double arrow

Сан-Карло алле Куатро Фонтане


Церковь Иль-Джезу.

Первым образцом стиля барокко считается храм, церковь Иль Джезу. Стироилась она во второй половине 16в. И была достроена к 1575г (к году смерти Тициана, 1576г). Два основных архитектора: Джакома да Виньола (ему принадлежит проект), Джакома Делла Порта (оформление фасада)

Эта церковь была построена для монашеского ордена иезуитов. По архитектурной типологии это укороченная базилика с куполом на средокрестии. Главный фасад, за ним нет купола, сам фасад никак не связан с интерьером храма и решен с максимальной торжественностью. Фасад разделен на два яруса, оформлен с помощью малого ордера (в каждом ярусе свой). Более узкий верхний ярус по бокам оформлен с помощью гибких завитков волют, которые словно стекают вниз и связывают два яруса во едино.

Какие же признаки фасада дают нам право относить эту постройку к раннему барокко? Во-первых, это перенасыщенность стены архитектурным декором. Нет пустого места. Выделяется средняя часть с главным порталом. Все архитектурные формы удваиваются. Ордер в основном пилястровый. В верхнем ярусе четырежды повторяются парные пилястры, в нижнем ярусе тоже парные пилястры, а по сторонам портала появляются колонны. Сгущение пластики к центру.

Здесь удваиваются не только пилястры, но и фронтоны. Двойной фронтон — классический треугольный вписан в полукруглый лучковый. Оба фронтона находятся не в своем ярусе, а вылезают в поле антаблемента, разделяющего яруса. То есть в центре присутствует некая насыщенность и нарушение архитектурных норм.

В архитектуре барокко нет ни гладкой плоскости стены, ни спокойной протяженности линии. Везде где только можно барокко разбивает стену выступами и нишами, и раздробляет горизонтальные пояса карнизов раскреповками.

Колонны или пилястры под раскреповкой — любимый элемент барокко. Обилие архитектурных и пластических элементов на фасаде создает сложную богатую светотеневую игру и придает фасаду живописность и динамизм. Эти качества говорят о том, что это первая постройка выполненная в стиле барокко.

Огромный вклад в архитектуру итальянского барокко внесли три архитектора: Карло Мадерна (ранний), Франческа Борромини, Лоренцо Бернини.

Это самое необычное барочное здание было построено архитектором Франческа Борромини - церковь овальная в плане. Это небольшой монастырь. Сам храм называется в переводе «церковь св. Карла у четырёх фонтанов».

Это была церковь маленького и бедного монашеского ордена Тринитариев, которые смогли купить только маленький участок в Риме на пересечении двух улиц (перекресток четырех фонтанов).

Храм овальный в плане. Перекрыт овальным куполом с кессонами весьма сложной формы. Столь же необычен его двухъярусный фасад, оформленный малым ордером. Стена фасада извивается, то слегка прогибается, проступает назад, то выступает вперед. Ее движению вторят линии перекрытия, и то же самое происходит наверху.

Такого до Борромини не было никогда.

Если вначале, в Иль-Джизу, барокко беспощадно дробило прямые линии и ровные гладкие поверхности выступами, то теперь стиль совсем отказывается от прямых и обращается к кривым линиям и изогнутым поверхностям.

Более того, сама тяжелая масса камня словно приобретает податливость глины или воска и приходит в движение, волнуясь и выгибаясь. Это очень любимый мастерами барокко прием преображения материи (выдать одну субстанцию за другую). Бернини, работая в скульптуре, с гордостью говорил: «я превратил мрамор в воск», «я могу в мраморе изобразить все: мягкость человеческой кожи, пушистый мех, воздушные кружева, атлас, бархат».

Стены как таковой нет. Колонны объемные, сочные, с пластикой капителей. Между ними втиснуты ниши, в нишах статуи.


Сейчас читают про: