double arrow

Постижение Л—П-перехода


Перевернутый рисунок: осуществление перехода в П-режим

Знакомые вещи становятся непохожими на себя, когда они перевернуты “вверх ногами”. Мы автоматически назначаем, где у предметов, которые мы наблюдаем, верх, низ, боковые стороны, и ожидаем видеть вещи, ориентированные обычным способом — т. е. нужной стороной вверх. Когда вещи находятся в прямом положении, мы можем узнавать их, называть, распределять по категориям, сопоставлять то, что видим, с накопленными воспоминаниями и общими представлениями.

Когда же изображение перевернуто вверх ногами, визуальные “ключи” не подходят к нему. Мозг, сталкиваясь с необычным образом предмета, приходит в замешательство. Мы видим только формы и участки света и тени. Мы особо не возражаем против рассмотрения перевернутой картины, если только нас не просят назвать изображенное на ней. Тут уж задача становится обескураживающей.

Даже хорошо известные лица на перевернутых изображениях бывает трудно узнать и назвать. Например, рис. 4-6 представляет собой фотографию известного человека. Вы узнаете, кто это?

Вам, вероятно, придется перевернуть фотографию, что бы понять, что это изображение знаменитого ученого Альберта Эйнштейна. Даже после того, когда вы выяснили, кто это, перевернутое изображение, вероятно, продолжает выглядеть странным.

Переворачивание создает проблемы узнавания и с другими изображениями (см. рис. 4-7). В перевернутом виде вы, вероятно, с трудом узнаете даже свой собственный почерк, хотя вы свыкались с ним в течение многих лет. Чтобы проверить это, найдите какую-нибудь старую запись, сделанную вашей рукой, и попробуйте прочитать ее в перевернутом виде.

Сложное же изображение, вроде перевернутого вверх ногами рисунка Тьеполо (рис. 4-8), практически не поддается расшифровке. Разум (левое полушарие) просто отказывается анализировать его.

Рис. 4-6. Фото Филиппа Хальсмана.

Рис. 4-7. При подделывании подписей мошенники переворачивают оригинал вверх ногами, чтобы четче видеть точные очертания букв, фактически, чтобы включить режим художественного восприятия.

Рис. 4-8. Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770). Смерть Сенеки. Воспроизводится с разрешения Чикагского института изобразительного искусства, собрание Джозефа и Элен Регенштейн.

Перевернутое рисование

Мы воспользуемся этим пробелом в способностях левого полушария, чтобы дать П-режиму шанс взять верх на некоторое время.

Рис. 4-9 — это рисунок Пикассо, на котором изображен композитор Игорь Стравинский. Изображение перевернуто вверх ногами. Вам нужно скопировать перевернутое изображение. Рисовать, таким образом, вы будете тоже вверх ногами. Другими словами, вы будете копировать рисунок Пикассо именно таким, каким вы его видите.

Рис.4-9. Пабло Пикассо (1881-19973).

Портрет Игоря Стравинского.

Париж. 21 мая 1920 г. Частная коллекция.

Фото Филиппа Хальсмана, 1947 г. © Ивонна Хальсман, 1989 г.

Это фотография, показанная на предыдущей странице в перевернутом виде. Мы благодарны Ивонне Хальсман за позволение столь неординарно представить известную фотографию Эйнштейна, сделанную Хальсманом.

Прежде, чем начнете рисовать. Прочитайте все указания.

Найдите тихое место для занятий рисованием, где никто не будет вам мешать. Включите музыку, если хотите. Перейдя в П-режим, вы, возможно, обнаружите, что музыка слышится приглушенно. Выполните рисунок в один присест, уделив ему приблизительно 30—40 минут — можно и 6ольше. Заведите 6удильник или таймер, если желаете не беспокоиться о времени (функция Л-режима). И что еще 6олее важно — не переворачивайте рисунок в нормальное положение, пока не закончите. Это вызвало бы возвращение к Л-режиму, вмешательства которого нам следует избегать, пока мы осваиваем П-режим.

Рассмотрите перевернутый рисунок (рис. 4-9) в течение минуты. О6следуйте углы, формы и линии. Вы можете заметить, что все линии смыкаются. Где заканчивается одна линия, начинается другая. Линии располагаются под некоторыми углами относительно друг друга и относительно границ бумаги. Изогнутые линии описывают определенные пространства. Линии фактически формируют пространства, и вы можете увидеть формы пространств, образованных линиями.

3. Когда приступите к рисованию, начинайте сверху (показано на рис. 4-10) и копируйте каждую линию, перемещаясь от одной линии к соседней, совмещая их все вместе точно так же, как на составной картинке-головоломке. Пусть вас не заботит, как назвать те или иные части; это не нужно. Если вы сталкиваетесь с частями, которые, возможно, вы могли бы назвать, такими как р-у-к-и или

л-и-ц-о (помните, мы не называем вещи!), просто думайте про себя: “Ладно, эта линия искривляется вот так; эта идет поперек, образуя здесь небольшую форму; эта линия наклонена под таким вот углом по отношению к краю бумаги”, — и так далее. Опять же, старайтесь не думать о том, чем являются те или иные формы, и избегайте любых попыток узнавать или называть различные части.

Рис. 4-10. Перевернутое рисование, вынуждающее сознание переключиться с режима доминирующего левого полушария на режим подчиненного правого полушария.

Теперь начинайте выполнять свой перевернутый рисунок, перемещаясь от одной линии к другой, от одной части к смежной.

Начав рисовать, вы почувствуете, как вас увлекает взаимное расположение линий. К тому времени, когда вы полностью погрузитесь в рисование, Л-режим выключится (это задача не того рода, за которую левое полушарие берется с готовностью: она выполняется слишком медленно, и детали слишком трудно узнаваемы), и включится П-режим.

Помните, что все, что вам нужно знать, чтобы выполнить рисунок, находится у вас прямо перед глазами. Здесь имеется вся необходимая для успешной работы информация. Не усложняйте. Это действительно очень просто.

После того, как закончили. Закончив работу и перевернув свой рисунок в нормальное положение, вы будете, вероятно, весьма удивлены тем, насколько хорошо он получился. На рис. 4-11 посмотрите некоторые образцы подобных рисунков из контрольного эксперимента с выбранными наугад студентами колледжа. Рисунки в левой колонке показывают уровень мастерства студентов накануне эксперимента. (Их просто попросили нарисовать человека по памяти). Как вы видите, все студенты рисовали приблизительно на уровне детей десяти- двенадцатилетнего возраста, что типично для взрослых людей нашей культуры, не учившихся рисованию.

Рис. 4-11.

Рисунок человека “Стравинский”

Студент 1. Нарисовано в нормальном положении.

Студент 2. Нарисовано в нормальном положении.

Студент 3. Нарисовано в перевернутом положении.

Студент 4. Нарисовано в перевернутом положении.

Взгляните на рисунки, расположенные в правом столбце рис. 4-11. Студенты 1 и 2 копировали рисунок Пикассо, расположенный нормальным образом. Как вы видите, их рисунки не стали лучше, поскольку при создании копии рисунка Пикассо “Стравинский” они использовали те же самые стереотипные, символические формы, которые применяли и в предварительном упражнении, где требовалось нарисовать человека. На рисунке, выполненном студентом 2, вы видите, с какими трудностями он столкнулся, изображая в ракурсе кресло и скрещенные ноги Стравинского.

Другие два студента (3 и 4), начинавшие примерно на том же уровне развития навыков рисования, скопировали Пикассо в перевернутом виде, как это сделали и вы. Как это ни странно, рисунки, выполненные в перевернутом виде, отражают гораздо большую точность восприятия и представляются гораздо более искусными.

Чем это можно объяснить? Ведь это противоречит здравому смыслу. Невозможно было ожидать, что фигура, наблюдаемая и рисуемая вверх ногами, изображается легче и с гораздо лучшими результатами, чем фигура, рассматриваемая и рисуемая в нормальном положении. Ведь линии остаются те же самые. Переворачивая рисунок Пикассо вверх ногами, мы никоим образом не переупорядочиваем линии и не облегчаем их рисование.. “Талант” у студентов тоже не мог появиться внезапно.

Логический тупик для левого полушария

Эта головоломка загоняет логическое левое полушарие в тупик: как объяснить это внезапное появление способности хорошо рисовать, когда оно (левое полушарие-всезнайка) отстраняется от решения задачи. Левое полушарие, которое восхищается хорошо выполненной работой, теперь вынуждено допустить возможность того, что презренное правое полушарие действительно способно к рисованию. Если говорить более серьезно, разумным объяснением этого нелогичного результата является то, что левое полушарие мозга отказалось от задачи обработки перевернутого вверх ногами изображения. Возможно, левое полушарие, сбитое с толку и блокированное непонятным изображением и неспособное привычным для себя образом называть вещи своими именами или использовать символы, отключилось, и работа 6ыла перепоручена правому полушарию. Превосходно! Правое полушарие мозга -это полушарие, идеально соответствующее такой задаче, как рисование. Специализируясь на такой задаче, правое полушарие мозга справляется с ней легко и непринужденно.

Упражнение с перевернутым рисованием продвинуло вас вперед в двух отношениях. Во-первых, вы теперь осознанно помните, что вы чувствовали после того, как осуществили переключение сознания из Л-режима в П-режим. Качество состояния сознания в П-режиме отличается от Л-режима. Любой человек может обнаружить эти различия и научиться замечать переход из одного состояния сознания в другое. Странным образом сам момент перехода из одного состояния сознания в другое всегда остается неосознанным.

Например, вы можете осознавать, что бодрствуете, а затем обнаруживать себя в состоянии мечтательности, но момент перехода от одного состояния к другому ускользает от вас. Точно так же момент перехода из Л-состояния в П-состояние ускользает от сознания, но как только вы осуществили этот переход, отличие этих двух состояний становится вполне постижимым. Это постижение поможет установить сознательный контроль над переключением режимов, в чем и состоит главная цель этих уроков.

Во-вторых, 6лагодаря этому упражнению вы осознали, что переход в П-режим позволяет вам научиться художественному восприятию и, следовательно, научиться рисовать то, что вы воспринимаете.

“Я предположил, что Человеческое Существо спосо6но переживать различные физические состояния и разные уровни сознания, а именно:

а) обычное состояние 6ез осознания присутствия Эльфов;

b) “сверхъестественное” состояние, в котором, наряду с осознанием реального окружения, также осознается присутствие Эльфов;

с) форма транса, в которой отсутствует осознание реального окружения, а кажущийся спящим человек (то есть его нематериальная сущность) в мыслях перемещается в другие места реального мира или в Сказочную страну и осознает присутствие Эльфов”.

Льюис Кэрролл

Предисловие к “Сильвии и Бруно”

Льюис Кэрролл

Ясно, что мы не всегда можем переворачивать вещи вверх ногами. Ваши модели не будут стоять на голове, позируя для вас, да и пейзаж не станет ради вас переворачиваться вверх ногами или выворачиваться наизнанку. Наша цель, таким образом, состоит в том, чтобы научиться осуществлять переключение сознания при восприятии вещей в их нормальном положении. Ключевой момент художественного восприятия состоит в том, чтобы направлять все внимание на визуальную информацию, которую левое полушарие не может или не желает обрабатывать. Другими словами, вы должны стараться загружать свой мозг работой, от которой отказывается левое полушарие, тем самым позволяя правому полушарию воспользоваться своей способностью к рисованию. Упражнения, приводимые в следующих главах, покажут вам некоторые способы, как этого добиться.

“Я знаю совершенно точно, что только тогда наступают счастливые мгновения, когда мне удается с головой погрузиться в свою ра6оту. Живописец-поэт чувствует, что его неизменная истинная сущность происходит из того невидимого царства, которое являет собой образ вечной реальности... Я ощущаю, что не я существую во времени, а время существует во мне. Я могу также понять, что мне не дано найти абсолютное решение тайны искусства. Тем не менее, я почти уверен, что вот-вот ухвачу руками божественное”.

Карло Карра “Квадрант духа”


Сейчас читают про: