Так в 30 - 40-х годах прекрасной Италией будет лечить свою тоску и муку Гоголь и еще позже - Герцен

Так впоследствии, вторя Щедрину, будет бояться А. Иванов, собираясь в Петербург.

Особенно его привлекали скалистые берега, окружавшие небольшие уютные бухты, - он писал их по многу раз, отыскивая новые и новые места, неоднократно возвращаясь к полюбившимся и открывая в них что-то незнакомое ("Вид Сорренто близ Неаполя", "Вид Амальфи близ Неаполя", обе 1826; "Грот Матримонио на острове Капри", 1827, и др.).

Срок пенсионерства истек в 1823 г., но Щедрин рискнул остаться в Италии еще на некоторое время - уже независимым художником, благо его работы имели спрос, который он едва успевал удовлетворять.

Он много работал на натуре, что было редкостью в то время, и, стараясь возможно живее запечатлеть видимое, начал понемногу избавляться от заученных канонов.

Одним из высших достижений русской реалистической живописи в пределах ее общей романтической направленности было искусство С.Ф. Щедрина.

Почему?

- Разница в путях исторического развития – отсутствие буржуазных элементов в культуре России (революционности, стремления к активному преобразованию общества на началах прогресса, сложившегося класса буржуазии с оформленными интересами).

- Передовой русский человек после великой победы над Наполеоном рассчитывал на грядущее торжество социальной справедливости, на самообуздание "самовластия" и уничтожение крепостничества сверху, хотя бы из благодарности народу, победившему в страшной войне. Реформ не произошло, крепостничество усиливалось,свободомыслие подавлялось. Потому особенностью пейзажной живописи становятся: светлый, жизнеутверждающий характер, элементы сентиментализма: мотивы задумчивой мечтательности, ожидания, надежды, грусти, того, что Пушкин называл "томленьем упования", чувства единения с природой, интерес к жизни простого человека, часто – идеализация его образа жизни.

- в отличие от русской литературы, в живописи стилистические черты романтизма менее заметны - большую роль играет здесь интерес к реальному, объективному облику мира, непосредственное наблюдение натуры. Русский пейзаж стремится к непосредственному отражению действительности.

Развитие романтической пейзажной живописи первой половины 19 столетия происходило по трем направлениям:

- городской пейзаж на основе работы с натуры;

- изучение природы на итальянской почве

- открытие русского национального пейзажа.

Именно у него особенно отчетлива реалистическая основа русского романтизма. Сохраняя обобщенность восприятия мира, он создает тот "совершенно похожий на природу" пейзаж, который жаждала видеть на выставках передовая русская пресса уже в 1810-х годах.

Сильвестру Феодосьевичу Щедрину уготовано было стать художником: его отец был крупным скульптором, а дядя - пейзажистом.

В 1800 г. он был зачислен в Воспитательное училище АХ, отлично учился, специализируясь на пейзажной живописи, и закончил полный курс с золотой медалью и правом на заграничное пенсионерство.

С заграницей, впрочем, пришлось обождать из-за начавшейся войны 1812 г., и лишь в июне 1818 г. он наконец уехал в Италию. После восьми месяцев, проведенных в Риме (где Щедрин знакомился с памятниками искусства и старины больше по обязанности, чем по влечению), он переехал в Неаполь. Здесь художник нашел подлинную отраду для души и неисчислимое количество мотивов для живописи.

Крупным достижением художника стала картина "Новый Рим. Замок Святого Ангела" (1823). Она имела успех и породила впоследствии массу подражаний. Сам Щедрин для желающих ее приобрести сделал 8 (или даже 10) вариантов - не повторяясь буквально, а варьируя время суток, детали, угол и точку зрения. Но главной его темой была природа.

Работая в летнее время за городом, он написал пейзаж " Озеро Альбано в окрестностях Рима" (1825). В этом поэтическом произведении он сделал новый шаг к естественности, избавившись от четкого деления на пространственные планы и от условности цвета.

В 1825 г. Щедрин вновь оказался в Неаполе. Там он главным образом проводил время в холодные месяцы, а в теплые - писал с натуры в маленьких городках, расположенных вдоль побережья Тирренского моря.

Художник увлекся еще одним мотивом - увитой виноградом террасой с видом на море. В многочисленных "Террасах", написанных в 1825-28 гг. и тоже имевших большой успех, он воплощал близкий ему идеал гармонической жизни людей в единении с благодатной природой.

Мало-помалу в работы Щедрина проникает драматизм, ранее ему чуждый. Он стал писать ночные пейзажи с тревожным светом луны, проглядывающей из-за облаков, и мрачными силуэтами людей, собравшихся у костра ("Вид в окрестностях Сорренто. Вечер", конец 1820-х; "Лунная ночь в Неаполе", 1828-29, и др.). Возможно, причиной тому были невеселые вести с родины, куда художник не решался возвратиться, а возможно - тяжелая болезнь, которая беспокоила его все чаще.

К концу 1820-х гг. популярность Щедрина возросла настолько, что он не успевал выполнять заказы. В одном из писем на родину мастер сетовал: «Надобно бы иметь десять рук, чтобы справиться». Картины русского пейзажиста покупали не только соотечественники и французы, но и ценители искусства из Англии и Америки.

Щедрин не случайно остался до конца жизни в Италии. Это была не только любовь к природе юга, хотя и она была сильна. Он писал родным: «В этих летах сидеть дома, да еще ландшафтному живописцу? Это лучшее время моей жизни, что я нахожусь в чужих краях, между хорошими художниками всех наций, между товарищами и приезжими русскими, которые высказывают всевозможные ласки. А в Петербурге, что бы я был? Рисовальный учитель, таскался бы из дому в дом и остался бы навсегда в одном положении, нимало не подвигаясь вперед, а еще ползя взад, как рак».

Но, подобно тому как Гоголь, убежав от леденящей казенщины придворных сфер и убогого и страшного мира Коробочек, Ноздревых и Собакевичей, в пленительной Италии все будет мечтать о России и воспевать ее, и плакать о ней «из своего прекрасного далека», так и Щедрин и Иванов, всю творческую жизнь проведя в Италии, остались русскими и как художники и как люди, с любовью к своей стране. Италия вовсе не стала и не могла быть их второй родиной. Утверждать это - значило бы не понимать существа дела. Это было в достаточной мере отвлеченное «прекрасное далеко», место, где свободнее мог творить русский художник вдали от гнета крепостничества и самодержавия.


Последний период жизни художника был омрачен приступами жестокой болезни печени. Он пытался лечиться минеральными водами, менял врачей, в отчаянии обратился за помощью к каким-то шарлатанам, но никто не смог помочь.


Только благодаря работе живописцу на некоторое время удавалось забыться. Осенью 1830 г. он писал: «Когда приехал в Сорренто, меня не узнавали, и некоторые старухи, глядя на меня, плакали». 8 ноября 1830 года 39-летний художник скончался.

После смерти художника друзья предприняли усилия, чтобы его картины оказались в России. Однако многие их попытки не увенчались успехом, и нам известна лишь часть творческого наследия Щедрина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: