных загущенных древесных массивов (они лучше сопротивляются повышенным рекреационным нагрузкам, быстрее набирают высоту) и обширных пространств чистого газона с включением компактных групп крупномерных деревьев и деревьев-солитеров. Регулярные посадки в виде групп простой геометрической формы также отвечают требованиям механизации при строительстве и уходе в отличие от дробной мелкомасштабной планировки с мелкими группами сложной конфигурации в плане. Если живые изгороди обрамляют крупные или криволинейные площадки, желательно проектировать их с учетом габаритов садово-парковых машин и радиусов их поворота, например с радиусом закругления не меньше 5—8 м. Живые изгороди целесообразно размещать вдоль проездов и параллельно им, не включать в изгороди деревья, опоры освещения. Это позволяет резко сократить дорогостоящий ручной труд.

В практике градостроительства нередко возникает необходимость создания парков и садов в безлесной местности, с тяжелыми почвенно-климатическими условиями (в Нижнем Поволжье, Казахстане, Среднеазиатских республиках, полупустынных районах Азербайджана и т. д.). На композиционные решения здесь влияет комплекс дополнительных по сравнению с условиями средней полосы факторов, таких, как выбор приемов искусственного орошения, специальные агротехнические приемы посадок в грунтах, лишенных естественного плодородия, меры защиты от избыточной радиации. Для массовых посадок подбирают наиболее устойчивые породы деревьев, кустарников, лиан, способные мириться с недостатком влаги, переносить избыточную минерализацию грунтовых вод и т. д. При необходимости посадок в особо неблагоприятных условиях используется траншейно-дренажный способ с заменой местного грунта на привозной плодородный. Подобные приемы, естественно, предопределяют особенности композиции будущих парков, бульваров, насаждений во дворах, на набережных: более регулярная планировка, рядовые посадки тенистых деревьев вдоль дорог, парков, арыков, по периметру площадок для отдыха. В Баку, чтобы скрыть голую землю, разбитую на поливные гряды, устраивают специальные зеленые бордюры, высаживают кустарники под пологом деревьев. Деревья группируются в сомкнутые куртины, которые хорошо противостоят сильным ветрам, обеспечивают затенение дорожек. В Ашхабаде, где создать большие газоны невозможно, применяют почвопокровные растения (люцерну), используют вьющиеся растения типа винограда пятилистного. Для быстрейшего затенения дорожек в первые годы после закладки парков № пешеходных аллей используются искусственные солнцезащитные устройства (тенты, навесы, трельяжи, перголы) с применением лиан.

Топиарное искусство. Первые сведения о фигурной стрижке растений относятся к Древнему Риму. А. Регель в книге «Изящное садоводство и художественные сады» (1898) пишет: «Плиний Старший гордился не одним только пейзажем и не одной архитектурой своего угодья, а чуть ли не всего более — партерами, расположенными в виде геометрических фигур, буксусами, подстриженными в виде шара, различными деревьями и кустами, подрезанными так, что появлялось либо имя владельца, либо подпись «топиария» (садовника), либо фигура корабля, пирамиды, шара, какого-нибудь зверя и т. п. Искусство подрезки, еще при Августе введенное неким Мастием, входило в курс обязательных знаний садовника и ценилось выше всего».

Искусству стрижки деревьев и кустарников придавалось важное значение в древнеримских садах, которые нередко превращались в выставки произведений топиарного искусства.

Наивысшего расцвета искусство формовки деревьев и кустарников достигло в регулярных садах. Дворцовые ансамбли — французский Версаль и австрийский Шенбрун — во многом прославились благодаря своим безукоризненно правильным зеленым стенкам, аркам, коридорам, образующим замысловатые геометрические рисунки.

В Россию топиарное искусство проникло во времена Петра I и было впервые применено в Летнем саду и Петергофе.

В XVIII в. своим умением стрижки лип, тиссов, буксусов прославились голландские садоводы, которые кропотливо, не считаясь со временем, создавали высокохудожественные, к сожалению неповторимые и несохранившиеся произведения.

Когда регулярные парки уступили место ландшафтным, искусство стрижки растений стало применяться значительно реже, но и в наше время в парках Европы, особенно в Англии и Голландии, как правило на небольших участках парков и садов или традиционно в исторических дворцово-парковых комплексах, стрижка деревьев находит применение.

Декоративные геометрические формы, фигуры животных, птиц из стриженых растений можно увидеть в парках Индии и США. В городе обувщиков Партизанске (ЧСФР) в центре клумбы на одной из площадей высится из вьющейся зелени и цветов необычной башмачок. Зоопарки с животными из вечнозеленых деревьев и кустарников созданы в Мехико и вьетнамском городе Нончхай.

Деревья и кустарники обрезают, стригут, подвязывают, переплетают ветви, начиная с момента посадки растений и добиваясь придания им задуманной формы.

Основные формы стрижки деревьев и кустарников: высокие зеленые стенки, живые изгороди, бордюры, фигуры, сложные композиции, отдельно стоящие на партерах растения-солитеры. Степень стрижки определяется композицией и меняется от легкого подравнивания, небольшой корректировки направления роста веток до серьезной обрезки, прививки черенками с целью придания растениям необходимых сложных фигур.

Простая формовка геометрической фигуры (пирамиды, конуса, параллелепипеда, куба) начинается с земли или штамба, при сложной создающей композиции из нескольких элементов возможны различные варианты их сочетания.

Результат зависит от декоративных качеств выбранных растений, художественного вкуса и мастерства садовника, его терпения в выполнении скрупулезной, трудоемкой работы. Регулярность и умелое использование приемов фигурной стрижки могут значительно повысить декоративные достоинства парка или сада.


Сейчас читают про: