double arrow

Применение права, понятие, стадии

Применение права – властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить соблюдение запретов и предписаний правовых норм, а также гарантировать управомоченным лицам правовую (т. е. формальную) возможность реализации ими своих прав.

Напр., защищая право на жилище, правоприменитель может признать это право, выселить правонарушителя, обязать предоставить жилище, но не может его построить.

Признаки применения права:

1) право применяется только уполномоченными органами и должностными лицами;

2) применение права имеет государственно-властный характер;

3) содержанием правоприменительной деятельности является издание на основе норм права индивидуальных правовых актов (напр., решение суда по гражданскому делу, приговор суда по уголовному делу, постановление о наложении административного штрафа, о привлечении лица в качестве обвиняемого, о применении мер пресечения, о назначении пенсии и т. п.);

4) применение норм права осуществляется в строго установленном государством порядке (в процессуальной форме или в соответствии с менее развитыми процедурными правилами)

Стадии применения права:

1) установление фактической основы дела,

2) установление юридической основы дела,

3) принятие решения Первые две стадии взаимосвязаны и во времени переплетены. По существу, речь идет о доказывании и юридической квалификации фактов, напр. квалификации преступления. Для того чтобы знать, какие факты имеют значение, необходимо знать, какая норма права будет применяться, и наоборот, чтобы правильно выбрать норму права, которая должна применяться, необходимо уяснить имевшие место факты. Деятельность правоприменителя поэтому носит эвристический характер (т. е. направлена на установление неизвестных фактов). С другой стороны, эта деятельность является юридической, так как производится в соответствии с нормами права, регламентирующими процесс доказывания.

44. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

Акт применения права – властное предписание уполномоченного гос. органа или должностного лица, которое выносится им в результате разрешения конкретного юр. дела. Это разновидность индивидуального правового акта, не содержит норм права, а на основе существующих норм права определяет права и обязанности конкретных лиц и организаций. Признаки акта применения права:

1) содержит властное веление, т. е. он обязателен для лиц и организаций, которым адресован;

2) принят уполномоченным органом или должностным лицом в пределах его компетенции;

3) принят на основании рассмотрения конкретного дела (т. е. установлены факты, имеющие значение, и норма права, подлежащая применению);

4) имеет установленную форму;

5) содержит не нормы права, а индивидуальное предписание.

Виды актов применения права:

а) по субъектам: 1) государственные (в том числе судебные и иные), 2) муниципальные и 3) локальные акты (напр., приказ директора любой организации об объявлении выговора);

6) по отраслям права (конст. – правовые, админ. – правовые, гражд. – правовые и др.);

в) по основаниям принятия: правоохранительные (где основание – правонарушение) и правоисполнительные (где основания, с которыми закон связывает возникновение права, напр., при назначении пенсии);

г) предварительные (напр., акты предварительного следствия) и окончательные, т. е. разрешающие дело по существу;

д) по форме: письменные, устные (напр., устный приказ в армии) и акты-жесты (напр., жест регулировщика дорожного движения).

Требования к содержанию актов: законность обоснованность, а иногда и справедливость (напр. приговор суда). Требования к форме актов устанавливаются законом и подзаконными актами. Письменные акты подписываются должностным лицом их утвердившим, с проставлением даты. Подпись должна быть разборчивой или расшифрованной Если акт написан от руки, текст должен быть разборчивым. В акте должно быть ясно существо принятого решения. Акт содержит 4 части: вводную описательную, мотивировочную и резолютивную (где содержится властное веление с указанием на норму права). Описат. и мотив, части могут быть совмещены в одну часть. Если закон допускает издание немотивированного постановления (или иного акта), оно состоит только из вводной и резолют. частей Акт может состоять и из «голой» резолюции на тексте какого-либо документа (напр., исполнительная надпись нотариуса).

45. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, СПОСОБЫ

Толкование права – это уяснение, а иногда и разъяснение смысла закона или иного нормативноправового акта. При толковании происходит переход от формы права (т. е. от текста закона) к содержанию права (т. е. к правовой норме). Поэтому полностью отказаться от толкования закона, как это предлагал, напр., Ч. Беккариа, нельзя. Без толкования закона, без уяснения его смысла невозможно его применение. Есть мнение, что толкование – это деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме. Однако это не всегда так, напр., правовой акт мог быть принят очень давно, после его принятия существенно изменились условия жизни общества, принципы правового регулирования. При этом текст закона остается вполне приемлемым с учетом современных условий в связи с чем он и не отменяется. Выявление воли законодателя – это лишь один из способов толкования закона, который обычно называют историческим. Всякое толкование предполагает уяснение смысла закона. Если толкование, кроме того, еще и разъясняет смысл закона – оно называется нормативным (или общим). Таковы, напр., разъяснения Пленума Верх. Суда. Нормативное толкование рассчитано на неоднократное применение, а точнее – на неоднократное использование, так как применяется не толкование, а норма права.

Способы толкования:

1) грамматический (филологический) – использование при уяснении текста закона знаний о языке, на котором изложен закон 2) логический – исходит из понимания нормы права в качестве суждения с деонтической модальностью. Еще Г. Кельзен обратил внимание на то, что норма права в своем логическом содержании является суждением с деонтической модальностью, для деонтической же логики характерен ряд особенностей, в частности иерархичность норм, их непротиворечивость, системность;

3) систематический – норма права толкуется в системе с другими нормами права и с учетом функционального единства правовых институтов, отраслей и права в целом;

4) исторический – выявление первоначальной воли законодателя, побудившей его принять данную норму и изложить ее именно так, а не иначе. При этом изучаются общественно-исторические условия, отслеживаются изменения в правовой терминологии, в понимании задач права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: