Рубрики

Первые художники Земли. Характеристика первобытного искусства.

Период Живопись Скульптура Архитектура
Палеолит Наскальная живопись: 1) изображение животных (раненых или умирающих). особенности: крупные, в натуральную величину, цветные изображения, правильно переданы контуры животных. Пещеры: Альтамира (Испания), Ла Мадлен, Фон де Гом, Ляско (Франция) 2) Отпечатки рук первобытных художников(рисунки в пещере Пеш –Мерль,Франция). 3) Изображения странных существ- человеческие черты сочетались со звериными(эти чудовища представляли собой людей, переодетых зверями). Живопись палеолита хорошо сохранилась, чему способствовали условия её местонахождения: в глубинах пещер, где первобытные люди не жили, а только совершали магические обряды. Первобытные краски: охра, сажа, мергиль (осадочная горная порода). 1)«Палеолитические Венеры» (женские фигурки богинь плодородия и материнства) Особенности: руки едва намечены, черты лица отсутствуют, части тела, связанные с рождением и вскармливанием ребёнка преувеличены. 2) Немногочисленные фигурки животных, найденные во Франции 3)Скульптура представлена также выразительными рельефами. Пещеры, гроты
Мезолит Наскальная живопись: 1)Изображение человека(в сценах охоты) особенности: фигуры людей переданы схематично в виде тёмных силуэтов, животные нарисованы правильно, реалистично. В эпоху мезолита рождается искусство многофигурной композиции. Появляются упрощённые изображения- знаки- пиктограммы. Cкульптура, в отличие от прежних так называемых палеолитических Венер с гипертрофированными вторичными половыми признаками, становятся более сложными, имеются даже изображения фантастических существ (например, «человек-рыба» из Лепенского Вира). Образование первых так называемых «жилых холмов» (площадью приблизительно 2-4 га, иногда около 10 га) относится именно к периоду мезолита. Жилища из костей мамонта(в форме шатра)
  Неолит . Наскальная живопись становится всё более условной. Это скорее торопливый рассказ, переданный средствами изобразительного искусства.(знаки- петроглифы). Рисунки наглядно демонстрируют зарождение абстрактного мышления: нарисованные люди и животные делаются всё более схематичными, появляются условные изображения орудий и оружия, средств передвижения, геометрических фигур. Появившиеся в мезолите фигурки животных и людей стали многочисленнее и разнообразнее. Некоторые фигурки являются подвесками, возможно, это амулеты. Часто встречаются бусы из кости, камня, раковин. появляется керамика. 1) В это время начинают строиться города. Одним из самых древних городов считается Иерихон.2) Дома из дерева,тростника, глины.3)Строительство укреплённых городищ, курганов.4)Культовые сооружения-мегалиты(менгиры, дольмены, кромлехи) * Стоунхендж- самое значительная постройка древности.

Искусство/Живопись. Графика

ПЕРМСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ
Пермская организация Союза художников России сравнительно небольшая. В нее входят пятьдесят два человека, но они представляют практически все жанры изобразительного искусства: живопись и графику, скульптуру и книжную иллюстрацию, монументальное и декоративно-прикладное искусство. Организация по праву гордится народным художником РСФСР Евгением Николаевичем Широковым, заслуженными художниками РСФСР Олегом Дмитриевичем Коровиным, Александром Петровичем Зыряновым, Маргаритой Вениаминовной Тарасовой, Иваном Степановичем Борисовым, Анатолием Николаевичем Тумбасовым.
Широка и многообразна тематика произведений пермских художников, они участвуют во всех крупных выставках современного искусства. Многие мастера представляли советское искусство на зарубежных выставках. Это Е. Н. Широков, И. С. Борисов, А. П. Зырянов, художники книги С. Р. Ковалев, М. В. Тарасова, В. П. Кадочников, В. Н. Аверкиев и другие. Искусство пермских книжников не раз было отмечено высокими наградами на международных и всесоюзных конкурсах.
История образования областного отделения Союза художников уходит в первые послереволюционные годы. В 1918 году в Перми возник «Союз свободных художников», а вслед за этим открылось народное художественное училище. После разгрома Колчака в городе начали работать высшие художественно-промышленные мастерские. Одним из активных организаторов и преподавателей мастерских был П. И.Субботин-Пермяк.
Его многосторонняя художественная деятельность ярко выражает свое время. Коми-пермяк по национальности, он учился живописи в Москве, а затем вернулся на родину с мандатом уполномоченного по делам искусств Наркомпроса. Сумел организовать художественно-промышленные мастерские в Кудьмкаре, Перми и Кунгуре, а в Куве и Юговском заводе, в детском клубе «Муравейник» (Пермь) при его участии были открыты художественные изостудии.
В 1922 году пермские мастерские реорганизованы в художественный техникум. В нем учились народный художник СССР В. М. Орешников, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР Н. В. Кашина, известные графики Н. М. Аввакумов и А. В. Кокорин, заслуженный художник РСФСР О. Д. Коровин.
В 1939 году городской Союз художников был преобразован в областной Союз советских художников.
Когда началась Великая Отечественная война, многие художники ушли на фронт. Сегодня их рисунки и наброски, сделанные в перерывах между боями, являются бесценными документами, рассказывающими о героическом времени. Большая часть этих рисунков хранится в Пермской художественной галерее и краеведческом музее.
Оставшиеся в городе художники избрали самый действенный и боевой вид искусства — агитационный плакат. Вместе с эвакуированными в Пермь ведущими мастерами советского искусства Б. Иогансоном, Е. Ряжским, В. Орешниковым, Ю. Васнецовым пермяки организовали мастерскую по массовому изготовлению плакатов, агитокон, портретов Героев Советского Союза. Агитмастерская работала в здании художественной галереи. Руководителем мастерской был известный московский художник В. Одинцов, а после его отъезда — Б. Иогансон.
Пермские мастера Ф. Дорошевич, А. Бриндаров, И. Россик, П. Оборин оформляли транспаранты, плакаты, лозунги и панно для улиц и площадей города. Основные темы их работ: «Фронт и тыл едины», «Что ты сделал для защиты Отечества?».
В 1941—1942 годах художники оформляли специальную витрину редакции газеты «Звезда», так называемые «Окна «Звезды», где выставлялись рисунки и акварели, отражающие события войны.
Другая важнейшая задача художников в это время— распространение в больших тиражах многокрасочных печатных изданий московских «Окон ТАСС». И пермские художники не только успешно справлялись с тиражированием, но создавали оригинальные композиции на злободневные местные темы.
Необходимость моментально откликаться на текущие события, создавать высокоидейные интересные и острые по образному решению плакаты требовали оперативности, творческой выдумки, быстроты и активности в работе. Показательны в зтом смысле плакаты, сделанные по оригиналу И. Россика «Слава армии, слава командованию!», агитокно Ф. Дорошевича «Тыл — это фронт»,
За время войны художники Перми издали 190 плакатных работ общим тиражом 200 тысяч экземпляров. Это был весомый вклад в общенародное дело, так как в годы войны политические плакаты служили верным средством мобилизации советских людей на борьбу с фашизмом.
Коллектив художников, составляющих основное ядро пермской организации в 70-е годы, начал складываться после войны.
В 50-е годы в Пермь приехали бывшие фронтовики, выпускники различных художественных училищ страны: А. Тумбасов, А. Репин, В. Кузин. Несколько позднее начали работать в городе И. Борисов, В. и А. Мотовиловы, И. и Н. Можарские, В. Мальцев, К. Собакин, А. Зырянов, а затем Е. Широков, Ю. Екубенко и другие.
Постепенно складывались их творческие интересы, определялось мировоззрение. Воспитанные на бережном отношении к натуре, многие художники обратились, к пейзажу. Надо сказать, что в этом жанре и в предшествующие годы работало немало художников. Традиции прикамского пейзажа закладывали живописцы В. Баталов, А. Трапезников, Г. Оборина, Л. Попов, В. Дудин.
Интерес к истории страны и своего края сплачивал молодых художников. А. Репин вспоминает, как в те годы вместе с И. Борисовым писал по двести этюдов за лето. В поисках новых тем и впечатлений художники-пейзажисты побывали на северных реках и в Приполярном Урале, в промышленных центрах и на ударных стройках области, а также в различных уголках нашей страны. Совместные поездки расширили географию творчества, помогли сформировать свое индивидуальное отношение к пейзажу.
Искания молодых отмечены стремлением найти свою тему. Причем направленность творческих поисков пермских художников в начале 60-х годов во многом обусловлена некоторыми общими тенденциями развития советского искусства. Прежде всего это активная социальная ориентация искусства тех лет. Особое внимание уделялось сюжетно-тематической картине, богатой по содержанию, остро раскрывающей тему современности. Творчество пермских живописцев формировалось в русле именно этих актуальных идей.
В 1963—1969 годах В. Мальцев работал над картиной «Геологи». Его, как и многих других, увлекла тема трудовых будней. Художник стремился найти красочный пластический эквивалент суровой роман¬тике труда геологов.
Е. Широков в 60-е годы особенно увлеченно работает над военной темой. Он пишет картины «Освобождение», «Баллада о солдате», «Хлеб — фронту». Все произведения объединяет общая мысль о неразрывности судеб страны и отдельного человека.
Молодые скульпторы Ю. Екубенко и А. Уральский в этот период также активно работают над монументами, посвященными Великой Отечественной войне.
Несколько позже обратился к неисчерпаемой теме Т. Коваленко. Он не был участником войны, но она прошла через его жизнь, как и через жизнь тысяч других людей. Картина «В день Девятого мая» (1975) — размышление художника нашего времени над судьбами, опаленными войной.
Начало 70-х годов совпало в советском искусстве с определенным переломом в художественном сознании. Сложные процессы общественного развития, научно-техническая революция открыли перед искусством новые грани человеческой личности.
В работах пермских художников теперь уже старшего поколения в эти годы явно прослеживается стремление обновить и пересмотреть свое творчество. Например, Е. Широков приходит к более камерному решению образа. В его портретах акцент с социальной характеристики смещается на раскрытие психологии человека. А. Репин в поисках новых пространственных построений обращается к художникам начала XX века, как бы примеривая их приемы к своему искусству. Т. Коваленко пишет пустынные «космические» пейзажи, пытаясь через них приблизиться к разгадке мироздания. Более лиричными, мягкими становятся гравюры А. Зырянова.
В середине 70-х годов в Пермскую организацию Союза художников влилась большая группа молодежи, которая специализируется в основном по декоративно-прикладному искусству. В связи с этим начали развиваться новые для города виды искусства: пром-графика, работа по текстилю, стеклу, металлу.
На первых порах оформительская работа определяла круг интересов молодых и была одной из важных точек приложения их творческих сил. Молодые художники на высоком профессиональном уровне оформили в Перми и области ряд интерьеров и экстерьеров.
В 1976 году образовалась молодежная секция, которая регулярно организует городские и областные выставки, творческие отчеты молодых.
В станковом искусстве активно начинают работать А. Новодворский, А. Городилов, В. Смирнов, В. Жданов, А. Филимонов. Интересны поиски Филимонова. Первые его работы выполнены в технике лаковой миниатюры — своеобразный эксперимент на грани станкового и декоративно-прикладного искусства.
Молодые живописцы показали свои работы на пятой зональной выставке «Урал социалистический». Их творчество получило положительную оценку зрителей и критики.
Неизменно сохраняет значение и актуальность традиционная для пермских художников многих поколений индустриальная тема, не ослабевает и постоянное внимание к человеку. К искусству портрета, помимо Е. Широкова, обращаются Т. Коваленко и Р. Багаутдинов, молодые художники Р. Исмагилов, Р. Пономарев, А. Новодворским.
Продолжает развиваться популярное в Прикамье камнерезное искусство, в основе которого старинные местные промыслы, возникшие еще в прошлом веке на базе богатых запасов мягкого поделочного камня.
Примечательная черта изобразительного искусства Перми сегодня — возросшее профессиональное мастерство художников, их стремление более глубоко и всесторонне осмыслить жизнь, отразить в своих произведениях круг сложнейших проблем, которые решает наш современник, найти для этого яркий и образный художественный язык.
В Пермской государственной художественной галерее собраны ценнейшие памятники искусства прошлых веков. Рядом с шедеврами прошлого экспонируются и лучшие произведения пермских художников, посвященные жизни и истории края, воспевающие красоту его природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: