Применение права – это особый компетентный способ реализации права, включающий в себя все остальные (соблюдение, исполнение и использование) и представляющий собой властные меры, применяемые компетентными органами для реализации правовых норм.
Применение права необходимо в определённых ситуациях, а именно:
- когда по закону реализация нормы возможна путём властного решения компетентного органа;
- когда требуется конкретизация определённых прав, закреплённых за гражданином;
- когда субъекты права в принципе сами определяют свои права и обязанности, но требуется определённый контроль со стороны государства (к примеру, регистрация сделок с недвижимостьюства ();убъекты права в принципе сами определяют свои права и обязанности, но требуется определённый контроль со стороны госуда);
- когда необходимо применение санкций.
Применение норм права характеризуется тем, что в нём проявляется властная воля государства. Отличительной чертой является то, что применение – это способ реализации права, обладающий организующим свойством. Применение может осуществляться как государственными властными структурами, так и иными субъектами, а именно, работодателями, обладающими статусом юридического лица (к примеру, администрации кооперативов, АО).
Применение происходит по процедуре, предусмотренной в законе, и оформляется в виде письменного акта, документа. Есть только несколько случаев устного применения (принятие на работу при условии, что есть устное распоряжение должностного лица о начале работы; устное замечание, предусмотренное в правилах дорожного движения за незначительные нарушения; применение права в конклюдентных формах – жестовые сигналы регулировщика, носящие обязательный характер, и др.).
Таким образом, применение права – это государственно-властная деятельность компетентных органов, представляющая собой специально организованные действия по реализации юридических норм применительно к конкретному случаю. Это специальное средство управления жизнью общества со стороны государственно-властных структур. При этом нормы всегда распространяются на конкретный случай с вынесением соответствующего решения.
Существует ряд требований применения права:
1) Требование законности применения.
Это соответствие принимаемого решения закону с точки зрения процедуры принятия решений и соответствия этих норм конкретной ситуации. Законность означает исключение произвола, строгое следование предписанием норм права.
2) Требование обоснованность применения.
Это означает принятие решения с выяснением и учётом всех обстоятельств, которые необходимо выяснить по делу, что является возможностью достижения объективной истины по делу.
3) Требование справедливости.
Это требование означает приемлемость применения со стороны закона.
Применение норм права представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий. Выделяют следующие стадий правоприменительного процесса:
1) Установление фактических обстоятельств дела, т.е. юридической основы для принятия решения. Средствами установления являются доказательства, которыми служат сами факты и способы получения этих фактов. На данной стадии главной целью является достижение объективной истины по делу, под которой понимается полное соответствие выводов следствия или суда фактическим, реальным обстоятельствам.
2) Поиск нормы права.
На данной стадии происходит поиск и выбор нормы права, а также даётся юридическая квалификация совершённым действиям. Фактически речь здесь идёт об установлении полного состава правонарушения, т.е. юридической основы дела. Происходит логическая операция подведения конкретной ситуации под надлежащую норму закона.
3) Проверка и толкование нормы права.
Данная стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, её действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. В случае расхождений и пробелов установлен ряд правил:
- позже изданный закон отменяет предыдущий во всём том, в чём он с ним расходится.
- из двух актов разных органов, изданных одновременно, применяется акт, обладающий наивысшей юридической силой.
- при расхождении общефедерального акта с актом субъекта РФ в предметах ведения РФ и совместного ведения применяется первый.
- при расхождении между федеральным актом и актом субъекта в пределах его компетенции применяется последний.
- если обнаружен пробел в праве, то решается вопрос о применении правовой аналогии в двух её видах – аналогии закона и аналогии права.
Кроме того, в ходе проверки закон может быть подвергнут критике:
а) низшая критика закона – соответствие нормы официальному тексту.
б) высшая критика закона – имел ли орган полномочия принимать какую-либо норму.
4) Решение дела или вынесение правоприменительного акта, определяющего судьбу юридического дела и являющегося итогом правоприменительного процесса.
Акты правоприменения – это решения, приговоры, постановления, приказы и другие акты, изданные компетентными органами или должностными лицами, в которых решается судьба юридического дела на основании конкретной правовой нормы.
Акты правоприменения имеют индивидуально-определённый характер, т.е. относятся к конкретным лицам. Они являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства и обеспечиваются государственным принуждением. Акты исчерпываются однократным применением. По структуре классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен состоять из вводной части (где, когда, кто составил документ), описательной части (действия каких лиц подлежат оценке), мотивировочной части (оценка доказательств и вывод о том, какая норма должно применяться), резолютивной части (решение по делу).
Существует множество видов и классификаций правоприменительных актов:
- по юридической природе: правоохранительные (содержат меры ответственности), правоисполнительные, правообеспечительные (судебные, контрольно-надзорные, акты проверки), правовосстановительные.
- по форме выражения: устные и письменные; акты-докумены и акты-действия (делятся на словесные и конклюдентные).
- по субъектам издания: акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.
- и т.д.
5) Исполнение принятого решения.
На этой стадии происходит реальное исполнение принятого акта, доведение его до логического завершения. В случае неисполнения решения теряет значение весь правоприменительный процесс.