Крестьянам-старожильцам были ведомы границы каждого лоскута

Леустройству представлял собой сложную мозаичную картину

Вали массив обрабатываемых земель, обеспечивая потребности

Крестьянское хозяйство в деревне, деревня в волости и все

Жизни составляли единую ткань мира крестьянской повседневности

Вековой период, такие отдельные факты, эпизоды крестьянской

Том селище бортник великого князя; а почал его... пахати Иван

Крестьянами в Юрьевском у. Обе стороны представили свидетелей

Лоцкий разбирал тяжбу Троице-Сергиева монастыря с черными

Ло которых, конечно, может быть увеличено.

АСЭИ Т. 2 299.

Там же 1630. № 85 Л. 1,5.

РГАДА. Ф. 141. Оп. 1. 1626. 45-1. Л. 34-35. 38-39. 58, 97.

С 102; АРГ. М 40

Там же. Т. 1. № 485

Была не пассивной, она была глубже просто осведомленности и

Ность крестьянских держаний, их перетасовку давностью в 20, 40,

Кий массив деревни.

Ла трудовая деятельность крестьян, прекрасно осведомленных о

Новенно как для черносошных, так и частнофеодальных крестьян

Ных черносошными крестьянами XVII в. Крестьяне говорят о своих

Длительное владение участками, переходившими из поколения

Через несколько лет.

Ясах, в которых располагалась Россия) и окупавшегося не сразу, а

Рактере земледельческого труда, требовавшего больщих затрат (в

Го выхода, то в XVII в. она проявлялась гораздо сильнее. И дело

заключалось не только в прикреплении крестьян, айв самом ха¬

особенности в тех естественно-географических и климатических по¬

в поколение, вырисовывается из сделок купли-продажи, заключен¬

деревенских держаниях как <о деда и отца моего» или «отца... бла¬

гословенье», «земля,,. прадеда моего»'®®. Один из сольвычегодс-

ких крестьян в 1631 г. владел участком в Ѵбвьгги, которая <от де¬

дов от наших и от отцов... шла», а была приобретена предками в

1591 г.'°' Хозяйствование двух-трех поколений крестьян на одном

участке (деревне), иногда в течение почти столетия, было обык¬

Потомственному держанию земли в немалой степени способствова¬

-вкладе каждого поколения и каждой семьи в общий земледельчес¬

Хранителями и носителями коллективной памяти были «люди

добрые старожильцы». Это крестьяне, помнившие принадлеж¬

50, 70 лет. И они не только «помнили», но в случае необходимос¬

ти подтверждали на суде. Компетентность таких крестьян, назы¬

вавшихся «знахори», в порядках владения и пользования землей

� Горский Л. Д. Указ. соч С 146; Алексеев Ю. Г. Аграрная и социальная исто¬

рия Северо-Восточной Руси ХѴ-ХѴІ вв. Переяславский уезд. М.;Л..1966


перерастала в «знание». Ограничусь одним ярким примером, чис¬

В конце 90-х гг. XV в, великокняжеский писец К. Г. Забо¬

— «знахорей», которым по очереди писец задавал один и тот же

вопрос «...чья то земля, на которой стоим?» Пятеро «знахорей»

монастырской стороны «помнили»; один — «за 80 лет», другой —

«за 60 лет», третий — 50, четвертый — 40 и пятый — «за 20

лет», что спорное селище было третьим полем той деревни, кото¬

рую монастырь приобрел по вкладу в 70-х гг. XV в. «Знахорь»

черных крестьян заявил; «Сказывал ми... дед мой,.,, что сидел на

Шило от Суздалского бою (после 1445 г. — Е. Ш.), а,. лет з

20, как манастырские пашут»'®�. Как видим, память крестьян

хранила отдельные эпизоды хозяйственной деятельности, переда¬

вавшиеся из поколения в поколение. Слагаясь за более чем полу¬

они совокупно в общине совместным трудом постепенно наращи¬

каждого самостоятельного хозяйства Такой массив по своему зем¬


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: