double arrow

Тема: Пейзаж в русской живописи первой четверти XIX века


Пейзаж

Объективы
Начнем с того, что объективов, предназначенных исключительно для пейзажной съемки, не существует. Снимок, полученный длиннофокусным объективом, имеет меньше геометрических искажений, но, к сожалению, и меньший угол обзора. Короткофокусная (широкоугольная) оптика подойдет тогда, когда нужно получить больший угол обзора, глубину передачи перспективы или построить панорамное изображение. В то же время геометрические искажения перспективы, свойственные таким объективам, могут быть использованы как художественный эффект. Для съемки пейзажа можно приобрести широкоугольные объективы с фиксированным фокусным расстоянием, например 14 или 18 мм. Альтернативным и более дешевым вариантом может стать приобретение зум-объектива (10–20 мм, 12–24 мм, 18–35 мм). В конце концов, можно использовать и китовый объектив (18–55 мм), который даст вам большую гибкость в выборе сюжета и станет отличным выбором для начинающего фотографа.

Следует отметить, что объективы, предназначенные для камер узкого формата, имеют шкалу фокусных расстояний в пересчете на угол зрения для стандартного, 35 мм, пленочного кадра. Поэтому для оценки угла обзора объектива для вашей цифровой камеры, необходимо учитывать ее кроп-фактор.

Светофильтры
Помимо объектива вам понадобятся светофильтры. Они позволят существенно улучшить ваши снимки. Для съемки пейзажа лучше всего использовать градиентный и поляризационный фильтры.

Градиентный — фильтр, верхняя часть которого затемнена, а нижняя полностью прозрачна. Градиентный фильтр позволяет приглушить яркость выбеленного, невыразительного неба или подчеркнуть его текстуру в пасмурную погоду.

Поляризационный фильтр применяется в тех случаях, когда нужно выделить голубое небо, облака на его фоне или особо подчеркнуть отражения в воде.

При выборе фильтров важно учитывать, что их применение на сверхширокоугольных объективах (18 мм и менее) может привести к нежелательному эффекту неравномерной засветки кадра и виньетированию.

Композиция
Перед началом съемки необходимо вспомнить основные правила построения композиции. Постарайтесь не располагать линию горизонта точно посредине кадра. Желательно построить композицию таким образом, чтобы она находилась ближе к верхней или нижней трети кадра. Избегайте центральной компоновки объектов, на которых вы делаете акцент. Еще с античных времен были хорошо известны правила, по которым объект, располагающийся вблизи точки «золотого сечения», имеет наиболее гармоничное восприятие. Мысленно разделив кадр на три равные части двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями, скомпонуйте ваш кадр так, чтобы акцентируемый объект оказался в районе одной из точек их пересечений. Если же таких объектов несколько, никогда не располагайте их на одной линии.


Снимая пейзаж, разделите кадр на три хорошо выраженных плана — передний, средний и задний. При таком построении композиции ваш снимок приобретет необходимый объем.

Свет
Следите за освещением. Самое благоприятное время для съемки — до 10 часов утра и после 17 часов вечера (осенью и зимой эти границы, естественно, сужаются). В это время освещение наиболее мягкое и ровное. Используйте поляризационный фильтр для экспонирования чистого, безоблачного неба. С его помощью вы можете добиться глубокого и мягкого градиента: от легких дымчатых, до глубоких, бархатных оттенков (Фото 1).

Используя градиентный фильтр, добейтесь уменьшения яркости пасмурного, бесцветного неба и проявления текстуры облаков. Это придаст вашему снимку дополнительный объем. При включении фрагментов голубого неба в разрыве облаков действие градиентного фильтра на них будет эквивалентно действию поляризационного фильтра (Фото 2).

Старайтесь не перегружать ваш кадр излишними деталями. Порой придать кадру объем может самая простая композиция. Например, на этом кадре (Фото 3) при помощи людей удалось добиться оживления композиции, а при помощи всего одной детали — камня на переднем плане, скомпонованного возле точки «золотого сечения», — добиться объема.

Смело экспериментируйте с экпозамером, особенно в сложных условиях освещения. В съемке пейзажей очень важна максимальная глубина резкости, поэтому при съемке с рук предпочтительнее выставлять диафрагму F8–11, а при наличии штатива можно уменьшить ее и до F22.

Панорамы
Наконец, попрактикуйтесь в съемке панорам. Здесь следует руководствоваться несколькими правилами. Все будущие кадры вашей панорамы должны иметь одинаковый масштаб снимаемого объекта, поэтому не фокусируйтесь ближе или дальше него. Значение диафрагмы нужно оставить постоянным. Кадры нужно делать с некоторым нахлестом друг на друга. Иначе из-за недостатка информации на краях кадров программа по сшивке панорам не сможет собрать итоговую картинку. Можно воспользоваться функцией бреккетинга вашей камеры, чтобы избежать ошибок в экспозиции.

Как снимать пейзаж на рассвете или закате

1. Не используйте высокие значения чувствительности - потери качества при этом неизбежны. 100 АСА обеспечит лучшую проработку деталей и в светах, и в тенях.
2. Снимайте в RAW формате.
3. Купите штатив и спусковой тросик.
4. Заранее присмотрите место.
5. Поставьте камеру на штатив и приготовьте спусковой тросик, чтобы не шевельнуть камеру на длинной выдержке.
Если ваша камера имеет механизм предварительного подъема зеркала, используйте его. Это позволит получить наилучшую резкость.
6. Заранее, до наступления захода солнца, постройте композицию кадра.
7. В кадре не должно быть ничего лишнего.
8. Линия горизонта не должна делить кадр пополам. Природа не терпит симметрии.
9. Хорошо, если нижнюю часть кадра будет занимать вода, снег или еще какая-нибудь отражающая свет поверхность.
10. Хорошо, если небо и землю будет соединять какой-либо силуэт, например: дерево, скульптура, здание, животное и т. п.
11. Доверьтесь встроенному экспонометру, но, отключив автоматику, сделайте экспозиционные дубли: плюс-минус одно деление диафрагмы.
12. После заката солнца еще в течение нескольких минут можно сделать очень красивые кадры.

При выполнении этих 12-ти пунктов, качество картинки гарантируется.

Погода в кадре

Любой человек, хотя бы раз в жизни снимавший пейзаж, замечал, насколько сильно конечный результат зависит от характера освещения и погоды. Находясь в одном и том же месте, в одно и то же время года, в один и тот же час, но с интервалом в год-два-три или больше, вы никогда не получите двух полностью идентичных фотографий. Всему причина — свет, который и делает картинку. В отличие от студийной техники съемки, когда стойки со светильниками можно двигать как угодно, выстраивая световые схемы самостоятельно, свет в пейзажной съемке — оружие неуправляемое. Причем качество и характер природного света напрямую связаны с погодой. Именно об этой связи и пойдет сегодняшний разговор.

Погода бывает разной

Занимаясь пейзажной фотосъемкой, в первую очередь необходимо сломать годами взращиваемый стереотип, касающийся того, что погода бывает плохой и хорошей. На самом деле, правильная формулировка такая: погода бывает разная. Все зависит от того, как ее «готовить». И совершенно неудивительно, что автором слов известной песни «У природы нет плохой погоды» является именно Эльдар Рязанов — человек, профессия которого очень близка к фотографии.

Забавно, но в традиционном понимании «хорошая погода», когда в зените светит яркое солнышко, а на небе — ни облачка, не совсем является таковой для фотографа-пейзажиста. А все из-за характера света, который в таких условиях всегда очень резок, при этом зачастую в воздухе стоит неприятная дымка, снижающая контраст и детали заднего плана, отдавая в фотографиях неким грязноватым оттенком. Все становится гораздо интереснее, когда на небе появляются облака, которые рассеивают солнечный свет, делая его более мягким. Смягченные тени и меньший перепад яркости облегчают выбор правильной экспозиции — фотография становится более приятной глазу. Не стоит забывать, что помимо своих утилитарных функций, облака в небе красивы сами по себе, и включать их в кадр непременно нужно.

Если облаков становится слишком много, они сливаются и превращаются в сплошную пелену. Днем при такой погоде положение солнца на небе обычно угадывается, однако не так уж редки случаи, когда плотность облачной завесы настолько велика, что все небо становится гигантским софтбоксом, у которого в течение дня лишь меняется интенсивность освещения, а о каком-либо направлении света говорить не приходится. Это тот случай, когда в итоге свет получается абсолютно рассеянным, при этом объекты ландшафта практически не отбрасывают теней. В такую погоду заниматься съемкой больших форм — занятие бесперспективное: лучше переключаться на фотографирование отдельных деталей пейзажа. Если вы заприметили камни или скалы интересной формы и фактуры, дождитесь пасмурного дня и снимайте крупные планы именно в такую погоду. Перепад яркости в кадре будет не очень большим, что позволит хорошо проработать тени, которые попросту провалились бы в черноту на ярком солнце. Стоит поискать и какие-либо цветовые акценты — в пасмурную погоду яркие цвета на снимках получаются более насыщенными. Не забывайте и о черно-белой съемке, в таких условиях можно найти хорошие графические сюжеты.

Пожалуй, самой перспективной погодой для фотографа является, как ни странно, погода ненастная. Конечно же, во время дождя или снегопада заниматься фотосъемкой проблематично и не совсем приятно, поэтому сами по себе осадки представляют интерес лишь постольку-поскольку. Однако в те моменты, когда дождь прекращается и грозовые тучи начинают терять свою плотность, то и дело в них возникают прорехи, через которые на пейзажную сцену проникают солнечные лучи. Именно за этим светом фотографу стоит охотиться в первую очередь. Обычно такие просветы не длятся долго. Ситуация со светом постоянно меняется, а количество и качество снятых в такую погоду фотографий напрямую зависит от опыта фотографа и его уровня владения техникой. И чем больше вы снимаете пейзаж, тем быстрее вы сможете реагировать на изменение света, тем точнее сможете предсказывать развитие ситуации.

Советы

Собираясь в фотопутешествие, всегда изучайте прогноз погоды. Я обычно делаю это на сайте Гисметео, который предлагает детальные краткосрочные прогнозы, а также, что немаловажно, выполняет долгосрочное прогнозирование. Обращайте внимание не на погоду в какие-то конкретные даты (тут как раз на синоптиков полагаться особо не стоит), а на тенденцию ее изменения на отрезке в 5–7 дней. Если вы видите резкую смену погоды в определенный период времени, планируйте свою поездку именно на эти даты. И не смущайтесь осадков! Самое главное — не попасть в монотонную череду дождливых и беспросветно пасмурных дней. А вот если на каком-то отрезке времени солнечные дни постоянно чередуются с дождливыми — это хорошее время для съемки. Шансов поймать просветы в облаках будет больше, то есть вероятность сделать необычный и впечатляющий кадр будет расти.

Снимая в сложных световых условиях, когда часть кадра освещена ярким светом лучей, пробившихся сквозь облака, в то время как остальная область находится в тени этих же облаков, очень важно правильно и быстро определить верную экспозицию. Матричный замер современных зеркальных камер определит, скорее всего, освещенность сцены неверно, и теневые участки останутся непроработанными, с минимумом деталей. Если вы снимаете на цифровую камеру, подобрать нужную коррекцию экспозиции можно экспериментальным путем, сделав несколько тестовых снимков с разными поправками, контролируя гистограмму, чтобы не допустить пересветов. Другой способ, который используется при работе с пленкой, заключается в точечном замере экспозиции по самой яркой области сцены.

Самое интересное освещение зачастую становится не по зубам цифровой матрице из-за ее недостаточного динамического диапазона. То же самое касается и слайдовой пленки, на которую обычно снимают цветной пейзаж. И если вы видите, что одновременно проработать детали в тенях и не допустить пересвета на самых ярких участках кадра невозможно, нужно применить градиентный фильтр или при помощи функции «брекетинга» снять со штатива несколько дублей с разными экспозиционными поправками. Затем эти кадры можно собрать в одну фотографию при помощи технологии HDR.

Если в своей фотопоездке вы все-таки попали в полосу плотной облачности, помимо макросъемки можно также заняться фотографированием рек или водопадов на длинной выдержке. Уровень освещенности в пасмурную погоду всегда невысок, что позволит вам более комфортно контролировать степень размытия водных потоков. Плюс ко всему освещенность сцены будет более или менее равномерной и проблем с определением верной экспозиции не возникнет.

В солнечную погоду всегда контролируйте угол падения солнечных лучей на те объекты, которые вы включаете в кадр. Избегайте света «в лоб», когда все тени остаются за объектами, что делает сцену плоской. Также угол освещения влияет на внешний вид облаков. Лучше всего свет прорисовывает тот участок, который находится под углом 180 градусов к солнцу (то есть перед вами, если вы повернетесь к солнцу спиной). И чем ближе к солнцу облака, тем менее детализированными они выглядят. Всегда старайтесь, исходя из этого, выбирать освещение под углом, что позволит одновременно и передать объем за счет теней, и не получить плоских и неконтрастных облаков на небе.

Заключение

Выбор правильной погоды во многом определяет весь результат съемки: сколько впечатляющих фотографий вы привезете домой. Тем не менее, даже если синоптики вас обманули и вы попали в неблагоприятную для фотосессии погоду, никогда не нужно расстраиваться. Всегда держите в голове, что именно лучше всего снимать в тех или иных условиях и делайте фотографии, а по возвращении хорошенько все проанализируйте, вспомнив, какой был свет, в чем вы ошиблись во время съемки, а где поступили правильно. Любая теория, любые советы принесут пользу только в том случае, если вы испытали их на практике. И не забывайте про очень важное качество для фотографа, снимающего пейзаж: терпение. Даже если вы промокли до нитки и продрогли в ожидании солнечного просвета, а буря даже не думает стихать, ждите до последнего. Природа обязательно это оценит.

Романтические мотивы в творчестве Сильвестра Щедрина (1791-1830, 39 лет)

Вопросы к работе над презентацией:

1. Черты романтизма в творчестве С. Щедрина.

2. Чем привлекала художника Италия?

3. В чём проявилась связь его творчества с предыдущей живописной традицией?

4. В чём упрекали художника представители Академии?

5. Что в живописи Щедрина сродни живописи французских импрессионистов? Что отличает от них?

6. Знать названий картин.

7. Выразить собственное отношение к творчеству художника (письменно).

План:

1. Своеобразие пейзажной живописи эпохи классицизма.

2. Общие особенности русского романтического пейзажа.

3. Творчество С. Щедрина.

Каноны классицизма в пейзажной живописи:

- человеческие фигуры как сторонние наблюдатели располагаются в нижней части холста либо сбоку, у самой рамы. Главное в картине: сама природа — небо, солнце, море.

- У Никола Пуссена (1594—1665), пейзаж, как правило, включен в композицию исторического или мифологического жанра. Это отражено даже в названиях произведений: «Пейзаж с Полифемом» (1649 г.), «Пейзаж с Геркулесом» (1649 г.). Но их фигуры малы и почти незаметны среди огромных гор, облаков и деревьев.

- Персонажи античной мифологии выступают здесь как символ одухотворённости мира, символ разумного начала, присутствующего в природе.

Ту же идею выражает и композиция пейзажа:

- простота, логичность, упорядоченность пейзажа воспроизводит особенности мировосприятия, характерные для эпохи.

- чётко отделены пространственные планы:

первый план — равнина,

второй— гигантские деревья,

третий— горы, небо или морская гладь.

- Разделение на планы подчёркивалось и цветом. Так появилась система, названная позднее «пейзажной трёхцветкой»:

- в живописи первого плана преобладают жёлтый и коричневый цвета,

- на втором — тёплые и зелёный,

- на третьем — холодные, и прежде всего голубой.

При этом цвет — это лишь средство для создания объёма и глубокого пространства, он не должен отвлекать глаз зрителя от ювелирно точного рисунка и гармонично организованной композиции. В результате рождался образ идеального мира, устроенного согласно высшим законам разума.

Общие особенности русского романтического пейзажа:

- в первой четверти 19 века русская пейзажная живопись постепенно освобождается от рационалистических начал классицизма 18 века.

- Чего нет в пейзажной живописи России эпохи романтизма?настроения протеста и горечи разочарования, бунтарского духа, искусство не воспринимается как средство революционного преобразования несправедливого мира, как это было свойственно этому направлению, например, во Франции.


Сейчас читают про: