Ции исторического развития и феодализма в России у

Ствительно очень выпукло представлены документами XVI вив

С. 62-63.

Сударства. Он довольно лаконично определил черные волости как

Общественно-экономических процессов, А. С. Лаппо-Данилевский

В соответствии со взглядом на государство, как катализатор

Кам, меняться своей землей, закладывать, отдавать в наем и даже

Ловского относительно землевладения северных общин, которые

Ковых воззрений народа, и стремление к равному распределению

Владельческих землях, право которых на землю ограничивалось

Ся только правом владения — черные общины, — и 2) общины на

Добно тому, как это происходило при образовании государства во

Община сделалась тяглойП, А. Соколовский отметил также тот

Вить факт существования поземельной общины в древней России

Там же С 35, 43

Там же С 19-24


' Чичерин Б. Опыты по истории русского права. М.,1858 С. 57.


� Чичерин Б. И Областные учреждения России ХѴЦ в. М., 1856 С 508


64


Глава 2


Имужественные отношения ѳ черносошной деревне



такими твердыми основаниями, которые ставят его вне сомне¬

ния*�. В развитии общины образованию государства и ♦по¬

явлению поместного землевладения»- ученый отводил важную

роль. Именно под действием этих обстоятельств ♦из свободной

момент, что государство для обеспечения собственных нужд долж¬

но было завладеть землей, которая и давала материальные сред¬

ства. <Право собственности на нее, — писал автор, — переходит

от общины к представителю государственной зласти — князю, по¬

многих других странах; крестьяне же сделались только владель¬

цами ее». Развитие государственных потребностей наложило на

общины обязанность ♦содержать служилых людей, что и было до¬

стигнуто раздачей черных земель в поместья и вотчины*. А этот

процесс привел к тому, что ♦вместо общин, владевших землей на

правах частной собственности, явились 1) общины, пользовавшие¬

исключительно пользованием#��. Достойно внимания еще одно за¬

мечание ученого о том, что «перемены не изменили, однакож, ве¬

прав и обязанностей продолжало существовать во всей силе и вы¬

ражалось в той же форме*'. Справедливо и наблюдение П. А. Соко¬

предоставляли своим членам ♦полную свободу в распоряжении

доходом от земли*, ♦право делить на части, передавать наследни¬

отчуждать посредством дарения и продажи, с тем лишь подразу¬

меваемым условием, чтобы участок оставался во владении общины»®.

рассматривал образование общины, которая сложилась под воз¬

действием судебно-полицейской и финансовой зависимости от го¬

земли ♦государственные, не принадлежавшие князю на правах ча-

� Соколовскіш П. Л. Очерк истории сельской обшины на севере России. СПб..1877

� Там же. С. 119-120

' же. С. 120.

® Там же. С. 87


стной собственности*, а черных крестьян как «владельцев земли

государевой*, которые <тянут тягло и служат службы, в том чис¬

ле исправляют посоху*�. Именно тяглые интересы, которые дей¬

особенности XVII в., определяли «центр тяжести общинной жиз¬

ни* (от положения крестьянина в общине до возникновения орга¬

нов мирского самоуправления)�®

Большое самостоятельное место занимала община в концеп¬

Н. П. Павлова-Сильванского. Община, или мир, была той орга¬

низацией, которая обусловливала строй целого периода, от глубо¬

кой древности до XIII в. Для ХІЦ-ХѴІ вв., периода удельно-

феодального порядка, существовала община-волость, члены кото¬

рой ♦владели землей, как собственностью, с правом распоряже¬

ния*; такое частное землевладение сочеталось с общинным владе¬


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: