double arrow

Историческая картина

Исторический Жанр - один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению исторических событий и деятелей общественной жизни прошлого часто в произведениях живописи, скульптуры, графики переплетается с другими жанрами - бытовым (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей прошлого), батальным жанром В древних и средневековых произведениях исторического жанра изображение конкретных событий переплетается с мифологическими сюжетами, эпизодами Священного Писания Еще в XVII - XIX веках академически-эстетические воззрения ограничивали, как правило, тематику исторического жанра лишь событиями из античной истории, христианских сказаний, победоносных войн считается официальным жанром изобразительного искусства, далеким от реализма (такой позиции придерживалась, например, в конце XVIII - XIX веках Российская Академия художеств) Многие мастера искусства XIX века сумели преодолеть узость такого понимания жанра и придавали своим произведениям реальный смысл, отражая волновавшие общество вопросы Основоположником исторического жанра в России был А Лосенко (1737 - 1773 гг) В развитии реалистического направления в историческом жанре большое место принадлежит русским художникам второй половины XIX века: В Сурикову, И Репину, В Верещагину, В Васнецову и др

Бытовая (жанровая картина)

бытова́я жи́вопись (жанровая живопись, жанр), жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной Термин стал использоваться в России со второй пол 19 в, когда Петербургская академия художеств официально признала бытовую живопись, и для её обозначения заимствовали французское слово «жанр» (genre), принятое в западноевропейских академиях Живописцев, создающих картины на бытовые сюжеты, стали называть жанристами В старину на Руси произведения, изображавшие события повседневной жизни, называли «бытейскими письмами» Предмет исторической живописи – исключительные события, важные для целого народа или для всего человечества; бытовая живопись изображает то, что повторяется в жизни поколений людей из года в год, из века в век: труд и отдых («На пашне Весна» А Г Венецианова, 1820-е гг; «Масленица» Б М Кустодиева, 1916), свадьбы и похороны («Крестьянская свадьба» П Брейгеля Старшего, 1568; «Похороны в Орнане» Г Курбе, 1850), свидания в тиши и многолюдные праздничные шествия («Объяснение» В Е Маковского, 1889—91; «Крестный ход в Курской губернии» И Е Репина, 1880—83) В лучших жанровых произведениях представлена не повседневность в её скучном однообразии, а быт, одухотворённый величием бытия Персонажи жанристов, как правило, безымянны, это «люди из толпы», типичные представители своей эпохи, нации, сословия, профессии («Кружевница» Я Вермера Делфтского, 1660-е гг; «Трапеза крестьян» Л Ленена, 1642; «Охотники на привале» В Г Перова, 1871; «Купчиха за чаем» Б М Кустодиева, 1918) В дни войн и революций история властно вторгается в жизнь человека, нарушая её привычное течение Произведения, посвящённые суровому быту переломных эпох, лежат на грани исторического и бытового жанров («Не ждали» И Е Репина, 1884, – возвращение участника движения народовольцев из ссылки домой; «1919 год Тревога» К С Петрова-Водкина, 1934, воссоздающая атмосферу Гражданской войны)
П Брейгель Старший «Крестьянский танец» 1568 г Художественно-исторический музей Вена


Бытовые сюжеты (охоты, обрядовые шествия) встречаются уже в первобытных наскальных росписях Фрески на стенах древнеегипетских и этрусских гробниц представляли сцены пахоты и сбора плодов, охоты и рыбной ловли, танцев и пиров (фрески гробницы в Бени-Гасане, Египет, ок 1950 г до н э; гробницы «Охоты и рыбной ловли» в Тарквиниях, Этрурия, 520—10 гг до н э) Эти изображения имели магическое значение: должны были обеспечить умершему богатую и роскошную жизнь в загробном мире Будничные сюжеты нередки в древнегреческой вазописи (кратер с изображением мастерской гончара, «Пелика с ласточкой» Евфрония, обе – 5 в до н э) зародилась в эпоху Возрождения внутри исторической: легендарные события часто «переносились» в современность и насыщались множеством бытовых подробностей (Ф дель Косса Росписи Палаццо Скифанои в Ферраре, Италия, 1469—70; «Рождество Иоанна Крестителя» Д Гирландайо, 1485—90) Подлинные жанровые произведения создавали Караваджо, впервые начавший писать людей из низов («Игроки в карты», 1594—95; «Лютнист», ок 1595 г) и мастера Северного Возрождения («Фокусник» Х Босха, 1475—80; «Менялы» М ван Реймерсвале, сер 16 в; «Крестьянский танец» П Брейгеля Старшего, 1568)
В Г Перов «Тройка» 1866 г Государственная Третьяковская галерея Москва

Как самостоятельный жанр бытовая живопись оформилась в 17 в в Голландии, недавно завоевавшей независимость и основавшей первую буржуазную республику; тогда же пережила свой первый расцвет в живописи «малых голландцев» После долгих лет испанского владычества художники особенно остро ощутили прелесть тихой, мирной жизни; поэтому самые простые занятия – забота о детях, уборка помещения, чтение письма – овеяны в голландской живописи 17 в высокой поэзией («Утро молодой дамы» Ф ван Мириса Старшего, ок 1660 г; «Женщина, чистящая яблоко» Г Терборха, ок 1660 г; «Девушка с письмом» Я Вермера Делфтского, ок 1657 г) Подлинного благородства и величия полны люди из низов в полотнах испанца Д Веласкеса («Севильский водонос», ок 1621 г) и француза Л Ленена («Семейство молочницы», 1640-е гг) В 18 в английский живописец и график У Хогарт положил начало сатирическому направлению в бытовом жанре (серия картин «Модный брак», 1743—45) Во Франции Ж Б С Шарден писал домашние сценки из жизни третьего сословия, согретые сердечной теплотой и уютом («Молитва перед обедом», ок 1740 г) Реалисты 19 в стремились к точному, объективному отображению действительности и в то же время возвеличивали труд человека на земле («Дробильщики камня» Г Курбе, 1849; «Сборщицы колосьев» Ф Милле, 1857) Импрессионисты писали счастливые мгновения, выхваченные из потока обыденной жизни («Качели» О Ренуара, 1876)
Я Вермер Делфтский «Служанка с кувшином молока» Ок 1658 г Государственный музей Амстердам


В русской живописи бытовой жанр сформировался позднее других Лишь 18 в даёт единичные примеры (И И Фирсов «Юный живописец», 1760-е гг; М Шибанов «Крестьянский обед», 1774, и «Празднество свадебного договора», 1777) Жанровые мотивы появляются в творчестве мастеров первой пол 19 в К П Брюллова («Итальянский полдень», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», обе – 1827) и В А Тропинина («Кружевница», 1823) Родоначальником русской бытовой живописи стал А Г Венецианов Труды и дни крестьян предстают в его полотнах как вечный праздник единения с природой; красота женщин овеяна духом высокой классики: в их образах та же ясность и гармония, что и в греческих статуях или Мадоннах эпохи Раннего Возрождения («Жнецы», ок 1825 г; «На жатве Лето», 1820-е гг; «Утро помещицы», 1823) В полотнах П А Федотова («Разборчивая невеста», 1847; «Сватовство майора», 1848; «Завтрак аристократа», 1849 г) социальная сатира счастливо слита с поэзией, с любованием красотой окружающего мира Его поздние картины («Анкор, еще анкор!», «Игроки», обе – 1851—52) пронизаны подлинным трагизмом
П А Федотов «Завтрак аристократа» 1849 г Государственная Третьяковская галерея Москва

Бытовой жанр становится ведущим в живописи передвижников, заостривших критическую направленность творчества Федотова Находя остросоциальные, злободневные сюжеты в современной действительности, они пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости (В Г Перов «Проводы покойника», 1865; «Тройка», 1866; И М Прянишников «Шутники», 1865; Н В Неврев «Торг Из недавнего прошлого», 1866; В Е Маковский «Свидание», 1883) В 1870—80-е гг появляются «хоровые картины» (термин В В Стасова), в которых действуют большие массы народа («Бурлаки на Волге» И Е Репина, 1870—73; «Взятие снежного городка» В И Сурикова, 1891) Традиции бытового жанра передвижников продолжили в 1920-е гг живописцы, входившие в Ассоциацию художников революционной России Мастера из Общества станковистов (А А Дейнека, Ю И Пименов и др) писали героические будни строительства новой жизни Во второй пол 20 – нач 21 в жанровая живопись сохраняет популярность в творчестве мастеров, приверженных разным направлениям (Ф П Решетников, Т Н Яблонская, С А Чуйков, А А Пластов, В Е Попков, Н И Андронов, П Ф Никонов, Т Г Назаренко, Н И Нестерова и многие др)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: